nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Larry Coryell в Москве! Интервью с легендой джаза и крестным отцом музыки fusion.

стиль:

Larry Coryell в Москве! Интервью с легендой джаза и крестным отцом музыки fusion.
Ларри Корьелл (Larry Coryell; род. 2 апреля 1943, Галвестон, Техас) - американский джаз-фьюжн гитарист. Ларри - один из величайших мастеров гитары, признанных в мире. За 40 лет он записал более 75 альбомов как лидер группы, солист и аккомпаниатор. Легионы его фанатов с конца 1970-х называют его «богом гитары», «настоящим музыкантом возрождения, который превосходит во всех стилях игры», также New York Times окрестила его пионером rock-jazz fusion, а Dan Ouellette из Down Beat Magazine назвал его «крёстным отцом фьюжн».
Ларри Корьелл родился в Галвестоне, штат Техас, 2 апреля 1943 года. Он пробовал играть на разных инструментах, пока не остановился на гитаре. Его первыми вдохновителями были Chet Atkins, Chuck Berry, Уэс Монтгомери.
Он прилетел в Нью-Йорк через Сиэтл в 1965 году и начал вытачивать свои инструментальные навыки как основу своей музыкальной экспрессии. Чтобы освоить все аспекты гитары, Ларри также занимается классической гитарой вместе с Leonid Bolotine. После инкарнации первой ступени своей виртуозной техники Ларри получает свою первую большую работу у Killer Joe Piro, а национальное признание приходит к нему во время работы в Gary Burton Quartet в 1967 г.
С конца 60-х начала 70-х гг Ларри начинает пользоваться большим спросом как гитарист любого музыкального жанра. В этот период он являлся частью роковых экспериментов с Jack Bruce, Jimmy Webb, 5th Dimension, Charles Mingus, Billy Cobham, Chick Corea и John McLaughlin. Через альбомы производимые в этот период, Ларри Кориелл проявляет себя как музыкальный пророк, сумевший слиять Rock, Jazz, восточные тональности, размеры и выстреливающие классическими рифами импровизации свободной формы.
В 1974 году Ларри создаёт самую популярную фьюжн-группу всех времён «The 11th House», в которой принимает участие его друг и коллега Randy Brecker. После распада группы он подписывает контракт с Clive Davis для Arista Records, где он записывает серию сольных альбомов используя способ прямой записи на диск вместе с Brecker Brothers.
С 1980 года и по сегодняшний день записи и живые выступления Ларри Кориелла проходят на различных площадках, начиная с маленьких клубов и заканчивая большими концертными аренами. Он является постоянным хэдлайнером Blue Note и Iridium в New York City, Catalina’s в L.A., Blues Alley в Washington DC и Ronnie Scott’s в London, Porgie & Bess’ в Vienna. Он также принимает участие в больших фестивалях на открытых площадках дальнего востока, Европы, Бразилии, аншлагах в London’s Barbican.
В 2007 The Hal Leonard Corporation выпускает автобиографию Ларри «Improvising, My Life In Music» и ретроспективу его композиций, с работами отображающими полный спектр его сорокалетней профессиональной музыкальной деятельности, как композитора и новатора. В последние годы Ларри приносит свои знания и профессиональную технику самым лучшим студентам University of Washington, добавляя к своему статусу «тот кто может не только делать, но и учить» уже признанными его собственными двумя книгами в твёрдом переплёте опубликованными Miller-Freeman.
У Ларри есть своя профессиональная линейка гитар выпускаемых компанией Cort. Он также представляет Parker Guitars, Sibelius Music Software, DR Strings и the Henriksen «Jazz Amp».

Интервью состоялось 3 ноября 2014 в клубе Алексея Козлова после единственного концерта Ларри Корьелла в Москве.


Виктор Радзиевский-мл. (В.Р.) : Здравствуйте, Ларри, рад Вас видеть!


Ларри Корьелл (Л.К.) : Здравствуйте, Виктор, спасибо!

В.Р.: По моей информации, завтра Вы планируете посетить джазовый фестиваль «Jazz Province» в Курске. Я бы хотел узнать о Ваших впечатлениях последних двух дней – я имею в виду выступления в Большом зале Филармонии в Минске, а также клубе Алексея Козлова. Остались ли Вы довольны аудиторией и организацией концертов?


Л.К.: Да, очень доволен! Впечатления о Минске фантастические и о вчерашнем выступлении здесь в Москве могу сказать то же самое.

В.Р.: А как Вам зрители?


Л.К.: Они любят музыку. Реакция на музыку была очень живой, я был очень рад этому.

В.Р.: В чем Вы видите разницу между российской аудиторией и зрителями, например, из Канады, США, других стран?


Л.К.: Люди очень похожи. Я недавно завершил выступления в Канаде, в Торонто. Зрители принимали нас с большим энтузиазмом. Так же, как в Минске и Москве.

В.Р.: Русские и белорусские зрители очень похожи. Вчера Вы сказали мне, что Вам нравятся произведения Сергея Прокофьева…


Л.К.: Безусловно!

В.Р.: Почему именно Прокофьев и что Вы можете сказать о других российских музыкантах и композиторах? Кто из них является лидером Вашего личного рейтинга?


Л.К.: Хм, я не думаю о том кто из них первый, второй, третий или четвертый. Для меня нет единоличного лидера. Но я люблю музыку Прокофьева потому, что её звучание очень близко к джазу. Мне это нравится.

В.Р.: Интересно.


Л.К.: Шостакович также великолепен. Я сегодня слушал Шостаковича в исполнении Ленинградского симфонического оркестра. Это был марш. Большой марш был частью произведения и это было очень интересно. Это была музыка из кинофильма «Овод». Исключительная музыка. Мне очень понравилось то, что она совершенно не похожа на западноевропейскую. Она свежая, ни на что не похожая.

В.Р.: Свежая, но тем не менее она следует в традиции русской классической школы.


Л.К.: Это отличная традиция.

В.Р.: Я имею в виду традиции Чайковского, Рахманинова, и т.д. Несомненно, Прокофьев – один из лучших и наиболее известных русских классических композиторов XX века. При этом любопытно то, что обычно, говоря о джазовой музыке, русские вспоминают как-раз Шостаковича. Ведь он был одним из первых композиторов в СССР, написавших джазовую сюиту.


Л.К.: Я этого не знал.

В.Р.: Это действительно так! Он написал джазовую сюиту, что для советского времени было невероятно! Кажется, это были 60-е, или начало 70-х.
Ларри, пожалуйста, помогите мне найти ответ на чисто теоретический вопрос. Какой стиль джазовой музыки мы на сегодняшний день можем называть «современным»? В чём разница, например, между современным джазом и фьюжн? Ведь некоторые утверждают, что фьюжн это исключительно электронная музыка, а джаз – акустическая. Вы согласны с этим?


Л.К.: Нет. Можно играть фьюжн на акустике, а современный джаз на электронных инструментах. Стиль музыки в действительности рождается в голове музыканта.

В.Р.: Хорошо, и в чём же тогда разница между современным джазом и фьюжн? Я не имею в виду бибоп, хард-боп и т.п., я говорю о сегодняшнем современном джазе.


Л.К.: По моему, значительная часть современного джаза очень близка к бибопу и пост-бопу. У нас у всех имеются свои точки отсчета, но лично для меня – если звучание отсылает нас к другому времени, если звук «старый», то это не «современный джаз». Однако можно исполнять джаз в одном из старых стилей и при этом оставаться современным.

В.Р.: Да, тут имеют значение исполнительская техника, свежие идеи…


Л.К.: Дело в голове, все начинается с неё. Конечно, имеется совершенно чёткая граница между фьюжн и джазом с точки зрения гармонии. В джазе используется «интервальная гармония». Другими словами, в типичном джазе часто применяется схема разрешения «два-пять-один». Это именно то, что отличает типичный джаз. Во фьюжн часто можно встретить гармонию, похожую на «два-пять-один», но которая на самом деле таковой не является. В этом стиле музыканты не так сильно опираются на квадрат. Во фьюжн чаще применяется «гармоническая модель» (модальность), а во многих случаях просто оригинальная гармония. Это напоминает позднего Колтрейна.

В.Р.: Да, несомненно. Тут присутствует небольшой парадокс. Мы говорим о музыке фьюжн, а фьюжн зародился в 70-х, не так ли?


Л.К.: Верно.

В.Р.: Но до этого у нас была, например, босса-нова, а ведь это тоже фьюжн, т.к. присутствует сплав классических джазовых гармоний и типичных ритмов самбы. Почему это не фьюжн? Это фьюжн!


Л.К.: Я не стану возражать. Не надо забывать, что все зависит от музыканта, играющего эту музыку, от джазового исполнителя. Благодаря своему джазовому таланту он может превратить музыку любого стиля в нечто прекрасное. Это именно то, что Стэн Гетц и проделал с босса-новой. Я также люблю босса-нову в исполнении Чарли Бёрда.

В.Р.: Безусловно. И его отсылки к испанской музыке. Это великолепно!


Л.К.: Да. Если обратиться к ранним этапам развития джаза и вспомнить, например, St. Louis Blues в исполнении W.C. Handy, в оригинальной версии интерлюдия к этому произведению представляла собой румбу! А ведь это латиноамериканская музыка. Т.е. перед нами очередная разновидность фьюжн.

В.Р.: Так и есть!


Л.К.: Периодом расцвета фьюжн в современном представлении, как Вы и сказали, стали 70-е годы.

В.Р.: Выходит, это только название было придумано в 70-е…


Л.К.: Да. До этого мы называли это «джаз-рок».

В.Р.: Да. Потом, появился поп-джаз, представителем которого, в частности, был Джулиан Кэннонбол Эддерли с его «Mercy, Mercy, Mercy»…


Л.К.: Это то, что мы называем «соул музыкой». Тут вспоминаются Хорас Сильвер, Кэннонбол Эддерли, Рэй Чарльз… Соул это что-то домашнее, простое, но это тоже джаз.

В.Р.: Ларри, политическая ситуация между США и Россией на сегодняшний день выглядит повторением Карибского кризиса 1962 года. Как эти процессы влияют на музыкальный мир и мир искусства в целом?

Л.К.: Мы, артисты, музыканты – хотя тут я могу говорить только за себя – но, мы не ангажированы политически. Я не ангажирован и не закладываю никаких политических посланий в свою музыку. В ней нет никаких посланий кроме самой музыки. Большинство моих друзей-музыкантов, я уверен, хотели бы установления дружественных отношений между США и Россией. Возможно, нам нужно устраивать больше джазовых концертов. Люди, которые приходят на наши концерты в России влюблены в музыку. Они не декларируют никаких политических предпочтений. Они попросту забывают обо всех этих проблемах, им достаточно просто музыки. Музыка приносит им радость. А мы со своей стороны рады быть исполнителями. Это наш способ устранения разногласий и кризисных ситуаций, о которых Вы сказали. Мы просто отодвигаем их в сторону и наслаждаемся моментом.

В.Р.: В чем же заключается Ваше музыкальное послание?


Л.К.: Музыка сама по себе это послание. Мы играем инструментальную музыку, это просто звук. Но если бы я мог что-то к этому добавить, я бы сказал, что был бы счастлив, если бы моя музыка стала для кого-то вдохновением и позволила бы людям узнать что-то новое.

В.Р.: Некоторые музыкальные эксперты утверждают, что музыка фьюжн несет в себе философию, отвечающую запросам авангарда глобализации. Музыканты фьюжн собираются вместе, привнося в это направление музыки элементы различных культур, этнические мотивы и т.п. Т.е. присутствует определенная философия. Как Вы определяете философию своей музыки?


Л.К.: Для меня музыка говорит сама за себя. По большому счету в мире джазовой музыки, в котором я живу вот уже много лет, отсутствуют какие-либо категории. Если у тебя получается смешивать один стиль с другим и это получается органично – замечательно.

В.Р.: Ларри, каковы Ваши планы на ближайшие пару лет?


Л.К.: Я бы хотел завершить производство моей оперы «Война и мир» (War and Peace). Премьерные выступления состоятся в конце этого года на Балканах – в Словении, Хорватии, Словакии. Но, при наличии такой возможности, я бы хотел привезти эту оперу и в Россию.

В.Р.: Уже известны даты концертов?


Л.К.: По-моему, первый запланирован на 2 или 3 декабря, не помню точно.

В.Р.: Уже очень скоро!


Л.К.: Да, поэтому после окончания этого тура я полечу в Словению.

В.Р.: Теперь все наши зрители и читатели узнают об этом и смогут посетить Ваши концерты даже на Балканах.


Л.К.: Отлично!

В.Р.: Огромное спасибо! Это был Ларри Кориелл!


Л.К.: Спасибо и Вам!

Беседовал Виктор Радзиевский-мл.
Первая публикация на сайте Радио 1jazz.ru

на фото Виктор Радзиевский-мл. и Ларри Корьелл


авторы
Виктор РАДЗИЕВСКИЙ - мл.
музыкальный стиль
фьюжн
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с гитаристами
Terje Rypdal - официальный, неофициальный, настоящий Игорь Бойко - профессионал всех стилей Keb Mo - талисман Кевина Мура Энвер Измайлов - неправильный гитарист
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com