nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

McCoy Tyner - Маккой Тайнер в Вильнюсе

McCoy Tyner - Маккой Тайнер в Вильнюсе  Летний длинный — почти в полтора месяца музыкальный фестиваль в столице Литвы стал традицией. Разумеется, он заполнен музыкой академических жанров, но в свободной Литве классики все же признали присутствие некоторых достоинств и у музыки джазовой и сейчас этот длиннющий марафон под названием ФЕСТИВАЛЬ ВИЛЬНЮС-ТАКОЙ-ТО ГОД всякий раз украшает какая-нибудь джазовая звезда. В 2000 году она назвалась Маккой Тайнер.

О том, что Тайнер будет играть на фестивале "Вильнюс-2000", было известно за полгода. И он на самом деле приехал. Приехал в понедельник, во вторник выступил на пресс-конференции, а в среду сыграл двух часовой концерт из девяти пьес и десятой на бис. Затем отправился на Запад завершать свое европейское турне, начатое в Вильнюсе. Он так и не узнал, что связан с этим городом ментально. А между тем именно этот чернокожий пианист оказал сильное влияние на молодого Вячеслава Ганелина, который, как известно, заложил фундамент профессионального джаза в столице Литвы. В то время, в начале шестидесятых, все музыканты были загипнотизированы творчеством золотого квартета Джона Колтрейна. Саксофонисты бредили Колтрейном, а пианисты — Тайнером. Кумиром барабанщиков был колтрейновский ударник Элвин Джонс. Он тоже приезжал в Литву. На каунасский фестиваль. Так вот барабанщик первого трио Ганелина (его звали Александр Мельник) был большим поклонником Элвина Джонса и полностью освоил его известную триольную школу. Ганелин же особенно восхищался стилем левой руки Тайнера и упорно упражнял свою левую играть в тайнеровской риффовой манере. Кстати, Маккой Тайнер, как оказалось, пишет левой рукой, той самой, которая играет гениальные риффы, столь известные во всем джазовом мире. Когда вспоминаешь порядки, царившие в стране в шестидесятых годах, и приэтом видишь как живой Маккой Тайнер, своей левой рукой, той самой, легендарной… ставит тебе автограф в программку… знаете, слегка едет крыша.

Он родился в Филадельфии. Ему уже 62 года, но седины почти незаметно, зато есть на затылке маленькая смешная косичка-хвостик по давней джазовой моде. Очков не носит, выглядит на пятнадцать лет моложе и играет все наизусть. (Великий Чик Кориа, игравший два года назад на той же сцене и том же месте слева, на девять лет моложе Тайнера, но выступал весь обложенный нотными "портянками" и в очках.) А ведь в жизни Тайнера хватало драматических моментов. Пожалуй, самый крутой из них — разрыв с Колтрейном. Мировой джазовый зрачок остановился на Тайнере именно когда он пять лет сотрудничал с этим гениальным саксофонистом. До сих Тайнер называет Колтрейна своим университетом. На пресс-конференции мистер Маккой Тайнер был отменно добродушен, шутил, все время улыбался. Тем не менее его сдержанности мог позавидовать иной дипломат. Вот как он рассказал о своем уходе от Колтрейна: "В семье жить хорошо, но наступает время покинуть семью и жить отдельно".

Вот так красиво и даже романтично. Хотя в жизни было несколько по иному: золотой квартет разваливался мучительно и долго. Первым ушел ударник Элвин. В Японии во время концерта прямо со сцены ушел контрабасист. Стало быть, без истерик не обошлось… Но у Тайнера, видимо, огромный опыт общения с прессой: он был непроницаем, как сфинкс, и улыбчив, словно большой добрый кот. Пять лет он жил на вершине мировой джазовой пирамиды, горным воздухомдыша…А потом пять лет подрабатывал таксистом в Нью-Йорке. Играл и музыку. Всякую и странную. Хорошо помню, как по Союзу ходила такая история. Будто бы Хэрби Хэнкок и Чик Кориа на своем дуэтном концерте вышли на сцену в майках, на которых было написано, что Маккой Тайнер плохой пианист. Когда в Вильнюсе на пресс-конференции попросили Тайнера подтвердить или опровергнуть эту байку, маэстро рассмеялся и сказал, что не помнит, чтоб такое было. Но если и было, то это не более, чем веселый розыгрыш, или как сейчас принято говорить — стеб.

Он производит впечатление сильного, никогда не унывающего человека. Свои музыкальные метания он называет путешествиями, приключениями и это его увлекает. Наверное поэтому он так молод в свои 62?

В Вильнюсе он обещал сыграть несколько разных пьес. Авторских и "вечнозеленых". Говорил, что будет не только играть трио, но и солировать.

Как обещал, так и сыграл.

В свое время И.С.Бах говорил, что музыка — весьма простая вещь, нужно только вовремя и нужным пальцем нажать нужную ноту. А по теории густот дело обстоит еще проще: музыка — это череда сгущений и разряжений. Американский пианист Маккой Тайнер — самый лучший иллюстратор высказанных сентенций. Он сгущает энергию и пространство риффами левой руки, заставляя душу волноваться и трепетать, а потом — купает ее в искрящемся звездном бисере своих пентатоник. Свои всемирно узнаваемые, "тайнеровские" пентатоники маэстро играет правой рукой, применяя особую технику. Запястье при этом выгибается вверх, кисть как бы проваливается, пальцы округляются и превращаются в этакие молоточки, выбивая из клавиатуры острые, колкие, серебристые звуки.

Стилистка Маккой Тайнера — вне главного течения в джазе — мэйнстрима. Тайнер располагается где-то сбоку, а некоторые критики старшего поколения причисляют его даже к авангардистам. Вильнюсская аудитория имела возможность убедиться, насколько потрясающе "авангардист" Маккой Тайнер играет древний "страйд-пиано". Тайнер родился в 1932 году. Музыканты его поколения страйд уже не играли. Стало быть, он освоил его специально. И наверное — в своих "музыкальных путешествиях", которые он стал совершать с тринадцатилетнего возраста. Могу с полной ответственностью заявить: страйд такой художественной высоты в послевоенной Литве звучал всего один раз во время сольного концерта польского пианиста Адама Маковича (кстати, тоже в прошлом — авангардиста).

И вот мы слушали настоящий американский страйд. И в быстром темпе и медленном и в самом "сладком" — среднем…Кстати самым пленительным страйдом в среднем темпе Маккой Тайнер закончил свое выступление. Это был единственный "бис", и сколько его ни вызывали, так и не вышел. И это понятно: все-таки уже пожилой человек.

А вот басист из трио наверное, играл бы всю ночь — жутко энергичный молодой человек. Родом он из джазовой династии Моффетов. У этого веселого, невероятно общительного юноши известный отец — Чарльз Моффет, барабанщик знаменитого Орнетта Колмана. Нашего гостя зовут Чарнетт, это имя сложено из двух — отца (Чарльз) и Орнетта. (Интересная деталь, не правда ли...)? Чарнетт Моффет понравился публике кажется больше, чем его босс — Тайнер. Он обращался с котрабасом как с гитарой. А на бас-гитаре просто играл фламенко. Хотя искушенный вильнюсский зритель видел феноменального крымчанина Энвера Измайлова, который на гитаре играет ипартию баса, и вместо барабанов, он все же не устоял, поддался чарам Чарнетта Моффета и обольщенный бешено аплодировал. После концерта у служебного входа Чарнетт упаковывал свой бас в огромный фирменный чехол и донимал беспомощную дежурную вопросом, когдаже его поведут покушать…

Третий участник трио — роскошный ударник Ал Фостер. 13 лет он проработал с величайшим революционером и реформатором джаза — ныне покойным Майлсом Дэвисом, переиграл со всей американской джазовой элитой, в том числе и с Хэнкоком. Господин Кевишас, директор Национальной Филармонии пообещал, что в следующем году он постарается привезти на вильнюсский фестиваль Хэрби Хэнкока.

На концерте трио Маккой Тайнера собрался весь джазовый и неджазовый бомонд. В зале было негде яблоку упасть. И хотя большой зал Национальной филармонии по своей акустике — не лучшее место для джазового исполнения, мне все же хочется искренне пожалеть тех людей, кто не пошел или не попал на этот концерт.

Олег МОЛОКОЕДОВ

2000


стиль
джаз
автор
Олег МОЛОКОЕДОВ
страна
США
музыкальный стиль
мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела концерты 1998 - 2000 года

  • стиль: джаз, джаз
Когда Энди Саммерс в составе рокового супертрио "Police" побывал в Нью-Йорке 15 лет назад, ему пришлось играть перед десятками тысяч фэнов на нью-йоркском стадионе "Shea Stadium". Такого грандиозного шоу здесь не проводилось со времен битловских ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыкантов, играющих на джазовой губной гармонике, в мире можно сосчитать по пальцам, они – избранный круг. Миланец Бруно де Филиппи, выступивший недавно в Санкт-Петербурге, входит в эту "гармоническую" элиту. Джазмены используют хроматическую ...
  • стиль: джаз, джаз
В небольшом и действительно Овальном зале московского Союза музыкантов на Большой Никитской в Москве состоялся концерт. Ничего, казалось бы, особенного, но такое чувство, что что–то перевернулось, что этот, один из десятков московских концертов и ...
  • стиль: джаз, джаз
Со сцены потянулись жаркие и сладкие аккорды былой песни "Begin The Bequine". Я, как и многие, наверное, тут же вспомнил ее слова: "Let the love that was once a fire remain an ember, let it sleep like the dead desire we will remember". Из глаз одной ...
  • стиль: джаз, джаз
Второй филармонический концерт Геннадия Кагановича в Минске состоялся в Камерном зале Белгосфилармонии (костел Св. Роха). Ведущая объявила концерт спонтанной импровизации; на афише стояло: "классика, авангард, джаз, фолк". Артист импровизировал на ...
  • стиль: джаз, джаз
Любому знатоку российского джаза знакомо имя Геннадия Гольштейна. Его звезда взошла на джазовом небосклоне еще в 50-е годы. Работа в знаменитом в те годы ленинградском джазовом оркестре Иосифа Вайнштейна созданным совместно с трубачом Константином ...
  • стиль: джаз, джаз
Едва не задев небрежно брошенный на софу большой тенор-саксофон, я села, дожидаясь назначенного мне приема у остеопата на большой кухне, переполненной людьми, пришедшими без назначения. Ровно в 4.30 он появился; я встала и сразу же упала обратно, ...
  • стиль: джаз, джаз
Бостон, американская "северная столица", всегда был с Нью-Йорком в натянутых отношениях. В Нью-Йорке все, как известно, самое-самое, и в ответ на наглое хвастовство жителей Большого Яблока бостонцы научились ловко отбрехиваться в том смысле, что ...
  • стиль: джаз, джаз
Maленький городoк почти poвнo пoceрединe Aмерики, где, ecли бы нe его (дoвoльнo знaменитый) унивeрситет, быть бы oбыкновeннoй заxудалoй фepмеpcкoй дыpe. Oднaкo, нaxoдяcь нa paвном — что такoe для США 150 километров пo xopoшей дopoгe? — удалении от ...
  • стиль: джаз, джаз
Riemergasse 11, Wien, 1010 — "Porgy & Bess". Дорогие друзья, уважаемые коллеги и просто любители джазовой музыки, за­помните этот адрес! 28 декабря, после почти двухлетнего молча­ния, при огромном стечении на­рода открылся новый джаз-клуб со старым ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com