nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Виктор Радзиевский о фестивале Radio 1jazz.ru и не только

стиль:

Виктор Радзиевский о фестивале Radio 1jazz.ru и не только
В преддверии уже четвертого по счету фестиваля Radio 1jazz.ru, который пройдет в Москве 11 и 12 октября 2014 года с директором фестиваля, журналистом и джазовым продюсером Виктором Радзиевским побеседовала Ольга Карпова, генеральный директор информационного портала «Jazz Map & News»

О.К.: Когда состоялся первый фестиваль Radio 1jazz.ru и какой была его основная идея?

В.Р.: Большое спасибо, Ольга! Мне было очень приятно получить предложение об интервью, особенно в преддверии IVфестиваля Radio 1jazz.ru, который, я напомню, состоится уже 11-12 октября.

Только не смейтесь, но впервые он прошел в «День Дурака» — 1 апреля 2013 г. в клубе Алексея Козлова, т.е. практически два года назад. Это был единственный свободный выходной в расписании клуба, и мы на Radio 1jazz.ruвсерьез боялись, что люди примут наши начинания за шутку. В анонсе я даже написал, что это не обман и все действительно состоится. Уже потом взял на заметку, что мог бы получится неплохой розыгрыш. Вместо джаза, например, фестиваль современной польки.

С того времени, место проведения не изменилось. Думаю, что любой организатор в этом смысле ищет постоянства и пытается взращивать проекты на уже хорошо изученной почве. Сейчас уже сложно представить этот фестиваль в каком-либо другом месте. Клуб Козлова стал нам абсолютно родным.

Первый фестиваль длился один день, и в нем приняли участие всего четыре ансамбля. По большому счету, это было первое музыкальное мероприятие, которое я организовал в своей жизни. Сейчас даже стыдно вспомнить, как терялся на сцене, забывал слова и думал: «Быстрее бы все закончилось». Вместе с тем, это был первый важный шаг, за которым последовали следующие.

Основная идея была до абсурда простой — популяризировать джаз, особенно в среде молодежи, к которой и я до сих пор отношусь. К тому же, хотелось порадовать постоянных подписчиков и слушателей Radio 1jazz.ru. До этого проект функционировал исключительно в интернете. Для нас это был выход на новый уровень.

В третьем фестивале приняло участие 18 бэндов, в этот раз мы решили уменьшить количество до 16-и.

Думал ли я тогда, в «День Дурака», что все так сложится?! Нет. Но как дурак мечтал.

О.К.: Кто за всем этим стоял? Сейчас фестиваль организуют те же самые люди?


В.Р.: Ваш покорный слуга — Виктор Радзиевский, а также директор Radio 1jazz.ruГеннадий Люлин. За два года наша команда не изменилась. К сожалению, Геннадий живет не в Москве, поэтому так или иначе 90% организаторской работы выполняю я.

На самом деле, это только кажется какой-то неподъемной задачей. Если сделать четкий план и простроить в голове схему, то все упорядочивается и работает как часы. Я горжусь тем, что наш фестиваль начинается ровно в срок, музыканты не выбиваются из тайминга, и все проходит по задуманному сценарию. Мне довелось бывать и работать на других фестивалях. Хвастливо будет сказано, но в этом смысле, многие коллеги от нас отстают.

О.К.: Как создатель и вдохновитель фестивалей Radio 1jazz.ru Виктор Радзиевский представляет себе хорошую музыку? Как отличить искреннюю музыку от коммерческой?


В.Р.: Это философский вопрос. Я сторонник неопозитивизма, поэтому считаю, что нет объективных критериев, которые могли бы отделить хорошую музыку от плохой. В свое время я даже пытался разработать эти критерии и разными способами доказать, что И. С. Бах неизмеримо выше «Тимоти» (не в обиду последнему). К сожалению, это невозможно. Мироустройство признает их равными, и только мы можем решить для себя, кто из них лучше. Менее относительным это не станет.

Вместе с тем, я убежден, что любое искусство имеет божественное происхождение. Это один из способов познания и постижения вселенной — нить, которая связывает нас с мирозданием, придает жизни смысл. Для меня искусство — это вечный поиск бога (в широком смысле), поэтому я считаю хорошей музыкой ту, что направлена на познание. Эта музыка не приемлет клише, она осмысленна, прожита и отталкивается от нравственного мира художника, несет в себе его энергию, своего рода импульс, который так или иначе воздействует на окружающий мир.

Это, в свою очередь, отличает искреннюю музыку от коммерческой, т.е. изначально созданную для максимального заработка. Импульс, который исходит от последней, имеет несколько иную природу, что исключает ее из разряда искусства. По аналогии — брак по любви, или фикция. С другой стороны, по закону все равно брак остается браком… Но никто и не говорил, что будет легко. Философия не точная наука. Не стану скрывать, что я в буквальном смысле презираю людей, которые пытаются не просто заработать, но нажиться на искусстве и музыкантах, тех, кто ставит во главу угла только деньги. Не представляю, как они вообще живут, ведь не жизнь это вовсе, а инфернальное существование.

О.К.: Является ли коммерческий успех антитезой свободной музыке? Бизнес и гармония (музыкальная) — две вещи несовместные?


В.Р.: Не соглашусь с этим утверждением. Художникам же нужно что-то есть?! Какое-то искусство может быть коммерчески успешно, а какое-то — нет. Важно, что мы в него вкладываем. Импульс, о котором я говорил ранее. Если конкретное искусство понравилось публике и они поощрили его большими деньгами, в этом нет ничего плохого. Другое дело, что тот, кто платит, тот и заказывает бал. Мне кажется, что в этом случае музыканту главное не потерять себя и придерживаться изначальных мотивов, пытаться достичь той самой гармонии, не предавая свое дело и не лишая себя средств к существованию. К сожалению, не у всех получается найти баланс. За примерами из разных крайностей далеко ходить не надо. Бизнес в целом подавляет и подчиняет любое искусство потребностям рынка. Наблюдать это страшно и противно, еще хуже — ощущать бессилие и невозможность что-либо изменить. Пока у меня есть запал, буду бороться. Надолго ли хватит?! Не знаю.

О.К.: Как менялась публика, которая приходит на ваши фестивали? Качественно и количественно.


В.Р.: На первом фестивале было чуть больше 200 (двухсот) человек, на последнем — в районе 1000-и. Костяк первого фестиваля составляли студенты муз. училищ, поэтому было много их друзей, родителей. Сегодня, помимо студентов, на фестивале выступают такие гиганты современной импровизационной музыки, как Даниил Крамер, Сергей Манукян, Алексей Круглов, Петр Востоков, Алексей Подымкин, Владимир Нестеренко, Наталья Скворцова и многие другие. Публика изменилась качественно. Прибавилось истинных ценителей джаза.
Сильнее стал и PR-ресурс. Многие приходят со стороны, чтобы познакомиться с джазом. Одно могу сказать точно: количество молодой публики не снизилось. По моим подсчетам, она все так же составляет 60% аудитории.

Приходите и все увидите сами! Уже скоро!

О.К.: Кого на фестивали Radio 1jazz.ru приглашают в первую очередь?


В.Р.: Если ты организатор фестиваля, то твой единственный критерий — тебе нравится, или не нравится. Звучит, может быть, эгоистично, но я просто приглашаю музыкантов, чью музыку оцениваю с эстетической точки зрения и считаю важной показать людям. Хочется, чтобы случился настоящий обмен встречными потоками флюидов, произошло волшебство, иначе, зачем все это?!

Еще я не привлекаю музыкантов иных стилей. Если фестиваль джазовый, то играть на нем должны джазовые музыканты, которые работают в русле импровизационной музыки. На мой взгляд, это большая ошибка крупных фестивалей, когда они пытаются завлечь аудиторию, приглашая известных рэперов, ди-джеев и так далее.
К вопросу о коммерции и о том, кто заказывает бал.

Тогда не называйте этот фестиваль джазовым, или выделите им отдельную сцену и не педалируйте на их участии. Внутри самого джаза столько всего, что за жизнь не переслушать. Посмотрите список участников нашего фестиваля. Вы встретите ансамбли, играющие авангард, мейнстрим, джаз-рок, латинский джаз, фанк, блюз, но не хэви-металл, или классическую музыку. Это другая музыка, не менее прекрасная музыка, но для нее есть другие фестивали.

О.К.: Какое будущее ждет эту прекрасную фестивальную идею? Путешествия по городам и весям или…?


В.Р.: Плохой из меня Оракул. Мы провели два фестиваля в Петербурге, последний — в Филармонии Джазовой музыки. Из-за натянутых отношений с администрацией филармонии пришлось свернуть этот проект. Новой площадки я пока не нашел. Очень грустно. Все так хорошо начиналось: 500 человек в зале, 7 ансамблей на сцене…

Было бы классно возродить фестиваль в Петербурге и сделать похожие в других городах. Для этого нужно больше рук. Одним словом, мои клоны от Калининграда до Владивостока. На людской энтузиазм уже не уповаю, надеюсь на прорыв в науке.

О.К.: Каким вы видите предстоящий фестиваль?


В.Р.: Вижу, что это будет два потрясающих вечера в компании единомышленников. Клуб Козлова будет ходить ходуном от свинга, рекой будет литься вино, люди будут смеяться, улыбаться, влюбляться, мечтать, дышать джазовым воздухом свободы. Осталось совсем немного. Быстрее бы!

Оригинал статьи на сайте «Jazz Map & News»


страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с другими
Йонас Ючас - Программа Kaunas Jazz - это ступени Михаил Фрейдлин - Джаз родился благодаря одесситам. Мы это докажем Михаил Трофимов - Знал же, зачем шел в журналистику!!! Беркли-Ереван-Беркли
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com