"...его музыка — утверждение всего земного, а не бегство от него. Он ни от чего не бежит, он курит марихуану не для забвения жизни, как другие пропащие людишки; он играет на саксофоне не для того, чтобы прятаться за оградой звуков; он проводит недели в одиночках психиатрических клиник не для того, чтобы спасаться там от всяких давлений, которым он не в силах противостоять. В музыке Джонни желание всегда заслоняет наслаждение и отбрасывает его, потому" что желание заставляет идти вперед, искать, заранее отметая "легкие победы" традиционного джаза"
Хулио Кортасар. "Преследователь"
Количество легенд об этом человеке явно превышает все мыслимые пределы, и сегодня разобраться в том, где истина, а где выдумка, не так-то просто. Да, наверное, и не нужно. Не хочется еще раз копаться в деталях его биографии, сравнивать версии, находить правдоподобные объяснения... Пусть миф становится правдой, неважно, что там было на самом деле; вот и рассказ Кортасара добавил несколько ярких, хоть и не обязательно существовавших штрихов к этому портрету, Интересно другое. И современники, и потомки — все считали его гением, и вполне справедливо, но и те, и другие почему-то упрямо отказывали ему в праве оценивать самого себя: Мол, иrpaeт-то он как бог. но, беда какая, не всегда соображает, что он там такого наиграл, вот и выпендривается потом, кричит, что то это ему не нравится, то другое не нравится, требует уничтожить запись или по крайней мере не выпускать ее в свет...
Странно, но почему широкая публика и критика(да и другие джазмены в том числе) не желают признавать, что музыканту или его продюсеру все же виднее, которая его запись получилась лучше, а которая хуже? Два ярчайших примера — большие концерты Эллингтона и записи Чарли Паркера со струнными.
Дюк, как известно, считал оркестровые сюиты своим главным композиторским делом, частенько встречал огромное непонимание, но теперь-то мы видим, что он был глубоко прав. А вот с Пташкой и до сих пор, по-моему, не разобрались. Большинство упрямо именует его записи с симфоническим оркестром "коммерческими", "сладкими", "примитивными". Однако почему же сам Паркер так гордился ими, а до того с таким трудом уговаривал Нормана Гранца на продюсерство этих проектов?
У Чарли был, по свидетельству всех его знакомых, не только абсолютный слух, но и безупречный, причем очень современный вкус — он заслушивался Стравинским, Хиндемитом, Чарльзом Айвзом, пытался учиться у современных ему академических модернистских композиторов (таких, как Эдгар Варез и Стефан Вольпе), а что касается джаза, то ценил равно и Дюка Эллингтона, и Арта Тейтума, и Ленни Тристано — для него главным критерием был личный талант и оригинальность мышления, а не стиль. Да, Пташка был основным изобретателем бибопа, но он был бы в любом случае изобретателем чего угодно, если бы не был музыкантом — его мятущаяся натура просто не позволяла ему копировать что бы то ни было. И наркотики, и постоянные безумные эскапады, и бесчисленные женщины — все оттуда же, от неуемной страсти к жизни и от желания испытать все, ну абсолютно все, что только можно.
Сумасшедшая музыка Паркера исходила вовсе не из стремления "избавить джаз от однообразия и заигранных мотивов свинга", как пишет масса образованных критиков (иначе он бы не заслушивался ни Ходжесом, ни Эрлом Хайнсом) — это было неосознанное самовыражение гения, который всю свою изломанную, раздерганную, но цельную в этой непоследовательности натуру выплеснул в звуках, таких же изломанных, но не менее цельных. Бибоп Пташки — музыка сверхэмоциональная, выстраданная и ни в коем случае не выстроенная, как у большинства его подражателей, его пьесы — это чаще всего комок нервов, распутываемый в бешеном темпе и выплескивающийся из доломанного, существующего на последнем издыхании саксофона. Но порой у него наступали просветления, когда хотелось гармонии, умиротворения, ясности чувств. Вот тогда-то и родился замысел исполнить джазовые стандарты с аккомпанементом струнной группы.
А ведь все эти несколько десятков музыкантов нужны были только для того, чтобы оттенить и подчеркнуть по-настоящему изысканное мастерство Чарли — таким его больше никто нигде не слышал. Идеальные условия — квалифицированная мягкая звуковая подкладка под его альт и отсутствие конфликтной ситуации, в которую загоняли друг друга соревнующиеся на сцене импровизаторы, — способствовали тому, что Пташка исполнил "заигранные" стандарты одновременно с боповской энергией и с непревзойденным лиризмом. Можно понять его гордость — он сумел вырваться, хоть ненадолго, из заколдованного круга бешеных страстей и показал, что и в исполнении просто красивой музыки ему тоже почти не было равных. Саксофонные соло этих альбомов можно слушать до бесконечности — они душевны, человечны, ни капельки не слезливы и не расслабленны и предельно изобретательны в своей простоте.
Увы, пуристы от любого рода джаза непременно хотят быть святее Папы Римского и вместе с водой упрямо выплескивают ребенка. Господа, Чарли Паркер не был философом, как в рассказе Кортасара, но он не был и примитивным соревнователем, стремящимся всех "сдуть" со сцены своим альтом. Он был страшно одинок как в музыке, так и в жизни, но это его не озлобило — Пташка оставался большим, капризным донельзя, но добрым и отзывчивым ребенком. Наркотики и выпивка уводили его от одной реальности, где были проблемы и непонимание, но не от другой — от музыки он не удалялся никогда. Вообще Паркер представлял собой довольно странный тип наркомана — энергичного, живого, сделавшего для джаза так много, что и десятой доли было бы достаточно, чтобы войти в историю. А что касается собственно интересных историй, которых с ним случалось множество, так вот вам парочка из них.
Во время войны, когда были трудности с наймом приличной квартиры, Диззи Гиллеспи все же удалось найти не очень дорогие, но достаточно престижные апартаменты. Во избежание жалоб соседей он исключил домашние упражнения на трубе и занимался музыкой только в студии и в клубе. Но однажды в три часа ночи раздается звонок в его дверь. Диззи приоткрывает ее, держа на цепочке, а там стоит Пташка с саксофоном в руке.
— Открой, Диз, я кое-что придумал, и ты обязательно должен услышать...
Дело в том, что Гкллеспи регулярно записывал за Паркера придуманные им мелодии, когда у того самого не хватало на это терпения.
— Ну не сейчас, — умоляет Диззи. — Приходи утром, и я послушаю.
— Нет! — вопит Чарли.—Утром я могу забыть, мне это только что пришло в голову, впусти меня!
Из спальни доносится крик жены Гйллеспи: "Выгоняй его и иди спать!". Он послушно, но виновато захлопывает дверь перед носом у Паркера, но тот берет мундштук в рот и играет, стоя на лестничной площадке. А Диззи... хватает карандаш и записывает ноты прямо на двери, чтобы утром переписать их на бумагу.
Еще одну историю рассказывал Джеки Маклин, который одно время играл у Пташки: "Чарли имел обыкновение запускать руку к кому-нибудь в карман. Когда он проделал это со мной в первый раз, у меня в кармане было шесть долларов. Он взял себе четыре и спросил: "Тебе хватит на сегодня двух баксов?". Один мой знакомый, который присутствовал при этом, просто обалдел. Ну а я ответил, что, мол, хватит. Когда в следующий раз Паркер засунул руку в мой карман, я был на нуле и еще так подумал, что "грабителя" ждет неприятный сюрприз. Но оказалось, что он, наоборот, положил мне в карман десять долларов! Такой уж это был человек, и он вытворял подобные шутки со многими музыкантами. Вы никогда не могли быть уверены, положит ли он вам что-нибудь в карман или заберет из него".
С Пташкой и после его смерти продолжали и продолжают приключаться истории. В 1990 году, после выхода в свет фильма Клинта Иствуда о Паркере "The Bird", Рэд Родни, который играл в нем одну из ролей, как-то был атакован журналисткой из провинциальной американской газеты в штате Небраска. Она весьма подробно расспросила Рэда о его жизни, когда он родился, когда научился играть, что он ест на завтрак и прочую подобную чепуху, а в конце разговора скромно поблагодарила его и сказала: "Мистер Родни, если вам нетрудно, дайте мне домашний телефон мистера Чарльза Паркера...".
Ну что тут скажешь, его музыка ведь и впрямь жива, а значит, жив и он сам в нашей памяти — неукротимый и мятежный, со своим сто раз перезаложенным в ломбарде саксом, из которого он выдувал то ли джаз, то ли собственную жизнь...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
Я не уверен, получится ли у меня эта статья. Я очень боюсь, что она превратится в нагромождение имен, названий и дат. И того, и другого, и третьего тут будет более, чем достаточно. И "разредить" эту гору мне вряд ли удастся. Ведь ...
История Эрика Дольфи – это достаточно грустная история. Это история чрезвычайно одаренного человека, реализовавшего отпущенный ему Богом талант едва ли наполовину. Это история тихого, скромного, учтивого музыканта, который в своем искусстве ...
"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей." Джейн Айра Блум Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо ...
Он не похож на Преза или Берда, он не бежит по стопам Трейна или авангардистов. Ни одно из стилистических определений не подходит полностью для описания манеры игры тенор-саксофониста Джо Хендерсона. Разумеется, заметно, что он слушал гигантов, ...
Имя этого музыканта с трепетом произносят меломаны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровизатор. За свою более чем 25- летнюю творческую деятельность создал тысячи произведений. Работы этого ...
Джошуа Редман — из тех звезд, что зажигаются сами, без посторонней "помощи", разгораются постепенно, но верно, и не любят поднимать вокруг себя много шума. Этот саксофонист меньше, чем за полтора десятка лет своей карьеры выпустил девять авторских ...
Кенни Джи долгое время был одним из тех музыкантов, кого многим поклонникам джаза нравится ненавидеть. Феноменально успешный исполнитель, чьи записи возглавляют поп-чарты, звук Джи начиная с середины 80-х стал основным элементом для радиостанций, ...
«...Говорят: он иноходью скачет, это значит — иначе, чем все.» (Вл. Высоцкий, «Бег иноходца») Термин «президент» — один из самых часто употребляемых в современной политике. Бог мой, скольких носителей ...
В конце марта Уэйн Эскоффери (Wayne Escoffery) выпустил свой второй сольный диск "Intuition". Еще четыре года назад известный лишь узкому кругу музыкантов как "подающий большие надежды", сегодня он — признанный лидер в игре на тенор-саксофоне. Его ...
Владимира Петровича Резицкого я увидел и услышал впервые в 1980 году. Концерт его группы "Архангельск" состоялся в каком-то новом московском залe, кажется, в концертном зале Олимпийской деревни. Это была первая новоджазовая группа, которую мне ...
Уважаемые читатели! Владимиру Чекасину — легендарному джазовому саксофонисту, композитору, педагогу, режиссеру в феврале 2007 года исполняется 60 лет. Яркие, почти невероятные по событийности и значению факты его творческой биографии, связанные ...