Существует какой-то мутный анекдот советских времен, типа "два русских — это драка, два еврея — чемпионат мира по шахматам". Перефразируя данный анекдот, получается, что "три бывших советских нацмена — это всемирный фестиваль этнической музыки". Кроме шуток — на "Что этНо?" выступали только наши бывшие или нынешние соотечественники, но это люди, добившиеся определенных позиций на Западе, выступавшие там, записывавшиеся на Real World (Дживан Гаспарян, "Ашхабад"), ЕСМ (Аркадий Шилклопер) и других.
На протяжении целого дня в московском саду "Эрмитаж" выступали Дживан ГАСПАРЯН, группа "АШХАБАД", Инна ЖЕЛАННАЯ с "Альянсом", трио ШИЛКЛОПЕР-СТАРОСТИН-ВОЛКОВ, гитарист Энвер ИЗМАЙЛОВ, молдавское трио "ТРИГОН", Леонид ФЕДОРОВ и ВОЛКОВ-трио, Алексей АЙГИ и "4-33", русско- кельтский проект "ВОЛКИ И ОВЦЫ", алтаец Болот БАЙРЫШЕВ, группа "НЕТЕ", а также новомодный проект электронщика Алексея Борисова "ВОЛГА". Таким образом, реестр больших московских джаз-, рок- и поп-фестивалей на открытом воздухе пополнился еще одним, получившим гордое имя "Первый московский международный фестиваль этнической музыки "Что этНо?". Оказалось, народную музыку в различных некорневых вариантах (world, world beat, ethnotronic, этно-джаз) можно нынче играть на открытом воздухе при большом количестве народа, заплатившего деньги за вход. Правда, пришлось завершить действо на час раньше, и завершить довольно некрасиво — в тот момент, когда только начали совместное выступление Леонид Федоров, Сергей Старостин и "Волков-трио", на сцену неожиданно поднялся худрук фестиваля Николай Дмитриев и сообщил это пренеприятнейшее известие. Для организаторов явилось сюрпризом, что в Москве нельзя играть музыку на улице после 23.00.
В программе не было явного хедлайнера, звезды world music — Дживан Гаспарян, Инна Желанная, группа "Ашхабад" — были разнесены по времени. Вокалист и исполнитель на народных духовых Сергей Старостин стал "сквозным" участником, сыграв и в своем родном "Альянсе", и с Аркадием Шилклопером, и с "Волков-трио".
Фестиваль открыл экстравагантный гитарист Энвер Измайлов, который умеет изображать на своей гитаре всяческие не характерные для этого инструмента звуки. В этот раз его гитара играла как ансамбль балалаечников.
Довольно бледно, как ни странно, смотрелся экстравагантный горловой певец Болот Байрышев. Выступавший одним из первых, он оказался плохо озвучен, да и зрителей к тому моменту собралось мало. Правда, Болот "отыгрался", исполнив номер с группой "Волга", где его "нечеловеческое" обертоновое пение пришлось очень кстати. "Волга" играет "завернутую" электронику с русским народным вокалом певицы Анжелы Манукян (если и есть на земле "плавильный котел" народов, то это — Москва). Это сейчас называют etnotronic — этника плюс электроника. Не могу судить о "продвинутости" электронной составляющей в их музыке, но это явно не привычный тупой world beat, когда барабанная "бочка" подкладывается под незатейливый народный мотивчик. И получается "прикольно". Современные деятели этнотроники "прикалываться" как раз явно не хотят — они искренне ищут живую и плодотворную, а не оскорбительно-китчевую связь народной и электронной музыки (положительный пример — "риалуорлдовский" альбом People's Colony 1 англо-пакистанского проекта Temple Of Sound & Rizwan-Muazzam). Пользуясь современным инструментарием, деятели этнотроники по ходу дела иногда буквально осуществляют интересный принцип: чтобы голос звучал как инструмент, а инструмент — как голос. Так, например, лидер молдавского "Тригона" Александр Мурзак играл на скрипке через "примочку", на выходе получая протяжный вздох-стон- крик. Так что ухищрения современной умной техники, в общем-то, не особенно противоречат в этом смысле всяким дудочкам с птичьими голосами, на которых играли наши далекие предки. "Тритон" поначалу звучал довольно холодно, но к концу выступления слегка разогрелся, даже явив собравшимся какие-то приколы, типа "Полета шмеля", скрещенного с молдавским "Жаворонком". Басист играл в странной технике — теппингом, но положив бас-гитару на колени.
Минималист Алексей Айги (непонятно какое отношение имеющий к этнике) выступил, как обычно. То есть хорошо. Но — как обычно. Публика танцевала, как на дискотеке. В одной из композиций с характерным пульсирующим, как в диско, басом тромбонист ансамбля "4.33" остроумно напел I Was Made For Lovin' You из репертуара Kiss. Та же "фишка" — играть роковые риффы на народных инструментах — проскочила у безупречного Сергея Старостина, который победил темперацию рожка, продудев "Подмосковные вечера" и — о, боже! — Smoke On The Water. Хорошо, когда такие вещи случаются один раз — это, наверное, весело. Если бы я не слышал то же самое на концерте "Альянса" несколько месяцев назад. Такой "кроссовер" звучит довольно по-дурацки и неуместно, но публика радуется — как же, "наше"! (Примерно также все радуются, когда Бутман играет какую- нибудь детскую песенку'.)
"Ашхабад" поначалу играл как-то спокойно и медитативно, если не сказать салонно. Зал реагировал вяло, но потом лидер и скрипач группы Гасан Мамедов вышел в танцевальный партер, и зал оживился. Но наибольшее внимание и аплодисменты снискал барабанщик "Ашхабада" —дядя в огромной папахе, барабанивший сольно черт-те сколько времени. "Ашхабад" явно перебрал по времени, и Дмитриеву пришлось мягко и интеллигентно согнать со сцены туркменских гостей.
Мэтр мэтров Дживан Гаспарян выступил с зауженным составом — ему аккомпанировали только два дудукиста и какой-то новый барабанщик. Это мало что изменило — звучал Гаспарян, как всегда, романтично-медитативно.
Александр БЕЛЯЕВ, Москва на фото - Сергей Старостин
Джазовый фестиваль — дело благородное, но не особо сенсационное само по себе. В России и Москве фестивалей проходит просто тьма (наш нынешний номер — лишнее тому подтверждение, он как будто специально посвящен исключительно фестивальной ...
У фестиваля "Vilnius Band 2002", который прошел 10-12 мая в литовской столице, достаточно необычная история. Пропуском для прохода во внутренний двор Дома учителя, где была основная сцена, служили значки, на которых значились цифры 94. Именно в ...
Заставка на веб-сайте Vilnius Jazz Festival^ мигает строками из высказывания Вупи Голдберг: "Писать о джазе — то же самое, что танцевать о живописи". Слова эти тем более верны в отношении того джаза, что вот уже 16 лет подряд каждый сентябрь выводит ...
Еще в советские времена за Литвой закрепился эпитет "самая джазовая республика". СССР больше нет, а Литва по-прежнему активно джазует. Ежегодно здесь проходит как минимум шесть крупных джаз-фестивалей: это в первую очередь самый старый и уважаемый ...
Программа второго международного фестиваля Vilnius Mama Jazz, проходившего в литовской столице с 14 по 16 ноября 2003 года, была как всегда насыщенная и разнообразная. На этот раз для гостей своего фестиваля его директор, ‘Мама Джаз" Юдита ...
17-24 июля в Стокгольме прошел XXI джазовый фестиваль. За 8 дней состоялось 60 концертов и клубных выступлений на 8 сценах. Основной площадкой был остров Skeppsholmen (Stora Scenen Skeppsholmen), по праву считающийся "сердцем" Стокгольма. ...
Вот ведь как бывает: в советские времена, когда фестиваль в Бирштонасе совпадал с Пасхой, местный партийный лидер благодарил организаторов за то, что концерты отвлекают людей от костела. В этом году Пасха и традиционный последний уик-энд марта, ...
Уже после возвращения с фестиваля «Ноц блюзова», который состоялся в конце мая в польском городе Рава Мазовецка, на одном из сайтов пришлось познакомиться с продолжительной, объемной дискуссией двух завзятых любителей музыки. Они спорили на тему, ...
Пять часов музыки подряд — это много или мало? А если три дня кряду да к тому же под дождем и с последующим ночным джем-сейшн? Не знаю, как кому, а мне было в самый раз, еще и не хватило. Даже двухдневный "тайм-аут" между концертом Ренди Бреккера ...
В очередной раз джазовые сезоны в Москве открывались традиционным — уже 7-м по счету — фестивалем Джаз в caду "Эрмитаж". Три дня публика обрушивалась оглушительным свистом и криками "браво" на концертную "ракушку", а под конец джаз-марафона, не ...
"2003 год. Сто лет со дня окончания строительства дома великого Волошина. Праздник? Вряд ли... Дом дорог не многим, вокруг нищета и грязь, площадь между домом и морем разрушена мелким бизнесом — шашлыки, шаурма, короче курортный сервис. От ...
5-7 декабря 2003 года в Тольятти состоялся IX Международный Всероссийский джазовый фестиваль имени Олега Лундстрема, в котором приняли участие 30 коллективов из России и стран СНГ, в том числе белорусский биг- бэнд "Юность Полесья" из Солигорска. В ...