nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

"Джаз в России" - лучший музыкальный сайт 2002 года

стиль:

 Джаз в России  - лучший музыкальный сайт 2002 года
Редакция Jazz-квадрата сер­дечно поздравляет коллег с победой и предлагает вашему вниманию интервью с редак­тором Jazz.Ru Кириллом Мошковым.

Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz-Квадрат лучший русско­язычный журнал о джазе и одновременно самый худ­ший, — смотря как взгля­нуть (да еще учитывая, что выбора-то нет). Насколько отличается твое ощущение быть лауреатом Нацио­нальной Интернет Премии за лучший музыкальный сайт от нашего чувства "ли­дирующего одиночества"?


Никакого одиночества не ощущалось, поскольку пред­варительный отбор сайтов по нашей категории оставил 150 экспертам Российской акаде­мии интернета для обсужде­ния не один, не два, а 37 ресур­сов, из которых и были выбра­ны пять финалистов-номинантов. Из них по крайней ме­ре два — Zvuki.Ru и Blues.Ru — были нам не просто реальны­ми, а очень реальными конку­рентами (Zvuki в прошлом го­ду уже были лауреатами этой премии). В общем, качествен­ных музыкальных ресурсов на русском языке в Интернете не так уж и мало. Что же до ресур­сов джазовых, то да, русских — кроме нас — немного. Но мы стараемся равняться вовсе не по русским сайтам сходной тематики, а по международ­ным.Allaboutjazz.Com, Jazzcorner.Com, Downbeat. Com и Jazztimes.Com — какое уж тут одиночество. И даже на их фоне мы себя довольно уверенно чувствуем, надо ска­зать.

С первого взгляда видно, что Jazz.Ru всегда ориенти­ровался на верхнюю план­ку, и не надо быть экспер­том, чтобы признать его не­оспоримое и заслуженное лидерство. Но интересно заметить, что лидирующие российские и мировые сайты создавались одиночками-энтузиастами не как профессиональные проек­ты, а как хобби. Это и Jazz.Ru, и ваш конкурент Blues.Ru (хотелось бы так­же поздравить его руково­дителей Федора Романен­ко и Андрея Евдокимова с выходом в финал), и Allaboutjazz.Com (создан­ный Майклом Риччи в сво­бодное от основной рабо­ты время). Все эти сайты были созданы примерно в одно и то же время и имели похожие истории разви­тия — скромное финанси­рование технической час­ти проекта и практическое отсутствие финансирова­ния творческой части. На­сколько успех Jazz.Ru зави­сел от разницы между по­нятиями "за деньги из-под палки" и "задаром с удо­вольствием"?


Не зависел вообще. Как са­модеятельный ресурс он про­существовал меньше года. Когда я присоединился к "Джаз.Ру" летом 1998 г., его ос­нователь Петр Ганнушкин уже вел переговоры о его прода­же. В августе 98-го ресурс был куплен компанией "Богема Мьюзик", и с тех пор сущест­вует как электронное средст­во массовой информации, принадлежащее этой компа­нии. "Богема" совершенно правильно рассматривает "Джаз.Ру" как не слишком до­рогой, но достаточно эффек­тивный инструмент воздей­ствия на рынок, а точнее — инструмент создания и раз­вития рынка, его информаци­онного насыщения, без кото­рого рынок развиваться не будет, и, следовательно, не бу­дет развиваться бизнес самой компании (которая занима­ется изданием джаза, класси­ки, духовной музыки и фольк­лора на CD и организацией фестивалей, концертов и гас­тролей, в основном в области джаза). Конечно, рынок этот небольшой, и "Богема" не мо­жет тратить на содержание "Джаз.Ру" большие средства. Но что они могут — они дела­ют, и делают исправно. У нас свой сервер, свой канал, ре­дакционное помещение, ра­бочие места, вот только что в сотрудничестве с телекомму­никационной фирмой "Телмос" мы открыли новый про­ект — джазовое веб-радио на отдельном сервере и отдель­ном стомегабитном канале. В этот радиопроект будет мно­гое вкладываться, он разде­лится на несколько каналов разного формата и содержа­ния.

Так что будучи реалистами, мы не можем жаловаться. Больше того, мы и сами начи­наем зарабатывать деньги — пока маленькие, недостаточ­ные, чтобы приносить при­быль, но вполне реальные: реклама коммерческих музы­кальных и околомузыкальных проектов на "Джаз.Ру" оказалась весьма эффектив­ной, потому что идет на пусть не слишком широкую, но очень специализированную, целевую аудиторию.

Спасибо за откровенный ответ и сеанс "делового стриптиза". С другой сторо­ны, это право сильного — говорить "про это" вслух, а не фальшиво подпевать "прекрасную песню о сво­боде слова и средств массо­вой информации". Но, при­знав тот факт, что Jazz.Ru является полноправным участником музыкальной индустрии, ты упустил очень обширную часть ва­шей деятельности, которая напрямую с индустрией не связана, а именно — ин­формационную поддерж­ку отдельных музыкантов, джазовых фестивалей и массу других проектов. Ка­ким образом Jazz.Ru удает­ся совмещать потребности индустрии и бескорыст­ную подвижническую дея­тельность?


Все просто: у нас есть внут­ренний документ под назва­нием "Основы информацион­ной политики Джаз.Ру", там четко определяется, какие ин­формационные услуги (и ко­му) мы оказываем за деньги, а какие — бесплатно, ради ин­формационного насыщения рынка (в развитии которого кровно заинтересованы прежде всего сами музыкан­ты). Я, вообще говоря, не вижу никакого "стриптиза" в дело­вом подходе: это — единст­венно возможный для выжи­вания столь узкоспециализи­рованного СМИ подход. Кро­ме того, мы же СМИ, главная часть нашего сервера — это еженедельный журнал. Мы считаем, что журнал должен охватывать возможно более широкий поток информации. Его ширина ограничивается только нашими физическими возможностями. То же касается клубно-концертных афиш Москвы, Петербурга, Ростова, Ярославля... (список будет рас­ширяться) — это третий по посещаемости ресурс на "Джаз.Ру", он приводит к нам аудиторию, и мы сами заинте­ресованы в существовании этих афиш не меньше, чем клубы и организаторы кон­цертов. То же касается стра­ниц музыкантов (хотя, увы, в связи с тем, что наши физиче­ские возможности таки огра­ничены, очередь на обновле­ние страниц и тем более на от­крытие новых достигла угро­жающей, неприличной дли­ны; разрешить эту ситуацию может только появление у нас еще одной штатной единицы, на что мы очень надеемся).

Короче, все, что обществен­но значимая массовая инфор­мация — это бесплатно. Все, что пиар и реклама — требует заключения официального договора ("Богема" — "белая" фирма), в котором прописы­вается, какой объем инфор­мационных услуг мы предо­ставляем и на каких условиях. Это не всегда денежные отно­шения, кстати. Часто это "бар­тер" — размещение нашего логотипа, в котором содер­жится наш узнаваемый URL, на печатной продукции того или иного мероприятия; это — привычная для российских СМИ схема, которая, называ­ется "информационная под­держка". Мы вам — не только внесение анонса в афишу и публикация его в журнале, но и подробные рекламные ма­териалы по вашему меропри­ятию, вплоть до создания спе­циальной страницы на серве­ре с выносом анонса на пер­вую, входную страницу, кото­рую ежедневно открывает почти тысяча человек; а вы нам — наш логотип на афи­шах, билетах, буклетах, кото­рый принесет нам еще неко­торое количество постоян­ных посетителей. Честная схема, как мне кажется.

С точки зрения делового подхода схема почти иде­альная, но я не думаю, что это — главная причина присуждения награды. На мой взгляд, содержание Jazz.Ru существенно отли­чается от многих музы­кальных сайтов умением правильно использовать интерактивные возмож­ности интернета, а не слепо копировать традицион­ные СМИ. Каково твое мне­ние о месте музыкальных сайтов по отношению к журналам, радио, телеви­дению, и что ваши посети­тели могут ожидать на Jazz.Ru из того, что им не могут предоставить тради­ционные СМИ?


Тут у меня двоякие ощуще­ния. Первое ощущение каса­ется отличия от других сай­тов, серверов, порталов и т.п. Дело в том, что сам я никакого отношения к так называемому "Рунету", или "деятелям рос­сийского интернета", не имею и не стремлюсь иметь. Я — не "интернетчик", не "компутерщик", не "кульный хацкер" и не "крутой программер". Я — журналист, я учился на журфаке МГУ, до "Джаз.Ру" работал и на телевидении, и — много лет — на радио, и много публико­вался в печатных СМИ, и был редактором отдела в инфор­мационном агентстве... Я уве­рен, что успех "Джаз.Ру" — это результат того, что во главу уг­ла в проекте была поставлена не некая абстрактная идея ти­па "а вот сляпаем портал, и чтобы трафика набралось немеряно, а потом продадим", а желание создавать качествен­ный контент, то есть содержи­мое — текст, картинки, музы­ку.... Слишком многие интер­нет-проекты — не обязатель­но музыкальные — живут тем, что ИСПОЛЬЗУЮТ контент. Мы же его СОЗДАЕМ.

Я, поверь мне, ощущаю раз­ницу: почти каждый день я по­лучаю серьезные предложе­ния от этих супер-пупер-мега-гипер-порталов, новей­ших информационных про­ектов, развлекательных кон­гломератов и тому подобных интернет-монстров, которые у-ж-ж-ж-жасно красиво вы­глядят и сделаны по самой что ни на есть передовой техно­логии. Все предложения сво­дятся к одному и тому же: да­вайте мы на вас ссылочку по­ставим, а вы нам будете бес­платно отдавать ваш контент. И всем этим людям я задаю один и тот же вопрос: хорошо, я понимаю, в чем тут ваш ин­терес, но объясните мне — в чем же тут НАШ интерес? И, знаешь, им нечего ответить — потому что они в массе своей создают отличные, техничес­ки передовые розетки, в кото­рых нет тока, а мы (при нашей технической простоте — ты будешь смеяться, узнав, на­сколько просто технологиче­ски устроен "Джаз.Ру"!) стара­емся подавать в сеть ток. То есть — выполнять обычную задачу масс-медиа, как их по­нимает теория журналисти­ки: собирать общественно значимую информацию и до­ставлять ее общественности, в нашем случае — довольно узкому ее слою, который, не­смотря на свою узость, несо­мненно имеет право на удов­летворение своих информа­ционных потребностей.

Здесь мы подходим к ощу­щению второму — о месте веб-медиа по отношению к традиционным СМИ и разни­це между ними. Разница толь­ко в том, что мы работаем на иных технологических прин­ципах, и наши технологичес­кие основы предоставляют нам большой простор. Мы мо­жем быть очень оперативны — именно поэтому наш еже­недельный журнал "Полный джаз" может заниматься всем, от вопросов теории и исто­рии джаза до самой что ни на есть ежедневной текучки. Мы не скованы объемом (эфир­ным часом, количеством зна­ков на полосе и т.п.), поэтому наши авторы могут быть сколь угодно (в разумных,ясно, пре­делах) подробны и кропотли­вы: коль скоро это интересно читать и важно для читателей, мы публикуем почти все.
Кстати, об авторах: для меня — большая честь и гордость, что нам удалось выстроить доверительные и обоюдополезные отношения с огром­ным количеством высококва­лифицированных авторов со всего мира. Среди них — и простые любители джаза, ко­торые регулярно присылают нам интересные, глубокие и квалифицированные наблю­дения за джазовой жизнью в тех городах, где они живут. Среди них — и фантастичес­ки значимые имена. Я испы­тываю, например, колоссаль­ную благодарность к создате­лю и патриарху отечествен­ного джазоведения Леониду Борисовичу Переверзеву, который сделал нам царский подарок — прислал для пуб­ликации солидную пачку сво­их ранее не публиковавшихся интереснейших текстов. Я глубоко признателен Алек­сею Николаевичу Баташеву за то, что он, испытывая некото­рую настороженность ко мне, в частности (как человеку со­вершенно другого поколе­ния) , и к проекту в целом, счи­тает возможным время от вре­мени публиковать в "Полном джазе" некоторые свои мате­риалы — как обычно, изящ­ные, точные и глубокие. И еще одно событие последних ме­сяцев (скажи мне кто-нибудь еще два года назад, что это мо­жет случиться — не поверил бы): мы удостоены чести пуб­ликовать фрагменты из уни­кального документа отечест­венной джазовой истории — воспоминаний легендарного трубача Андрея Товмасяна!

Это — о качестве нашего контента.

Ну и, конечно, чисто интер­нетовские технологии мы стараемся использовать все шире и шире. Как я уже гово­рил, у нас есть Веб-радио в двух форматах — Real Audio, которым в мире очень широ­ко пользуются, и Windows Media, который при той же толщине потока дает субъек­тивно более высокое качест­во. Отдельные звуковые фай­лы в Real Audio (в основном на персональных страницах му­зыкантов) мы размещаем во­обще почти с самого начала — с 98-го. Правда, вот MP3 у нас нет и не может быть: во- первых, это — авторские пра­ва, а мы легальный сервер; во-вторых — наш канал имеет конечный объем, и забивать его образующимся при ска­чивании МРЗ трафиком мы не можем.

У нас есть форум — не очень оживленный, но очень специ­альный и глубокий; туда ходят такие специалисты со всего мира (от Еревана до Сан-Франциско), что на любой сложный вопрос по джазу от­вечают в полдня. Наконец, у нас есть чат, и там не только ежедневно общаются джазолюбы со всего, опять же, мира (постоянные посетители — из Мичигана, Австралии, Пи­тера, Сибири, Украины, Моск­вы и т.д.), но и проходят встре­чи с музыкантами, которые превращаются в интересней­шие коллективные интервью (из последних отмечу встре­чи с Аркадием Шилклопером и Алексом Ростоцким).

Подводя итог, хочу сказать, что мы действительно не ко­пируем традиционные СМИ, но и не кичимся своей интернет-особенностью. Мы стара­емся использовать лучшие стороны обоих миров — он­лайна и оффлайна. Только на этом пути мы можем реализо­вать свою стратегическую за­дачу — развивать "Джаз.Ру" как информационный конгломе­рат, на котором нарастает, и чем дальше — тем больше, не только интернет-контент, но и производство контента для традиционных СМИ (журна­лов, радиостанций и т.п.). Бо­лее подробно об этих планах, кажется, говорить еще рано­вато, но они вполне реальны.

Беседовал Анатолий КИРЮШКИН

Jazz-Квадрат, №3,2002



страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с другими
Борис Штоколов - За кулисами оперы Bill Kirschner - О джазе и музыкальном бизнесе Йонас Ючас - Программа Kaunas Jazz - это ступени Михаил Фрейдлин - Джаз родился благодаря одесситам. Мы это докажем
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com