Marcia Ball - новый женский взгляд на старую традицию
01.05.2014
"Бесшабашные, задорные блюзы и интимные задумчивые баллады... песни полны эмоциональной глубины и правды жизни"
- Rolling Stone
Не до конца понятно, отчего так получается, но наши русскоязычные блюзфэны не очень-то доверяют женщинам, исполняющим блюз. Все же наверное, это происходит оттого, что у нас частенько путают и смешивают блюз с роком. Много раз приходилось сталкиваться с твердым убеждением, что петь блюз — не женское это дело. Переубедить подобных пуристов от блюза практически невозможно, да и не нужно. Некоторых певиц они все же признают достойными и включают их в мужскую "компанию". В первую очередь, это, конечно, давно всеми любимые Коко Тэйлор, Этта Джеймс и некоторые другие "матриархи" блюза. Остается только надеяться, что и другие признанные широкой публикой на Западе "блюзвуменши" получат заслуженный успех и у нас. Сегодня мы представляем вам одну из них.
Пианистка и блюзовая певица Марсия Болл — имя новое для большинства наших поклонников блюза, но на американской сцене она далеко не новичок. Более того, она в конце 90-х несколько раз номинировалась на премию У.Хэнди (самая престижная блюзовая награда) и даже однажды на Грэмми — в 1998 г. за альбом Sing It. В том же году она, не получив Грэмми, стала-таки обладательницей титула "Лучшая вокалистка в современном блюзе" по версии премии У.Хэнди. А в нынешнем, 2002 г., она совершила настоящий прорыв, получив сразу пять(!) номинаций на премию У.Хэнди по разным категориям. В мае состоится голосование и вручение наград, и, думается, с пустыми руками Марсия Болл не останется.
Что касается альбомов, то их на счету Марсии уже девять. Последний, Presumed Innocent, выпущенный фирмой Alligator Records в прошлом году, и обеспечил ей такой "звездопад" блюзовых номинаций. Вообще, надо отдать должное интуиции и вкусу шефа "Аллигатора" — крупнейшего в мире независимого блюзового лейбла — почти все, что выпускает его компания, можно считать своего рода блюзовым эталоном, образцом жанра. С одной только оговоркой — в основном, для типично американского слушателя. Вот и Марсия Болл, только-только придя на этот лейбл и записав альбом, сразу же попала в самую "крутую" блюзовую компанию. Кстати, этот диск переиздан в Москве и вроде бы неплохо разошелся в пределах СНГ.
Марсия Болл начинала профессионально выступать в ранних 70-х в Остине, штат Техас. Ей было тогда только чуть-чуть за двадцать, и трудно поверить, но блюз вообще она впервые услышала только в 14 лет. Жить в США и не знать, что такое блюз, на первый взгляд, довольно трудно, но девочка росла в небольшом городке Винтон в штате Луизиана, который нечасто навещали с концертами известные блюзме- ны. Но вот однажды она все же попала на выступление Ирмы Томас и была настолько покорена ее вокалом, да и блюзом вообще, что тоже решила стать блюзовой певицей.
И ей это удалось. Еще до поступления в Луизианский университет у нее была в родном городе своя группа, исполнявшая, в основном, репертуар Ирмы Томас. А в университете, куда Марсия поступила в 1966 году, она сразу же оказалась в составе местной блюз-роковой группы The Gum, где тоже, среди прочего, пела песни Ирмы.
Окончив университет в 1970 г., Марсия Болл решила перебраться в Сан-Франциско, но судьба распорядилась иначе. Классический случай — почти как в кино — она ехала из Луизианы через Техас, направляясь в Калифорнию, и в Остине ее машина сломалась, причем серьезно. За то время, пока автомобиль чинили, Марсия познакомилась с единомышленниками и просто с интересными людьми, ей настолько понравился город, что она решила остаться там жить. В Техасе очень сильны традиции не только блюз-рока, но и кантри, и молодая певица начала выступать в городских клубах вместе с кантри- группой Freda And The Freedogs. Впрочем, этот стиль не был для нее чем-то новым, у себя в Луизиане она научилась разным американским фольковым стилям — и блюграсс, и кантри, и зайдеко, и кэйджун, и буги, и госпел — она могла исполнять почти все.
В то же самое время Марсия начала открывать для себя нью- орлеанскую блюзовую традицию. Записи старых блюзменов, особенно пианистов, она изучала постоянно, а когда услышала знаменитого Профессора Лонг- хэйра, то сразу поняла, что это ее направление в блюзе. В 1974 году она начинает сольную карьеру и сразу попадает "под крыло" крупных лейблов Capitol Records и Rounder Records. Альбомы выходят один за одним, получая хорошую прессу и прибавляя поклонников по всей стране. Марсия много выступает, получая приглашения практически на все американские блюзовые фестивали, а их насчитывается только крупных не менее десяти-двенадцати в году. В 90-е годы она уже уверенно занимает свое место в десятке лучших блюзовых вокалисток и пианисток США, что подтверждается многочисленными номинациями, о которых уже упоминалось ранее.
В ее стиле с собственно современным блюзом переплелись те самые американские южные фольклорные стили, и в результате музыка, которую исполняет Марсия Болл, носит более живой, энергичный и даже бесшабашный характер, хотя у нее, конечно, есть в репертуаре и задумчивые, красивые баллады. Однако тексты песен, которые она пишет сама, отличаются от традиционных: они сложнее, намного современнее, полны юмора и неожиданных ассоциаций. Жаль, что у нас это могут оценить только слушатели, хорошо владеющие английским либо имеющие на руках фирменный альбом певицы, где все тексты заботливо приведены в буклете.
Кстати, в 1997 году она осуществила свою давнюю мечту — записала диск вместе со своим юношеским кумиром Ирмой Томас. Это был тот самый альбом Sing It, который принес ей номинацию на Грэмми и звание лучшей блюзовой вокалистки года. Новый, "аллигаторовский" альбом стал, по ее признанию, главным событием в жизни после того успеха пятилетней давности. "Я очень взволнована и обрадована, став артистом этого лейбла, — говорит Марсия. — Я возлагаю огромные надежды на этот проект". Президент "Аллигатора" тоже доволен "приобретением": "Я всегда восхищался стилем Марсии и с удовольствием наблюдал, как она росла от просто хорошей певицы до автора потрясающих песен, которые по-настоящему трогают сердце слушателя".
Примерно лет двадцать пять назад в моей жизни произошли два казалось бы никак не связанных между собой события: я увлекся радио-джазом, то есть джазовой музыкой, транслируемой разнообразными зарубежными радиостанциями, и переселился в поселок ...
«Всякая критика, увы,— это скучный финал того, что начиналось как ликование, как неуемное желание кусать и скрежетать зубами от наслаждения" (Хулио Кортасар, «Преследователь») Все-таки есть, все-таки существуют в самом ...
Писать об Аркадии Эскине одновременно и легко и трудно. Легко, потому что достаточно перечислить имена музыкантов, с которыми он в течение жизни играл, и станет сразу ясно, какого уровня и какого масштаба этот джазмен. А трудно, потому что ...
На последнем диске Дайаны Кролл многим очень понравилась изумительная интерпретация лирической баллады "Peel Me A Grape". Ее автора — Дэйва Фришберга — не очень–то хорошо знают у нас, а напрасно... Постараемся восполнить этот пробел в меру наших ...
"Digression", "Intuition"... Названия композиций этого выдающегося пианиста и теоретика джаза несут в себе предельную ясность, осмысленность, внутреннюю чистоту своего автора. В объеме данной статьи, на нескольких страницах печатного текста, я ...
В российском джазе есть, наверное, с полдюжины пианистов, которых знает большинство аудитории. Ну, например, Игорь Бриль. Или Леонид Винцкевич, Андрей Кондаков, Даниил Крамер, а из живущих вне России — Михаил Альперин, Леонид Чижик. Есть такие, кто ...
Ну разве стал бы нормальный джазовый музыкант (в смысле, тот, для кого джаз — норма жизни) рассказывать о джазе, пояснять, убеждать, приобщать? Вряд ли. Настоящий мастер звука предельно высказывается в своем творчестве, а комментарии могут погасить ...
Памяти покойного Т. Монтулиу (1933—1997) Знаменитая книга Джеймса Коллиера, американского джаз-эксперта, увы, ничего не расскажет вам о европейском джазе. И, разумеется, о европейском джазовом пианизме тоже. Американцы разумеют свой джаз "лучшим в ...
Ahmad Jamal Is Never Banal Прошу прощения у уважаемых читателей за то, что вынесенная в эпиграф цитата приведена в языке оригинала. Уверен, что у большинства хватит познаний в английском, чтобы оценить удачно найденную рифму в этой напоминающей ...
Маккой Тайнер носит мантию одного из джазовых гигантов с элегантной непринужденностью. Хорошо сознавая свое положение в джазовом пантеоне, он рассуждает о своих достижениях, как о чем-то естественном и само собой разумеющемся. Да, он осознает, что ...
Имя Джелли Ролл Мортон (Jelly Roll Morton) прекрасно известно джазовым музыкантам, довольно часто исполняющим его композиции, и весьма популярно среди любителей классического "горячего" джаза. Непременно во всех музыкальных изданиях оно носит ...
Трудно найти в мире искусства жанры, которые бы не переплетались друг с другом, произведения одного жанра, которые не явились бы вдохновением для создания чего-то нового в совершенно другой области. Литературные произведения великого Шекспира – ...