nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Marcia Ball - новый женский взгляд на старую традицию

стиль:

Marcia Ball - новый женский взгляд на старую традицию
"Бесшабашные, задорные блюзы и интимные задумчивые баллады... песни полны эмоцио­нальной глубины и правды жиз­ни"
- Rolling Stone


Не до конца понятно, отчего так получается, но наши русско­язычные блюзфэны не очень-то доверяют женщинам, исполняю­щим блюз. Все же наверное, это происходит оттого, что у нас час­тенько путают и смешивают блюз с роком. Много раз приходилось сталкиваться с твердым убежде­нием, что петь блюз — не жен­ское это дело. Переубедить по­добных пуристов от блюза прак­тически невозможно, да и не нуж­но. Некоторых певиц они все же признают достойными и включа­ют их в мужскую "компанию". В первую очередь, это, конечно, давно всеми любимые Коко Тэй­лор, Этта Джеймс и некоторые другие "матриархи" блюза. Оста­ется только надеяться, что и дру­гие признанные широкой публи­кой на Западе "блюзвуменши" по­лучат заслуженный успех и у нас. Сегодня мы представляем вам одну из них.

Пианистка и блюзовая певица Марсия Болл — имя новое для большинства наших поклонни­ков блюза, но на американской сцене она далеко не новичок. Более того, она в конце 90-х не­сколько раз номинировалась на премию У.Хэнди (самая пре­стижная блюзовая награда) и даже однажды на Грэмми — в 1998 г. за альбом Sing It. В том же году она, не получив Грэмми, стала-таки обладательницей ти­тула "Лучшая вокалистка в со­временном блюзе" по версии премии У.Хэнди. А в нынешнем, 2002 г., она совершила настоя­щий прорыв, получив сразу пять(!) номинаций на премию У.Хэнди по разным категориям. В мае состоится голосование и вручение наград, и, думается, с пустыми руками Марсия Болл не останется.

Что касается альбомов, то их на счету Марсии уже девять. По­следний, Presumed Innocent, вы­пущенный фирмой Alligator Records в прошлом году, и обес­печил ей такой "звездопад" блю­зовых номинаций. Вообще, надо отдать должное интуиции и вку­су шефа "Аллигатора" — круп­нейшего в мире независимого блюзового лейбла — почти все, что выпускает его компания, можно считать своего рода блю­зовым эталоном, образцом жан­ра. С одной только оговоркой — в основном, для типично амери­канского слушателя. Вот и Мар­сия Болл, только-только придя на этот лейбл и записав альбом, сразу же попала в самую "кру­тую" блюзовую компанию. Кста­ти, этот диск переиздан в Москве и вроде бы неплохо разошелся в пределах СНГ.

Марсия Болл начинала про­фессионально выступать в ран­них 70-х в Остине, штат Техас. Ей было тогда только чуть-чуть за двадцать, и трудно поверить, но блюз вообще она впервые ус­лышала только в 14 лет. Жить в США и не знать, что такое блюз, на первый взгляд, довольно трудно, но девочка росла в не­большом городке Винтон в шта­те Луизиана, который нечасто навещали с концерта­ми известные блюзме- ны. Но вот однажды она все же попала на вы­ступление Ирмы Томас и была настолько покорена ее вокалом, да и блюзом вообще, что тоже решила стать блюзовой певицей.

И ей это удалось. Еще до по­ступления в Луизианский уни­верситет у нее была в родном го­роде своя группа, исполнявшая, в основном, репертуар Ирмы То­мас. А в университете, куда Мар­сия поступила в 1966 году, она сразу же оказалась в составе местной блюз-роковой группы The Gum, где тоже, среди проче­го, пела песни Ирмы.

Окончив университет в 1970 г., Марсия Болл решила пере­браться в Сан-Франциско, но судьба распорядилась иначе. Классический случай — почти как в кино — она ехала из Луизи­аны через Техас, направляясь в Калифорнию, и в Остине ее ма­шина сломалась, причем серь­езно. За то время, пока автомо­биль чинили, Марсия познако­милась с единомышленниками и просто с интересными людь­ми, ей настолько понравился го­род, что она решила остаться там жить. В Техасе очень силь­ны традиции не только блюз-рока, но и кантри, и молодая певи­ца начала выступать в город­ских клубах вместе с кантри- группой Freda And The Freedogs. Впрочем, этот стиль не был для нее чем-то новым, у себя в Луизиане она научилась разным американским фольковым стилям — и блюграсс, и кантри, и зайдеко, и кэйджун, и буги, и госпел — она могла ис­полнять почти все.

В то же самое время Марсия начала открывать для себя нью- орлеанскую блюзовую тради­цию. Записи старых блюзменов, особенно пианистов, она изуча­ла постоянно, а когда услышала знаменитого Профессора Лонг- хэйра, то сразу поняла, что это ее направление в блюзе. В 1974 году она начинает сольную карь­еру и сразу попадает "под кры­ло" крупных лейблов Capitol Records и Rounder Records. Аль­бомы выходят один за одним, получая хорошую прессу и при­бавляя поклонников по всей стране. Марсия много высту­пает, получая приглашения практически на все американ­ские блюзовые фестивали, а их насчитывается только крупных не менее десяти-двенадцати в году. В 90-е годы она уже уверен­но занимает свое место в десят­ке лучших блюзовых вокалисток и пианисток США, что подтверж­дается многочисленными номи­нациями, о которых уже упоми­налось ранее.

В ее стиле с собственно со­временным блюзом перепле­лись те самые американские южные фольклорные стили, и в результате музыка, которую ис­полняет Марсия Болл, носит бо­лее живой, энергичный и даже бесшабашный характер, хотя у нее, конечно, есть в репертуаре и задумчивые, красивые балла­ды. Однако тексты песен, кото­рые она пишет сама, отличают­ся от традиционных: они слож­нее, намного современнее, пол­ны юмора и неожиданных ассо­циаций. Жаль, что у нас это мо­гут оценить только слушатели, хорошо владеющие английским либо имеющие на руках фир­менный альбом певицы, где все тексты заботливо приведены в буклете.

Кстати, в 1997 году она осуще­ствила свою давнюю мечту — записала диск вместе со своим юношеским кумиром Ирмой То­мас. Это был тот самый альбом Sing It, который принес ей номи­нацию на Грэмми и звание луч­шей блюзовой вокалистки года. Новый, "аллигаторовский" аль­бом стал, по ее признанию, глав­ным событием в жизни после то­го успеха пятилетней давности. "Я очень взволнована и обрадо­вана, став артистом этого лейб­ла, — говорит Марсия. — Я воз­лагаю огромные надежды на этот проект". Президент "Алли­гатора" тоже доволен "приобре­тением": "Я всегда восхищался стилем Марсии и с удовольстви­ем наблюдал, как она росла от просто хорошей певицы до авто­ра потрясающих песен, которые по-настоящему трогают сердце слушателя".

Евгений ДОЛГИХ

Jazz-Квадрат, №2/2002


авторы
Евгений ДОЛГИХ
музыкальный стиль
современный блюз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела пианисты, органисты, клавишники
Вокруг одного запечатленного мгновения (из жизни Рафика Бабаева) Leszek Mozdzer - Хочу сыграть аккорд, который никто не слышал Bill Evans - Десять главных альбомов Билла Эванса Omar Sosa - Экуменический джаз Омара Сосы
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com