В прошедшем году звукозаписывающая компания Narada Records порадовала слушателей изданием еще одного компакт-диска с записью волшебных мелодий, исполненных на большой японской бамбуковой флейте сякухати одним из самых выдающихся мастеров этого инструмента, дай шиханом (великим мастером) Райли Ли (Riley Lee). Райли Ли родился в северо-западном Техасе, где в местном университете его отец- китаец преподавал биологию, а мать-американка — английский язык. В 1966 году они всей семьей переехали на Гавайи, там Райли поступил в колледж и несколько раз посетил Японию, где и начал играть на сякухати. Впервые это случилось в 1971 году, когда его плановый трехмесячный визит в Японию превратился в долгие семь лет самозабвенной учебы и практики постижения собственной природы и инструмента. С 1973 по 1977 год Райли Ли путешествовал по миру в составе знаменитой группы японских барабанщиков Ondekoza (позднее сменившей название на Kodo), где был полноправным исполнителем на тайко — больших японских барабанах, и флейте сякухати. Он обучался у японских учителей по традиционным методам, включающим бег босиком по снегу на марафонские дистанции, омовения в ледяной воде и игру на флейте во время зимних метелей, под порывами ледяного ветра, причем играть надо было до тех пор, пока на другом конце инструмента от паров выдыхаемого воздуха не образуется сосулька.
Райли Ли прошел все испытания, и его преданность, стойкость и стремление к совершенству не остались незамеченными. В 1980 году он первым из иностранцев был удостоен титула Dai Shihan, "Великий Мастер" в традиции мастеров игры на сякухати, ведущей свое происхождение от "Комусе" — странствующих дзэн-буддийских монахов и священников периода Эдо. Компания Narada Records стала издавать виниловые пластинки с записью флейты Райли Ли в самом начале восьмидесятых. Тогда появились великолепные альбомы Satori и Oriental Sunrise — это была дзэн-буд- дийская музыка для медитации, исполненная в традиционной манере на сякухати и кото — японской цитре. Изданы были также кассеты с записью его музыки — в 1984 году компания Antiquity Records издала на кассетах три альбома Райли Ли Memories Of Japan, Empty Bells, и As The Water Flows — все в чисто традиционной манере, соло на сякухати, а позже, в 1990 году, были изданы на кассетах еще два альбома — Bush Clover The Moon и Dream Within A Dream. На этот раз в записи альбомов принимали участие музыканты, играющие на синтезаторах. В 1991 г. и позднее, в 1996 году, Narada Records переиздала на компакт-дисках альбом Oriental Sunrise, причем с превосходным качеством, а в 1997 году был переиздан альбом Satori, пожалуй, лучший из всех, но, к сожалению, то ли мастер-лента оказалась в плачевном состоянии, то ли процесс оцифровки прошел не совсем удачно, так или иначе качество записи этого альбома на компакт-дисках весьма далеко от совершенства. Виниловые диски был записаны лучше. Голландская компания Oreade так же издавала компакт-диски с музыкой Райли Ли где-то в начале или середине девяностых, но последним переизданием его великолепной медитативной музыки стал альбом Sanctuary — "Святилище", записанный в далеком 1984 и переизданный Narada Records в 2000 году.
Шестидесятиминутный альбом состоит из шести пьес, они неоднородны — каждая имеет свое собственное настроение. Альбом был записан дуэтом Райли Ли — сякухати, Берт Мун (Bert Moon) — кото, это как бы диалог двух инструментов, иногда динамичный и порывистый, иногда печальный и медленный. У названия альбома есть подзаголовок —"Музыка из сада Дзэн", а пьесы названы следующим образом: "Вечерний Туман", "В Монастырском Саду", "Лунные Тени", "Лунный Цветок", "Зимний Ветер" и "Утренняя Тишина". Названия говорят сами за себя и отражают настроение каждой пьесы. Музыка Дзэн — это всегда большая редкость, а музыка такого мастера, как Райли Ли, и подавно, так что каждый его альбом — это просто как слиток чистейшего золота, значение его трудно переоценить, ведь эта музыка может перевернуть и изменить всю Вашу жизнь, всю шкалу ценностей, конечно, если Вы достойны этого. Это и философия, и поэзия, и безмолвие одновременно. Это музыка духовного постижения, Райли Ли сам говорит нам об этом: "Духовная практика имеет первостепенное значение, музыка — вторична". И я полностью согласен с мастером. Я не знаю, издавался ли этот альбом ранее, в каталогах я его не встречал, но, так или иначе, это переиздание более ранней записи. На мой взгляд, это лучшее переиздание 2000 года.
Попытки исполнять классические сочинения на языке джаза или рок-музыки не новы. Таких экспериментов было много и заканчивались они обычно в лучшем случае полуудачей. Отнюдь не бесспорен и данный проект, но вот в дерзости его творцам явно не ...
Шведская молодая, но уже достаточно опытная и известная не только в Швеции вокалистка Ригмор Густафссон выпускает уже свой третий альбом. В отличие от первых двух, записанных в Нью-Йорке с местным аккомпанирующим составом, этот — целиком и полностью ...
Все, кому не чужды идеи свободного импровизационного нового джаза, просто не имеют права пропустить это альбом. "A.D.D. Trio" — швейцарская группа, в которой... нет ни одного урожденного швейцарца. Роберт Дик — нью-йоркский флейтист, который сменил ...
Сразу признаюсь: этот альбом — отличнейшая работа музыкантов разных поколений, выступивших в одном благородном деле исполнения мэйнстрима. Неслучайно подчеркиваю разницу в возрасте: "герой" альбома Флип Филлипс родился аж в 1915 году. Басисту ...
Этот альбом довольно долго добирался до нашей редакции, но от этого не стал менее любопытным. Построен он по традиционной для сборников, составляемых Алексеем Коганом, схеме: из записей, сделанных на разнообразных киевских концертах в 1999 – ...
На редкость своеобразное музыкальное блюдо, приготовленное на итальянской джазовой кухне. Впрочем, рецептура скорее азиатская. Это ведь там кое-где в основе лежит изменение до неузнаваемости первоначального вкуса ингредиентов. Вот и четверка ...
Диск не новый, но довольно интересный с точки зрения мастерства пианиста и команды, которую он собрал для записи, которая проходила в 2 этапа: 15 сентября и 27 октября 1999 года. 8 буколических, пасторальных треков «CУМЕРЕК» звучат как что-то ...
В современном джазе как-то привилось достаточно жесткое разделение на "джаз вообще" (забудем на время о стилистических отличиях) и "джаз афро-кубинский" или "джаз латинский". Все, что хотя бы в малейшей степени напоминает латиноамериканские мотивы, ...
Насколько мне не изменяет память, итальянская блюзовая музыка никогда не фигурировала в обзорах нашего журнала. Случилось так, что летом этого года мне довелось познакомиться (заочно) с одной из лучших блюзовых певиц Италии Лаурой Феделе. У нас ...
Честно говоря, рецензировать данный сборник ранних записей двух наиболее знаменитых ансамблей Луи Армстронга должен был бы не я, а кто-то из тех, кто в подробностях знаком с творчеством Армстронга периода 20-х годов. Но в любом случае данное полное ...
Если не ошибаюсь, этот альбом — третий в дискографии арт-джаз-фолк трио "Тригон". По сравнению с предыдущими работами, состав ансамбля несколько изменился: новым басистом стал Александр Мурзак. Впрочем, эта замена ни в общем звучании, ни в ...
Многие пьесы Шекспира буквально нашпигованы звучной итальянской географией. Местом действия или хотя бы завязкой сюжета они, от "Двух веронцев" и до "Бури", тесно связаны с Аппенинским полуостровом. Великий драматург буквально обессмертил некоторые ...