nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Кора Микаэлян - Последнее письмо домой

стиль:

Кора Микаэлян - Последнее письмо домой
Эта статья должна была по­явиться на свет года полтора- два назад. Но тогда артисты были заняты записями, аран­жировками, выступлениями. Потом, под грузом событий, идея написать о группе Nor Dar как-то отошла на второй план, а трагическое событие, происшедшее почти год на­зад, опять оттянуло статью. И вот сейчас, в канун годовщи­ны смерти лидера трио, долг памяти заставил взяться за перо.

Карине Микаелян (Кора) пер­вые уроки музыки получила у своей матери — блестящего пе­дагога Тамары Аветиковой — в возрасте пяти лет. Затем музы­кальное училище и композитор­ское отделение Ереванской го­сударственной консерватории им.Комитаса.

Еще будучи студенткой она делала серьезные творческие заявки. В городе много говорили о ее блестящем выступлении, на котором великий композитор современности Авет Тертерян высказал идею вручить ей сразу диплом консерватории. Собст­венно, она и окончила консерва­торию экстерном, написав свою первую симфонию ''Белый мо­нах". За свои работы в области классической аранжировки по­лучила награду ЮНЕСКО "Мас­тера искусств". Она много вы­ступала...

Потом настал 1988 год. Кара­бахское движение, всколыхнув­шее всю Армению, страшное спитакское землетрясение, раз­вал СССР Армения очень тяже­ло переживала все эти события. Энергетическая блокада со сто­роны соседней, бывшей брат­ской республики,холод и полное отсутствие электричества. В те годы, чтобы как-то подработать, Кора устраивается тапером в бар "Амадеус", где стылыми пальцами приходилось играть в угоду невзыскательной публике ресторанный репертуар... В се­редине 90-х судьба забрасывает Кору, ее мужа Орестиса Мустидиса и их друга Тиграна Сарки­сяна в Грецию, на историческую родину Орестиса. Там они со­здают трио Nor Dar ("Новый век"). Оба партнера Коры по группе — опытные музыканты. Мустидис—ученик знаменитого джазового барабанщика Робер­та Еолчяна (оттуда у него и лю­бовь к джазу), специализирую­щийся на восточной перкуссии. А Саркисян — виртуозный ис­полнитель на народных духовых инструментах. Он одинаково здорово владеет дудуком, шви, зурной, блулом, а также кларне­том. В 1997 году это трио запи­сывает и выпускает на греческой студии Libra Music свой первый альбом Opus of the Lizard. Они совершенно не были знакомы греческой публике и музыкаль­ной общественности. Более то­го, они не были ни виртуозами, ни признанными, опытными ис­полнителями. Но они были серь­езными профессионалами, сильно любящими Армению и всецело преданными нацио­нальному мелосу. Они не подра­жали никому и ничему, посколь­ку им, а точнее Коре, было что сказать свое. Альбом разошел­ся быстро. К удивлению и компа­нии Libra Music, которая его вы­пустила, и участников трио Nor Dar, его раскупали не только те, кого принято называть "музы­кальная общественность", но и молодежь, которая в Афинах, как и везде, предпочитает попсу и рок.

Итак, Opus of the Lizard. Че­тырнадцать композиций, сде­ланных с глубоким проникнове­нием в суть армянского мелоса, пропущенного через сердце и душу музыкантов и, в частности, Коры.

Альбом посвящен великому армянскому композитору Комитасу и состоит из обработок его произведений, которые тот, в свою очередь, позаимствовал у своего народа. Практически дважды переработанные, эти древние композиции прозвуча­ли абсолютно свежо и по-ново­му. Кора очень любила Комитаса, любила армянские народные песни и все, что связано со сво­ей родной землей. Чистое звуча­ние, бередящие душу звуки дудука, ритмы, зовущие в путь. Что касается стиля, аранжировок, манеры исполнения, то это мо­жет быть классифицировано как прекрасный образец того, что музыкальные критики называют этно-джазом, world beat и new age. Весь часовой альбом вос­принимается как одно живопис­ное полотно, как некий докумен­тальный фильм об армянском этносе, его быте, о ландшафтах страны, о страданиях и радостях древнего народа. Все это, по­множенное на очень сверхоригинальные и очень аккуратные аранжировки Коры Микаелян, которая, без сомнений, была мозгом и мотором трио, сделали альбом необыкновенно попу­лярным и в Армении, куда не­сколько экземпляров было до­ставлено друзьями музыкантов. К сожалению, широкая общест­венность так и не услышала этот альбом, хотя многочисленные FM-радиостанции, конечно же, сделали свое дело.

Существует несколько кол­лективов, играющих музыку по­добного рода. Наиболее замет­ные — это ереванский Time Report и американский Night Ark. Но их стили исполнения сильно отличаются от стиля Nor Dar. Ес­ли Time Report создает и играет свои композиции в духе этничес­кого джаз-рока с оглядкой на За­пад, a Night Ark, несмотря на на­личие в своем составе двух классных чисто джазовых музы­кантов (клавишник Армен Донелян и басист Марк Джонсон), тем не менее, играет все же очень восточную музыку с большим преобладанием фольклора, то у Nor Dar все четко сбалансиро­ванно. Никакого умничания или, наоборот, заигрывания с публи­кой. Абсолютно оригинальная манера и, главное, звучание. Фантазия Коры позволяла ей легко избегать возможных твор­ческих ловушек.

Не прошло и полугода, как они на греческой земле, а у Коры уже появилась некоторая извест­ность и устойчивая репутация классного профессионала. Ее огромный творческий потенциал и весьма широкий музыкальный кругозор стали причиной того, что к ней начали обращаться по­пулярные греческие исполните­ли, принадлежащие к самым разным жанрам и стилям музы­ки, с просьбой сделать аранжи­ровки греческой народной, клас­сической и популярной музыки. У нее постепенно появляются друзья и связи в музыкальных кругах. Кора работает над аран­жировками альбомов местных исполнителей — вокалистки Стеллы Гадеди, бузукиста Михалисиса Николудиса, скрипача Георгиса Маклараса, гитариста Андреаса Гиоргиу.

Неожиданно из США специ­ально для подписания контрак­та с Корой приезжает знамени­тая индийская певица Лакшми Шанкар. Изначально требова­лось только сделать современ­ную аранжировку индийских пе­сен для певицы, но потом она просит Кору написать специаль­но для нее несколько компози­ций на индийские темы. Шанкар пишет слова на созданные ар­мянским композитором индий­ские мелодии, и эти армяно-индийские песни она с удовольст­вием включает в свой альбом. Так, в 2000 году появляется про­ект "Индо-Арменика" и диск Ampel'a.

В записи принимают участие как исполнители на фольклор­ных инструментах, так и джазо­вый супер-басист Марк Джон­сон. Альбом представляет со­бой некую смесь армянских во­кальных (которые исполняет са­ма Кора) и инструментальных композиций, а также индийских произведений. Если говорить от­кровенно, то мне как слушателю гораздо больше понравилась армянская часть альбома. Как- то ближе и, соответственно, теп­лее. Как мне кажется, индийская часть альбома была для Коры лишь работой, хоть и выполнен­ной на "отлично".

Окрыленные успехом, ребята берутся за свой очередной аль­бом, который должен был состо­ять целиком из композиций Ко­ры, как инструментальных, так и вокальных.

Это и песни в стиле армянской эстрады 60-х годов, и инстру­ментальные произведения с но­стальгической ноткой, аранжи­рованные для этно-джазового трио плюс струнные. Не знаю, была ли Кора уже тогда инфор­мирована о своей страшной и неизлечимой болезни, но музы­ка всего альбома звучала как прощание с близкими и родиной. Рабочее название альбома бы­ло "Письма домой", по названию заглавной композиции, что тоже оказалось глубоко символич­ным. Письма домой, последний привет и последнее "прости" всему, что она так любила и что было ей так дорого.

Альбом вышел и попал на ро­дину уже без нее. Сегодня его крутят по ереванским FM-радио­станциям, передают из рук в ру­ки, переписывают.

У меня нет официальной ин­формации, будет ли существо­вать и работать дальше Nor Dar, но думаю, что это невозможно. Роль Карине Микаелян трудно переоценить в творчестве трио. Да и память, я думаю, не позво­лит.

P.S. Недавно в Ереване сила­ми близких Коры был выпущен альбом из 4 CD — The Road То You — избранных произведений и аранжировок Коры Микаелян.

Армен МАНУКЯН

Jazz- Квадрат, №2/2002





авторы
Армен МАНУКЯН
музыкальный стиль
ориентальная музыка, этно-джаз
страна
Армения, Греция
Расскажи друзьям:

Еще из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры
Stan Kenton - Музыкант, устремленный в будущее Мир без Долгова Ивар Мазурс - Вся жизнь в ритмах джаза Л.Я Гасретову - 75
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com