nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия

Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия  Впервые в нашем "Книжном обо­зрении" появляется мультимедийное издание, новая редакция ’’Энциклопе­дии" от "Кирилла и Мефодия". Инфор­мировать о нем поклонников джаза мы решили уже хотя бы потому, что в противном случае они могут просто пройти мимо этого проекта. На лице­вой стороне красочно оформленной коробки с семью дисками джаз не упо­минается вообще, а современные джазфэны уже притерпелись к тому, что их любимая музыка к популярной в широком смысле не относится уже очень давно. Правда, на тыльной сто­роне имеется подзаголовок "Все о джазе, роке и поп-музыке", но ведь чтобы до него добраться, надо как ми­нимум захотеть повращать эту самую коробку в руках.

А уж заглянув внутрь, можно выяс­нить, что среди прочего "Энциклопе­дия" включает иллюстрированный таймлайн "История джаза с 1640 по 2001 гг.". Что и говорить, составители весьма смело выставили столь кон­кретную точку отсчета в истории джа­за. Логика их рассуждений при этом такова: именно в это время начались христианизация черных рабов в Се­верной Америке, знакомство их с протестантскими хоралами и зарож­дение спиричуэллс. М-да, ни веду­щие исследователи джаза на его ро­дине, ни крупнейшая отечественная специалистка В.Д. Конен в своем ка­питальном труде "Рождение джаза" к таким однозначным выводам прийти не рискнули...

В отличие от "Истории рока", раз­вернутой составителями на ленте времени в двух вариантах: отдельно для западного и отдельно для отече­ственного рока, история джаза "у них" и "у нас" совмещена. На фоне событий мировой джазовой истории, его трудная судьба у нас проявляется особенно контрастно, а соседство эпохальных для джаза сдвигов и его робких, на ощупь, шажков в СССР выглядит то комично (удостоен пер­сональной фотографии Матвей Блантер, а вот, скажем, Бенни Гудмен как-то не сподобился), то трагично (пресловутая эра "разгибания саксо­фонов").

Помимо истории джаза, среди бо­лее чем 2800 статей "Энциклопедии" значительное место занимают и ма­териалы, посвященные джазовым музыкантам, присутствует джаз и в словаре музыкальных терминов, и даже в музыкальных развлекательных викторинах. Приятно отметить, что в абсолютном большинстве слу­чаев очень грамотно транскрибиро­ваны иностранные имена и фами­лии. Правда, на этом фоне особенно режут глаз отдельные "ляпы" вроде невообразимой Урсулы Дуджиак (имеется ввиду Урсула, а если уж совсем по-польски, то Уршуля, Дудзяк). Хотелось бы, конечно, чтобы статьи были побольше, да и визуаль­ный ряд в статьях о джазменах куда скромнее, чем в материалах о даже второразрядных пол-звездочках. Но тут составителей можно оправдать, объять необъятное трудно даже на семи CD-ROMax Что же до самих текстов, то в основном здесь тоже все "по делу", а на отдельных неточ­ностях, в терминологии или в био­графиях музыкантов, зацикливаться не хочется. Они есть, они режут глаз, но в целом концентрации "ложки дег­тя в бочке меда" все же не достигают. Печальнее, что в списке видных джазменов много лакун. Слабо пред­ставлен латинский джаз, и кубин­ский, и бразильский: нет ни Чучо Вальдеса, ни Тито Пуэнте, ни даже Жобима. Практически отсутствует как молодое, так и относительно мо­лодое джазовое поколение: Кенни Гарретт, Гонсало Рубалькаба, Джон Зорн, и даже Гарбарек, и даже Мар­салисы!

Тем не менее, и при подобных из­держках "Энциклопедия" вполне до­стойна занять свое место на полочке с дисками у любителей джаза, разу­меется, рядом с менее виртуальны­ми, но более информативными ис­точниками,

P.S. А все-таки приятно было уви­деть на ленте "иллюстрированной истории" над датой "1997 год" зеле­ную "шилклоперовскую" обложку са­мого первого номера нашего журна­ла! Что ни говори, для джаза "здесь" это тоже историческое событие...

2002г. 7 CD-ROM
©"Кирилл и Мефодий", 1997,2002

Леонид АУСКЕРН

Jazz- Квадрат, №2/2002



стиль
джаз
автор
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела книги

  • стиль: джаз, джаз
"У Джимми Лэнсфорда был лучший из всех оркестров. Дюк велик, Бэйзи значителен, но Лэнсфорд превосходит их обоих" - так отзывался об оркестре Джимми Лэнсфорда Гленн Миллер, сам легендарный бэнд-лидер, руководивший одним из знаменитейших оркестров эры ...
  • стиль: джаз, джаз
Одиноким утесом возвышается фигура Ефима Барбана в отечественной джазовой критике. Есть блестящие специалисты, умницы, подвижники, много сделавшие для джаза и много писавшие о нем, но никого из них не поставишь рядом с Барбаном. Он просто обречен ...
  • стиль: джаз, джаз
Вашему внимание не случайно предлагается двойная рецензия, посвященная сразу двум книгам. У обеих этих книг, изданных в немецком городе Кёльне молодым издательством Buddy's Knife Jazzedition, возглавляемым Ренатой Да Рин, есть очень много общего. ...
  • стиль: джаз, джаз
С 1974 года Финский музыкальный информационный центр (Fimic) издает на английском языке иллюстрированные буклеты – справочники, посвященные развитию джаза в этой северной стране. Цель изданий – как можно полнее информировать зарубежных ...
  • стиль: джаз, джаз
Жаль, что таких книг выходит очень мало. Впрочем, для их создания требуется, как минимум, многолетнее знакомство автора и того человека, о котором он рассказвает. В данном случае действительно многолетние тесные контакты Владимира Фейертага и Давида ...
  • стиль: джаз, джаз
Dziazo festivaliu "Birštonas" laureatai (Лауреаты фестиваля "Бирштонас") Этот двойной сборник представляет собой краткий экскурс по истории старейшего из ныне существующих литовских джазовых фестивалей "Бирштонас". Проводимый с… года каждую вторую ...
  • стиль: джаз, джаз
Предисловие Леонида Переверзева Беседы с великим умершим – почтенный книжный жанр. Сравнительно недавний пример: доминиканский монах Мэтью Фокс задает Фоме Аквинскому острейшие вопросы о самых жгучих материальных и духовных проблемах современности, ...
  • стиль: джаз, джаз
В питерском издательстве "Скифия" вышла книга Саймона Джорджа Томаса "Гленн Миллер и его оркестр" в бластящем переводе Юрия Верменича и под общей редакцией Владимира Фейертага. По сути - это подробнейшее и скрупулезное жизнеописание одной странички ...
  • стиль: джаз, джаз
Этой осенью российское джазовое музыкознание наконец-то пополнилось давно ожидаемыми новыми работами Ефима Барбана "Джазовые портреты" и "Джазовые диалоги". Нелишне будет напомнить, что первая из "барбановской серии" – "Черная музыка – белая ...
  • стиль: джаз, джаз
Первой книжкой, попавшейся мне, фанатеющему по джазу физику, году в 68, было теперь уже совершенно раритетное издание 1960 года "Джаз" В.Мысовского и В.Фейертага. В то время имя Фейертага мне абсолютно ни о чем не говорило. Уже значительно позже, ...
  • стиль: джаз, джаз
Первая книга из задуманной в С.-Петербургском клубе "Квадрат" серии "Джазовый Олимп". Оригинальная американская версия была издана в далеком 1962 году и включает в себя как заметки самого Рейзнера, известного джазового продюсера, так и краткие ...
  • стиль: джаз, джаз
«Джаз в новом тысячелетии – живой и здравствующий» - так оптимистично назвал свою книгу журналист и писатель из Техаса Рик Митчелл. Рик пишет о музыке уже более сорока лет. Он является автором уже трех увидевших свет книг, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com