
Впервые в нашем "Книжном обозрении" появляется мультимедийное издание, новая редакция ’’Энциклопедии" от "Кирилла и Мефодия". Информировать о нем поклонников джаза мы решили уже хотя бы потому, что в противном случае они могут просто пройти мимо этого проекта. На лицевой стороне красочно оформленной коробки с семью дисками джаз не упоминается вообще, а современные джазфэны уже притерпелись к тому, что их любимая музыка к популярной в широком смысле не относится уже очень давно. Правда, на тыльной стороне имеется подзаголовок "Все о джазе, роке и поп-музыке", но ведь чтобы до него добраться, надо как минимум захотеть повращать эту самую коробку в руках.
А уж заглянув внутрь, можно выяснить, что среди прочего "Энциклопедия" включает иллюстрированный таймлайн "История джаза с 1640 по 2001 гг.". Что и говорить, составители весьма смело выставили столь конкретную точку отсчета в истории джаза. Логика их рассуждений при этом такова: именно в это время начались христианизация черных рабов в Северной Америке, знакомство их с протестантскими хоралами и зарождение спиричуэллс. М-да, ни ведущие исследователи джаза на его родине, ни крупнейшая отечественная специалистка В.Д. Конен в своем капитальном труде "Рождение джаза" к таким однозначным выводам прийти не рискнули...
В отличие от "Истории рока", развернутой составителями на ленте времени в двух вариантах: отдельно для западного и отдельно для отечественного рока, история джаза "у них" и "у нас" совмещена. На фоне событий мировой джазовой истории, его трудная судьба у нас проявляется особенно контрастно, а соседство эпохальных для джаза сдвигов и его робких, на ощупь, шажков в СССР выглядит то комично (удостоен персональной фотографии Матвей Блантер, а вот, скажем, Бенни Гудмен как-то не сподобился), то трагично (пресловутая эра "разгибания саксофонов").
Помимо истории джаза, среди более чем 2800 статей "Энциклопедии" значительное место занимают и материалы, посвященные джазовым музыкантам, присутствует джаз и в словаре музыкальных терминов, и даже в музыкальных развлекательных викторинах. Приятно отметить, что в абсолютном большинстве случаев очень грамотно транскрибированы иностранные имена и фамилии. Правда, на этом фоне особенно режут глаз отдельные "ляпы" вроде невообразимой Урсулы Дуджиак (имеется ввиду Урсула, а если уж совсем по-польски, то Уршуля, Дудзяк). Хотелось бы, конечно, чтобы статьи были побольше, да и визуальный ряд в статьях о джазменах куда скромнее, чем в материалах о даже второразрядных пол-звездочках. Но тут составителей можно оправдать, объять необъятное трудно даже на семи CD-ROMax Что же до самих текстов, то в основном здесь тоже все "по делу", а на отдельных неточностях, в терминологии или в биографиях музыкантов, зацикливаться не хочется. Они есть, они режут глаз, но в целом концентрации "ложки дегтя в бочке меда" все же не достигают. Печальнее, что в списке видных джазменов много лакун. Слабо представлен латинский джаз, и кубинский, и бразильский: нет ни Чучо Вальдеса, ни Тито Пуэнте, ни даже Жобима. Практически отсутствует как молодое, так и относительно молодое джазовое поколение: Кенни Гарретт, Гонсало Рубалькаба, Джон Зорн, и даже Гарбарек, и даже Марсалисы!
Тем не менее, и при подобных издержках "Энциклопедия" вполне достойна занять свое место на полочке с дисками у любителей джаза, разумеется, рядом с менее виртуальными, но более информативными источниками,
P.S. А все-таки приятно было увидеть на ленте "иллюстрированной истории" над датой "1997 год" зеленую "шилклоперовскую" обложку самого первого номера нашего журнала! Что ни говори, для джаза "здесь" это тоже историческое событие...
2002г. 7 CD-ROM ©"Кирилл и Мефодий", 1997,2002
Леонид АУСКЕРН
Jazz- Квадрат, №2/2002
|