nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия

стиль:

Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия Впервые в нашем "Книжном обо­зрении" появляется мультимедийное издание, новая редакция ’’Энциклопе­дии" от "Кирилла и Мефодия". Инфор­мировать о нем поклонников джаза мы решили уже хотя бы потому, что в противном случае они могут просто пройти мимо этого проекта. На лице­вой стороне красочно оформленной коробки с семью дисками джаз не упо­минается вообще, а современные джазфэны уже притерпелись к тому, что их любимая музыка к популярной в широком смысле не относится уже очень давно. Правда, на тыльной сто­роне имеется подзаголовок "Все о джазе, роке и поп-музыке", но ведь чтобы до него добраться, надо как ми­нимум захотеть повращать эту самую коробку в руках.

А уж заглянув внутрь, можно выяс­нить, что среди прочего "Энциклопе­дия" включает иллюстрированный таймлайн "История джаза с 1640 по 2001 гг.". Что и говорить, составители весьма смело выставили столь кон­кретную точку отсчета в истории джа­за. Логика их рассуждений при этом такова: именно в это время начались христианизация черных рабов в Се­верной Америке, знакомство их с протестантскими хоралами и зарож­дение спиричуэллс. М-да, ни веду­щие исследователи джаза на его ро­дине, ни крупнейшая отечественная специалистка В.Д. Конен в своем ка­питальном труде "Рождение джаза" к таким однозначным выводам прийти не рискнули...

В отличие от "Истории рока", раз­вернутой составителями на ленте времени в двух вариантах: отдельно для западного и отдельно для отече­ственного рока, история джаза "у них" и "у нас" совмещена. На фоне событий мировой джазовой истории, его трудная судьба у нас проявляется особенно контрастно, а соседство эпохальных для джаза сдвигов и его робких, на ощупь, шажков в СССР выглядит то комично (удостоен пер­сональной фотографии Матвей Блантер, а вот, скажем, Бенни Гудмен как-то не сподобился), то трагично (пресловутая эра "разгибания саксо­фонов").

Помимо истории джаза, среди бо­лее чем 2800 статей "Энциклопедии" значительное место занимают и ма­териалы, посвященные джазовым музыкантам, присутствует джаз и в словаре музыкальных терминов, и даже в музыкальных развлекательных викторинах. Приятно отметить, что в абсолютном большинстве слу­чаев очень грамотно транскрибиро­ваны иностранные имена и фами­лии. Правда, на этом фоне особенно режут глаз отдельные "ляпы" вроде невообразимой Урсулы Дуджиак (имеется ввиду Урсула, а если уж совсем по-польски, то Уршуля, Дудзяк). Хотелось бы, конечно, чтобы статьи были побольше, да и визуаль­ный ряд в статьях о джазменах куда скромнее, чем в материалах о даже второразрядных пол-звездочках. Но тут составителей можно оправдать, объять необъятное трудно даже на семи CD-ROMax Что же до самих текстов, то в основном здесь тоже все "по делу", а на отдельных неточ­ностях, в терминологии или в био­графиях музыкантов, зацикливаться не хочется. Они есть, они режут глаз, но в целом концентрации "ложки дег­тя в бочке меда" все же не достигают. Печальнее, что в списке видных джазменов много лакун. Слабо пред­ставлен латинский джаз, и кубин­ский, и бразильский: нет ни Чучо Вальдеса, ни Тито Пуэнте, ни даже Жобима. Практически отсутствует как молодое, так и относительно мо­лодое джазовое поколение: Кенни Гарретт, Гонсало Рубалькаба, Джон Зорн, и даже Гарбарек, и даже Мар­салисы!

Тем не менее, и при подобных из­держках "Энциклопедия" вполне до­стойна занять свое место на полочке с дисками у любителей джаза, разу­меется, рядом с менее виртуальны­ми, но более информативными ис­точниками,

P.S. А все-таки приятно было уви­деть на ленте "иллюстрированной истории" над датой "1997 год" зеле­ную "шилклоперовскую" обложку са­мого первого номера нашего журна­ла! Что ни говори, для джаза "здесь" это тоже историческое событие...

2002г. 7 CD-ROM
©"Кирилл и Мефодий", 1997,2002

Леонид АУСКЕРН

Jazz- Квадрат, №2/2002



Расскажи друзьям:


авторы
Леонид АУСКЕРН
страна
Россия

Еще из раздела книги

  • стиль: блюз
  • авторы: Леонид АУСКЕРН
  • страна: США
Американское издательство The Scarecrow Press, Inc выпустило в свет новую работу видного специалиста по истории популярной музыки Лэрри Бирнбаума под названием «До Элвиса: Предыстория рок-н-ролла». Бирнбаум – глубокий и ...
подробнее
  • стиль: джаз
  • страна: Россия
Самое полное издание письменных трудов знаменитого музыканта. В нем Козлов выносит на свет еще несколько граней своего дара, выступает как мемуарист, прозаик, культуролог и социолог. Первая книга двухтомника, «Джазист. Судьба нетипичного ...
подробнее
  • стиль: джаз
  • авторы: Леонид АУСКЕРН
  • страна: Россия
Осторожно пробуя ногой зыбкую почву, я вновь берусь за рецензирование книги поэзии. И «виновником» тому вновь является подмосковный автор, в далеком прошлом (увы!) рок-музыкант, барабанщик, навсегда взявший с собой в ...
подробнее
© 2018 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com