nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Джаз четырех культур на польской земле: Польша, г.Лодзь, 14-16 декабря 2001г.

стиль:

Джаз четырех культур на польской земле: Польша, г.Лодзь, 14-16 декабря 2001г.
Лодзь — русское название горо­да: по-польски оно звучит как "Луджь". Это большой промыш­ленный город, второй по населе­нию в Польше — свыше 830 тыс.чел., находящийся в 130 км. к юго-западу от Варшавы. Он су­ществует с 1423 г., однако пре­вратился из захолустного горо­дишки в большой город только к середине XIX века, когда рус­ские капиталисты застроили его заводами и фабриками. Населе­ние Лодзи, сформировавшее ее уникальную культуру, к концу по­запрошлого века состояло из че­тырех главных этнических эле­ментов — поляков, евреев, рус­ских и немцев. Собственно, Festival jazzowy czterech kultur - "Джаз четырех культур" — и при­зван был вновь созвать эти куль­туры к диалогу, хотя этническии состав Лодзи необратимо сме­нился. Русское население вы­ехало после провозглашения независимости от России в 1918 г., еврейское — в массе своей погибло в годы гитлеровской ок­купации, немцы, в основном, уш­ли с отступающими частями вер­махта в 1945-м. И вот, десятиле­тия спустя, организовавшее фе­стиваль варшавское агентство "Фокус" собрало на одной сцене джазовых музыкантов из Герма­нии, России, Израиля и Польши — ко всеобщему удовольствию, так как международный общепо­нятный джазовый язык позволил музыкантам моментально уста­новить творческий контакт.

Все участники сначала играли по сольному концерту в одном из городских клубов. В первый ве­чер концерт был один: в клубе Lodz Kaliska играла польская группа Oxen. Не зная польского, трудно предположить, что имен­но означает это имя на языке Мицкевича, зато по-английски и по-немецки—это "Быки". Группу возглавляет альт-саксофонист Гжегож Пиотровски; как и два других коренных члена Oxen, тенорист Лукаш Поправски и гита­рист Дариуш Крупа, он уже ус­пел засветиться на польской джазовой сцене. Правда, в со­ставе другой группы — Alchemik.

Oxen играют очень интенсив­ную музыку на грани джаз-рока, трип-хопа и того, что обобщенно называют electronica. Для них характерна сложнейшая поли­ритмия и обильное использова­ние самых современных звуко­вых эффектов (причем как у ги­тариста, так и у альт-саксофони­ста). Одно только "но" — дина­мика варьируется крайне незна­чительно: от громко до страшно громко. Для джазовой публики тяжеловато, хотя молодежь яв­но принимала эту канонаду как должное.

Второй вечер начался концер­том состава из Германии — Modern String Quartet, прошед­шим в артистической пивной Przedowalnia. Это была единст­венная из точек фестиваля, рас­положенная несколько в сторо­не от центральной улицы — Пиотрковской: все остальные рас­полагались вдоль этого гибрида Арбата и Невского проспекта.

Modern String Quartet — со­став для джаза, мягко говоря, необычный: это классический струнный квартет, исполняющий собственные аранжировки джа­зовых стандартов от Summer­time до Хэрби Хэнкока и Майлса Дэвиса, а также собственные ав­торские пьесы, довольно зако­выристые, например, написан­ная виолончелистом Uncle Funk. Хотя значительная часть мате­риала явно аранжирована и рас­писана до нотки, все четверо — скрипачи Йорг Видмозер и Винфрид Цреннер, альтист Андреас Херихт и виолончелист Йост Хеккер — могут импровизиро­вать, что и проделывают в до­вольно протяженных и зачастую очень эффектных соло. С музы­кальной точки зрения, лучшие соло принадлежали скрипачам, особенно Видмозеру, но ярост­ное, почти хард-роковое по энергетике соло виолончелиста Хеккера тоже имело своеобраз­ную прелесть. Для этого фести­валя они приготовили полно­стью джазовую по материалу программу, хотя своей задачей, начиная с года основания кол­лектива в 1983 г., считают наведение мостов между классичес­кой и современной музыкой, в рамках чего, например, записывают и играют на концертах Бет­ховена и Баха. Все четверо по- немецки скуповаты на эмоции, хотя их серьезность кажущаяся: то и дело после какого-нибудь содержательного соло идет вполне добродушно-юмористический кусок, во время которого они сдержанно улыбаются. Пуб­лика принимала их отлично — ансамбль и в самом деле нео­бычный, хваткий и интересный.

В тот же вечер, несколькими часами позднее, в единствен­ном в Лодзи собственно джазо­вом клубе Jazzga играл ан­самбль из Израиля — квартет Юваля Коэна. Все участники фе­стиваля добирались до Лодзи не без приключений, однако изра­ильтяне превзошли всех. Оба солиста,сопрано-саксофонист Юваль Коэн и гитарист Амос Хофман, прилетели вовремя, но без своего багажа, застрявшего где-то в Цюрихе. Что до контра­басиста Йорая Орона и бара­банщика Шая Зельмана, то они и из Иерусалима не могли выле­теть — их рейс откладывался то на два часа, то на три, то сразу на двенадцать. Наконец, только утром в день концерта все со­брались в Лодзи, да и чемоданы нашлись.

Израильский квартет оказал­ся единственным, кто предста­вил на фестивале крепкий, сто­процентно традиционный straight-ahead джаз. Да и неуди­вительно: сам Коэн учился в бо­стонском колледже Беркли и не­сколько лет работал в Нью-Йорке, как и Хофман, получивший образование в Манхэттенской школе музыки. Кстати, у Юваля Коэна есть брат Авишаи Коэн, живущий в Америке. Но это не знаменитый басист Чика Кориа, это его полный тезка, тоже джа­зовый музыкант. Зато с тем Ави­шаи, который у Кориа, играл ги­тарист Амос Хоффман, даже за­писавшийся на двух первых со­льных альбомах Коэна-басиста.

Сейчас все четверо живут в Израиле, что в их музыке, впро­чем, отразилось только в том смысле, что, помимо десятка крепко сыгранных стандартов, они представили еще две пьесы, построенные на мелодиях попу­лярных израильских песен. У фестивальной аудитории снис­кала особенную любовь тема, ивритское название которой пе­реводится на русский как "Земля молока и меда". Благодаря инст­рукциям Юваля, польские слу­шатели уже к третьему прохож­дению темы выучили, где там нужно делать характерные два хлопка, и, под бодрый фанковый ритм, с удовольствием принима­ли участие в исполнении.

Первый концерт третьего дня фестиваля проходил в клубе Siodemki -"Семерки", — назван­ному по своему адресу: Пиотрковска, 77. Концерт представ­лял российских участников. Пи­анист Андрей Разин и его проект "Второе приближение " показа­ли программу, которая в целом уже хорошо знакома россий­ской фестивальной аудитории, но которую европейская публи­ка еще только открывает. Мос­ковские гости ехали в Лодзь то­же не без приключений. По какой-то необъяснимой причине устроители фестиваля встреча­ли их в Варшаве не на том вокза­ле, на который они должны бы­ли приехать: в Варшаве их не­сколько, и три из них — на одной и той же линии, причем москов­ские поезда останавливаются последовательно на всех трех. К тому же их поездка совпала с сильными холодами, которых хлипкие европейские вагоны польского состава не выдержи­вали, так что в Лодзь вокалистка "Второго приближения" Татьяна Комова приехала с сильной про­студой и все оставшееся время до выступления усиленно с ней боролась.

В результате, все получилось очень удачно: по-русски нетрез­вый звукорежиссер клуба был поборот, из Варшавы, благода­ря спонсорскому участию фир­мы Yamaha, привезен белый ро­яль, и москвичи показались во всем блеске, захватив польскую аудиторию необычностью сво­ей программы. Безусловно, то, что делает проект Разина — совсем не straight-ahead jazz, и слава Богу, поскольку этот straight-ahead слишком часто оказывается скучной и фор­мальной музыкой, особенно в исполнении тех, кто не вырос внутри ее традиции, то есть не- американцев. Исключения ред­ки, и очень хорошо, что "Второе приближение" идет по другому пути, сочетая композиторский подход и незаурядный пианизм Разина, изысканный и нешаб­лонный вокал Комовой, с диапа- зоном влияний от цыганского пения до европейских джазовых экспериментаторов, и мотор­ный, вполне джазовый по языку бас Игоря Иванушкина.

Заключительный концерт фе­стиваля проходил в самом круп­ном в Лодзи ночном клубе West Side, оформление и структура внутреннего пространства кото­рого заставляют с увереннос­тью предположить, что это, во- обще-то, большая дискотека. Каждый из составов фестиваля играл в этот вечер по два удар­ных номера, после чего состо­ялся неизбежный джем-сейшн с неизбежными блюзами Чарли Паркера.

Как обычно, в джеме было ин­тересно участвовать, но — по­сле первой темы — довольно скучно слушать. Как всегда. Бы­вают, конечно, случаи, когда участники джема пытаются со­здать что-то креативное, нешаб­лонное. Но нет, здесь этого не было: тон задали стандартизи­рованные манхэттенско-берклийским индустриально-музы­кальным обучением израильтя­не, а остальные, включая хоро­шо показавших себя в джеме по­ляков, крепко и мастеровито их поддержали. Всем очень понра­вилось, хотя организаторы, не зная, что, собственно, такое джем-сейшн, думали, что это что-то типа гала-концерта, когда все сыграют по паре своих песе­нок и разойдутся.

Как любой впервые проводя­щийся фестиваль, "Джаз четы­рех культур" прошел не без орга­низационных загвоздок, но полу­чился весьма удачным — в том плане, что совершенно не похож на большинство других фести­валей. Удачно, что организато­рам удалось привлечь крупные спонсорские силы, включая Польские авиалинии и Поль­скую почту. И пусть этот фести­валь станет традиционным: в конце концов, и в Польше, и в Германии, и в Израиле с Росси­ей найдется еще немало разно­плановых и разностилевых кол­лективов, которых там можно было бы показать.

Кирилл МОШКОВ

Jazz-Квадрат, №1,2002





авторы
Кирилл МОШКОВ
страна
Польша
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали до 2002 года
Таллинн-67. Фестиваль, который забыть нельзя Vilnius Jazz Festival - герой нашего времени Woodstock - Болоньевый плащ или Великое Событие, cвершившееся в МОЕ ВРЕМЯ «Триумф джаза» в «России» стал триумфом джаза в России
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com