nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Peggy Lee (1920 - 2002)

стиль:

Peggy Lee (1920 - 2002)
Певица Пегги Ли, одна из наибо­лее популярных поп-джазовых во­калисток прошло­го века, скончалась поздно вечером 21 января 2002 года на 82-м го­ду жизни. Она умерла в своем до­ме в Бел-Эйре близ Лос-Анджелеса от сердечного при­ступа. По словам врачей, всю жизнь она страдала от проблем, связан­ных с диабетом, а в 1998 г. перенесла инсульт.

Настоящее имя Пегги Ли — Норма Делорис Энгстром. Она родилась 26 мая 1920 г. в Джеймстауне, Северная Дако­та. В четырехлетием возрасте она потеряла мать, а ее отец бросил детей, и она стала при­емным ребенком в семье, где практиковались физические наказания. В начале 80-х, гото­вя автобиографические песни для своего единственного бродвейского шоу "Пег", она написала об этом периоде сво­ей жизни песню "Побои раз в день". С ранних лет она вынуж­дена была работать — сперва разносила молоко, а в подрост­ковом возрасте начала петь и быстро обнаружила, что может неплохо этим зарабатывать. Когда она выступала на радио в городе Фарго, программный директор станции сказал, что ей стоит взять звучный псевдо­ним, и предложил "Пегги Ли", что и стало ее сценическим именем на следующие шесть десятилетий. Из Фарго она пе­ребралась в Миннеаполис, от­туда — в Сент-Луис, дважды пыталась найти работу в Голливу­де, но до 1941 г. ее известность не переступала границ горо­дов, где она жила. Все измени­лось, когда она выступала в со­ставе вокальной группы в Чи­каго. Одно из ее выступлений услышал кларнетист и бэндлидер Бенни Гудмен, который предложил ей войти в состав его легендарного оркестра: от­туда как раз уходила вокалист­ка Хелен Форрест. Уже первые записи Ли с Гудменом, I Got It Bad (And That Ain't Good) и Winter Weather, пользовались значительной популярностью. Песня Why Don't You Do Right?, записанная с оркестром Гудмена в 1943-м, имела большой коммерческий успех, но в том же году Пегги Ли вышла замуж за гудменовского гитариста Дейва Барбаура и на год с не­большим перестала занимать­ся музыкой вообще.

Вернувшись к работе, она не пришла опять в оркестр Гудмена, а подписала сольный кон­тракт с Capitol, совершив зна­чительный дрейф от джаза к поп-музыке. Больше двадцати ее песен входили в хит-парады тех лет, a Manana (Is Soon Enough For Me) стала самой по­пулярной песней в 1948 г.. Впрочем, в ее поп-работах все­гда ощущались джазовые кор­ни, а когда в 1952 г. Пегги на пять лет перешла в стан Decca, она стала вновь записывать и чисто джазовые работы. Доста­точно упомянуть альбом с му­зыкой из фильма Pete Kelly’s Blues, который включает песни в исполнении двух певиц — Пегги Ли и Эллы Фиццжералд. Вернувшись в 1957 г. на Capitol, она еще усилила стилистичес­кое разнообразие своих работ: альбом 1957 г. The Man I Love был записан с биг-бэндом под управлением... Фрэнка Синатры, концертная запись 1959 г. Beauty And The Beat — с кварте­том пианиста Джорджа Ширинга, а альбом 1961 г. If You Go — с Куинси Джонсом в качестве аранжировщика и бэндлидера.

В те годы она много работа­ла в Голливуде: помимо роли певицы-пьянчуги в "Блюзе Пи­та Келли" (1955 г., номинация на "Оскара"), она написала и спела ряд песен для классичес­кого диснеевского мультфиль­ма "Леди и Бродяга". Ее голосом в мультфильме разговаривает собака Пег, чья вызывающая походка была скопирована диснеевскими мультипликато­рами с чувственных сценичес­ких движений самой Пегги.

Приход эры рок-музыки не­ожиданно встретил в лице Пег­ги Ли горячее сочувствие но­вым стилям и идеям, что отра­зилось в ее записях 1960-х. Она стала меньше записывать джа­зовых пьес и больше — песен модных: Берта Бакараха, Рэнди Ньюмена и даже популярного авторского дуэта Гоффин- Кинг. Только в 1972 г. она выпу­стила полностью джазовый альбом, автобиографически называвшийся Norma Deloris Engstrom From Jamestown, Dakota. Последовал еще ряд ориентированных на поп- джаз записей, выходивших на разных лейблах. После этого в 1983 г. 62-летняя Пегги Ли в те­чение одного сезона показала на Бродвее автобиографичес­кий мюзикл, где в течение все­го шоу находилась на сцене од­на, и на несколько лет полно­стью оставила музыку. Только на рубеже 80-90х она сделала еще несколько записей, по­следней из которых был аль­бом 1992 г. Moments Like This на Chesky Records. Затем она ушла на покой, а лишивший ее речи инсульт в 1998 г. перечеркнул все надежды на ее возможное возвращение на сцену.

Физические немощи сопро­вождали ее всю жизнь — поми­мо ряда тяжелых заболеваний, она в 197бг.перенесла тяжелое падение, едва не стоившее ей жизни. Не клеилась и ее личная жизнь: все четыре ее брака за­кончились разводом.

Пегги Ли считалась одним из самых последовательных и удачливых борцов с произво­лом киностудий и лейблов грамзаписи по отношению к артистам. Ее иск к диснеевской студии, которая недоплатила ей два с лишним миллиона от­числений с продаж видеокас­сеты с "Леди и Бродягой", стал классическим прецедентом для множества дел того же ро­да. Более того, даже незадолго до смерти она участвовала в процессе трехсот музыкантов против корпорации Vivendi Universal, по которому букваль­но несколько недель назад бы­ло принято предварительное решение о выплате артистам почти пяти миллионов долла­ров, утаенных лейблами кор­порации.
Пегги Ли считалась одной из самых значительных певиц в джазе XX века, несмотря на многолетнюю работу в поп- музыке. Легендарный джазо­вый критик Леонард Фэзер ставил ее в один ряд с Эллой Фиццжералд, Билли Холидей и Бесси Смит, причем в этом ря­ду она была единственной бе­лой, и определял ее талант сле­дующим образом: "Если тебя не заводит, когда поет Пегги Ли, — значит ты мертвый, чу­вак".

Кирилл Мошков



JAZZ-КВАДРАТ №1/2002


авторы
Кирилл МОШКОВ
музыкальный стиль
мэйнстрим, свинг
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела вокалисты
Lena Horne - штормовая погода Nat King Cole - все мои мысли с вами Paul Black & The Flip Kings - блюзовый алхимик Lowell Fulson - каждый день с ним был блюз
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com