nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Riza Arshad - Диалог культур на языке джаза

стиль:

Riza Arshad - Диалог культур на языке джаза
Нью-йоркский лейбл MoonJune Records и его шеф Леонардо Павкович стал для меня и, уверен, для абсолютного большинства наших читателей, настоящим проводником в мир современного джаза, прог-рока и музыки фьюжн из Индонезии. И оказалось, что этот мир огромен и богат яркими, самобытными и высокопрофессиональными исполнителями и коллективами. Один из них – ансамбль simakDialog, возглавляемый клавишником и композитором Ризой Аршадом. Целый ряд альбомов simakDialog, изданных MoonJune Records, рецензировался на страницах сайта. Благодаря любезному содействию Леонардо Павковича, за что ему особая благодарность, родилось и это эксклюзивное интервью, которое дал сайту jazzquad.ru лидер simakDialog Риза Аршад.

Леонид Аускерн: Добрый день, Риза. Твое творчество и творчество твоих коллег открывает любителям джаза и прог-рока на пост-советском пространстве музыку такой огромной страны, как Индонезия, с новой стороны. О тебе мы знаем пока еще очень мало, поэтому, для начала несколько личных вопросов. Как ты пришел в музыку, почему выбрал именно это направление?

Риза Аршад: Все началось, когда я был еще тинейджером и изучал основы игры на фортепьяно и теорию музыки на различных частных курсах. Вдобавок, моя мама и мой старший брат Айвен «Люк» Аршад (Iwan 'Luke' Arshad), он тоже музыкант, очень сильно повлияли на мой выбор музыкальных ориентиров.

Л.А.: Каких исполнителей ты особенно ценил в начале своей профессиональной карьеры, изменились ли твои ориентиры в этом смысле сегодня?

Р.А.: Я любил такие группы, как Yes, Genesis, ELP, King Crimson и так далее. Сегодня я по-прежнему слушаю их с удовольствием. Кроме того, я слушал также джаз-рок, в особенности тех, кто гремел в начале джаз-роковой эры, преимущественно музыкантов, прошедших школу Майлса Дэвиса – Херби Хэнкока, Чика Кориа, Кита Джарретта, а также ряд музыкантов, записывавшихся на лейбле ECM..

Л.А.: В этом году группе simakDialog исполняется 20 лет. Расскажи немного об истории ее возникновения и о своих партнерах.

Р.А.: Я и мой старый приятель, барабанщик Арье Аюнир (Arie Ayunir) основали simakDialog в 1993 году. Мы пригласили басиста Индро Харджодикоро (Indro Hardjodikoro), близкого друга Тохпати (Tohpati) со времен их совместной работы в группе Halmahera (Индро играет на двух альбомах Тохпати, изданных МoonJune). Что касается самого Тохпати, то, увидев как-то раз его впечатляющее выступление, я уже на следующий день позвонил ему и предложил присоединиться к simakDialog. Сегодня только Тохпати и я остались от того первоначального состава.

Л.А.: По альбомам, выпущенным MoonJune Records, видно, что состав группы сейчас практически неизменен, что говорит о прочных творческих контактах и хорошем взаимопонимании. За пределами сцены и студии вы также дружны?

Р.А.: Так как у каждого из нас есть и собственные проекты, и свои графики концертов, вне ансамбля ежедневный постоянный контакт мы не поддерживаем. Мы обычно собираемся каждую неделю, особенно это касается ритм-секции и меня, репетируем или просто обсуждаем какие-то новые «фишки». Вне ансамбля Тохпати и я общаемся только эпизодически, но зато когда мы сочиняем музыку и готовим новый альбом общение становится гораздо более интенсивным.

Л.А.: В своем интервью для нашего сайта Леонардо Павкович, шеф MoonJune Records, рассказывал об обстоятельствах вашего с ним знакомства. Интересно было бы услышать твою версию этой встречи.

Р.А.: Впервые мы встретились с Леонардо в 2000-м году, когда я приехал в США в качестве звукоинженера с очень классной индонезийской прог-джаз-рок группой под названием Discus, совершавшей небольшой концертный тур. Помимо моей основной работы в качестве звукоинженера мне очень хотелось заинтересовать и своей собственной музыкой кого-то из американских музыкальных агентов или какой-нибудь лейбл. Леонардо помог Discus выступить в клубе Knitting Factory в Нью-Йорке. Посетил я тогда и его «космический» офис в Нью-Йорке, где он тогда одновременно занимался и графическим дизайном, и рекламным агентством Studio T. Леонардо – фантастически трудолюбивый человек, работающий с полной самоотдачей, и смело идущий на рискованные шаги. Это особенно важно, потому что таких людей в современной музыкальной индустрии очень мало.

Л.А.: Мне довелось слышать только те альбомы simakDialog, которые выходили на MoonJune. Расскажи немного о трех первых альбомах группы.

Р.А.: Первые два альбома, Lukisan ('96) и Baur ('99), были записаны в формате стандартного джазового квартета – фортепьяно / синтезатор, бас-гитара, электрогитара и ударные. Как мне кажется, мы тогда ориентировались на музыку типа той, которая издавалась на ECM. После первых двух, в 2002 году вышел наш третий альбом Trance Mission, ознаменовавший существенные перемены в ритмике. Именно тогда мы положили начало использованию сунданезского кенданга (kendang), как перкуссионной основы нашей музыки.

Л.А.: Ритм-секция simakDialog построена на сочетании звучания бас-гитары и национальных перкуссионных инструментов кенданг, причем в сунданезском варианте. Чем сунданезский кенданг отличается от других его разновидностей?

Р.А.: Регион Сунда - это западная часть острова Ява. Кенданг этого региона часто звучит в ансамблях традиционной музыки по всему острову. По сути, этот кенданг не особо отличается от кендангов с других островов, например, Бали или Суматры. Но вот приемы игры на нем в Сунде действительно очень своеобразны. В сунданезской традиции кенданг – один из важнейших инструментов в общем звучании ансамбля. По всей Индонезии есть много вариантов традиционных ритмических рисунков, но сунданезскую школу отличает особенная мощь пульсации, тот драйв, который вы можете услышать и в музыке simakDialog.

Л.А.: Насколько сильно влияет звучание традиционной музыки гамелан на твое творчество, как композитора?

Р.А.: Прежде всего – это наглядный образец, показывающий, как полиритмия влияет на создание музыки.

Л.А.: Мне показалось, что в последних двух альбомах, Demi Masa и The 6th Story, твои клавишные несколько отодвигают в тень звучание гитары Тохпати. Так ли это?

Р.А.: Возможно, причина тут в том, что процесс записи у нас – это преимущественно живая игра в студии. Со времен альбома Trance Mission Тохпати, из-за своего очень напряженного графика работы, - единственный участник ансамбля, который использует овердаббинг. Большая часть времени, которое мы проводим в студии – это свободный полет, музыка создается в режиме реального времени, что заставляет нас подсознательно сокращать его импровизационную партию. Это естественно..

Patahan - это запись концерта, который мы дали в 2005 году в Джакарте, и там Тохпати было выделено заметно больше пространства.

Л.А.: В новом альбоме The 6th Story simakDialog отказался от приглашения вокалистов. Чем это вызвано?

Р.А.: Мы рассматриваем голос, как инструмент. К сожалению, мы не нашли возможности использовать этот инструмент ни в одной из композиций альбома.

Л.А.: Что больше любит Риза Аршад: работу в студии или концертные туры?

Р.А.: По большому счету, и то и другое – во всем есть свои преимущества. Но когда ты выступаешь перед зрителями, ты словно вступаешь в интенсивный диалог с ними. Это прекрасно!

Л.А: Как прошел ваш первый американский концертный тур в сентябре 2013-го и есть ли в ваших ближайших планах большие туры по Европе или Америке?

Р.А.: Просто здорово! Хотелось бы еще больше туров, и мы стремимся к этому. В планах уже есть несколько туров – возможно в некоторых азиатских регионах, в США, Мексике и Бразилии.

Л.А.: Успехов и новой интересной музыки тебе и группе simakDialog! Спасибо за интервью!

Р.А.: Спасибо и тебе за вопросы, всего наилучшего!


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
фьюжн, этно-джаз
страна
Индонезия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с пианистами, органистами, клавишниками
Ramsey Lewis - Легенда джаза Barbara Dennerlein- - женщина за Хаммондом В-3 Keiko Matsui - Лунная мелодия Rob Mullins. Рассказчик историй
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com