Бруно Томмазо – не только именитый итальянский басист и композитор, один из основателей Italian Instabile Orchestra и первый президент итальянской ассоциации джазовых музыкантов, но и просто человек с широким кругом интересов и несомненным чувством юмора. В противном случае, он вряд ли назвал бы свой новый альбом и соответствующую композицию «Гуси Лоренца» и уделил этой птице столько внимания в liner notes альбома, вспомнив и гусей, спасших Рим, и жестоких французов, откармливающих гусей для получения дивного блюда фуа-гра, и «Сказки матушки гусыни» Шарля Перро, и, наконец, отца этологии, науки о поведении животных, Конрада Лоренца, изучавшего серых гусей. Жаль, видно не читал Бруно еще и Ильфа с Петровым, иначе упомянул бы и незабвенного Паниковского, питавшего особую любовь именно к этой птице.
Но за не слишком серьезным названием альбома стоит большая и достаточно необычная работа. Сам Бруно выступает здесь как композитор и дирижер, а основой саунда в этом проекте был сделан квартет кларнетов (звучит, как скороговорка) с участием старого партнера Бруно по Italian Instabile Orchestra, одного из ведущих мастеров итальянского джаза Джанлуиджи Тровези, играющего здесь на альтовом кларнете. Кстати, кларнет был избран Бруно и его основной ассистенткой по работе над проектом, вокалисткой Мартиной Гросси, как наиболее подходящий для имитации голоса гуся инструмент. Голос самой Мартины тоже часто звучит в программе альбома. А помимо кларнетов и женского вокала вы услышите еще и стандартную джазовую ритм-секцию с фортепьяно.
Программу альбома можно разделить на три части. Первая, под названием Oh che bel mattino – это 12 коротких вариаций на тему стандарта Роджерса и Хаммарстейна Oh, what a beautiful morning. Такого рода эксперимент Томмазо ставил уже в далеком 1981 году на своем стартовом альбоме, только тогда предметом анализа служила музыка Джерома Керна. Как пишет все с тем же ироничным юмором автор, «надеюсь, это не последний мой подобный эксперимент, даже с учетом того, что он вряд ли изменит историю музыки». А получилось действительно интересно. Цепочка коротких скетчей – эскизов, где часто и всегда по-разному звучит вокал (особо отмечу Вариации с номерами 3, 5 и 12), отлично взаимодействуют фортепьяно и ударные (вариация № 10) и наиболее близка к свинговому оригиналу вариация №6.
Следующая группа состоит из пяти уже более обстоятельных по времени звучания частей- композиций под общим названием Il Gioco dell’oca. Запомнилось тончайшее кружево, сплетенное четырьмя кларнетами в Alea Jacta Est , отличный скэт-вокал Мартины Гросси в Il Gioco delle Coppie и соло ударных Паоло Корси в La Contrada dell’Oca. А за темами этих пяти произведений, балансирующих между джазом и современной академической музыкой, стоят тени великих – Эллингтона, Стрейхорна, Бартока, Колтрейна и … Уильяма Шекспира.
И, наконец, четыре последние «гусиные» (птица фигурирует в каждом названии) пьесы, еще более продолжительные по времени звучания. Тут сильное впечатление оставил блистательный Тровези в титульной композиции, а ударным и неожиданным финалом альбома стала композиция Piazza delle Oche, где очень красивый вокализ Мартины Гросси под деликатный кларнетный аккомпанемент невероятным образом превращается вдруг в нечто, напоминающие хасидские ниггуним – и этот внезапный переход от почти академического вокала к нео-клезмеру ставит яркую точку в серьезной и многоплановой программе, подготовленной Бруно Томмазо.
Countenance – уже третий по счету альбом в дискографии американской группы The Mercury Tree из Портленда, Орегон. Коллектив этот появился в 2010 году, а до того существовал просто сольный проект гитариста, клавишника и певца Бена Списа. Первых ...
Норвежский саксофонист и кларнетист Кетиль Мёстер (р.1976) известен далеко за пределами родного Бергена. Мёстер считает своим главным учителем Колтрейна, но играет разную музыку в самых разных составах. Он выступал на многих фестивалях, в том числе ...
Когда на обложке альбома стоит имя одного из лучших сопрано-саксофонистов мира, такая работа интересна уже сама по себе. Но в данном случае дело не только в этом. Самсара – так называется альбом и его титульная композиция – одно из ...
Ну как можно было пройти мимо проекта с таким броским названием?! Правда, его создатель, композитор, барабанщик и вокалист из Барселоны Хави Эррера, в интервью Николе Савичу из Prog Sphere PR призывает не искать каких-то концептуальных связей работ ...
Синтия Фелтон – человек разносторонних дарований. Она имеет степени по музыке таких престижных учебных заведений, как Беркли и университет Нью-Йорка, а также докторскую в области джазовых исследований университета Южной Каролины. Фелтон ...
Да, Леонид Нарушевич продолжил-таки «раскопки» в своих музыкальных архивах. Вслед за «Корягиным», менее, чем через месяц, на сетевом лейбле HAZE появился новый альбом «Князя Мышкина» под названием «Петин ...
После нескольких альбомов в формате трио, уже знакомых нашим читателям (рецензии на Letting Go (2010) и Shepherd’s Stories (2013) можно найти на сайте) Асаф Сиркис представляет слушателям новый проект: The Sirkis/Bialas International Quartet. ...
Уже несколько лет Аннализа Паскаи Саю является для нашего сайта проводником в мир импровизационной музыки Италии, представляя новые работы музыкантов своей страны, работающих в этом направлении. И вот, впервые, она приоткрыла доступ к собственному ...
Любой проект с участием Билла Ласуэлла и с логотипом M.O.D. Technologies означает необычную смесь музыкальных стилей и море драйва. Что делать, этот знаменитый басист и продюсер любит диковинные коктейли и умеет приготовлять их очень вкусно. Не стал ...
Mancusa – идеальное название для дуэта, образованного итальянскими музыкантами со столь схожими по звучанию и написанию фамилиями, как Джованни Манкузо и Франческо Куза. Второе имя уже должно быть неплохо знакомо нашим читателям, так как ...
Не самую веселую картинку выбрала группа Marbin для четвертого в своей дискографии и третьего с логотипом Moonjune Records альбома, но смею заверить читающих эти строки: содержимое этого альбома таит значительно больше положительных эмоций, чем его ...
Для индонезийского гитариста Тохпати Tribal Dance стал уже третьим авторским альбомом, выпущенным в США под логотипом MoonJune Records (кроме того, в составе группы simakDialog он также участвовал в ряде записей для того же лейбла). Если первый его ...