nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Clark Terry - Happiest Sound

Clark Terry - Happiest Sound  Кларк Терри (Clark Terry) ро­дился 14 декабря 1920 года в го­роде Сент-Льюис, штат Мис­сури. Но настоящее рождение великого флюгельгорниста Кларка Терри произошло чуть позже — на рубеже 20-30 го­дов XX века. В те далекие годы муж его старшей сестры играл на тубе в одном из городских бэндов и изредка позволял мальчугану посещать репети­ции оркестра. Больше всего маленькому Кларку нрави­лось наблюдать за игрой и слу­шать одного из музыкантов, игравшего на трубе (возмож­но потому, что каждый раз именно он угощал мальчугана леденцами). Однажды трубач вернулся после перерыва и за­стал расстроенного и разо­зленного мальчишку, безре­зультатно пытавшегося дуть в его инструмент. "Эй, сынок, ты обязательно станешь тру­бачом", — пошутил музыкант. "И я оказался настолько глуп, — признается Кларк Терри, — что поверил в это".

Тонкое чувство юмора — отличительная черта этого музыканта. Проявляется оно не только в общении, но и в музыке — Кларка Терри на­зывают обладателем самого счастливого саунда в джазе. Музыка, которую он играет, насыщенная, свингующая и... забавная. Великолепный и мгновенно узнаваемый со­лист, Кларк Терри приобрел известность своими вокаль­ными "бормотаниями", кото­рые сатирически имитирова­ли манеру ранних блюзовых исполнителей.


Профессиональная карьера Кларка Терри началась во вре­мя учебы в Vashon High School в одном из баров Сент-Льюиса, где он аккомпанировал пи­анисту на своей первой трубе за $12,50. Играть он учился, слушая более опытных музы­кантов и наблюдая за их ис­полнительской манерой. К счастью, в те годы в его родном городе было более чем доста­точно хороших трубачей. Од­нако они вовсе не горели же­ланием делиться премудрос­тями игры и собственными се­кретами с молодыми музыкан­тами, опасаясь, что те займут их место на сцене. Некоторые вопросы задавать разрешалось, но многие — нет. даже Луи Армстронг в те дни, — вспоминает Кларк Терри, — прятал свои пальцы под носо­вым платком, чтобы хитрюги не украли его приемы".

И все же именно Луи Арм­стронг вдохновил Кларка Терри на выбор профессии музыканта, играющего на трубе: "Когда я слышал Луи Армстронга, то был просто наэлектризован. Мне кажет­ся, он обладал способностью наиболее простым, естест­венным способом доносить до слушателя свое личное по­слание, он был очень теплым человеком, у него были кра­сивое чувство юмора и фан­тастическая улыбка".

Во время Второй мировой войны Терри был призван (1942) на службу в Военно- морской флот, во время кото­рой играл в Navy All Star Jazz Band в Чикаго. После войны в 1947-48 годах он выступал с биг-бэндом Чарли Барнетта (Charlie Barnett), где приоб­рел известность и твердую ре­путацию классного музыкан­та. После непродолжительно­го сотрудничества с биг-бэндами Чарли Вентуры (Charlie Ventura) и Эдди Винсона (Eddie Vinson), Кларк Терри до 1951 года играл в Count Basie Orchestra, после чего его "призвал в ряды" сам Дюк Эл­лингтон (Duke Ellington), в ор­кестре которого он был солис­том до конца 50-х.

Эти годы для себя Кларк Тер­ри называет "Университетом Эллингтона": "Он преподавал нам так много всего, общаясь с оркестром, отбирая музыкан­тов для него, устанавливая связь между сценой и зрителя­ми. Он был не только изуми­тельным человеком, он знал, как подвергнуть психоанализу каждого, он знал, на что вы спо­собны в душе, и хотел, чтобы вы сделали это и сами были хо­рошим, теплым человеком..."

Терри Кларк, универсаль­ный исполнитель свинга/би­бопа, который в середине 50-х стал специализироваться в иг­ре на флюгельгорне, прини­мал участие во множестве за­писей и выступлений оркест­ра Эллингтона (включая "Per­dido") , но в то же самое время стал записываться сольно.

В 59-м Кларк Терри оставил биг-бэнд Эллингтона и при­нял участие в неудачных гаст­ролях по Европе с проектом Гарольда Арлена (Harold Arlen) The Free & Easy show в составе небольшой джазовой группы Куинси Джонса (Quincy Jones). После этого в 1960 году музыкант переехал в Нью-Йорк и стал членом The Tonight Show Orchestra — первым черным музыкантом, принятым на работу в NBC. После того, как The Tonight Show Orchestra мигрировал в Лос-Анджелес, Кларк Терри, решивший остаться в Нью- Йорке, долгие годы был од­ним из самых успешных и плодовитых студийных музы­кантов. "Я всегда восторгался, слушая новые образцы музы­ки Кларка, — говорит его друг, профессор музыки UNH Дэйв Сейлер (Dave Seiler). — Его саунд безошибочный".

Терри Кларк был лидером джаза на протяжении всех 60- х. В те годы он оказал влияние на целые генерации играю­щих на трубе музыкантов, а наибольшее — на Майлса Дэ­виса (Miles Davis) и Куинси Джонса (Quincy Jones). "Он стал моим кумиром в игре на инструменте, о котором я уз­нал много нового, слушая его игру на трубе", — говорит Майлс Дэвис. "Он был моим учителем, хотя учение — за­бавное слово, ибо часть учеб­ного процесса само присутст­вует там каждый раз и внима­тельно наблюдает за игрой Кларка", —утверждает Куин­си Джонс. Чарли Барнет, вы­сказываясь о Терри, еще бо­лее категоричен: "Самый ве­ликий музыкант в мире, игра­ющий на трубе". Своим твор­ческим наставником называ­ет Кларка Терри и Джэральд Уилсон (Gerald Wilson).

Терри же своими творчес­кими наставниками считает Роя Элдриджа (Roy Eldridge), Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), Чарли Шеверса (Charlie Shavers) и Рэкса Стюорта (Rex Stewart): "Мое соб­ственное вдохновение рож­далось от общения с красивы­ми людьми, с которыми я встречался и работал, и от красивой музыки, которую я имел счастье играть. Это счас­тье — приглашать людей в полный наслаждения мир, от­крывать их глаза и чувства, показывать им, где они могут найти удовлетворение, счас­тье, красоту, которую не име­ли до этого".

В 1970-76 годах Кларк Терри сам руководил биг-6эндом, который записывался на лэйбле Vanguard. В конце 70-х он продолжал записываться сольно с небольшой группой музыкантов. В 1979 году Кларк Терри стал записываться на Oscar Peters Pablo label как в блестящем дуэте с самим Петерсоном, так и под своим собственным именем.

На протяжении 80-90 годов Кларк Терри принимал участие в записи множества ставших в последствии nопулярнейшими джазовых альбомов, несколько из которых вышли на лэйбле Chesky. В 1991 году Кларк Терри был введен в почетную должность National Endowment for the Arts Jazz all of Fame.

И сегодня, когда Кларку Терри уже 83, все звонят ему. Кто организовывает джазовый фестиваль, или записывает новый альбом на студии — все приглашают его поиграть, будь то празднование юбилея Луи Армстронга в Карнеги-Холл или гастроли The Summit Jazz Orchestra в Германии и Швейцарии. Потрясающий успех имеют ежегодные туры Терри в Дарэм (Durham). Неделю до начала ежегодного джаз-фестиваля UNH, названного недавно его именем, он работает с музыкантами UNH Jazz Band, проводит мастер-классы с музыкантами, играющими на трубе. А еще он принимает участие в конференциях и круглых столах, в создании музея... Всех удивляет такая активность человека, которому за восемьдесят, больного диабетом и с болями в спине. "А я все иду, и иду, и иду", смехом отвечает на все заботливые замечания Кларк Терри, пародируя при этом популярного кролика из известной рекламы Energizer.

В декабре 1971 годе Национальная академия джазового образования назвала его "самым больным джазом человеком в мире". В 1985 году он был признан "Аmerican Man of Music" компанией известных музыкантов в составе Уильяма Уорфилда (William WarfiId), Аарона Копланда (Aaron Copland), Вана Клайберна (Van Cliburn) и др.

Ну, а звание "образцового наставника" Кларк Терри носит с полной покорностью. Он уверен, что обязан вернуть, отплатить на языке джаза то, что было в избытке даровано ему самому за последние полстолетия. Лионел Хэмптон (Lionel Hampton), Билли Тэйлор (Billy Taylor), а сегодня и Уинтон Марсалис (Winto n Marsalis) высказывали и выссказывают ему признательность, как наставнику. Всем в Америке известна программа Тэйлора Jazz-mobile, созданная специально для детей из американской провинции. Но не каждый знает, что Jazzmobile выросла из Harlem Youth Band, созданного в свое время Кларком Терри.

Работая со студентами, он окунается в свою стихию. На мастер-классах Терри уговаривает,упрашивает, умоляет принять музыкантов его стремление поделиться с ними своим опытом, любыми средствами стремясь подтолкнуть их на открытие новых для себя территорий в му­зыке. "Получите звуки А, Е, I, О, U, — требует он. — Мысли­те в понятиях разных уров­ней, разной высоты, разной глубины... Изобразите жуж­жание, дудение, дребезг..."

"Дуба, дуба, дуба", — буб­нит кончиком рта Терри в свою сверкающую трубу. "Дум, дидл, дадл", — доносит­ся при этом из инструмента.

Вот что означает "язык джа­за" в интерпретации Кларка Терри.

"Я верю, что независимо от того, скольких людей вы про­слушали или скопировали за эти годы, ваш звук — это толь­ко вы, и это именно то, что вы чувствуете внутри себя", — утверждает джаз-гуру.

В течение своей жизни Кларк Терри играл со следую­щими музыкантами: Cannonball Adderley; Nat Adderley; Monty Alexander; Geri Allen; Gene Ammons; Charlie Barnet; Kenny Barron; Count Basie; Louis Bellson; George Benson; Bob Brook- meyer; Clifford Brown; Ray Brown; Gary Burton; Charlie Byrd; Benny Carter; Ron Carter; Paul Chambers; Bob Cranshaw; Sonny Criss; Art Davis; Eddie "Lockjaw" Davis; Harry "Sweets" Edison; Roy Eldridge; Victor Feldman;' Tommy Flanagan; Curtis Fuller; Dizzy Gillespie; Tyree Glenn; Paul Gonsalves; Dexter Gordon; Wardell Gray; Benny Green; A1 Grey; Johnny Griffin; Jimmy Hamilton; Lionel Hampton; Sir Roland Hanna; Barry Harris; Coleman Hawkins; Jimmy Heath; Jon Hendricks; Johnny Hodges; Milt Jackson; Eddie Jefferson; Budd Johnson; J.J. Johnson; Hank Jones; Philly Joe Jones; Quincy Jones; Sam Jones; Thad Jones; Connie Kay; Wynton Kelly; Kimmy Knepper; Yusef Lateef; John Lewis; Melba Liston; Marian McPartland; Blue Mitchell; Thelonious Monk; James Moody; Ray Nance; Joe Pass; Niels-Henning LOrsted Pedersen; Charli Persip; Oscar Peterson; Flip Phillips; Dave Pike; Julian Priester; Eric Reed; Doc Severinsen; Ed Shaugh- nessy; Zoot Sims; Jimmy Smith; Billy Strayhorn; Buddy Tate; Arthur Taylor; Billy Taylor; Bobby Timmons; Charlie Ven­tura; Eddie "Cleanhead" Vinson; Ernie Watts; Frank Wess; Joe Zawinul.

Александр ЛАПИЦКИЙ

­




JAZZ-КВАДРАТ №5 /’2003
-


стиль
джаз
страна
США
музыкальный стиль
боп, свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела трубачи, тромбонисты

  • стиль: джаз, джаз
Андрей Товмосян – один из величайших артистов джаза. Молодежи его имя уже почти ни о чем не говорит, но тридцать лет назад это был настоящий прорыв. Мы, музыканты и провозвестники джаза, сами не поняли этого, когда в начале 60-х годов звезда ...
  • стиль: джаз, джаз
Одним ранним утром в Варшаве я поджидал Станько у его дома и наконец увидел маленькую фигурку, появившуюся за внутренним двориком. Это был сам трубач, несущий огромную вазу. Извинившись за опоздание, он пригласил меня в квартиру, где немедленно ...
  • стиль: джаз, джаз
Кончается век. Близится время подведения итогов. Скоро обложки иллюстрированных журналов засверкают коллажами из лиц тех, кто оказал наибольшее влияние на жизнь человечества в ХХ веке. Здесь наверняка будут вожди революций Ленин, Мао и Хомейни, ...
  • стиль: джаз, джаз
«Стиль Арта Фармера постро­ен на паузах. Во время его со­ло паузы случаются три-че- тыре раза — они собирают вокруг себя все уже сыгран­ное и подготавливают нас к тому, что еще произойдет. Его паузы — свободное дыхание импровизаций трубача и лег­кий ...
  • стиль: джаз, джаз
«Жизнь — это то, что с нами происходит, пока мы строим совсем иные планы» (Джон Леннон) Странная штука — время... Оно способно низвергнуть и растоптать в прах любые, самые известные имена, способно стереть навсегда память о ...
  • стиль: джаз, джаз
Трубач Крис Ботти — одарен­ный инструменталист, та­лантливый композитор и харизматичный испол­нитель — со времени выхода своего первого сольного альбома в 1995 году смог создать серию записей, кото­рые сделали его неося­заемый, чистый саунд ...
  • стиль: джаз, джаз
Ко второму столетию своего развития джаз обзавелся историей уже столь длинной, что в ней можно обнаружить любопытные совпадения. Возьмем, скажем, начало ХХ века — заря джаза. Какой инструмент оставил нам самый внушительный список ярких имен? ...
  • стиль: джаз, джаз
«Я думаю, как музыкант Диззи не имеет себе равных. Он является краеугольным камнем в развитии и эволюции нашей музыки.» (Макс Роуч) Есть фамилии, которые в массовом сознании образуют настоящие смысловые пары и так, вместе, и ...
  • стиль: джаз, джаз
Я – счастливый человек! Я играл со всеми великими музыкантами, с кем бы мне только хотелось это сделать. Моя труба стала для меня билетом во все страны мира – благодаря ей я побывал буквально везде. И я благодарен моему инструменту за это! Фрэдди ...
  • стиль: джаз, джаз
Как любая деятельность человека не­сет в себе взлеты и падения, так и на жизненном пути не бывает ров­ных и гладких дорог, тем более, ес­ли это касается какого-либо вида искусства. Во время своей карьеры в середине 50-х годов американский шоумен, ...
  • стиль: джаз, джаз
Нильс Петтер Мольваер — норвежский трубач, компо­зитор и продюсер, сблизив­ший такие стилистические крайности, как джаз, эмби­ент, house-музыка, электро­ника и ломаные ритмы В его исполнении эти. казалось бы несопоставимые музы­кальные течения, ...
  • стиль: джаз, джаз
Томаш Станько родился 11 июля 1942 года в Жешове. В средней музыкальной школе учился по классам скрипки, фортепиано и трубы. Еще будучи учени­ком средней музыкаль­ной школы, выступал в краковском джаз-клубе "Геликон" в квартете пиа­ниста Вацлава ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com