nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

George Benson - Снова на слуху

стиль:

George Benson - Снова на слуху Правильнее было бы сказать - Бенсон снова и снова на слуху, ибо и старые его записи никогда не сходили с эфира. Но сегодня на эфирном слуху Северной Америки и Западной Европы лидирует совсем свежий его альбом. "Absolute Benson", и его заголовок не врет - это абсолютно бенсоновский альбом. На этот раз не поп-, а наконец-то, более или менее джаз-бенсоновский.
Для тех, кто отвык считать Бенсона прежде всего джазовым гитаристом, он спел, но не более чем в трех треках - абсолютный Бенсон все еще не может стать на все 100% абсолютно джазовым, каким он зарекомендовал себя в середине 60-х классическим триумвиратом чисто гитарных альбомов: "Cookbook", "Benson Burner", "It's Uptown". Слишком отчетливо он вошел в память поколения 70-х, как вокалист, поющий голосом Стиви Уондера. На джазовом фестивале в Монтре он даже позволял себе появляться на сцене без гитары - только лишь с микрофоном в руке. Пел он и двигался. словно прирожденный певец. Благодаря этому знали его широко. И альбомы: "Breezin", "Give Me The Night" и "Weekend in L.A." расходились платиновыми тиражами.

Приверженцы Бенсона-гитариста, его близкие друзья и сайдмены недоумевали: ведь Джордж - величайший джазовый гитарист. и вполне осознавая, в чем он действительно велик, зачем он пытается быть бледной копией Стиви Уондера? Продюсер Томми Ли Пума заметил как-то по этому поводу: "Джордж хорошо знает, с какой стороны его бутерброд намазан маслом...".

Впрочем, к чисто гитарному джазу он постоянно возвращался, но лишь эпизодами, иногда на нью-йоркских джемах или же инструментальными вкраплениями в популярных альбомах, таких как, например, "Тenderly". И наконец, в трибьюте Каунту Бейси, в альбоме 90-го года "Big Boss Mama", Бенсон снова проявился великолепной джазовой гитарой. Затем, в 1996-м, он вдруг возник на сцене "JVC Jazz Festival" и там, по словам очевидцев, "он оттянул нижние челюсти слушателей по самую грудь - так впарил по струнам, что кисть его руки исчезла из вида". "Вот это да!" - восхитились все вокруг - "Так он ведь умеет, оказывается, на гитаре играть!" - после этого Бенсон уже как сайдмен в клубном джеме рядом со своим старым ментором - органистом Джеком МакДафом - испепелил своей гитарой это заведение до самого основания.

Джазовый жар этого события остался законсервирован под именем МакДафа в альбоме 1999-го года "Bring It Home To Me". В последнее время манхэттенские любители живого джаза могли совсем неожиданно для себя натолкнутся на Бенсона в легко доступных молодежных клубах Гринвич-Вилледжа. Он появлялся в совсем непривычных местах без предварительного объявления. Вот так вот, внезапно, Бенсон вдруг вырос посреди сцены модного манхэттэнского клуба 'Smoke". Рядом с ним были его старые сайдмены - баритон-саксофонист Ронни Кубер и органист Лонни Смит - им, конечно, удалось оживить атмосферу 60-х, припоминая лучшие моменты своей джазовой молодости из альбома "Kookbook".

Джордж Бенсон не забывает и тот момент, когда он впервые оказался в Нью-Йорк Сити. Ему тогда только исполнилось двадцать, и это был 1963 год. Вэс Монтгомери считался богом джазовой гитары, и как раз из-за него-то Джордж и приехал в Нью-Йорк из своего Питтсбурга. Великий Вэс остался немало впечатлен ловкими движениями пальцев молодого гитариста, да и скорость в своих импровизациях Джордж развивал небывалую. Монтгомери вообще-то не одобрял скоростных гитаристов: "Парень, если ты сможешь чуть замедлиться, то превратишься в величайшего монстра!".

Среди молодых гитаристов Манхэттэна Бенсон слыл одним из лучших, и Майлс Девис впервые опробовал в своем комбо именно его гитару всего в одном треке одного альбома. Он также записывался с Херби Хэнкоком и Джо Фаррелом. В те годы Джордж водил дружбу и с большими поп-звездами - сами "Битлз" пригласили его поприсутствовать при записи их альбома "Abbey Road", и личное присутствие Джорджа при рождении этого последнего ритм-энд-блюзового шедевра "Битлз", кажется, отразилось в небывалой изящности и легкости гитарных ходов песен "Something" и "Here Comes The Sun".

Всего месяц спустя после исторической сессии на Эбби Роуд, Бенсон записал буквально трек в трек свою версию битловского альбома. Озаглавив его по такому случаю "Другая сторона Abbey Road" он даже запечатлел себя на обложке пересекающим весьма оживленную нью-йоркскую улицу прямо напротив студии 'Englewood Cliffs", расположенной в той части Нью-Йорк Сити, что "залезает" в штат Нью-Джерси. Слушая этот аудиодокумент времени 1969 года, не сомневаешься, что Бенсон был одним из первых гитаристов в джаз-роке, пускай и с большим креном в сторону "черной" музыки соул.

В начале семидесятых, под продюсерством Крида Тэйлора, Бенсон записал каскад великолепных альбомов соул-гитарной классики, однако большинство его поклонников впервые услыхали само имя Джордж Бенсон только в 76-м после выхода его сенсационного альбома "Breezin". С тех самых пор музыкальный облик Бенсона стал складываться по сладковатому имиджу хитовой песни "This Masquerade". Блистательная рука гитариста все чаще откладывала инструмент в сторону и тянулась к микрофону. Все, кто слушал его раньше, могли сказать: "Это абсолютно не Бенсон!", но теперь, много лет спустя, он как будто бы возвращается в джаз, утверждая на обложке своего нового альбома, что он - прежний джазовый "Абсолютный Бенсон".

По ранним интервью и документальной видеохронике Джордж Бенсон запомнился очень статным спортивным и подтянутым парнем. Смешливый, легкий в общении, совсем не обидчивый, он даже на весьма едкие вопросы всегда отшучивался, сверкая белоснежной улыбкой. Каков же он теперь, в свои пятьдесят восемь? Он заметно раздобрел, и только знакомые франтоватые усики топорщатся все в той же ослепительной улыбке...

- Привет Джордж! Как жизнь?

- Довольно-таки неплохо, man! Знаешь, я сейчас лежу в джакузи, так что все кругом очень даже "клево" (cool)! О чем поговорим сегодня?

- О твоем последнем диске, конечно же! Ты наконец-то полностью распластал себя по грифу...

- Yeah, man! А ты что, не знал - я ведь очень люблю поиграть на гитаре!

- Да-да, я заметил это недавно в клубе "Smoke" во время твоего джема с Ронни Кубером и Лонни Смитом.

- Yeah! Мы вспомнили кое-что из славных времен - я ведь могу вот так играть целую ночь без остановки... И ты знаешь, мне нравится общаться с молодежью - порою интересно послушать, как они играют сегодня! Да, новая поросль джазовых "парней" (cats) тоже кое-что умеет! Мы напоролись сразу на нескольких потрясающих "cats", они выделывают что-то совсем новенькое - раньше я такого не слыхивал!

Так что, видишь, жизнь не умерла на Манхэттэне - недавно вот зашел послушать Джимми Бруно в новый клуб, не помню названия, может ты знаешь, на пятьдесят седьмой, вниз от Карнеги-Холл. Если бы ты только слышал, как играет этот cat! Да он разворотил там все заведение, представляешь, за один вечер он стер в порошок целый ящик медиаторов и разорвал километры струн!..

- Когда ты готовишься к такому проекту, как "Absolute Benson", то тебе перед этим, видимо, приходится усердно упражняться с гитарой - похоже, ты не выпускаешь ее из рук, так ведь?

- Так и есть, я играю ежедневно. В голове у меня есть мысленный список всех тем, которые я должен постоянно оттачивать и отшлифовывать. Я знаю, с чем появиться перед публикой так, чтобы даже старые темы звучали по-новому. Это получается само собой оттого, что их ежедневно обыгрываешь и они все время обрастают новыми нюансами. Знаешь, в процессе упражнений рождаются интересные идеи! И потом, нужно постоянно "затачивать" руку под новые ходы. Если помнишь, одно время я славился великолепными октавами, но ведь прошли годы репетиций, прежде чем я показался с этим перед публикой.

- Ты говоришь, что во время упражнений и экспериментов мог сделать какие-то новые открытия, или хотя бы добавить что-либо в приемах исполнительской техники? Что бы это могло быть?

- Не думаю, что это было что-либо абсолютно новое, я не пытаюсь искать радикально новых способов выражения ни в технике, ни в идеях. Я думаю, что самое важное вовсе не это. Никто из гениальных новаторов, ни Паркер, ни Монтгомери не искали специально ничего нового. Они играли так, как у них получалось, как выходило из их личных ощущений в соответствии с их природой... Вот что самое важное в поиске - найти то, что абсолютно отвечает твоей личностной природе, и только тогда ты и сыграешь это гениально.

- Расскажи, как ты сочиняешь музыку?

- Я уже говорил, что беру в руки гитару каждый день, но сочиняю не всегда, только если есть настроение. Тогда я непроизвольно отклоняюсь от устоявшегося списка старых тем - все зависит от того, что происходит вокруг и внутри тебя, нельзя же задаться целью все время выкидывать что-то свеженькое, если что и выскакивает новенького из гитары, то чаще всего неожиданно. Непонятно почему вдруг начинает складываться какая-то новая мелодия.

- Изменилась ли твоя исполнительская техника и в чем ее отличия от Бенсона ранних лет?

- Да, я обнаружил изменения, но только уже прослушивая новые записи. Сам удивляюсь, как все чаще и чаще я задействую большой палец - это, как ты знаешь, "фирменный ход" Вэса. Выходит, что за тридцать пять лет мне наконец-то удалось приблизиться к Монтгомери. Знаешь, сейчас среди молодых гитаристов развелось множество "скоростных демонов" - они играют ярче и современнее, чем я, но слишком многие их них приходят послушать меня специально, только затем, чтобы уловить некоторые нюансы моих новых ходов...

- Сейчас, после успеха "Absolute Benson", какие у тебя планы, куда ты двинешь дальше - в направлении поп-музыки или это будет еще один smooth-джазовый диск?

- Видимо, и то, и другое - намечается сразу два диаметрально противоположных направления: первое - в сторону поп, как следствие моих недавних гавайских выступлений с Принцем, мы остались достаточно довольны друг другом, чтобы подумать о совместном альбоме, надеемся записать бестселлер. Второе, что я собираюсь сделать - следом записать чисто джазовый, полностью инструментальный альбом в акустическом составе квартета или, еще лучше, трио.

- Да, Джордж, некоторые твои фаны уже давно ждут этого от тебя.

- Так ведь именно это я и люблю делать больше всего! Все дело в том, что мои слушатели в основном не желают слушать "чистый джаз", им всем подавай что-нибудь вроде "Give Me The Night", а то, что в большей степени соответствует моей гитарной музыке, все еще не воспринимается так широко... Я до сих пор не уверен, что люди готовы получить от меня полностью джазовый альбом гитарных импровизаций - каждый раз, когда я пытался сделать подобный диск, продюсеры меня отговаривали: "Нет, Джордж, публика еще не готова это принять".

Сейчас, я думаю, пришло время попробовать. Послушай современный радио-эфир - он меняется, причем в лучшую сторону - люди устали от пустого пережевывания - сейчас по радио можно услышать то, о чем три года назад никто и не мечтал. Кругом играет не только джаз, но даже классика и world-музыка, и smooth-джазовые станции теперь передают много интересной и по-настоящему творческой музыки, так что, похоже, радиослушатели входят в другой эфирный формат. Дайте еще немного времени - все сейчас меняется, и меняется в лучшую сторону.

- Последний вопрос, Джордж: на каких гитарах ты играл раньше и продолжаешь играть теперь?

- В ранние годы это, конечно, был "Gibson" - я предпочитал модель "Birdland" и "Super 400". Кажется, только после того, как я ушел на "Warner Brothers", где-то с 1976 года я переключился на "Ibanez" - с тех пор использую этот арсенал... ты говоришь, это все вопросы?

- Да, спасибо, Джордж!

P.S. Это интервью, любезно предоставленное нам гитарным сайтом Guitar.com, провел старый приятель Джорджа Бенсона, репортер Билл Малкович. За последние тридцать лет Бенсон отвечал на многие вопросы, которые могли бы заинтересовать наших читателей, к примеру, чем он увлекается помимо музыки, что у него за семья, и что он сам за человек, наконец. Интересно было бы услышать и его воспоминания об участии в записи альбома Майлса Дэвиса 1967 года, и, наконец, особенно интригующий вопрос - каким образом Джордж Бенсон летом 1969 года оказался в Лондоне на Эбби Роуд в студийном комплексе EMI, где он присутствовал при рождении последнего битловского шедевра? И правда ли то, что он приложил тогда руку к гитаре, неузнаваемо улучшив тем самым инструментальную часть некоторых хитовых песен "Битлз"? Обо всем этом на страницах американских музыкальных журналов Бенсона спрашивали столько раз, что уже давно и не спрашивают, однако для многочисленной армии его русскоязычных поклонников эти вопросы остаются весьма актуальными. Будем рассчитывать на эксклюзивное интервью специально для "Джаз-Квадрата", которое, я надеюсь, обязательно появится на его страницах в будущем.

Александр ЧЕЧЕТТ

2001


музыкальный стиль
смус джаз, фьюжн
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с гитаристами
Энвер Измайлов - Игра по своим правилам B.B.King - Би Би Кинг спел Луиса Джордана Terje Rypdal - официальный, неофициальный, настоящий Игорь Бойко - профессионал всех стилей
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com