nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Орест Оскарович Кандат - Юбилейная дата

стиль:

Орест Оскарович Кандат - Юбилейная дата
24 февраля 2003 года исполнилось 95 лет со дня рожде­ния ветерана Советского джаза, музыканта-утесовца, банджиста, альт-саксофониста, кларнетиста Ореста Ос­каровича Кандата.

Он родился в Вене в семье бродячих музыкантов. Учился в г.Риге в немецкой школе, по­том продолжил учебу в Пет­рограде. Рано увлекся джазом, приобретая пластинки Эл­лингтона в 1935-36 годах в магазинах "Торгсина"(там продавались товары из-за ру­бежа по повышенным ценам). Он самостоятельно освоил банджо, потом — альт-саксо­фон, играл в"Джаз-капелле "Георгия Ландсберга. Вот что пишет об Оресте Кандате музыкант-утесовец Аркадий Котлярский: "Кандат, несмот­ря на отсутствие техники, сла­вился прекрасным, густым и красивым звуком. Он был хо­рошим лидером, и группа сак­софонов насыщенно звучала во главе с ним. Это был очаро­вательный, никогда не уныва­ющий парень. Кандат был мо­им близким другом, полным единомышленником. В джазе у нас были одинаковые при­вязанности, общее понима­ние штрихов и джазового стиля. Он хорошо говорил по-английски, по-немецки, знал также и латинский язык. Интересный внешне, он был хорошо воспитан, пользовал­ся всеобщей любовью, как до­бряк, "рубаха-парень", прият­ный во всех отношениях — мы звали его"Кандик!"

Надо сказать, что в послед­ние годы жизни Орест Кандат изучал французский язык, чтобы в подлиннике прочи­тать всего Ромена Роллана. В 1930 году он пришел в ор­кестр Леонида Утесова, в ко­тором, как один день, прора­ботал целых 25 лет. По семей­ным обстоятельствам в 1955 году музыкант вернулся в Ле­нинград и организовал сеп­тет при Ленконцерте. Он при­влек в свой ансамбль моло­дых, только начинающих свою карьеру джазовых музы­кантов, таких, как семнадца­тилетний трубач Константин Носов и двадцатилетние пиа­нист Анатолий Кальварский и контрабасист Вадим Неплох. Немного постарше были тромбонисты Герман Беляев, Владимир Богданов, Борис Кричевский, Иосиф Давид, контрабасисты Михаил Корженевич, Виталий Понаров- ский, саксофонист Анатолий Лебедей, исполнитель на ударных инструментах Вик­тор Иванов. Несколько лет у Кандата играл на фортепиано Тима Кухолев, музыкант с утонченным вкусом, а солист­кой была восходящая звезда с хорошим английским произ­ношением — Нонна Сухано­ва. Позже в оркестр пришли трубач Борис Вулах, саксофо­нист Петр Блоштейн, контра­басист Владимир Сморж, ударник Эдуард Певзнер и ис­полнитель на фортепиано Альгис Паулавичус. Сам Орест Оскарович хорошо играл на альт-саксофоне и неплохо пел скэт. Септет просущест­вовал до 1964 года, аккомпа­нируя вокалистам Рубине Калантарян, кубинке Минии Мартинес, а также известным куплетистам Рудакову и Неча­еву.

В основном ансамбль вы­ступал на студенческих вече­рах в "Политехе" и в Первом медицинском институте. По­мимо этого, ансамбль прини­мал участие в проводимых за­крытых джазовых концертах в клубе при фабрике "Канат". С 1963 по 1967гг. Орест Оска­рович вел лекторий"Погово- рим о гитаре, джазе, хорошем вкусе" для старшеклассников в 47-й (опорной) школе им К.Д.Ушинского(здании быв­шей женской гимназии).В 1965 году он создал джаз-ансамбль для Балтийского мор­ского пароходства, ходил на пассажирском теплоходе "Александр Пушкин" в Монре­аль. В 1966 году — году обра­зования джаз-клуба Октябрь­ского района при ДК им."Первой Пятилетки" — Орест Кан­дат после моих трехдневных переговоров дал согласие стать почетным председате­лем этого джаз-клуба. В пред­ложенном мной и разрабо­танном Георгием Васюточкиным лектории "История джаза в Ленинграде" Орест Оскаро­вич прочел первую лекцию''Джаз в СССР". Орест Кан­дат, после долгих уговоров, дал согласие отметить свой знаменательный юбилей — 60-летие - в джаз-клубе "Ка­мертон" в ДК им."Первой Пя­тилетки", который широко был отпразднован 24 февраля 1968 года. Он пригласил весь командный состав теплохода "Александр Пушкин", а Ва­дим Юрченков — ведущий концертов джаз-клуба "Ка­мертон" — подготовил Кандату сюрприз, пригласив из Москвы диксиленд Грачева и наш питерский вокальный ансамбль Генриха Зарха.

Оре­ста Оскаровича очень рас­трогали стихи, сочиненные в его адрес критиком Георгием Васюточкиным, и незабывае­мые импровизации, испол­ненные Давидом Голощекиным и Аркадием Мемхесом. В заключение вечера Кандат не выдержал — взял кларнет и за­играл с диксилендом. Арка­дий Мемхес заснял это дейст­во и отправил это фото в польский журнал "Джаз", где эта фотография вскоре и по­явилась. Меня Орест Оскаро­вич называл "юным другом". Наша дружба длилась с 1962 по 1972 гг В конце вечера он признался мне, что подобных Юбилеев у него в жизни ни­когда не было! На имя Кандата прибыло много телеграмм, в том числе и от Леонида Утесо­ва, который написал: "Доро­гой Орик! Ты еще вступаешь в юношеский возраст — тяни, дорогой, до ста!" Прислал те­леграмму и Тима Кухолев, ко­торый находился на гастро­лях, а потому не был на юби­лее, Было очень много телеграмм: если все перечислять, то никогда не закончить по­вествование о джазмене стар­шего поколения Оресте Оска­ровиче Кандате!

Он очень тя­жело перенес уход из паро­ходства — серьезно заболел, и когда мы его навестили в больнице, он сказал нам: "Жизнь расплачивается со мной за мое прожигательное отношение к ней!". Граждан­ская панихида по этому обая­тельному, яркому джазмену прошла в апреле 1972 года в морге Боткинской больницы, как пишет Георгий Васюточкин: "Sic transit gloria mundi". В заключение хочется привес­ти несколько высказываний Кандата о джазменах, кото­рых он очень любил:"Роман Кунсман — это Моцарт в джа­зе, Давид Голощекин — это живой инструмент, дотронь­тесь до него — и он заиграет’! А Владимир Фейертаг — не по росту Эрудит!"

В повествовании исполь­зованы материалы публи­каций Аркадия Котлярского, Владимира Фейертага и Георгия Васюточкина.

Подготовил Владимир ГРИНБЕРГ

на фотографии - Солисты «Теа-джаза»: Аркадий Котлярский, Андрей Дидерихс, Орест Кандат (1933 год)

Jazz-Квадрат, №1/2003


музыкальный стиль
свинг
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела саксофонисты
Charles Gayle - последний рыцарь контркультуры John Coltrane - Бог, Любовь, Музыка Sonny Rollins - Саксофонный колосс Вилнис Кундратс - на джазовые концерты я ездил автостопом
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com