nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Орест Оскарович Кандат - Юбилейная дата

Орест Оскарович Кандат - Юбилейная дата  24 февраля 2003 года исполнилось 95 лет со дня рожде­ния ветерана Советского джаза, музыканта-утесовца, банджиста, альт-саксофониста, кларнетиста Ореста Ос­каровича Кандата.

Он родился в Вене в семье бродячих музыкантов. Учился в г.Риге в немецкой школе, по­том продолжил учебу в Пет­рограде. Рано увлекся джазом, приобретая пластинки Эл­лингтона в 1935-36 годах в магазинах "Торгсина"(там продавались товары из-за ру­бежа по повышенным ценам). Он самостоятельно освоил банджо, потом — альт-саксо­фон, играл в"Джаз-капелле "Георгия Ландсберга. Вот что пишет об Оресте Кандате музыкант-утесовец Аркадий Котлярский: "Кандат, несмот­ря на отсутствие техники, сла­вился прекрасным, густым и красивым звуком. Он был хо­рошим лидером, и группа сак­софонов насыщенно звучала во главе с ним. Это был очаро­вательный, никогда не уныва­ющий парень. Кандат был мо­им близким другом, полным единомышленником. В джазе у нас были одинаковые при­вязанности, общее понима­ние штрихов и джазового стиля. Он хорошо говорил по-английски, по-немецки, знал также и латинский язык. Интересный внешне, он был хорошо воспитан, пользовал­ся всеобщей любовью, как до­бряк, "рубаха-парень", прият­ный во всех отношениях — мы звали его"Кандик!"

Надо сказать, что в послед­ние годы жизни Орест Кандат изучал французский язык, чтобы в подлиннике прочи­тать всего Ромена Роллана. В 1930 году он пришел в ор­кестр Леонида Утесова, в ко­тором, как один день, прора­ботал целых 25 лет. По семей­ным обстоятельствам в 1955 году музыкант вернулся в Ле­нинград и организовал сеп­тет при Ленконцерте. Он при­влек в свой ансамбль моло­дых, только начинающих свою карьеру джазовых музы­кантов, таких, как семнадца­тилетний трубач Константин Носов и двадцатилетние пиа­нист Анатолий Кальварский и контрабасист Вадим Неплох. Немного постарше были тромбонисты Герман Беляев, Владимир Богданов, Борис Кричевский, Иосиф Давид, контрабасисты Михаил Корженевич, Виталий Понаров- ский, саксофонист Анатолий Лебедей, исполнитель на ударных инструментах Вик­тор Иванов. Несколько лет у Кандата играл на фортепиано Тима Кухолев, музыкант с утонченным вкусом, а солист­кой была восходящая звезда с хорошим английским произ­ношением — Нонна Сухано­ва. Позже в оркестр пришли трубач Борис Вулах, саксофо­нист Петр Блоштейн, контра­басист Владимир Сморж, ударник Эдуард Певзнер и ис­полнитель на фортепиано Альгис Паулавичус. Сам Орест Оскарович хорошо играл на альт-саксофоне и неплохо пел скэт. Септет просущест­вовал до 1964 года, аккомпа­нируя вокалистам Рубине Калантарян, кубинке Минии Мартинес, а также известным куплетистам Рудакову и Неча­еву.

В основном ансамбль вы­ступал на студенческих вече­рах в "Политехе" и в Первом медицинском институте. По­мимо этого, ансамбль прини­мал участие в проводимых за­крытых джазовых концертах в клубе при фабрике "Канат". С 1963 по 1967гг. Орест Оска­рович вел лекторий"Погово- рим о гитаре, джазе, хорошем вкусе" для старшеклассников в 47-й (опорной) школе им К.Д.Ушинского(здании быв­шей женской гимназии).В 1965 году он создал джаз-ансамбль для Балтийского мор­ского пароходства, ходил на пассажирском теплоходе "Александр Пушкин" в Монре­аль. В 1966 году — году обра­зования джаз-клуба Октябрь­ского района при ДК им."Первой Пятилетки" — Орест Кан­дат после моих трехдневных переговоров дал согласие стать почетным председате­лем этого джаз-клуба. В пред­ложенном мной и разрабо­танном Георгием Васюточкиным лектории "История джаза в Ленинграде" Орест Оскаро­вич прочел первую лекцию''Джаз в СССР". Орест Кан­дат, после долгих уговоров, дал согласие отметить свой знаменательный юбилей — 60-летие - в джаз-клубе "Ка­мертон" в ДК им."Первой Пя­тилетки", который широко был отпразднован 24 февраля 1968 года. Он пригласил весь командный состав теплохода "Александр Пушкин", а Ва­дим Юрченков — ведущий концертов джаз-клуба "Ка­мертон" — подготовил Кандату сюрприз, пригласив из Москвы диксиленд Грачева и наш питерский вокальный ансамбль Генриха Зарха.

Оре­ста Оскаровича очень рас­трогали стихи, сочиненные в его адрес критиком Георгием Васюточкиным, и незабывае­мые импровизации, испол­ненные Давидом Голощекиным и Аркадием Мемхесом. В заключение вечера Кандат не выдержал — взял кларнет и за­играл с диксилендом. Арка­дий Мемхес заснял это дейст­во и отправил это фото в польский журнал "Джаз", где эта фотография вскоре и по­явилась. Меня Орест Оскаро­вич называл "юным другом". Наша дружба длилась с 1962 по 1972 гг В конце вечера он признался мне, что подобных Юбилеев у него в жизни ни­когда не было! На имя Кандата прибыло много телеграмм, в том числе и от Леонида Утесо­ва, который написал: "Доро­гой Орик! Ты еще вступаешь в юношеский возраст — тяни, дорогой, до ста!" Прислал те­леграмму и Тима Кухолев, ко­торый находился на гастро­лях, а потому не был на юби­лее, Было очень много телеграмм: если все перечислять, то никогда не закончить по­вествование о джазмене стар­шего поколения Оресте Оска­ровиче Кандате!

Он очень тя­жело перенес уход из паро­ходства — серьезно заболел, и когда мы его навестили в больнице, он сказал нам: "Жизнь расплачивается со мной за мое прожигательное отношение к ней!". Граждан­ская панихида по этому обая­тельному, яркому джазмену прошла в апреле 1972 года в морге Боткинской больницы, как пишет Георгий Васюточкин: "Sic transit gloria mundi". В заключение хочется привес­ти несколько высказываний Кандата о джазменах, кото­рых он очень любил:"Роман Кунсман — это Моцарт в джа­зе, Давид Голощекин — это живой инструмент, дотронь­тесь до него — и он заиграет’! А Владимир Фейертаг — не по росту Эрудит!"

В повествовании исполь­зованы материалы публи­каций Аркадия Котлярского, Владимира Фейертага и Георгия Васюточкина.

Подготовил Владимир ГРИНБЕРГ

на фотографии - Солисты «Теа-джаза»: Аркадий Котлярский, Андрей Дидерихс, Орест Кандат (1933 год)

Jazz-Квадрат, №1/2003


стиль
джаз
страна
Россия
музыкальный стиль
свинг


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела саксофонисты

  • стиль: джаз, джаз
Простейший ответ на этот вопрос может звучать так: они оба нравятся практически всем. Есть такое выражение, подчас употребляемое в полемическом задоре: "Я вам не доллар (рубль, тугрик и т.д.), чтобы всем нравиться!". Я не знаю, как относятся к ...
  • стиль: джаз, джаз
22 марта нынешнего года скончался прекрасный саксофонист, кларнетист, вокалист и поэт Рик Фэй. Его памяти посвящается этот короткий очерк. Как вы считаете, может ли джазмен, записавший 13 сольных альбомов, участвовавший в записи еще одиннадцати и ...
  • стиль: джаз, джаз
«...Ни белых мелодий нет, ни черных мелодий нет — есть только музыка, брат». (Ричард Рив, южноафриканский писатель) Разрешите предложить вашему вниманию для начала три длинные цитаты: " Многие не играют по-настоящему вместе, и ...
  • стиль: джаз, джаз
Владимир Чекасин родился в 1947 году в Свердловске (г.Екатеринбург, Россия). С шести лет играет на скрипке и фортепиано, с десяти лет - на кларнете. Только в последних классах музыкальной школы увлекся игрой на саксофоне. Закончил Свердловскую ...
  • стиль: джаз, джаз
Когда брежневский режим начал помаленьку выпускать за линию бдительного взора Карацупы и Джульбарса отщепенцев, остро желающих покинуть страну развитого социализма, люди искусства потянулись среди первых. Кто–то ехал в Израиль, кто–то — в Европу, ...
  • стиль: джаз, джаз
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
  • стиль: джаз, джаз
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
  • стиль: джаз, джаз
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
  • стиль: джаз, джаз
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
  • стиль: джаз, джаз
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
  • стиль: джаз, джаз
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com