nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Wayne Saroyan - Джаз - это не музейный экспонат

стиль:

Wayne Saroyan - Джаз - это не музейный экспонат
Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза.

Слышал я о нем давно. Много и часто читал его рецензии, ста­тьи о музыке, аннотации к аль­бомам. Но и думать не мог, что когда-нибудь познакомлюсь лично. И вот, относительно не­давно, представив очередную статью для публикации на страницах электронного жур­нала Jazz-House, я заметил, что моя фамилия стоит рядом с фамилией Сароян. Заинтриго­ванный, я связался с Президен­том ассоциации джазовых журналистов и получил воз­можность сконтактироваться с самим Уэйном Сарояном. Он оказался очень занятым чело­веком и согласился дать интер­вью лишь через три месяца. А ответил на мои вопросы в письменном виде еще через парочку...

А.М.: Господин Сароян, для разминки традицион­ный вопрос: пару слов о се­мье, ее истории, корнях...

Уэйн Сароян: Мои бабуш­ки и дедушки с обеих сторон покинули Армению в годы ге­ноцида и, добравшись до Аме­рики, осели в Сан-Франциско. Здесь была процветающая ар­мянская колония, и я вырос с сильным ощущением своей принадлежности к армянской нации, ее культуре, истории и наследию. Все это до сих пор ношу в себе. К сожалению, я никогда не был в Армении, и все мои познания носят чисто теоретический характер. А вот мой младший брат Марк был серьезным специалистом в области армянской истории и политики, преподавал в Гар­вардском университете, мно­го раз бывал в Армении, напи­сал серьезный труд о полити­ческом положении Армении в XX веке. Мы с ним часто спорили на эту тему. Но, к сожалению, в 1994 году он трагически погиб... Я неплохо знаю армянскую музыку — народную и классическую. Что касается джазовой, то мне не приходилось слышать джазменов из современной Армении, но я знаю нескольких армянских музыкантов, играющих в Америке. Так, творчество Ричарда Агопяна оставило во мне глубокий след и сильно повлияло на мои музыкальные пристрастия. Но сейчас в виду большой занятости и узкой направленности моей деятельности я почти не слушаю ничего, что выходит за рамки моих сегодняшних интересов. Никаких других жанров и стилей, хотя, конечно, я все еще могу отличить Кенни Гаррета от Кенни Джи в любое время дня и ночи!

Что касается подробностей о моей семье, то живем мы в Оклэнде с момента моей второй женитьбы в 1996 году. Кстати, моя вторая жена не давала мне согласия на брак целых четыре года! У меня двое детей от первого брака, они живут в Индиане. Дочь Дева недавно вышла замуж и сейчас занимается обустройством своей семьи, а сын Ян учится в университете и надеется связать свою будущую карьеру с гостиничным бизнесом.

Я знаю, что вы пишете рецензии, статьи о джазе. Не могли бы вы об этом подробнее?..

Я работаю на этом поприще уже 12 лет. Раньше занимался джазом вообще, но в псследнее время сконцентрировался на джазе Западного побережья (стиль, появившийся в этом регионе, стоит особняком в мировом и американском джазе). Я писал статьи, работал во многих газетах и журналах, но всегда хотелось своего собственного места, где можно было бы писать что хочешь и о ком хочешь В 1999 году я основал интернет журнал www.jazzwest.com , где могу спокойно и без оглядки писать о местных талантах джаза. На страницах нашего электронного журнала мы предлагаем читателям последние новости джазовой музыки, интервью с музыкантами, обзор новых альбомов, календарь событий, связанных с джазом, обзоры прошедших фестивалей. У нас большая фотогалерея джазовых музы­кантов. Постепенно рамки од­ного журнала стали узки, и мы начали разрабатывать интер­нет-страницы для музыкантов в отдельности, для клубов, где играют джаз. Все это отнимает у меня очень много времени и на литературную деятель­ность сил совсем не остается.

Часто приходится слы­шать, что джаз сейчас по­пулярнее в Европе, чем в Америке. Как вы прокомментируете эту идею?

Мне трудно сказать, что дей­ствительно популярно, а что нет. Сам я в последние годы редко слушаю традиционный джаз или бибоп. Сейчас обыч­ные композиции с традицион­ными формами — "тема-им- провизация-импровизация- тема" уже мало кого волнуют, они исчерпали себя. Вместо этого люди (и я в том числе) хотят слушать более авантюр­ный, если хотите, джаз, его ин­тригующие и уникальные формы. Джазовые критики се­годня буквально рыщут в поис­ках чего-то необычного, мо­жет даже выходящего за кано­ны джаза. Очень ценятся по­граничные жанры — слияние джаза, этнических мотивов, классики. Сам лично, напри­мер, я предпочитаю Джорджа Брукса и ансамбль Summit (иг­рающих уникальный сплав джаза и индейской народной музыки), Джошуа Редмена, Билла Фризела. Это интерес­ные, думающие и креативные музыканты, записывающиеся на альтернативных студиях. Продукцию компании Blue Note (выпускающую традици­онный джаз) слушать уже труд­новато...

Я знаю, что Ваш регион особый в джазовом мире. Что интересного происхо­дит в нем в настоящее вре­мя?

Да, действительно это вто­рой по размеру джазовый ры­нок страны. Здесь непрерывно что-то происходит. Практиче­ски каждый уик-энд в летние месяцы то в одном, то другом местечке организуются джазо­вые фестивали, концерты крупных музыкантов. Мои са­мые любимые мероприятия, которые я стараюсь не пропус­кать, это San Jose Jazz Festival (который проходит практиче­ски по всему городу на откры­тых площадках прямо на ули­цах и площадях), легендарный Monterey Jazz Festival (куда мы обычно приезжаем с целой ко­мандой критиков и фотогра­фов) и не менее знаменитый San Francisco Jazz Festival, кото­рый длится на протяжении не­скольких недель в клубах и концертных залах города. До­вольно часто именно здесь восходят новые звезды на аме­риканском небосклоне джаза. Мы очень гордимся тем, что именно у нас находятся и ак­тивно функционируют такие популярные джаз-клубы, как Yoshi's Jazz House и знамени­тый Ресторан в Оклэнде. А все­го в округе постоянно откры­ты двери 120 мест, где постоян­но звучит живой джаз.

Достаточно радужная картина дня сегодняшне­го. А как Вы думаете, что ожидает джаз завтра?

Я вижу будущее джаза в еди­нении с другими жанрами. Первые попытки объединить джаз с роком были сделаны в 70-х. Такой фьюжн дал воз­можность обогатить джаз рит­мами и звучанием модного ро­ка. Сейчас тоже предпринима­ются попытки соединить джаз с разными жанрами музыки. Хорошо известны опыты с классической музыкой, очень популярны эксперименты с народной музыкой, с поп-му­зыкой. Конечно, темы Джеро­ма Керна, Гарольда Арлена и Джонни Мерсера будут всегда помнить и исполнять, но ведь за последние годы появилось много и других талантливых композиторов и музыкантов, почему бы не попробовать играть их темы в джазе? Чем песни Пола Маккартни, Стинга или Фрэнка Заппы хуже? Ничем! Значит, надо уступить им место. Что касается еще одного модного сейчас направления— smooth-jаzz, то он не жилец на этом свете. Это модное увлечение, мишура. Хотя, надо признать, что среди исполнителей этого стиля есть много великолепных музыкантов. Ну и, наконец, надо уяснить себе, что джаз — это не музейный экспонат, или что-то такое, что можно запрограммировать или произвести за счет мозгов. Это живая ткань со своей душой и сердцем. И развиваться он будет соответственно потребностям своей души! Это единственное и главное условие.

В заключение разговора Уэйн Сароян попросил прислать ему записи армянских музыкантов. "Хочу знать, что происходит на родине в этом жанре. Там должны быть классные музыканты. Более того, уверен, что они есть".

Армен МАНУКЯН



JAZZ-КВАДРАТ №б'2004


авторы
Армен МАНУКЯН
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с другими
Давид Голощекин - Philarmonic Jazz Hall News Jason Koransky - DownBeat forever.. Мгновение джаза Павла Корбута Владимир Фейертаг - Фейерверк Джаза
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com