Woodstock - Болоньевый плащ или Великое Событие, cвершившееся в МОЕ ВРЕМЯ
28.08.2013
В 1969 году мне исполнилось 17 лет. Я окончил девятый класс средней школы. Начинались последние в моей жизни летние школьные каникулы.
"Хватит валять дурака!" - сказали мне родители - Хочешь иметь модный плащ, иди и работай!"
Так я оказался на строительстве нового цеха завода "Вега". "Костя! - строго посоветовал отец прорабу - у него красивый почерк, но я тебя умоляю: никакого заполнения нарядов! Пустиь вкалывает, как все!" И я стал таскать мешки с цементом, кирпичи, подавать песок для раствора и рыть траншеи.
В ту пору, во второй половине шестидесятых, были модны плащи из ткани типа "болонья", по которым все сходили с ума и которые можно было купить только с рук у спекулянтов за 100 - 120 рублей. Бешеные деньги по тем временам. А мне так хотелось быть модным. А кому же из нас не хотелось?! Уходило время стиляг с их брюками-"дудочками", в моду входили матросские клеши, которыми молодежь подметала тротуары провинциальных городов. Пыталась она отрастить и "хайера", которые бдительная милиция, дружинники и комсомольские активисты заставляли стричь.
Мы, тинейджеры шестидесятых, даже не подозревал что Лондон тогда был "свингующим", во главе "модов" (аналог наших стиляг) были Тhe Who с их великой "My generation", что подходило к концу битловское владение умами, сердцами и душами молодых, что облетали лепестки цветков, вставленные в дула автоматов и в волосы странствующего по всему миру народца.
"Be sure to wear some flowers in your hair if you go to Francisco", — так повелевал американец Скотт Маккензи в великой песне Джона Филипса, адресованной поколению будущего Вудстока.
Нет, пожалуй, прошедшее время здесь неуместно: продукт "свингующего" Лондона, которым будут заслушиваться миллионы на планете Земля, еще впереди. Неувядающие диски Pink Floyd появятся только в 70-е, a The Beatles так и останутся главной группой бывшей одной шестой части планеты. У нас впереди столько радостных встреч и событий. Порой мне кажется, что жизнь за "железным занавесом" была куда как интересней. Мы ничем не были избалованы в нашей стране — ни одеждой, ни информацией, ни прочими благами цивилизации, которой хватало в избытке за берлинской стеной. Зато у нас было неотъемлемое право искать, находить и радоваться раздобытой где-то по случаю информации, ловить полюбившуюся передачу на коротких волнах радио-эфира, узнавать что-то эксклюзивное от Виктора Татарского, начавшего вести цикл передач на "Маяке", который назывался "Запишите на ваши магнитофоны", затем переименованного "На всех широтах" (пока передачу благополучно не прикрыли). Это все не дано понять современной молодежи.
Я работал на стройке и не ведал, что тем летом вершилась история моего поколения на земле, фактически недоступной для нас (так мы думали тогда). Почти полмиллиона странных молодых людей собрались около небольшого американского городка Бетель в штате Нью-Йорк, чтобы оторваться на полную катушку: послушать музыку, пообщаться, "поймать кайф", выразить протест. Можно по-разному относиться к идее проведения данного мероприятия, спорить, приводить аргументы и контраргументы, говорить о безыдейности, нонконформизме и прочая, прочая, прочая. Но несомненно одно: даже выражая таким странным образом протест против истеблишмента, войны во Вьетнаме, нежелания быть "как все", молодежь не стояла в стороне от общественной жизни и боролась за свои права.
Это уже история, живая история, потому что все еще здравствуют многие участники той великой эпохи, пройдя сквозь все присущие ей испытания. Да, после они обзаведутся солидными брюшками и лысинами, одышкой и тяжелой поступью, респектабельными домами и счетами в банках. А некоторые отправятся к праотцам и, наверное, им будет что сказать, "представ перед Всевышним", и чем отчитаться перед ним. Я не был в Вудстоке, узнал о нем пару лет спустя, и с тех самых пор, как узнал, уже не мог отказаться от постижения значимости этого Великого События, вершившегося в МОЕ ВРЕМЯ. Он, как фантом, бередит мою душу и сердце, проникает в поры и извилины моего сознания.
Об этом событии написаны тома, и трудно что-нибудь добавить. Ушло в небытие поколение groovy people, предстал пред Всевышним тот, кто дал на свой страх и риск приют нескольким сотням тысяч жаждущих музыки, любви и кайфа. Макс Ясгур! Интересно, куда он попал, в ад или рай, прегрешение это было или великое деяние простого, плоть от плоти матери-Америки фермера? На той грешной земле вовсю грешили — sex, drugs, но и звучал рок-н-ролл и блюз великих музыкантов.
Несколько десятков групп и исполнителей, выступивших тогда, остались навсегда в пантеоне рок-музыки. Некоторые из них исчезли в пурпурной дымке кислотного тумана, о них знают только те, кто интересуется этим событием. Но сегодня речь не о них, хочется вспомнить тех, кто играл блюз на том грандиозном фестивале.
По моим подсчетам, блюз, в чистом понимании этого слова, играли около 10 групп, из более чем 30, выступавших на этом удивительном празднике музыки. Праздник длился неполных 4 дня, хотя принято называть это мероприятие "3 дня музыки и любви".
Наверное, 4-й день или скорее отрезок времени до полудня, стал самым знаковым, потому что завершал все это действо великий маг и чародей Джими Хендрикс. Только самые стойкие (как полагают, около 30 тысяч) остались на ферме Ясгура, чтобы послушать его. Потомок африканцев и племени чероки предстал перед толпой бледнолицых Великим гуру, исполнив более 15 своих самых знаменитых вещей.
Но кульминацией, по всей видимости, стал гимн Америки "The Star Spangled Banner". To, что Джими вытворял с американским гимном, надо видеть, слышать и прочувствовать. Хотя, чтобы прочувствовать, надо быть американцем, сытым и обездоленным, черным и белым, молодым и не очень, но все-таки американцем.
Его "электрическая леди" вела разговор со слушателями, она делала больше чем левые радикалы и прочие разномастные теоретики и борцы Америки шестидесятых.
Что такое война, нашему поколению предстоит узнать ровно через 10 лет, когда кровь наших мальчиков тоже начнет проливаться на чужой и далекой земле.
А пока проливали кровь и гибли наши американские сверстники в джунглях Вьетнама. И тогда советская пропагандистская машина была, пожалуй, самой правдивой, рассказывая об американской агрессии, хотя нам ли выступать в роли поборника прав человека...
Блюз на Вудстоке звучал два с небольшим дня.
Его не было в первый день. Настоящая музыка, музыка настоящей Америки, заиграла на второй день. Я не знаю, нужно ли быть обкуренным и "обдолбанным", чтобы включиться в процесс понимания музыки Дельты. Лично я врубаюсь в нее сходу, как только услышу Би Би Кинга, Стива Рэя Вона, Рэя Чарльза или белого британского блюзовика Джона Мэйелла.
Но, наверное, она воспринималась все же острее и глубже проникала в души и сердца тех groovy people, которые слушали эту музыку в Бетеле.
Первыми вышли на сцену Canned Heat с их покойным толстяком-вокалистом Бобом Хайтом. "Грядут перемены" сменялась песней "Покидая этот город", с "Вудсток буги" мы "Путешествовали по стране" и "Работали вместе" с "Большим количеством водителей за одной баранкой".
У музыкантов выступление поначалу не клеилось. Наверное, не просто было предстать перед такой огромной толпой, но чудаковатый, виртуозный Боб сделал все, чтобы неувязки выдать за достоинства исполнения и сорвать бурные аплодисменты и восторг толпы.
А потом были The Mountain с незабвенными Лесли Уэстом и Феликсом Папалларди. Они были тогда на подъеме. Это потом начнутся неприятности. С вершины горы, как известно, один путь — к ее подножию. Уйдет из жизни по нелепой случайности Феликс и "Гора" будет уже другой — не такой высокой, крутой и манящей. Но мы сейчас вместе с командой на вершине, у нас есть возможность разглядеть "Окровавленное солнце". А чья там кровь? Не ребят ли уже отвоевавших в далеком Вьетнаме? Может быть, это их души "Мечтают о молоке и меде" и "Грозовым понедельником" хотят снова вернуться на свой "Воображаемый Запад". Во Вьетнам ’Тебя и меня" привел "Слепец" и так хочется надеть "Голубые замшевые ботинки" и отправиться на "Ферму Ясгура" а затем на "Поезде в южном направлении" вернуться домой, к маме. (Так и хочется добавить вспомнившиеся слова: "Здравствуй, мама! Возвратились мы не все. Босиком бы пробежаться по росе!" Но это уже другая страна, другая война и другие песни). Группа собралась за несколько месяцев до этого исторического выступления. Оно было четвертым на Вудстоке, но играли ребята так, словно были вместе уже много лет и записали дюжину пластинок.
Этот день завершала "Жемчужина" Дженис Джоплин, фигура столь же талантливая, сколь и противоречивая. Это был не ее праздник Она уже готовилась отойти в мир иной, хотя еще ей и Джими был отмерен жизненный отрезок длиною в год. Еще можно "Любить кого-то" в это "Летнее время", "Попытаться приложить немного усилий", чтобы, оторвав еще один "Кусочек сердца", исполнить "Космический блюз", "Поднять руку", обратиться к Богу, спросить: ’Так ли ты востребован этим миром?", еще раз "Полюбить кого-то" уже напоследок и, как бы ни хотелось терять того, кого любишь, уйти со сцены, сделать несколько глотков виски "Southern Comfort", предаться мыслям, которые будут поглощать в преддверии новых записей, новых пластинок и встреч. А, в сущности, быть такой одинокой, слабой и незащищенной, и, как результат, быть похороненной заживо в блюзе.
Друзья! У нас перекур. Вы еще не устали от блюза? Пора передохнуть! Сходить искупаться нагишом в пруду, перекусить, посетить химклозет (ох уж эти американцы — привыкли к комфорту, порой мне кажется, что если у них отобрать мобильники, отключить от Интернета и лишить прочих радостей земного бытия — они просто погибнут), заняться любовью, даже успеть родить ребенка, которого потом так и не смогут отыскать, даже суля большие деньги и грандиозный промоушн. Не хочет объявляться мамаша и явить нам сына или дочку, коему в этом году исполняется 35 лет. Дитя Вудстока! Кто оно сейчас? Может быть, это преуспевающий президент компании и зачем ему выдавать себя — денег и так куры не клюют. А может мамаша замужем за преуспевающим дилером, и зачем ей рассказывать ему и вспоминать былые грехи? А может, это 35-летнее дитятко оказалось Motherless Child или превратилось в Voodoo Child. Кто знает, много воды утекло с той поры, трудно разобраться.
А у нас третий день и на подиуме "шеффилдский сталевар" Джо Кокер. Он уже относительно не молод, ему 25. Он мощно рычит, разгоняет тучи. И помогает ему в этом "Леди из Дельты". Чтобы "Быть свободным", он призывает "С малой помощью друзей" "Обдолбаться" ("Let's go get stoned"). Да, все это издержки фестиваля и жанра. Можно сколько угодно возмущаться, плеваться, рассказывать о последствиях, но 5люз останется МУЗЫКОЙ на все времена. Вы понимаете, о тем поют блюзмены? Не эти, другие. Я их называю "Nitty Gritty Dirt Band" (помните такую американскую группу, название которой переводится приблизительно как "банда из гущи или толпы простых люд1ей, "из грязи"). Ничего необычного нет в словах этих песен. Такие же слова звучали и нa наших просторах: тяжелая )абота, трудная и беспросветн1ая жизнь, бедность, безденежье, единственная отрада — залить горе стаканом самогонаa или другого дешевого напитка с синдромом похмелья на следующее утро. Все это известно простому люду нашей планеты. Другое дело, что у каждого народа это звучит по- своему. Все это народная музыка, которая затем обрабатывалась и перепевалась профессионально, но тоже часто теми же людьми "из грязи". Некоторым из них везло, и они становились известными. "Из грязи да в князи" — ну что ж, если грязь унавоженная, то и князья получаются благородными, а в нашем случае такие, что хочется слушать с замиранием сердца. Кстати, еще в начале далеких семидесятых, купаясь на волнах "Голоса Америки", узнал, что вышеупомянутая группа приезжала к нам на гастроли, давала концерты в Москве. А вы говорите "железный занавес". Вон когда железо начало ржаветь! Вернее, начало ржаветь оно гораздо раньше, еще в дни Московского фестиваля молодежи и студентов в 1957, когда мы впервые познакомились с американской музыкой. Далее уже следовало продолжение.
Но мы отвлеклись, наш фестиваль продолжается, и на вудстокской сцене — Ten Years After и Элвин Ли. Элвин с участниками своей группы долго добирались до Бетеля и последний отрезок пути проделали из Сент-Луиса на вертолете, чтобы прилететь в самый ливень. Они ждали, когда прекратиться этот ливень "как из ведра", но он все не переставал. И тогда они предстали перед вымокшей и грязной толпой со своей песней "Доброе утро, школярка!" Я почему-то представляю себе чистенькую школьницу среди вудстокской толпы, как что-то неземное и эфемерное, которая вдруг увидела все это безобразие и испугалась, а, испугавшись, исчезла. "Иногда я не могу сдержаться, чтобы не закричать" — поет дальше белокурый с волосами до плеч Элвин, "Может быть я не прав, но я не всегда ошибаюсь".
Ну что ж, если он ошибается сейчас, то в самый раз "уезжать домой, в родной Альбион, на том же вертолете, что и прилетел" (так шуточно закончил свое выступление Ли).
Завершал третий день белокурый косоглазый бестия — альбинос Джонни Уинтер (Johnny Winter), исполнивший "Блюз захудалого городка". В этом унылом городке делать нечего, все что заработаешь, тут же потратишь. Приходится собирать манатки и двигать в поисках лучшей доли. Господи, как это все перекликается с современной российской действительностью! Блюзовые стихи как нельзя лучше характеризуют нашу современную жизнь.
К сожалению, это была единственная песня на фестивале, исполненная Уинтером. Занималась заря, начинался четвертый, заключительный день фестиваля.
"Блюзовая группа Пола Баттерфилда" (The Paul Butterfield Blues Band). Господи, кто помнит этого покойного музыканта, так рано покинувшего сей бренный мир. "Дрейфуя", он полагал, что "Все будет нормально", но, очевидно, был "Рожден под дурным знаком" и, прошагав "Маршем любви", отдал "Всю свою любовь тебе", чтобы через 18 лет уйти навсегда. Этот белый музыкант, наряду с белым американцем Майком Блумфилдом и англичанином Джоном Мэйеллом играли блюз так, что им завидовали даже черные исполнители. Прослушав выступление "многонаселенной" "Sha-na- па", самые стойкие 30 тысяч дождались своего часа. На подмостки в 8 часов утра к ним вышел Джими Хендрикс...
Праздник окончен. Его будут пытаться повторить: к 10- летию в 1979, 20-летию в 1989 и т.д. Кстати, в том же 1989 у нас вовсю будет идти перестройка, все будет "можно" и Продюсерский Центр Стаса Намина устроит грандиозную музыкальную акцию "Вудсток на Москве-реке" (или что-то в этом роде). Приедут "Бон Джови" и "Скорпионз", Оззи Осборн и "Синдерелла", "Скид Роу" и наши "Бригада С" с "Нюансом". Я побываю на этом зрелище, конечно, буду восторгаться, но, по прошествии нескольких лет, пойму, что повторить вудстокское действо невозможно. А безобразия 1994 года, к 25-летию и прочим "-летиям" уже превратятся в "Мадсток" (от англ. "mud" — грязь, слякоть, ил...), где другое поколение будет кувыркаться в грязи и таким образом отмечать прошлое грандиозное событие. Ну что ж, такое мероприятие закономерно. Не за что бороться, не за чем выражать протест. До войны в Ираке будет еще далеко.
А там, кто знает, может идущая на Ближнем Востоке война родит "новый Вудсток", на который соберутся не только "англопоющие" музыканты.
PS. Деньги на плащ я все-таки заработал. Но понял одно: стройка — не самый лучший способ заработать деньги. Надо учиться. С помощью моих заочных друзей, "жуков" из Альбиона, решил поступать в иняз. Это они меня вдохновили на такой подвиг, за что я им премного благодарен. Благодаря им я пришел к пониманию черной американской музыки, переливающейся всеми цветами радуги, которая помогает мне в горе и радости, в любое время года. И при каждом удобном случае, я слушаю эту ВЕЛИКУЮ МУЗЫКУ АМЕРИКИ.
Все, что происходит в первый раз, оставляет в жизни неизгладимый след. Такой след оставил в жизни моей и, уверен, других страстных поклонников джаза грандиозный по размаху таллиннский джазовый фестиваль. Нахожу в своем архиве толстый блокнот, листаю ...
Каждый из нас, если он достаточно сильно чувствует желание и потребность что-то сделать, должен просто решиться и делать! Делать, а не сидеть и думать, получится или нет. Вот так и я: взял и сделал фестиваль. Эти слова директора вильнюсского ...
И это истинная правда. Полный пессимизма, наш человек с трудом вынимал из загашника немалые деньги на билет в ГЦКЗ "Россия" на концерт джазовых звезд 5 февраля. Но недаром один джазовый гений говаривал — на такой случай деньги надо копить заранее. ...
На крайнем Северо-Западе США среди обширной всхолмленной равнины с самой богатой в Америке почвой (эта местность на стыке штатов Вашингтон и Айдахо называется Палуза), всего в пяти милях от границы Штатов, лежит хорошо знакомый нашим читателям по ...
Норвегия славится своими джаз-фестивалями, во многом благодаря успеху которых норвежский джаз вышел на мировую арену. Один из старейших, фестиваль в Мельде, вступив в критический сорокалетний возраст, ежегодно собирает весь цвет мирового джаза. Не ...
Лодзь — русское название города: по-польски оно звучит как "Луджь". Это большой промышленный город, второй по населению в Польше — свыше 830 тыс.чел., находящийся в 130 км. к юго-западу от Варшавы. Он существует с 1423 г., однако превратился из ...
Это был 52-ой фестиваль в Ницце. Три последних года директором фестиваля являлся Мишель Лееб (Michel Leeb). Чем отличается этот фестиваль от других? Мне кажется, одним: как большинство фестивалей на юге Франции, он не очень богат музыкой из соседних ...
От редакции сайта: не первый год наш сайт плодотворно сотрудничает с редакцией ежегодного "Альманаха "Эрмитаж" Jazz: серьезное и курьезное". Коллеги уже подготовили пятый по счету выпуск Альманаха. Его презентация состоится на фестивале "Джаз в саду ...
...Сердцу хочется ласковой песни И хорошей, большой любви... В. Ле€едев-Кумач. На лодке (Из к/ф "Первая перчатка") Автор сих заметок М.М. — известный пессимист в восприятии и максималист в требовательности, но в данном случае я во многом ...
Стокгольмский архипелаг — тысячи необитаемых и обитаемых островов, на четырнадцати крупнейших из которых и раскинулся город-красавец. Город красавиц, муз, добрых фей, порхающих на велосипедах по его уютным улицам и переулкам. Острова —- от мала до ...
Заметки о конференции по интуитивной музыке, Дания, 17-19.08.2001 Предыстория. Об этой конференции я узнал где-то в мае — копаясь в недрах Интернета, обнаружил ссылку на известном музыкальном сайте www.gaudeamus.nl и очень заинтересовался этим ...