nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Paco de Lucia - Мозаика в стиле фламенко

стиль:

Paco de Lucia - Мозаика в стиле фламенко
От судьбы не уйдешь

Куда податься было маленькому Пако де Люсия, урожденному Франсиско Санчес Гомес, кроме как в гитаристы? Отец - Антонио Санчес — гитарист фламенко, брат Рамон — тоже, брат Пеп —певец фламенко. Ну, кем еще он мог стать, от рождения живя в ритме фламенко? Можно предположить (жаль что этого не сделали медицинские светила), кровь в жилах Пако де Люсия тоже течет в ритме фламенко. А уж технике игры ему было у кого поучиться - учителей, хоть отбавляй. Вот и говорите потом о предопределенности (или нет) судьбы. У кого как, а у Пако она была заложена еще до его рождения. Жить среди фламенко, впитывать его всеми чувствами ребенка — наилучший метод, высшая школа создания гениального музыканта.

Но отец вовсе не был звездой фламенко. Мало 'того, он не был даже профессиональным музыкантом, он был чернорабочим, и гитара приносила ему лишь побочный заработок. Правда, старшие братья играли профессионально, и первый раз Пако выступил вместе с ними нa радио Альхесирас.

Пако де Люсия об учебе

"Обучение фламенко идет не от одного человека, оно идет от всей окружающей вас среды. Вы слушаете .музыку, создаваемую другими, вслушиваетесь в нее, учась у людей, окружающих вас, которые охотно делятся своимиi секретами. Во фламенко нет традиционного понятия учитель-ученик, все гораздо сложнее. Это лежит в самой музыке фламенко и внутри нас. Музыка фламенко - музыка цыган, а цыгане— анархисты, их не ycrpaивают обычные пути. Мы не вычисляем музыку, не анализируем ее, не ходим в школу, чтобы узнать, почему надо играть так или иначе. Мы живем музыкой, а она — внутри нас. Если этого нет — нет и музыканта!"

О фламенко

"Происхождение слова фламенко - история запутанная и неясная. Есть много теорий, откуда оно пришло и как прижилось в мире. Одни считают, что пришло оно из Фламандии, хотя ы 16 веке всех прибывавших в Испанию иностранцев называли фламандцами, так что тут есть некоторая неувязка. Другие предполагают, что фламенко произошло от арабской фразы felah mengu, что в довольно вольном переводе означает "Свободный полет". Но что является бесспорным, так это то, что фламенко является сложнейшей смесью разных культур — цыган, мусульман, евреев, населявших тогда Андалусию. Опытный музыкант может даже в современном фламенко услышать отголоски национальных мелодий этих народов. Родилась сложная много­зональная, многостилевая культура, вроде американского блюза. Фламенко включает в себя звучание гитары, пение и танец, имеет свои мощные ритмы и богатейшие эмоции. Эт0 делает фламенко совершенно самостоятельным и ярким явлениям мировой культуры. Фламенко — это стиль жизни большого количества людей на земле. Он — их Бог".

Вундеркинд


В 11 лет Пако де Люсия совершилi первое публичное выступление и сразу же получил приз на соревновании фламенко в Джерез, а в 14 уже гастролировал с известной танцовщицей фламенко Джос Греко и ее труппой. Во время гастролей в США он услышал гитариста в стиле фламенко Сабикаса, который оказал значительное влияние на молодо­го Пако. (В сольном концерте де Люсия в Карнеги Холл в 1970 году явно прослежива­лись некоторые интонации стиля Сабикаса...) Уже в 1967 году Пако записывает La Fabulosa и Fantasia Flamenco, потом сразу же десять записей с певцом Ла Исла.

Певец и фламенко


Встреча Пако с Камароном Ла Вела надолго связала их в музыке. Они сделали десять совместных альбомов. Последняя запись — в 1992 году, перед смертью Ла Исла. Новый стиль Пако де Люсия стал очевиден в EI Duende Flamenco De Расо de Lucia (1972), Fuente Y Caudal (1973), включая хит Entre Dos Aguas, и Almoraima (1976). Сам Пако не хотел записываться, как певец: "Два маленьких лирических стиха в альбоме, посвященном моей матери — набросок того, как дол­жен исполнять их настоящий певец, который сделает это го­раздо лучше меня. Мое пение лишь основа для настоящего певца, но я даю неожиданные акценты и нюансы, которые великий певец с блеском по­том использует".

Про новый альбом:


"Прежде чем начать работу над альбомом, надо прежде всего понять, что вы уже сделали, что прочувствовали и выразили в музыке, чтобы он не стал по­вторением пройденного, бледной копией того, что уже сделано. Каждый раз, когда я начинаю новый альбом, я го­ворю себе: ты должен удивить слушателя, отдать ему что-то новое. Может, даже, чему-то научиться. И у самого слушате­ля. Может поэтому (а может от лени?) я выпускаю не так мно­го альбомов (раз в восемь лет). Этому мешает и моя гастроль­ная работа, некогда задумы­ваться над новыми идеями. Ведь для обдумывания концеп­ции альбома я должен за­крыться в комнате, чтобы мне никто не мешал. Что я и делаю, закрываясь в своем доме меся­цев на семь. Никого не прини­маю, и вот — готов новый аль­бом".

О матери:


"А этот альбом я посвятил свя­той женщине — моей матери. Она была уже долгое время в больнице (больше шести ме­сяцев), и я эти месяцы сидел взаперти и писал для нее. Хотя навещал ее каждое утро и про­водил с ней несколько часов, а потом вечером и ночью рабо­тал над альбомом. Он пропи­тан страданием, так как я видел ежедневно ее страдания, и пропускал их сквозь мою му­зыку. Кто-то проговорился ма­тери, что последний альбом я делаю для нее, и на ее глазах появились слезы, а на губах — улыбка. Я назвал альбом Luzia! Так как она португалка, и я хо­тел подчеркнуть ее происхож­дение, написав имя по-порту­гальски, через Z. Считаю, что сделал все, как музыкант, что­бы увековечить память этой замечательной женщины. В создании этого альбома я при­менил множество не харак­терных ранее для меня аккор­дов, новых мелодий, и они бы­ли порождены не только мной, но и моей умирающей ма­мой..."

О гитаре:


"Я не могу жить без гитары, не­смотря на то, что это трудный и неблагодарный инструмент. Вы работаете над чем-то, отта­чиваете технику, наконец до­биваетесь, по вашему мнению, совершенства, потом берете в руки гитару и понимаете, что ничего делать вы не умеете, и надо все начинать сначала. Это мистика, колдовство, действие черной магии? Не знаю. Но та­кое бывает. Тогда начинаешь мучительно искать причину неудачи, а она иногда оказыва­ется очень простой — сломал­ся ноготь. И я из-за такого пус­тяка терплю неудачу? Ужасно!

Я могу иметь дело только с испанской гитарой. Как-то раз, будучи изрядно выпивши, полез на эстраду в одном рес­торанчике и начал играть на электрической гитаре. Как иг­рал, рассказывать не буду. Но мои большие ногти были изо­драны жесткими металличес­кими струнами. Больше я та­ких экспериментов не делал. Игра на электрической гитаре очень интересна. Звучание струн более продолжитель­ное, и у вас есть возможность подумать, что играть дальше. У акустической гитары такого преимущества нет. И поэтому она более сложна.

Вообще, мои отношения с гитарой очень не простые. У гитары ужасный характер, и мы часто конфликтуем".

Музыка третьего сорта?


'Уж не знаю почему, но фла­менко считается третьесорт­ной музыкой плебса, толпы, посетителей трактиров. Дес­кать, музыка цыган, путан, из­гоев. Но меня это не огорчает. Для меня высшая похвала, ког­да кто-то из посетителей паба, вытерев пену с усов, скажет: "Пако де Люсия — настоящий мастер! Он лучше всех играет на гитаре". А другой добавит: "Когда Пако играл в моем доме, над его головой расцвел нимб!" Эти простодушные и искренние замечания мне до­роже заумных статей о моем творчестве в музыкальных журналах. Эти люди понима­ют самую душу фламенко, ее суть и внутреннее благородст­во, а это главное".

Отрывки из недосказанного:


"Испания — моя родина, Испа­ния — мои корни, здесь я дома на любом кусочке испанской земли.
Здесь я вижу в первом ряду никак не меньше пятидесяти замечательных гитаристов. И для них я играю тоже...

Но сейчас у меня затяжная форма лени. Знаете, как это бывает: сегодня говорю себе: "начинаю работать", завтра,- "а может подождать еще немно­го"... И так далее. Тем более, в го­лове зреет нечто необычное, я бы сказал "прохладный фла­менко" Нонсенс? Так я улягусь на диване в тенечке, обложу се­бя льдом, и буду сочинять что- нибудь прохладное, вроде пи­ва со льдом...

Думаю, сейчас положение фламенко в музыкальном ми­ре очень хорошее. Есть много музыкантов, замечательных виртуозов, работающих в этом стиле. Мы начинали, копируя великих мастеров прошлого, потом сами пошли дальше. Сейчас у молодежи есть мы, есть старые мастера, так что пусть к новому открыт. И мно­гие записи молодых музыкан­тов просто поражают раско­ванностью, умением сочетать традиции с самыми новыми направлениями фламенко. Это радует безмерно. Фламен­ко живет и развивается. Каж­дый хочет стать новатором, и, кто знает, может через 60 лет нас назовут старыми маразма­тиками, ни черта не смыслив­шими в нем".

О жизни:


"Когда мне было двадцать, я ду­мал, что вот достигну пятиде­сяти лет и все познаю. Пришел, увидел, что горизонт ушел еще дальше, и снова надо шагать и шагать, чтобы хоть на йоту приблизится к нему. Сначала я почувствовал боль и разочаро­вание, потом понял, что могу доставать до самых дальних горизонтов с моим фламенко, у которого границ нет. В том числе и горизонта".

Материал подготовил Виктор ЛЕДЕНЕВ

Jazz-Квадрат, №4/2004



Расскажи друзьям:


страна
Испания
музыкальный стиль
фламенко

Еще из раздела гитаристы

  • стиль: блюз
  • музыкальный стиль: современный блюз
  • страна: Россия
Эти заметки были сделаны в ходе интервью с гитаристом Темуром Квителашвили 10 февраля 2006 года в Ателье Vintage Guitar в Москве. Само интервью публикуется в популярной прессе. Здесь же собраны записи, представляющие интерес для узкого ...
подробнее
  • стиль: джаз
  • авторы: Евгений ДОЛГИХ
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
  • страна: США
Недостаточно свободный от всех правил для чистого авангарда, одновременно недостаточно традиционно мыслящий для мейнстрима; логичный и зачастую очень последовательный в своих построениях, тем не менее абсолютно непредсказуемый; не ...
подробнее
  • стиль: блюз
  • авторы: Андрей ЕВДОКИМОВ
  • музыкальный стиль: чикагский блюз
  • страна: США
Элвин Бишоп начинал играть блюз во времена, когда вопрос "может ли белый парень сыграть блюз?" вызывал дискуссии, заканчивавшиеся дракой. Вопрос чудной, поскольку белые парни играли блюз по крайней мере от начала эпохи звукозаписи (о чем ...
подробнее
© 2018 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com