nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Киевский старт джазового сезона

стиль:

Киевский старт джазового сезона
Джазовый поезд тронулся... Трудно сказать, завершением прошедшего или началом нового концертного года был проект 19 августа в Мариинском парке с ярким названием "Звезды украинского джаза". Участвовали тольео киевские музыканты, и публики при цене билетов от 30 до 150 гривен (6-30 долла­ров) было мало. 10-12 артистов непрерывно менявшихся местами в десяти выставленных квартетах-квинтетах, в основном звучали неярко, хотя выделялись несколько известных крепких профи: пианист Петр Паш­ков, Грэмми-призер Андрей Пушкарев (вибрафон), Сергей Рыбалкин (гитара), Макс Гладецкий (контрабас), Кон­стантин Стрельченко (баян), очень молодая перспектив­ная певица Алиса Здоровецкая.

Но уж точно запевом нового сезона стал концерт 2 сентября в Колонном зале им.Лысенко: заработал
"Международный джазовый абонемент". Выступление квартета с участием профессионально крепких россиян Аркадия Овруцкого (электро-бас-гитара), пианиста Владимира Нестеренко и ба­рабанщика Алексея Кривцова во главе с саксофонистом мирового уровня поляком Збигневом Намысловским не был дебютом джаза на главной филармонической сцене страны. Только в про­шедшем сезоне здесь состо­ялось несколько джазовых и "околоджазовых" проектов: в октябре вечер, посвящен­ный долгожданному выходу Украинской Энциклопедии Джаза покойного Владими­ра Симоненко, позже кон­церты больших западных монстров — французов Ми­шеля Порталя и Ришара Га­льяно в декабре, англичан Джона Сермана и Криса Лоу­ренса в феврале, затем "око- лоджазовый" Константина Виленского и Национально­го симфонического в апре­ле. За пультом тогда стоял Виктор Плоскина, и про­грамма из музыки Гершвина, Шопена и сделанных солис­том изящнейших авторских обработок украинских пе­сен выглядела очень привле­кательно, тонко, мило. В марте здесь же при ломив­шемся количестве публики в 22 часа вечера играли выда­ющийся современный ака­демический скрипач Гидон Кремер и киевский вибрафонист Андрей Пушкарев (другого времени в очень плотно загруженном графи­ке маэстро выделить не мог).

Они исполнили программу, состоявшую из классичес­кой, современной "филар­монической" и "околоджазовой" музыки (скрипичная Чакона Баха, Астор Пьяццолла, сделанные Пушкаревым в стилях разных джазо­вых пианистов обработки баховских инвенций). Укра­инский джаз "впустили" сю­да уже несколько лет назад: и раньше в Колонном зале иг­рали Энвер Измайлов, дети из оркестра Виктора Басюка Little Band Academia, пиани­сты Полянские, пели Ната­лья Гура, ManSound и "Пикардшська терщя", правда, скорее на правах бедных родственников, младших братишек-шалунов, скром­ных пасынков академичес­кой музыки. В отличие от Московской филармонии, где много сезонов слушате­ли посещают абонементные циклы лекций-концертов Георгия Гараняна и Влади­мира Фейертага. А замеча­тельный пианист Даниил Крамер, который в свое вре­мя тоже вел там абонементы, сейчас просвещает любите­лей джаза в новом москов­ском Доме музыки Спивако­ва. И распространил "джазо­вую пропаганду" по многим филармониям, городам и ве­сям России.

Но вернемся обратно. Ста­рания киевских джазовых "активистов-общественников" — музыкантов, продю­серов, в данном случае Петра Полтарева и Елены Супрун, популярного ведущего джа­зовых радиопрограмм и концертов Алексея Когана, поклонников джаза в Мини­стерстве культуры и админи­страции филармонии (ока­залось, что они есть!), прес­сы, годами подымавшей во­прос о роли джаза в украин­ском концертном и масс-медийном поле, наконец воз­наградились, абонемент за­работал. Кроме реальных материальных сложностей (он арендует зал Лысенко, но не входит в число филармо­нических абонементов), есть и моральные: филармо­ническая администрация, как и сто лет назад, противо­поставляет джаз академичес­ким традициям. Как сложит­ся его жизнь — покажет вре­мя, однако, лед тронулся, гос­пода присяжные заседатели. Второй концерт цикла про­шел 19 сентября. Он стал еще значительнее, ярче. Автор музыки к сериалу "Секс и го­род" американский пианист и композитор Марк Соскин вызвал шквал заслуженного восторга. Концерт был по­священ выдающемуся американскому саксофонисту Сонни Роллинзу, с которым 14 лет Соскин работал "бок- о-бок". Играли Роллинза и Соскина. Чтобы прибли­зиться к звучанию великого американца, был приглашен весьма именитый польский тенор-саксофонист Пьотр Барон. Этот мощный по фак­туре и звуку музыкант дейст­вительно моментами напом­нил стиль легендарного мас­тера. Хотя тонкости динами­ческого и звукового разно­образия ему несколько не до­ставало. Хорош был вездесу­щий Аркадий Овруцкий, снова игравший с имениты­ми партнерами. Очень выра­зительно звучал прекрасный опытный американский барабанщик Ким Плайнфилд. Правда, иногда его несколько форсированный звук перекрывал партне­ров, а такая мощь в стенах филармони­ческого зала казалась неоправданной и да­же опасной для его старых интеллигентных стен.

В планах "Международно­го абонемента", рассчитан­ных до конца 2005 года, еще несколько филармонических акций. В них будут участво­вать интересные амери­канские, российские и на­ши артисты. Например, американский хардбоп- трубач Джимми Оуэнс, Игорь Бриль, ManSound, Юрий Кузнецов — одесский пиа­нист и арт- директор очередно­го недавне­го яркого сентябрьского "Джазкарнавала".
3 сентября в ки­евском дорогом клубе FREEDOM стартовало не менее важное "мероприятие". Первый госу­дарственный телеканал на­чал записи еженедельных джазовых программ с учас­тием оркестра Радио-Бэнд под управлением Александ­ра Фокина. Оркестру шесть лет, которые он просидел в студии, как Илья Муромец на
печи. Там он репетировал, иногда выходил на публику, записал пару телепрограмм и 1 (один!) CD. Зато теперь ему есть, что сказать: хотя иг­рает Радио-Бэнд только стандарты и проблему отсут­ствия национального мате­риала спихивает на безыни­циативность украинских композиторов, у него хоро­ший саунд и достойный уро­вень. Со временем, надеюсь, оркестр будет претендовать на собственное репертуар­ное и интонационное лицо, хотя, безусловно, дело это очень ответственное и хло­потное.

6 сентября в Националь­ной Опере в программе "И классика, и джаз" слушателей порадовали московский лау­реат конкурса Чайковского роскошный пианист Денис Мацуев, с ним блестящий академический виолонче­лист Борислав Струлев (тоже победитель конкурса Чай­ковского), специально при­летевший из Нью-Йорка, и отличная ритм-секция — контрабасист-виртуоз Анд­рей Иванов и супер-барабан­щик Дмитрий Севастьянов. Георгий Гаранян еще хоро­шо руководит оркестром Олега Лундстрема, но играть ему уже тяжело, возраст... Ма­цуев соединяет тончайший звук с взрывной техничнос­тью, разнообразие нежной нюансировки с бешеным фортиссимо, огромный комбинаторный фактурный запас с простотой и, когда нужно, сложностью гармо­нического мышления, шоу- примочки с умением во­влечь слушателя в процесс развития музыкальной мыс­ли. После концерта я думала: это не джаз, но я не проме­няю такой "околоджазовый" концерт на добрый десяток мало отличающихся друг от друга "выступлений", услы­шанных за последнее время на джазовых фестивалях в Киеве, Одессе, Донецке, Кок­тебеле, подмосковном Ар­хангельском, и тд.

В Доме художника 8 сентя­бря прошел чудесный кон­церт, организованный Поль­ским Институтом в Киеве, в котором мы встретились с Tymanski Yass Ensemble из Гданьска. Именно"Yass", а не _zz", как определяет свой стиль Тиманьски, декларируя его в качестве "натуральной амальгамы джаза, аль- тернативного рока и этни­ческой музыки". Сложно, се­рьезно, с привкусом аван­гарда играли музыканты ми­роБОГО уровня: Антони "Зют" Граляк — труба, Марчин Слюсарчик — саксофон, Тимон Тиманьски — гитара, Войтек Мазолевски — бас-гитара и Куба Старушкевич — барабаны. Группа выгля­дит очень интересно, соче­тая самые современные выразительные средства с уходящими в глубину славян­кой мелодики интонациями. Как правило, поляки играют именно в этом зале, ку­да директор Института пан Петр Козакевич на протяжении семи лет привозил к нам мастеров польского джаза. Почему в прошедшем вре­мени? Это был последний из традиционно-бесплатных концертов польских джаз­менов, так как пан Козакевич оставляет свою должность. Джаз — его горячая привя­занность, и нам просто здорсво повезло. Будем надеяться. что дипломат, кото­рый сменит его, тоже будет любить что-нибудь инте­ресное: современную живо­пись, кино или оперу За го­ды работы Петра Козакевича в Киеве да и в других горо­дах Украины играли многие очень известные музыкан­ты, ведь польский джаз стоит на крайних новаторских по­зициях и во многом опреде­ляет мировой джазовый процесс. 10 сентября поль­ские мастера выступили на фестивале в Виннице, где стали яркими хэдлайнерами.

Прежде клубным джазо­вым центром города был артклуб "44" на Крещатике, принадлежащий Эрику Айгнеру, крупнейшей фигуре современного украинского джазового процесса. Немец­кий бизнесмен, владелец се­ти киевских клубов и ресто­ранов, знаток и настоящий пропагандист джаза, Эрик организовал в прошлых се­зонах гастроли известней­ших европейских и амери­канских звезд, которые игра­ли не только в клубной об­становке, но и на большой сцене, собирая значитель­ное количество поклонни­ков джаза разных поколе­ний. Благодаря ему мы услы­шали Джо Завинула, Мейнар­да Фергюсона, Билли Кабэма, Виктора Бейли, Remem­ber Shakti и Джона Маклаф­лина, Дина Брауна, Trans- global Anderground (Велико­британия), братьев Мутшпиль (Австрия), Эдуарда Ниэблу (Испания). 17 сентя­бря официально открылся клуб "Jazz do it" на Красноар­мейской, 7ба — первое "чисто-джазовое" заведение в столице. Презентация ново­го джазового клуба порадо­вала публику мастерством лидера украинского инстру­ментального джаза группы Схiд-Side, карьера которого начиналась когда-то в Харь­кове, но уже более 5 лет свя­зана с Киевом.

Пестрая яркая палитра стартовавших джазовых ак­ций говорит о стилевой кон­трастности (слава Богу, не в качественном или профес­сиональном значении). Да и прошедший в августе в Кры­му третий Коктебельский фестиваль, претензии кото­рого на лидерство среди ук­раинских джазовых проек­тов постепенно закрепляют­ся, явился ярким событием. Напомню, что состав его уча­стников был весьма звезд­ным: немецкие De-Phazz и Zooming, американец-тру­бач Лу Солофф, много лет иг­равший в Blood, Sweat and Tears, японский авангардный оркестр-театр Shibusasirazu Orchestra, наши ManSound, Энвер Измайлов, Схiд-Side, Владимир Соляник При подготовке фестиваля ди­рекция спланировала шесть концертных вечеров, поэто­му формировали программу долго и сложно. В нее вошли четырнадцать коллективов разного уровня (автор этих строк составила буклет). Об организационных и художе- ственных результатах про­должают спорить музыкан­ты, слушатели, журналисты. Работают несколько джазо­вых сайтов: www.uajazz.com, www.jazz.com.ua, www.nota- mag.com.
Украинский джазовый процесс идет...

Ольга КИЗЛОВА

JAZZ-КВАДРАТ №6'2005


страна
Украина
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2004 - 2006 года
Разнообразные "не те" и саксофонные авторитеты Сергей Пронь - жаркий вечер в снегах Сибири… New Centropezn - Новый шаг jazz-квартета Что такое джаз "по-настоящему"
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com