nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Йонас Ючас - Программа Kaunas Jazz - это ступени

стиль:

Йонас Ючас - Программа Kaunas Jazz - это ступени Юбилейная для Междуна­родного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом:

Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестива­ля какой год вспоминает­ся как самый трудный?

Йонас Ючас: Ой, каждый раз новые трудности! Вот прошлогодний фестиваль вспоминать приятно, потому что смета его была состав­лена таким образом, что мы даже имели некоторый запас средств — мы ведь каждый год по окончании фестиваля боимся, не станем ли бан­кротами?! Есть проблемы, которые уже стали "фести­вальной традицией" — на­пример, задержка начала концертов из-за продолжи­тельных саунд-чеков. В этом году самая большая труд­ность состояла в том, что фе­стиваль получился очень продолжительный (11 дней) с очень большим числом концертов (около 30 на сце­нах Каунаса и Вильнюса). И, конечно, большой и труд­ный бюджет фестиваля да­вил и не давал нам, организа­ционной группе, до конца расслабиться и получить удовольствие от музыки вме­сте с публикой.

Нынешний фестиваль действительно получил­ся очень долгим, но не­много пустоватым в сере­дине.

Это связано с тем, что во время рабочей недели люди, придя с работы, не готовы идти еще и на джаз или всю ночь веселиться на джем-сешне, ведь на следующее утро опять на работу. Марафон в 11 равно насыщенных кон­цертных дней зритель вряд ли выдержит. Поэтому буд­ние дни мы немного разгру­зили от событий для публи­ки, заполнив их более специ­ализированными меропри­ятиями: провели мастер- класс, открыли фотовыстав­ку, показали фильмы о "Кау­нас джазе" прошлых лет, про­вели первую Международ­ную академическую конфе­ренцию по проблемам джа­за, дали старт эксперимен­тальному проекту электрон­ного джаза e@jazz.

Идея проведения кон­ференции...

...пришла в голову не мне. Несколько лет назад на фес­тивале в Бирштонасе наши музыковеды вспомнили, что близится юбилейная дата литовского джаза, и надо как-то эту годовщину отме­тить: конференцию провес­ти или компакт выпустить. Я предложил, чтобы каждый из фестивалей взял на себя часть юбилейных обязанно­стей, была идея скоопериро­ваться и попросить у минис­терства средства. Но как все­гда получилось, что каждый сам за себя, и для общих уси­лий не хватает инициативы. А потом музыковеды поссо­рились из-за точной даты, от которой надо вести отсчет истории литовского джаза. А у нас на носу был юбилей­ный 15-ый фестиваль, с ко­торого тоже хотелось начать какую-то новую традицию в литовском джазе. И мы ре­шились провести научную конференцию по пробле­мам литовского джаза в ев­ропейском и мировом кон­тексте.

С этого года фестиваль "Каунас Джаз" первым на постсоветском пространст­ве стал членом European Jazz Network. Нас часто просят рекомендовать литовские джазовые проекты на фести­вали Европы, и выходит, что из года в год мы одни и те же коллективы предлагаем. Это проблема! Сейчас в литов­ском джазе, на мой взгляд, на­лицо определенный кризис жанра. Вроде бы талантли­вых музыкантов всех поко­лений у нас достаточно, но если хочешь сделать фести­вальную программу евро­пейского уровня, оказывает­ся, что музыканты есть, а дей­ствительно новых проектов нет. Поиграть в клубе "тради­цию" еще могут, а создать что-то свое, совершенно но­вое и уникальное, что соот­ветствовало бы мировым тенденциям в джазе — ниче­го не выходит. Литовский джаз сейчас вошел в период "застоя зрелости". Нужна но­вая музыка, новые течения. Я очень уважаю старый джаз, но новое время рождает но­вую музыку. Об этом тоже хо­телось поговорить на кон­ференции...

Есть еще одна проблема, которую хотелось обгово­рить: в Литве правительство вспоминает о джазе, когда надо представлять страну на международном уровне. Так было во время Лейпцигской книжной ярмарки, куда на­правили джазменов, Пятрас Вишняускас представлял Литву в Японии на всемир­ной выставке Expo. При этом на джазовые фестивали ми­нистерство культуры выде­ляет совершенно мизерные деньги: к примеру, на фести­валь современного танца — 95 тысяч литов, а на джазо­вые фестивали — по 6 тысяч литов на каждый. Это несо­измеримые суммы! Слиш­ком большая разница, слиш­ком контрастная цифра. По­этому на конференции хоте­лось сравнить положение джаза в Литве с Европой и США. Проблемы ведь факти­чески те же самые, значит и опьгг выхода из них можно перенять.

15 лет проходит ваш фе­стиваль. За это время вы­росло целое поколение публики. К какой музыке их приучил "Каунас Джаз"?


К совершенно разной! Я люблю повторять, что про­грамма нашего фестиваля — это ступени: от самой про­стой музыки до самой слож­ной. Душа и сердце человека безграничны и могут при­нять весь спектр музыки. Наш фестиваль, будучи джа­зовым по определению, ста­рается представлять самый широкий спектр жанра, что­бы человек от поп-джаза мог вместе с нами со временем подняться до самых аван­гардных его форм. Если слу­шатель устал — он может ос­таться на своей ступеньке, отдохнуть — и идти дальше. Такова наша музыкальная политика последние пять лет: демократичность и по­листилистика.

Но фестиваль тоже живой организм, и мы меняемся со временем. Каждый год мы проводим во время фестива­ля соцопрос публики. Не ска­жу, что следующий форум мы планируем буквально по результатам опроса, но мы его учитываем. Я никогда не стану делать фестиваль, ру­ководствуясь только vox populi — не стоит идти на по­воду у публики, ее надо вести за собой, открывая все новые и новые горизонты в музыке — такова миссия нашего фе­стиваля.

Раньше вы проводили выездные концерты фес­тиваля в маленькие горо­да. Почему сейчас отказа­лись от этой практики?

Не отказались, но фести­вальная программа в этом году была такой обширной, что для ее реализации мы свозили аппаратуру чуть ли не со всей Литвы. Именно от­сутствие хорошей аппарату­ры мешает нам проводить концерты в провинции: на плохой музыканты не хотят играть, а возить с собой не всегда получается. У нас мно­го фестивальных сцен, и вся аппаратура задействована. К тому же последние три года на фестивале не выступают звезды малой величины, а значит технический райдер всегда очень серьезный.

Я была поражена фес­тивальным концертом во Дворце спорта: трудно поверить, что в малень­кой Литве джаз собирает такие залы!

Да, мы начали эту тради­цию "Больших концертов" в прошлом году и, признаться, совершенно не рисковали, потому что были такие име­на — Рой Харгрув с проектом RH Factor и А1 МасКау All Stars feat. Earth Wind & Fire Expe­rience. В этом году слово ABBA (проект "Funky ABBA" Nils Landgren & Funk Unit—A К) отпугнуло некоторых по­клонников джаза, но все же "Каунас Джаз" приучил свою публику к тому, что некачест­венная музыка на его сцену не попадает. Наш билет—как страховка. Тем более что сей­час есть Интернет — никого не обманешь, ничего не скроешь. Обратная сторона медали: некоторые думают, что если нет сайта музыканта в Интернете, значит это не­интересно. Но в мире есть много маленьких любопыт­нейших проектов талантли­вых музыкантов, которым не важно, написаны ли их име­на большими буквами на об­ложках глянцевых журналов. Фестиваль призван давать открытия!

Не секрет, что в про­грамме фестиваля орга­низатор всегда заклады­вает один пункт для себя, д ля души...

В прошлом году такой мо­ей сбывшейся мечтой было приглашение на фестиваль А1 МасКау All Stars feat. Earth Wind & Fire Experience. В этом году моя душа радова­лась приезду Джошуа Редма­на с Elastic Band'OM. Програм­му фестиваля составляем я и моя дочь, Индре. Мы совету­емся с директором эстон­ского фестиваля JazzKaar, дружественными норвеж­скими фестивалями: три-четыре раза в год встречаемся, обмениваемся планами и предложениями. В этом году по нашей инициативе в Кау­насе и в Таллинне выступили Coco Mbassi, Philip Hamilton & Greg Osby, Nicole Willis и Real People. Признаться, со­отношение тех, кто хотел приехать на Kaunas Jazz 2005 и кто приехал, была 1 к 12! На наш фестиваль любят воз­вращаться сайдмены звезд со своими собственными про­ектами: это очень интерес­ная практика.

Как родилась традиция джазовых концертов в синагоге: как естествен­ное развитие практики проведения концертов сакрального джаза в кос­телах?


Нет, был прецедент, кото­рый натолкнул меня на мысль о проведении концер­тов в синагоге. Я уже работал в литовском сейме, когда тог­дашний каунасский мэр до­пустил в своих речах не­сколько антисемитских за­явлений. Дошло до того, что в Каунас стали отказываться приезжать иностранные по­слы. Мой давний знакомый и его жена, которые работают в администрации каунас­ской синагоги, подали мне идею проведения фести­вальных концертов Jewish Theme in Jazz, первый из ко­торых прошел в 2001 году. В прошлом году мы хотели на­чать делать концерты джаза в православном храме, но фе­стиваль попадает на дни православной Пасхи, и это не очень удобно. Но мы к этой задумке обязательно вернемся! Мы даже вели пе­реговоры о концертах в ме­чети, но мусульманская ре­лигия запрещает исполнять в храме музыку, и от этой идеи пришлось отказаться.

Под вывеской Kaunas Jazz'a проходят также се­рия осенних концертов фестиваля и "Концерт го­да".

Да-да. Вышло так, что осе­нью 2002 года нам предло­жили организовать концерт Таке 6, и мы просто не смогли отказаться. На следующий год программа Kaunas Jazz Autumn стала бы украшени­ем любого крупного фести­валя: Victor Bailey Group (США), Mezzoforte (Ислан­дия), Bugge Wesseltoft (Нор­вегия), Lars Danielsson (Шве­ция). Мы вошли во вкус! За­вершающий фестивальный год "Концерт года" мы также делаем в кооперации с арт- директором , эстонского JazzKaar Анне Эрм, которая в это же время в Таллинне про­водит концерты Jazz Christ­mas. Так что наш брэнд Kaunas Jazz на виду несколь­ко раз в году — у публики просто нет времени забыть о нас!

Анастасия КОСТЮКОВИЧ

Jazz-Квадрат, №4/2005


авторы
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
страна
Литва
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с другими
"Джаз в России" - лучший музыкальный сайт 2002 года Wayne Saroyan - Джаз - это не музейный экспонат Борис Штоколов - За кулисами оперы Bill Kirschner - О джазе и музыкальном бизнесе
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com