nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Vahagn Hayrapetyan & Cats - M-BASE как зеркало армянской джазовой революции

стиль:

Vahagn Hayrapetyan & Cats - M-BASE как зеркало армянской джазовой революции
Знаете, почему ереванцы за­видуют жителям Нью-Йорка, Парижа или Москвы? Не потому, что у них нет про­блем с отоплением или га­зом как у нас, а потому, что у них в городе жизнь ярче, на­сыщеннее, все время проис­ходит что-то интересное — выставки в картинных галереях, новые постановки в театрах, концерты... Жители столицы Армении в этом плане пока явно проигрыва­ют. Хотя, надо признать, си­туация в последнее время за­метно меняется к лучшему. По крайней мере, в музы­кальной сфере на клубном уровне.

Непосредственно перед новым годом я был пригла­шен в один из двух новых ереванских клубов, посе­щать которые сейчас счита­ют своим долгом все любите­ли серьезной музыки не за­висимо от ее жанра. Один из них — "Авангард-Фолк" клуб знаменит тем, что там всегда ждут исполнителей всех ва­риаций фольклорной музы­ки. А главное, в нем всегда предоставляют место для апробации музыкантами сво­их новых, часто эксперимен­тальных проектов. На сей раз премьером был абсолютно новый коллектив, создан­ный всего лишь за месяц до события лучшим армянским джазовым пианистом Ваагном Айрапетяном. Опытный и талантливый музыкант со­брал под свое крыло моло­дых джазменов, круто поме­нял собственный музыкаль­ный имидж и предстал перед поклонниками в совершен­но непривычном для них ви­де.

Ваагн Айрапетян известен в городе и за его пределами (он не раз и не два представ­лял свое мастерство в России и в дальнем зарубежье, играя на равных и выступая вместе со звездами российского и мирового джаза — Игорем Бутманом, Даниилом Краме­ром, Барри Харрисом, Элви­ном Джонсом...) как ярый по­следователь стиля боп. Его трио (Никогаес Варданян — бас и Александр Агамян — ба­рабаны) являет собой хрес­томатийный образец данно­го направления. И казалось, что эта приверженность у него уже навсегда. Но совсем недавно, "вспомнив моло­дость", Айрапетян решает вернуться к тому, с чего ког­да-то начинал — фолк, джаз-рок, авангард.

После концерта я соби­рался писать рецензию. Но все никак не получалось — после услышанного ходил как во сне, пытаясь понять, что же я там увидел и услы­шал. И лишь после разгово­ров с друзьями, после долгих и горячих обсуждений я, на­конец-то, могу написать эти строки. Вдруг как-то все ста­ло ясно: прозрел и понял, что в тот вечер мне посчастливи­лось присутствовать при ре­волюции в армянском джа­зовом мире, при рождении нового музыкального кол­лектива, не имеющего анало­гов в армянском джазовом обществе и при становлении на армянской сцене очеред­ного джазового стиля, кото­рый является давним и по­стоянным гостем во всем ми­ре. А вот у нас, в Армении, на­сколько мне помнится, ни­кто и никогда так не играл. Может, нечто похожее пы­тался короткое время пред­ставлять лишь квартет INTO. Но коллектив этот просуще­ствовал очень недолго и поч­ти не остался в памяти люби­телей музыки. Ребята разъе­хались и коллектив приказал долго жить.

В новом созданном и руко­водимом Айрапетяном кол­лективе играют барабанщик Тигран Саноян, басист и вио­лончелист Артем Манукян, трубач Тигран Сучян и саксо­фонист Давид Налчаджян. Ребята молодые — средний возраст 22-23 года, но уже с большим джазовым опытом. Так Артем Манукян играл в Pokrjazz'e, уже упоминав­шемся INTO, хорошо извест­ном сегодня Армадаме, а ос­тальные ребята — постоян­ные участники государст­венного Джаз-оркестра Ар­мении п/у Армена Мартиро­сяна, квартета Western и дру­гих наших коллективов. То есть новичков и случайных людей в джазе среди них нет. Но вот музыка, которую они играют, — это что-то абсо­лютно новое и необычное для армянской сцены. Я о стиле и манере — громко, на­пористо, сложно, иногда да­же замысловато. Музыка, за­ставляющая постоянно на­ходиться в напряжении, сле­дить за ходом и развитием мысли композитора и исполнителей. Весь penepтуар квинтета составлен из произведений самого Ваагна Айрапетяна плюс парочка композиций Арто Тунчбояджяна.

Судя по услышанному, на сей раз Айрапетян черпал композиторские идеи в своем происхождении и наследии своей культуры. Это было видно невооруженным глазом. В воздухе незримо присутствовал армянский фолклор. В программных произведениях гораздо большее внимание было уделено композиционному построению тем, чем чистой технике исполнения. Xотя конечно, ребята старались во всю, все вместе и по одиночке. Их пространные, сложные и моментами яростные соло будоражили кровь и заставляли работать мозги. Сложно, не всегда удобоваримо, но очень интересно и увлекательно. Этакий музыкальный пазл, состоящий из многих, моментами не совсем гладко совмещающихся друг с другом мухыкальных фраз, вдруг, по мановению волшебной naлочки, управляемой умелой рукой, складывающихся, тем не менее, в одну цельную музыкальную картину. Это и фолк, и боп, и джаз-рок, и традиционный джаз, и фри-джаз в качестве, в данном случае составляющих одного единого целого.

Довольно долго я пытался "разложить все по noлочкам", втиснуть в узкие рамки определений услышанное. Поверьте, было более чем трудно дать конкретное определение стилю исполняемой музыки. Хотел спросить автора и исполнителей, но помнил, что однажды уже задавал подобный вопрос одному западному музыканту. В ответ услышал тогда достаточно резко, что "музыкант играет то, что у него в душе. а уже потом журналисты и рецензенты придумывают названия всем этим стилям, жанрам и направлениям. сам же музыкант редко когда имеет понятие обо всем этом. Да ему и не нужно". Чтобы не нарываться на нечто подобное в очередной раз, я не стал тревожить музыкантов. Но уже дома, порывшись в теории джаза, я все-таки нашел определение, на мой взгляд, точно соответствующее услышанной мною музыке. Так вот, стиль этот полностью подходит под очень модный с конца 80-х — начала 90-х годов революционный M-BASE. Честь "изобретения" этого стиля, говорят, принадлежит саксофонистам Стиву Коулмену и Грегу Осби.

Молодые музыканты и их композиции в точности сле­довали законам жанра — ис­ключительно креативная му­зыка, построенная на базо­вых чертах национальной культуры. Опять-таки подчи­няясь основным канонам, они ни разу не нарушили или, по крайней мере, старались не нарушить баланса между сложными, записанными на бумаге структурированными композициями и свободной импровизацией. В результате появились композиции с искуственно усложненной структурой. Плюс, конечно, чумовые импровизации. Композиции, исполняемые квинтетом, сочетали в себе трезвый, холодный ум руко­водителя и творческий ро­мантический задор его моло­дых коллег. Мне кажется, в рассматриваемом случае Ваагн Айрапетян, композитор и пианист, сумел расположить все свои произведения точно между логикой композиции и ее творческим исполнени­ем. Получилось здорово.

Особо хочется остано­виться на трех композици­ях. Первая — "После теле­фонного звонка" — некий симбиоз доброй старой ар­мянской песни, которая гос­подствовала на нашей эст­раде в 60-70-х годах, и клас­сической джазовой баллады, тоже очень доброй и умиро­творяющей. Мягкая, теплая, красивая армянская мело­дия и абсолютно западное джазовое развитие прекрас­но ужились в одной оболоч­ке, созданной автором. Две другие темы, заслуживаю­щие особого разговора, бы­ли исполнены дуэтом — кла­вишные и виолончель — и явились плодом спонтанно­го музыцирования. Но обе прозвучали так, словно два музыканта давно и упорно репетировали ее. Удивитель­но красиво, умно и захваты­вающе, а главное — никако­го расчета "на авось". Так как определится со стилем двух последних не представляет­ся никакой возможности, будем считать, что они были исполненны в стиле new age. Как мне показалось, наи­большее количество апло­дисментов пришлось имен­но на эти три композиции, и несмотря на то, что армян­ский слушатель не приучен к подобного рода музыке, вос­принял он ее более чем бла­госклонно. Значит, сыграно было действительно здоро­во.

Коллектив, созданный Ай­рапетяном, носит название, на первый взгляд, довольно-таки экстравагантное — Vahagn Hayrapetyan & Cats. "Котами", как известно, на джазовом слэнге называют молодых, начинающих му­зыкантов. Так вот, мне кажет­ся, что руководителю запро­сто можно менять название на Vahagn Hayrapetyan & Young Lions. Для тех, кто мо­жет не знает, скажу, что "мо­лодыми львами" на том же слэнге называют молодых, но уже хорошо зарекомен­довавших себя музыкантов. Армянское общество не за­метило, как эти "котята" под­росли и превратились в "красавцев-львов". Недавний концерт достаточно ясно это продемонстрировал.

Армен МАНУКЯН






JAZZ-KBAДPAT №2'2005


авторы
Армен МАНУКЯН
музыкальный стиль
этно-джаз
страна
Армения
Расскажи друзьям:

Еще из раздела ансамбли
Spyro Gyra - скоро 25! Greenstream Владимира Белова Pachora - Опытное производство на вязальной фабрике Mingus Big Band - большой оркестр для Большого Чарли
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com