nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Shane MacGovan - Панкфолковый отлет башки

стиль:

Shane MacGovan - Панкфолковый отлет башки
От переводчика
На тот концерт меня занесло в 1995 году. Сразу признаюсь, что о The Popes и их лидере я тогда ничего не знал. И не удивительно, что реакция у меня была (не обойтись без банальности) — шок. Группа добросовестно отыгрывала самый настоящий ирланд­ский фолк а вот на все эти до боли знакомые народные мелодии накладывался... Во­кал? Прямо не знаю, как это назвать: парень на сцене им­пульсивно и самозабвенно выдавал что-то наподобие звериного рыка. Не мень­ший шок вызвала реакция толпы: десятки тысяч обку­ренных и напивенных дрэдо-растаманов в рваных джинсах и стоптанных сол­датских ботинках разбились парами и принялись отпля­сывать... ну в общем то, что у нас называется полькой. Причем голландец хватал норвежку, швед — датчанку; ирландец—англичанку и т.п. И у всех одинаково спори­лось. Вряд ли мне еще когда-нибудь доведется увидеть по­добные "вечерки". Густое об­лако пыли поднялось метров на пятнадцать, так что сцена даже не проглядывалась, лишь мощные разноцвет­ные прожекторы пробивали мглу. Я так и не разглядел бы вокалиста, если б не огром­ный экран, предусмотри­тельно установленный поза­ди башни звукооператоров: в микрофон хрипел и орал лохматый чувак, с оттопы­ренными ушами и ужасны­ми зубами, между которыми, как говаривали у нас в школе, может спичечный коробок пролезть. С этого выступле­ния Шейна МакГована и на­чалось, в принципе, мое зна­комство с world music.

Поток виски (слово о The Pogues)

Хотя The Pogues уже несколь­ко лет не существуют (группа распалась в 1996 году—прим. переводчика), их продолжа­ют ставить в пример как обра­зец панкфолковой группы и называют самой лучшей из групп, играющих в этом сти­ле. Я знаю несколько ее фана­тиков и не скрываю, что тоже люблю послушать их записи, и мне безразлично, с фронт-мэном и создателем бэнда — Шейном МакГованом — или без него. Но д ля многих диски с записями The Pogues после ухода МакГована уже не явля­ются полноценными альбо­мами The Pogues. Так же и со­льные работы Шейна, несмо­тря на то, что они весьма ин­тересны и тематически сов­падают с работами его родно­го коллектива—уже не то, что так сильно некогда электри­зовало фанов. Стоит отме­тить, что The Pogues, в прин­ципе, были первой группой, которая "программно" соеди­нила панковую энергию с фольклорными мелодиями. Остальные (...) подобные группы имели в своих репер­туарах лишь единичные пес­ни, в которых они обраща­лись к фольклору, либо встав­ляли в свои композиции аранжировки отдельных фольклорных кусков.

Много людей ассоцииру­ют The Pogues с ирландской музыкой, не зная, что группа, :обственно, была образова- га в Лондоне, в среде ирланд­ских эмигрантов. Они на­столько доминировали в се­веро-западной части Лондо­на, что люди с типичным британским акцентом имели повод чувствовать себя там чужаками. Независимо от то­го, кто чем занимался, ир­ландцы в Лондоне держались вместе. Ходили в свои пабы, пили там ирландское пиво или виски и слушали ирланд­скую музыку Это можно ска­зать и о молодых, снесенных, как Шейн МакГован, волной панк-рока. Его The Nips рас­пались, оставив после себя единственный LP-диск и не­сколько синглов. Однако в ат­мосфере ирландских пабов родилась идея создать что-то новенькое, то, чего в ирланд­ской музыке еще не сущест­вовало. Это должен был быть проект, направленный на широкие слои общественно­сти, основанный главным образом на кельтской музы­ке, но с крутой рок-секцией. Сам МакГован высказывался об этом так "Нужно было, чтобы вскормленый попсо­вым месивом народ подавил­ся бы чем-то, что торчит глу­боко в традиции, в чем боль­ше традиции, больше гнева".

Название The Pogues полу­чено искусственно, поэтому его тяжело перевести. Перво­начально группа носила на­звание Pogue Mahone, что с ирландского переводится как "поцелуй меня в ж..", одна­ко это предвещало больше хлопот, чем популярности, и название сократили. Музыка The Pogues безусловно могла шокировать. Благопристой­ным телевизионным групп­кам Pogues противопоста­вили свою панковско-балаганную картинку. Со време­нем и внешний вид и музыка The Pogues претерпели опре­деленные изменения. Одна­ко до конца существования группы в ней был бунт и гру­бый, панковский взгляд на традиционную музыку. Не имело значения, обращают­ся ли они к традиционным композициям (а таких сыгра­ли немало) или исполняют собственные произведения — их звучание было харак­терным и узнаваемым. Позже появилось множество после­дователей, некоторые силь­но приблизились к звучанию Pogues, но о них — позже.

Уже первый долгоиграю­щий диск The Pogues — аль­бом Red Roses For Me, вышед­ший в 1984 году, содержал в себе большие дозы панкфолкового звучания. Это — смесь песен традиционных (The Auld Triangle, Waxie Dargle или хотя бы Greenland Whale Fisheries) и композиций группы (в большинстве — ав­торские песни Шейна, как те же Boys From County Hell, Dark Streets Of London или первый большой хит The Pogues — Streams of Whiskey). Песни эти, переполненные молодежным бунтом, весель­ем и виски завоевали боль­шой круг поклонников. Не­которые куски из The Pogues довольно часто исполнялись молодыми группами как тра­диционные ирландские пес­ни На волне той популярнос­ти, уже в 1985 году, вышел сле­дующий альбом Pogues Rum, Sodomy & the Lash. Сво­им названием этот диск от­сылает к словам Уинстона Черчиля, который таким об­разом обозначил жизнь в британском военно-мор­ском флоте. Это работа более зрелая, в некоторых песнях поется о войне и смерти (Billy's Bones, The Sick Bed of Cuchulainn). Естественно, с ними соседствуют и типич­ные для ирландских сканда­листов песни о любви и алко­голе (Pair of Brown Eyes, Sally MacLennane). Альбом содер­жит также две переработки. Одна — это песня известного австралийского "фолксингера" Эрика Богла (Eric Bogle) The Band Played Waltzing Matilda, а вторая — знамени­тая Dirty Old Town Ивана Мак­Колла (Ewan MacColl). В этом последнем случае исполне­ние The Pogues превзошло по популярности оригинал и, несмотря на некоторые раз­личия, их версия является в настоящее время основой для новых аранжировок Следующего диска фаны The Pogues вынуждены были ожидать аж три года. Альбом оказался еще более зрелый и лучше изготовленный. If I Should Fall From Grace With God сегодня часто признает­ся лучшим диском Pogues. Не подлежит сомнению, что это были их первые песни,приобревшие сверхпопуляр­ность.

Титульная композиция — это квинтэссенция стиля, выработанного группой на предыдущих пластинках Это отчетливая фольклорная вещь с панковским когтем. На If I Should Fall From Grace With God группа впервые стала ог­лядываться не только на ир­ландскую музыку. Мелодия Turkish Song of Damned, на­пример, может ассоцииро­ваться с Востоком. Есть там и композиция Metropolis, рож­дение которой инспириро­вано одноименным старым фильмом. Веселая Fiesta оку­нает в мексиканскую атмо­сферу, с отменно аранжиро­ванными "самбреро", однако все это — музыка Pogues. Есть тут и великолепная пра­здничная Fairytale of New York, исполняемая дуэтом Шейна и английской вокали­стки Кристи МакКолл (Kristy McColl), дочери того самого пролетарского барда Ивана МакКолла. Это первый по­добный дуэт Шейна, но, как оказалось, не последний. Конструкция композиции по принципу "красавица и чудо­вище" была снова использо­вана в песнях You're The One с вокалисткой группы Clannad Мэри Бреннэн (Marie Brennan) и в Haunted с Шинед О'Коннор (Sinead O'Connor). Однако эти две композиции —уже новая история и другая группа Что интересно, на той пластинке Шейн дописал свои слова к нескольким тра­диционным песням. Теперь много польских исполните­лей поступают также с песня­ми самих Pogues.

После If I Should Fall From Grace With God пришла пора доя альбома более слабого, но по-прежнему интересного. Изданный в 1989 году диск Peace & Love не пользовался таким успехом, как его пред­шественник Однако это не означает, что здесь нет хоро­ших песен. Наверно, стоит послушать хотя бы кавер ком­позиции Young Ned Of The Hill Рона Кэвэна (Ron Kavanagh) — в версии The Pogues она стала по-настоящему зажига­тельной! Есть здесь и одна из красивейших баллад группы "Mistyr Morning Albert Bridge", доказывающая, что музыкан­ты хорошо чувствуют себя и в "тихих" композициях. Стоит также обратить внимание на USA, Cotton Fields или Tombstone.

Если Peace & Love — диск более спокойный, а может даже меланхоличный, то следующий альбом — Hell's Ditch 1990 года — это возвра­щение к веселым ритмам, из­вестным хотя бы по If I... или по Red Roses For Me. Тут есть много действительно хоро­ших песен. Открывает аль­бом веселая Sunnyside of the Street, после нее идет такая ж задорная Sayonara. В Ghost of Smile можно обнаружить эле­менты ска. Давшая название диску Hell's Ditch—одна из са­мых интересных композиционно песен группы с дол­гим, разрастающимся инст­рументальным вступлением.

Интересна с музыкальной точки зрения и поддержан­ная саксофоном Summer In Siam. А классную Rain Street вполне можно упомянуть вместе с If I Should Fall From Grace With God и Streams of Whiskey как визитную кар­точку группы. Это наивысшее достижение The Pogues! И по­следний альбом, записанный с Шейном МакГованом в ка­честве вокалиста. Конфлик­ты между лидером и группой возникали из-за проблем Шейна с алкоголем. Когда в очередной раз у него случил­ся запой, и группа была вы­нуждена отменить концерты, коллеги поблагодарили его за сотрудничество. Шейн че­рез какое-то время основал новую группу' — надо при­знать, что не только название напоминало предыдущую. Я имею в виду The Popes. В пер­воначальный, сильно роко­вый состав группы входил Брайэн Робертсон (Brian Robertson) — гитарист леген­дарных Thin Lizzy.

На первом диске, представ­ленном как альбом Shane MacGowan & The Popes и на­званном The Snake, содер­жался материал, очень близ­кий к тому, что делал вока­лист с коллегами из The Pogues. Альбом этот вышел в 1994 году и на нем записаны такие хиты, как The Church of the Holy Spook, Victoria и I’ll Be Your Handbag. На диске много аналогий с другими песнями. Так, почти панковская I'll Be Your Handbag напоминает I Wanna Be Your Dog (Iggy Pop). У Victoria можно обнаружить связь с Gloria Вана Мориссона. Song With No Name основывается на мелодической линии шотландской песенки Trumps & Hawkers (ирландская ее версия известна как Paddy West), a Rising Of The Moon — это старая народная мелодия. Her Father Didn't Like Me Anyway - кавер Джерри Рэфферти. Интересно отметить участие в записи альбома Спайдера Стэйси из The Pogues и актера Джонни Деппа, который сыграл на гитаре. Переиздание этого альбома (осуществлено в 1995 году) включает упомянутые выше песни с Шинед О'Коннор и Мэри Бреннэн. Через два года после этого nepеиздания Shane MacGowan & Тhe Popes подарили фанам новый альбом. Он намного мощнее по звучанию, но одновременно с этим музыканты довольно1 часто обращаются к музыке кантри (Lonesome Highway, Ceilidh Cowboy и Truck Man). МакГован отмечал в интервью, что считает кантри второй музыкой ирландцев1 Якобы в Ирландии она очень популярная, и даже назвал Джорджа Джонса одним из лучших полнителей... для прослушивания в автомобиле. Но альбом The Croc of Gold несмотря на то, что отлично продавался в Штатах, все-таки не является диском в стиле кант­ри. Куски, такие, как Rock'n' Roll Paddy (построенная на мелодической линии The Hills of Connemara), Back In The County Hell, традицион­ные песни Come To The Bower и Spanish Lady предо­пределяют фольклорный ха­рактер диска. Хватает на нем и "панково-алкогольных" "сонгов" МакГована, так характер­ных для этого музыканта.

Все эти диски, о которых говорилось выше, как The Pogues так и SMG & The Popes в Польше довольно доступ­ны, а вот достать следующий диск — проблематично. По­явился он в 2000 году и носит название Holloway Boulevard. Представлен он только The Popes, а МакГован выступает на нем лишь в качестве гостя. То же самое и с концертными выступлениями этого кол­лектива — группа стала само­стоятельной. В то же время Шейн принял участие в запи­си диска своей сестры — Себэн МакГован (Siobhan MacGowan). Этот альбом так­же очень трудно достать, я по­ка не видел, чтобы какой-ни5удь магазин имел его в своем ассортименте. А конец 2001 ода отмечен концертником МакГована и The Popes, на котором большинство песен — из репертуара... The Pogues.

Пока Шейн МакГован брел крутыми тропинками соль­ной карьеры, его коллеги из The Pogues не "закапывали груши в золу". Что правда, с то­го времени, как они расста­лись со своим лидером, груп­па несколько раз приостанав­ливала деятельность, но пе­ред тем, как распасться окон­чательно, записала еще два диска. Первый из них, назван­ный Waiting for Herb — глав­ным образом поиск нового стиля. Несмотря на несколь­ко очень хороших песен, аль­бом нельзя назвать удачным. Диск этот вышел в 1993 году, раньше первого "сольного" альбома МакГована. Фронт- мэном вместо Шейна стал Спайдер Стэйси. Он пробо­вал петь в 'пьянчужной' мане­ре Шейна. Однако это было не то, чего ожидали фаны группы. Не подлежит сомне­нию, что музыканты The Pogues — профессионалы, и что им нравилась играть в панкфолковой манере. В кон­це концов они расстались с Шейном для блага группы. Трудно сегодня сказать, что могло бы быть, не случись этого. Несмотря ни на что, на диске записан один из самых знаменитых хитов The Pogues, очень хорошая ком­позиция Tuesday Morning. Возможно, она стала такой популярной потому, что зву­чит на звуковой дорожке к по­пулярному фильму "Взрыв" (Blown Away) с Джеффом Бриджисом (Jeff Bridgis) и Томми Ли Джонсом (Tommy Lee Jones). К другим интерес­ным песням относятся Sitting on Top of the World, Big City, Girl from the Wadi Hammamat и My Baby’s Gone.

Очередной, последний студийный альбом The Pogues называется Pogue Mahone. Это непосредствен­ный отсыл к корням группы, а одновременно и закрытие его карьеры. Композиции, со­держащиеся на диске (подпи­санные ради справедливости всей группой) содержат в се­бе много из атмосферы ста­рых записей The Pogues. Даже вокал Слайдера, удерживаясь на границе между собствен­ной манерой и вокалом Шей­на, звучит здесь намного убе­дительней. А песня Дилана When the Ship Comes In и во­все кажется написанной спе­циально для The Pogues. Такие песни, как How Come, Living In a World Without Her, Bright Lights или Pont Mirabeau спо­койно могли бы войти в ран- нии диски группы.

Так The Pogues смогли на­помнить слушателям, что яв­ляются группой, породнен­ной с традиционной музы­кой. Великолепным событи­ем для них стала рекорд- сешн со знаменитой ирланд­ской группой The Dubliners. Даблинцы, наровне с The Chieftains — самая известная из старых фольклорных групп. Песни, записанные объединенным составом (две версии Whiskey in the Jar, Rare Old Mountain Dew, Jack O'Heroes и The Irish Rover) ра­зошлись по самым различ­ным аудио-сборникам и син­глам. Раунд этих двух коллек­тивов досконально докумен- тует видеоролик (записан на кассете Poguevision) к песне Jack O'Heroes, представляю­щий футбольный мяч между двумя группами. Стоит доба­вить, что дедки из The Dubliners не уступали поля своим противникам.

P.S. от переводчика
Остается только добавить, что в 2002 году Шейн МакГо­ван вместе с The Popes выпус­тил Across the Broad Atlantic: Live on Paddy's Day-New, а на сегодняшний день график его гастролей расписан по дням на месяцы вперед.



Рафал Taclem" ХОЙНАЦКИ
, Gadki z Chatki
Перевод с польского: Алесь ОСТРОВЦОВ




JAZZ-KBAДlPAT №1'2005


музыкальный стиль
кельтская музыка
страна
Великобритания, Ирландия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела вокалисты
Koko Taylor - единственная и неповторимая Othella Dallas - песня и танец жизни Chester Arthur Burnett - Воющий волк Дельты Миссисипи Пинк и Флойд, которые дали имя Pink Floyd
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com