nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Михаил Фрейдлин - Джаз родился благодаря одесситам. Мы это докажем

стиль:

Михаил Фрейдлин - Джаз родился благодаря одесситам. Мы это докажем
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-­математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика Леонида Кантаровича). С 1985 по 1994 г. работал в Институте прогнозирования народнохозяйственных проблем АН СССР. Руководил советско-американской рабочей группой по вопросам продовольственного обеспечения, созданной президентским советом СССР. С 1994 г. занимал должность финансового директора федеральной контрактной корпорации Росхлебопродукт (в прошлом—Министерство хлебопродуктов); являлся президентом агропромышленного холдинга Русагрокапитал, принадлежащего инвестиционной группе "Русские фонды", принимал самое активное участие в организации украинско-российских деловых форумов и губернаторского саммита в Одессе. Ныне занимает должность исполнительного директора Фонда развития делового сотрудничества "Международный деловой форум"; советник председателя одесской областной государственной администрации. Инициатор и генеральный продюсер "Джаз-Карнавала в Одессе".

Доподлинно неизвестно, кто первый озвучил идею одес­ского Джаз-Карнавала, по­следние несколько лет "ви­тавшую в воздухе" Южной Пальмиры. Известно, что пи­анист Юрий Кузнецов почти десять лет бредил задумкой джазового фестиваля. Миха­ил Фрейдлин же мечтал о джазовом марафоне, но именно он воплотил мечту о джаз-карнавале в реальность, став его меценатом и продю­сером, в паре с Юрием Кузне­цовым запустив "механизм" фестиваля в 2001 году. Сего­дня его организаторы в шут­ку или всерьез разделят свои "сферы влияния" в фести­вальном деле на "мозг Джаз- Карнавала" (Михаил Фрейд­лин) и "душу Джаз-Карнава­ла" (Юрий Кузнецов). И то, и другое равно важно.

Интервью с Юрием Кузне­цовым уже не раз появлялись на страницах Jazz-Квадрата. Сегодня мы впервые беседу­ем с генеральным продюсе­ром Международного фес­тиваля джазовой музыки "Джаз-Карнавал в Одессе" Михаилом Фрейдлиным:

Анастасия Костюкович: Михаил Павлович, как правило, у истоков большого события лежит маленькая счастливая случайность. Было ли что-то подобное в преды­стории "Джаз-Карнавала в Одессе"?

Михаил Фрейдлин: На­верное, такой счастливой случайностью можно на­звать мое знакомство с по­трясающим одесским музы­кантом Юрием Кузнецовым и нашу первую встречу с ним в джазовом ресторанчике Кларабара в одесском Город­ском саду. Я задумал провести в Кларебаре джазовый мара­фон — так, чтобы каждый день играл новый джазовый коллектив. Но. не будучи ассом, хорошо разбирающим­ся в мире современных джа­зовых тенденций и течений, я искал себе партнера, кото­рый мог бы взять на себя ху­дожественную часть меро­приятия. Кто-то из друзей по­советовал мне встретиться с Юрой, отрекомендовав мне его не просто как талантли­вого джазового музыканта, но и неплохого организато­ра — вот уже несколько лет являясь главой Клуба Высокой Музыки, Юрий привозит в Одессу звезд джаза и прово­дит очень успешные концер­ты. На первой же нашей встрече мы решили, что бу­дем делать в Одессе большой джазовый фестиваль в конце концов, пора же кому-то вер­нуть джаз на его родину!

Признаюсь, я никогда не взялся бы за реализацшо идеи Джаз-Карнавала, если бы не нашел в Одессе до­стойного партнера, который взял бы на себя арт-частъ. Потому что я не считаю себя большим знатоком джаза. И я не хотел бы идти на поводу только личных симпатий потому что тогда можно ув­лечься только авангардом или только мэйнстримом. С Юрой мы договорились сра­зу, что музыка на фестивале будет разноплановой.

Стилистка фестиваля эклектична — по-карна­вальному пестрая. Вы с самого начала заклады­вали в концепцию фес­тиваля мысль, что четко обозначенных стилисти­ческих границ не будет — на карнавале уместно все?


Мы сразу сепарировали основную (филармоничес­кую) сцену и уличные кон­церты. (Не стоит забывать, что джаз начинался с улиц, и мы хотим его на улицы вер­нуть). Современный джаз — емкое понятие и достаточно размытое. Главный критерий — умение спонтанно импро­визировать. Поэтому если музыкант. исполняя класси­ческое произведение, блюз или авангард умеет импрови­зировать — это наш потенциальный участник. Еще нам очень важно чем-то постоян­но удивлять людей. Разно­плановость — наш конек!

Каковы ваши личные пристрастия в джазе?

Я слушаю мэйнстрим, би-боп, ранний свинг, латиноа­мериканский джаз...

А если говорить об име­нах?

Если вы сейчас начнете перечислять имена — я на каж­дое отвечу согласием. Един­ственный мой критерий — качественная музыка. У меня большая домашняя джазовая фонотека Знаете, еще буду­чи школьником я ловил Го­лос Америки и Deutsche Welle — слушал и просто бал­дел от джаза. Потом я увлекся игрой на гитаре, закрывался в комнате и играл все ночи напролет Доигрался до сту­денческого оркестра, где важно сидел за пюпитром с бабочкой. и даже ездил с гас­тролями. Мне очень хоте­лось попасть в профессио­нальный оркестр, и однажды на музыкальной бирже мне сказали, что есть место гита­риста в городском студенческом оркестре Леонида Левитина. На встрече он сказал мне "Бери гитару, садись, иг­рай". Поставил передо мной ноты. которые я не очень-то понимал, включил усили­тель и — он не работает! Это меня спасло. На мое счастье усилитель не могли починить месяца два. Все это вре­мя я брал гитару домой и но­чами учился играть. Я рабо­тал как бешеный таракан, за­бросил на время институт, изучал ноты и композиции, стер пальцы до крови. Когда, наконец, починили усили­тель, включили гитару, и я за­играл, Левитин воскликнул: "Как же ты ужасно играешь!" Но потом смягчился: "Ну, хо­рошо: пока будем искать тебе замену, ты походи, поиграй". День ото дня я рос как музы­кант, да так и остался в оркес­тре гитаристом на четыре года.

Но вы не сделали ставку на карьеру музыканта?


Я играл в ресторанах, на свадьбах, на танцах и полу­чал по тем временам боль­шие деньги. Но когда встал вопрос, какую делать карье­ру, я выбрал экономику. К то­му же я не особо одаренный человек в музыке, и понимал, что таким замечательным музыкантом, как Юра Кузне­цов, не стану. А другим быть не хотелось.

Не осталось ли от этого юношеского увлечения гитарой особого пристра­стия к гитарному джазу?

Я до сих пор в свое удо­вольствие играю на гитаре в компании близких. А с не­давних пор увлекся игрой на фортепиано. Еще когда во время аспирантуры подра­батывал пожарным в театре ГИТИСа, ночами пытался иг­рать на тамошнем рояле. Не­давно в Одессе я купил себе венский рояль, которому 150 лет, и пробую играть джазо­вые стандарты — получаю массу удовольствия! Кузне­цов даже зовет меня на сцену! (Смеется).

Джаз-Карнавал для вас больше бизнес или все-таки хобби, приятное вложение капитала?

Дело в том, что в бизнесе то­же теряют деньги... Я неплохо играю в шахматы. (В 8 лет у меня был первый разряд по шахматам, я был чемпионом города по шахматам среди мальчиков.) Я просчитываю ходы очень далеко, и не толь­ко в шахматах. Бизнес — это не обязательно решение краткосрочной "задачи-одноходовки": отщипнул и убе­жал. Серьезный бизнес воз­можен даже в такой сложной теме, как джаз, хотя это почти несопоставимые понятия — "джазовый фестиваль" и "биз­нес". Расходы, конечно, ко­лоссальные: вы видели каче­ство звука на фестивале, каче­ство света, уровень исполни­телей. Чего стоит только про­вести бесплатный концерт на Театральной площади перед Оперным театром или джа­зовую регату на яхтах! Но я ве­рю, что это будет и прибыль­ный бизнес тоже. У нашего фестиваля уже на четвертый год проведения появились крупные национальные спонсоры, и если раньше на­ши затраты на фестиваль бы­ли почти стопроцентные, год от года они становятся мень­ше, а в последний год я закрыл за счет спонсоров почти три четверти расходов!

Сейчас мы ведем серьез­ные переговоры о подписа­нии соглашения, по которо­му Одесса и Нью-Орлеан ста­нут городами побратимами. Тем более, что культурологи­ческих связей между нашими городами очень много. На­сколько нам известно, очень много выходцев из Одессы в свое время поселилось в Нью-Орлеане еще до 1902 го­да — мы сейчас ищем их кор­ни. Если уж джаз там и родил­ся, то только благодаря одес­ситам. Мы это докажем!

Анастасия КОСТЮКОВИЧ



JAZZ-КВАДРАТ №1'2005


авторы
Анастасия КОСТЮКОВИЧ
страна
Украина
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с другими
Зигмас Вилейкис - фестиваль в Бирштонасе Michael Ricci - джаз в Интернете ( allaboutjazz.com ) Давид Голощекин - Philarmonic Jazz Hall News Jason Koransky - DownBeat forever..
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com