Михаил Фрейдлин - Джаз родился благодаря одесситам. Мы это докажем
30.05.2013
Михаил Фрейдлин родился в Одессе. Окончил Одесский политехнический институт, аспирантуру Центрального экономико-математического института АН СССР в Москве (учился у легендарного советского ученого, Нобелевского лауреата по экономике академика Леонида Кантаровича). С 1985 по 1994 г. работал в Институте прогнозирования народнохозяйственных проблем АН СССР. Руководил советско-американской рабочей группой по вопросам продовольственного обеспечения, созданной президентским советом СССР. С 1994 г. занимал должность финансового директора федеральной контрактной корпорации Росхлебопродукт (в прошлом—Министерство хлебопродуктов); являлся президентом агропромышленного холдинга Русагрокапитал, принадлежащего инвестиционной группе "Русские фонды", принимал самое активное участие в организации украинско-российских деловых форумов и губернаторского саммита в Одессе. Ныне занимает должность исполнительного директора Фонда развития делового сотрудничества "Международный деловой форум"; советник председателя одесской областной государственной администрации. Инициатор и генеральный продюсер "Джаз-Карнавала в Одессе".
Доподлинно неизвестно, кто первый озвучил идею одесского Джаз-Карнавала, последние несколько лет "витавшую в воздухе" Южной Пальмиры. Известно, что пианист Юрий Кузнецов почти десять лет бредил задумкой джазового фестиваля. Михаил Фрейдлин же мечтал о джазовом марафоне, но именно он воплотил мечту о джаз-карнавале в реальность, став его меценатом и продюсером, в паре с Юрием Кузнецовым запустив "механизм" фестиваля в 2001 году. Сегодня его организаторы в шутку или всерьез разделят свои "сферы влияния" в фестивальном деле на "мозг Джаз- Карнавала" (Михаил Фрейдлин) и "душу Джаз-Карнавала" (Юрий Кузнецов). И то, и другое равно важно.
Интервью с Юрием Кузнецовым уже не раз появлялись на страницах Jazz-Квадрата. Сегодня мы впервые беседуем с генеральным продюсером Международного фестиваля джазовой музыки "Джаз-Карнавал в Одессе" Михаилом Фрейдлиным:
Анастасия Костюкович: Михаил Павлович, как правило, у истоков большого события лежит маленькая счастливая случайность. Было ли что-то подобное в предыстории "Джаз-Карнавала в Одессе"?
Михаил Фрейдлин: Наверное, такой счастливой случайностью можно назвать мое знакомство с потрясающим одесским музыкантом Юрием Кузнецовым и нашу первую встречу с ним в джазовом ресторанчике Кларабара в одесском Городском саду. Я задумал провести в Кларебаре джазовый марафон — так, чтобы каждый день играл новый джазовый коллектив. Но. не будучи ассом, хорошо разбирающимся в мире современных джазовых тенденций и течений, я искал себе партнера, который мог бы взять на себя художественную часть мероприятия. Кто-то из друзей посоветовал мне встретиться с Юрой, отрекомендовав мне его не просто как талантливого джазового музыканта, но и неплохого организатора — вот уже несколько лет являясь главой Клуба Высокой Музыки, Юрий привозит в Одессу звезд джаза и проводит очень успешные концерты. На первой же нашей встрече мы решили, что будем делать в Одессе большой джазовый фестиваль в конце концов, пора же кому-то вернуть джаз на его родину!
Признаюсь, я никогда не взялся бы за реализацшо идеи Джаз-Карнавала, если бы не нашел в Одессе достойного партнера, который взял бы на себя арт-частъ. Потому что я не считаю себя большим знатоком джаза. И я не хотел бы идти на поводу только личных симпатий потому что тогда можно увлечься только авангардом или только мэйнстримом. С Юрой мы договорились сразу, что музыка на фестивале будет разноплановой.
Стилистка фестиваля эклектична — по-карнавальному пестрая. Вы с самого начала закладывали в концепцию фестиваля мысль, что четко обозначенных стилистических границ не будет — на карнавале уместно все?
Мы сразу сепарировали основную (филармоническую) сцену и уличные концерты. (Не стоит забывать, что джаз начинался с улиц, и мы хотим его на улицы вернуть). Современный джаз — емкое понятие и достаточно размытое. Главный критерий — умение спонтанно импровизировать. Поэтому если музыкант. исполняя классическое произведение, блюз или авангард умеет импровизировать — это наш потенциальный участник. Еще нам очень важно чем-то постоянно удивлять людей. Разноплановость — наш конек!
Каковы ваши личные пристрастия в джазе?
Я слушаю мэйнстрим, би-боп, ранний свинг, латиноамериканский джаз...
А если говорить об именах?
Если вы сейчас начнете перечислять имена — я на каждое отвечу согласием. Единственный мой критерий — качественная музыка. У меня большая домашняя джазовая фонотека Знаете, еще будучи школьником я ловил Голос Америки и Deutsche Welle — слушал и просто балдел от джаза. Потом я увлекся игрой на гитаре, закрывался в комнате и играл все ночи напролет Доигрался до студенческого оркестра, где важно сидел за пюпитром с бабочкой. и даже ездил с гастролями. Мне очень хотелось попасть в профессиональный оркестр, и однажды на музыкальной бирже мне сказали, что есть место гитариста в городском студенческом оркестре Леонида Левитина. На встрече он сказал мне "Бери гитару, садись, играй". Поставил передо мной ноты. которые я не очень-то понимал, включил усилитель и — он не работает! Это меня спасло. На мое счастье усилитель не могли починить месяца два. Все это время я брал гитару домой и ночами учился играть. Я работал как бешеный таракан, забросил на время институт, изучал ноты и композиции, стер пальцы до крови. Когда, наконец, починили усилитель, включили гитару, и я заиграл, Левитин воскликнул: "Как же ты ужасно играешь!" Но потом смягчился: "Ну, хорошо: пока будем искать тебе замену, ты походи, поиграй". День ото дня я рос как музыкант, да так и остался в оркестре гитаристом на четыре года.
Но вы не сделали ставку на карьеру музыканта?
Я играл в ресторанах, на свадьбах, на танцах и получал по тем временам большие деньги. Но когда встал вопрос, какую делать карьеру, я выбрал экономику. К тому же я не особо одаренный человек в музыке, и понимал, что таким замечательным музыкантом, как Юра Кузнецов, не стану. А другим быть не хотелось.
Не осталось ли от этого юношеского увлечения гитарой особого пристрастия к гитарному джазу?
Я до сих пор в свое удовольствие играю на гитаре в компании близких. А с недавних пор увлекся игрой на фортепиано. Еще когда во время аспирантуры подрабатывал пожарным в театре ГИТИСа, ночами пытался играть на тамошнем рояле. Недавно в Одессе я купил себе венский рояль, которому 150 лет, и пробую играть джазовые стандарты — получаю массу удовольствия! Кузнецов даже зовет меня на сцену! (Смеется).
Джаз-Карнавал для вас больше бизнес или все-таки хобби, приятное вложение капитала?
Дело в том, что в бизнесе тоже теряют деньги... Я неплохо играю в шахматы. (В 8 лет у меня был первый разряд по шахматам, я был чемпионом города по шахматам среди мальчиков.) Я просчитываю ходы очень далеко, и не только в шахматах. Бизнес — это не обязательно решение краткосрочной "задачи-одноходовки": отщипнул и убежал. Серьезный бизнес возможен даже в такой сложной теме, как джаз, хотя это почти несопоставимые понятия — "джазовый фестиваль" и "бизнес". Расходы, конечно, колоссальные: вы видели качество звука на фестивале, качество света, уровень исполнителей. Чего стоит только провести бесплатный концерт на Театральной площади перед Оперным театром или джазовую регату на яхтах! Но я верю, что это будет и прибыльный бизнес тоже. У нашего фестиваля уже на четвертый год проведения появились крупные национальные спонсоры, и если раньше наши затраты на фестиваль были почти стопроцентные, год от года они становятся меньше, а в последний год я закрыл за счет спонсоров почти три четверти расходов!
Сейчас мы ведем серьезные переговоры о подписании соглашения, по которому Одесса и Нью-Орлеан станут городами побратимами. Тем более, что культурологических связей между нашими городами очень много. Насколько нам известно, очень много выходцев из Одессы в свое время поселилось в Нью-Орлеане еще до 1902 года — мы сейчас ищем их корни. Если уж джаз там и родился, то только благодаря одесситам. Мы это докажем!
Тот, кто бывал хоть на одном из фестивалей в Бирштонасе, наверняка обращал внимание на сцену, оформление которой обязательно и безусловно привлекает любого, кто впервые попадает в этот небольшой городок во время проведения традиционного ...
Редакция Jazz-квадрата сердечно поздравляет коллег с победой и предлагает вашему вниманию интервью с редактором Jazz.Ru Кириллом Мошковым. Неоспорим тот факт, что на сегодняшний день Jazz -Квадрат лучший русскоязычный журнал о джазе и ...
Уэйн Сароян — ведущий джазовый критик Западного побережья США, одного из центров мирового джаза, основатель и руководитель джазового интернет- портала, писатель, журналист. Наконец, он просто очень знаменитый и уважаемый человек в мире джаза. Слышал ...
Борис Штоколов — выдающийся бас российско-советской оперной сцены. В 1954 году окончил Уральскую консерваторию и пять лет пел в местном оперном театре, пока не получил приглашения в Ленинградский театр оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне ...
Билл Киршнер родился в штате Огайо, закончил Manhattan College в штате Нью-Норк. До 80-х годов он жил в Вашингтоне, где играл в оркестре Майка Кротти. квартете Бернарда Свитни и руководил собственными коллективами. Переехав в Нью-Йорк, создал свой ...
Юбилейная для Международного фестиваля "Каунас Джаз" дата — 15-летие — стала поводом для беседы с его бессменным арт-директором Йонасом Ючасом: Анастасия Костюковнч: господин Ючас, за 15 лет проведения фестиваля какой год вспоминается как самый ...
Из него мог бы получиться хороший музыкант - его владению клавишными инструментами мог бы позавидовать иной пианист; акустическая гитара, которую он изредка берет в руки - звучит не хуже, чем у многих из наших бардов. Но он пошел «другим путем», ...
Этой весной столицу Армении быстро облетела новость о том, что в Ереване, под патронажем Министерства культуры Республики Армения, проводится конкурс-набор среди молодых джазовых музыкантов для учебы в самом престижном джазовом учебном заведении – ...
Кен Барнс — не музыкант, не джазовый критик и даже не продюсер. Кен — режиссер-документалист, весьма популярный и весьма своеобразный. Барнс любит делать большие, многосерийные фильмы-исследования, посвящая их какой-либо одной теме. Так, на его ...
"Литва – самая джазовая республика СССР". Постулат советских времен, возведенный до ранга лозунга. Факт, вошедший в джазовую мифологию, ставший притчей во языцех и порядком утомивший частотой цитирования. Все так. Но Литва – все же джазовая. И все ...
Сегодня вашему вниманию предлагается небольшой разговор с основателем и главным редактором самого, пожалуй, содержательного и интересного англоязычного джазового сайта "AllAboutJazz" (AAJ), известного практически всем джазовым фанатам, ...
В конце июня сразу после завершившегося очередного, традиционного, седьмого уже по счету джазового фестиваля "Белые ночи 2000" мне довелось побеседовать с художественным руководителем Филармонии и организатором фестиваля Давидом Голощекиным. ...