nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Дударскi фэст 2006 - Возрождение сакрального инструмента

стиль:

Дударскi фэст 2006 - Возрождение сакрального инструмента


Обычно люди стремятся объяснить то или иное куль­турное явление (и не только культурное) с позиции соб­ственного жизненного опы­та. А поскольку этот опыт ча­сто бывает ограниченным, то и наши предположения страдают однобокостью. Примером такого ограни­ченного подхода может слу­жить отношение многих слушателей, журналистов к такому неординарному и са­мобытному музыкальному инструменту, как белорус­ская дуда. Его ни на что не по­хожее звучание украшает выступления многих отече­ственных world-music- и folk-коллективов ("Троща", OSIMIRA, "Стары Ольса", "Лщьвшы"...). Дуда становится полноправным солистом в рок-командах (Znich, P.L.A.N.). Только вот из-за инертности мышления но­вое для наших слушателей музыкальное явление неко­торые стремятся объяснить по-своему, упрощенно: мол, вот и к нам волынка пришла!

На самом деле, дуда — ин­струмент сакральный, ис­конно белорусский, хотя аналоги его существуют в культурах многих европей­ских и азиатских народов. И доказательства аутентично­сти белорусской дуды мож­но почерпнуть из экспози­ций белорусских музеев (на­пример, Лепельского крае­ведческого и Гродненского историко-археологического). О фактах существования в Беларуси своей оригиналь­ной дударской школы и ис­конно белорусских типов инструмента можно узнать из материалов энциклопе­дии "Этнаграф1я Беларусi". Там же можно прочесть и строки об угасании этой тра­диции. Хотя, в последнее время благодаря усилиям эн­тузиастов — исследователей и мастеров по изготовлению инструментов — белорус­ская дуда получила вторую молодость: инструмет воз­вращается в национальный культурный контекст...

Одним из важных этапов работы по возрождению на­циональных традиций стал прошедший в этом году по­сле тринадцати лет забвения фестиваль исполнителей на этом древнем инструменте — "Дударскi фэст-2006". Этот музыкальный праздник со­брал под свои знамена нема­ло интересных исполните­лей на белорусской дуде, а также стал смотром качества тех инструментов, которые теперь изготавливаются бе­лорусскими мастерами. Кро­ме этого фестиваль обобщил те научные исследования, которые вносят весомый вклад в возрождение дударских традиций в Беларуси.

Понятно, что основное внимание и интерес участ­ников и гостей фестиваля было приковано к творчест­ву и поискам ветеранов дви­жения за возвращение дуды в белорусский культурный контекст. Например, мастер, исполнитель и инициатор "Дударскага фэсту" Тодар Кашкуревич на инструмен­тах своего производства продемонстрировал звуча­ние всех типов дуд, извест­ных в Беларуси: однобурдон- ной, двухбурдонной и матянки. Основываясь на своих исследованиях, он поведал о сакральной функции этого инструмента в белорусской культуре прошлого, расска­зал о репертуаре, который исполнялся на инструменте в годы расцвета белорусской дударской традиции. А вот преподаватель Белорусско­го государственного универ­ситета культуры, известный мастер Виктор Кульпин по­делился с коллегами ведо­мым только ему исполнительским приемом игры на дуде.

Заметную конкуренцию ветеранам составили моло­дые исполнители: музыкан­ты театра средневековых ми­ниатюр "Яварына", участник группы "Вайдэлот" Дмитрий Сивчин и единственная на этом фестивале девушка-исполнительница на дуде Окса­на Костян. Эти молодые му­зыканты сумели удивить слу­шателей и специалистов све­жим прочтением произведе­ний европейской и белорус­ской средневековой музыки, чудесными фольклорными мелодиями и танцевальными ритмами. А молодой пред­ставитель семейной динас­тии фольклорных исполни­телей и мастеров Слава Козак впечатлил звучанием своей необычной дуды, исполнен­ной в виде козы. Слава позже признался, что не ожидал очутиться на такой предста­вительной сцене рядом с мэ­трами, да и мех инструмента во время игры держал не сов­сем правильно — под правой рукой... Но его необычайная манера исполнения и звуча­ние инструмента была по до­стоинству оценена слушате­лями и специалистами. Ведь традиция — не догма, и ее ча­стью могут стать современ­ные приемы и исполнитель­ские наработки!

Большой фестивальный успех сопутствовал белорус­ским фолк-группам и испол­нителям средневековой му­зыки, которые используют в своем репертуаре произведе­ния для дуды. Надо было само­му на минуту стать участни­ком танцевального хоровода, чтобы понять то, насколько популярна у молодежи ста­ринная ансамблевая музыка!

Эту истину своими компо­зициями подтвердили Моги­левская группа "За порогом", участники которой предло­жили слушателям свой "белорусизированный" вариант кельтских мелодий, вокаль­ный ансамбль "Кудмень", со­листам которого очень бли­зок национальный песенный фольклор, исполняемый под дуду. В исполнении послед­них народный танец "Юрачка" стал хитом фестиваля!

Известный фольклорный ансамбль "Лщьвшы" — пионер ансамблевого исполне­ния народных песен под дуду — напомнил слушателям луч­шие композиции из своих предыдущих альбомов. Эти удивительно положительные эмоции были закреплены экспрессивными выступле­ниями групп средневековой музыки "Kenix кола", "Лщьвш Троль" и лидеров отечествен­ной медиевильной сцены — группы "Стары Ольса". Один из организаторов "Дударскага фэсту-2006" и лидер "Старога Ольсы" Дми­трий Сосновский стал ини­циатором записи всего му­зыкального материала фес­тиваля и издания на основе этих записей первого в Бела­руси диска с музыкой для бе­лорусской дуды. "Думаю, аль­бом "Дударсю фэст-2006" достаточно и на высоком уровне представит различные европейские исполнитель­ские школы, в том числе и нашу национальную тради­цию. Поэтому, вслед за дис­ком молодой исполнитель сможет научиться испол­нять на дуде белорусские ме­лодии и "снимать" белорус­скую манеру игры на инстру­менте", — отметил Дмитрий Сосновский.

К сожалению, не все та­лантливые исполнители смогли в этом году высту­пить на "Дударскам фэсьце", хотя многим музыкантам есть чем поделиться с колле­гами и порадовать слушате­лей. Но не нужно волновать­ся: организаторы обещали новые встречи исполните­лей со слушателями уже на "Дударскiм фэсьце-2007"...

Анатолий МЕЛЬГУЙ

Jazz-Квадрат, №6/2006

­
­


­


авторы
Анатолий МЕЛЬГУЙ
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
Baki International Jazz Festival Фестиваль «Новые языки» - 2007 VIII Международный фестиваль «Арктик-джаз 2007» 4-й фестиваль Новой музыки для трубы
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com