"Блюз живет в Минске" уже давно — это доказал еще Геннадий Стариков, глава блюзового Star Club, не первое десятилетие устраивающего одноименные фестивали. На фоне этого увесистого, проверенного временем блюза, явление фееричных и юных Svet Boogie Band, случившееся в 2003-м, было шоком — блюз превратился в медиумическое явление; из юношей пылких начали выглядывать черные блюзовые демоны прошлого века, в их голосах прорывались интонации откуда-то с дельты Миссисипи, а блюзовые фестивали Европы и вовсе были в восторге. Теперь, как выяснилось, новая генерация белорусского блюза — это не только Свет, но и целый парад всевозможных оркестров, которые и устроили свеженький фестиваль в "Аквариуме".
Открыл фестиваль дуэт Danny And Willie Blues Mob,
презентовав минималис- тичный, сосредоточенный мягкий блюз без тени пафоса и театральности. Звучит Route 66—зал в восторге. Музыканты настолько невозмутимы, что возникает впечатление, будто на сцену вытянули старинный патефон с древними блюзовыми записями и крутят их прямо сейчас — даже непривычно не слышать характерного шипения. Никакой истерии — спокойные интроверты рассказывают неторопливые блюзовые истории не только с чувством, но с толком и расстановкой.
Следующими на сцену вышли Night drive Band из Гомеля: оркестрик под управлением человека по имени Сергей Курек. Гомель — столица белорусского блюза, ясное дело. Как, кстати, и рэпа. Видимо, способствует там что-то развитию "черной" музыки (южные окраины Беларуси? особый радиоактивный воздух?). Гомельский бэнд играет, скорей, блюз- рок, сильно замешанный на ритм-н-блюзе 50-х: получается своеобразная презентация чувственно-эмоциональных возможностей электрогитары в блюзе. Гитарист спускается по лестнице в зал, чуть ли не падает на колени а-ля Хендрикс (тут бы еще облить гитару бензином из баллона для зажигалок и поджечь — вот вами Вудсток, дорогие дети!), выдает что-то в духе раннего Сантаны и изо всех сил пытается завести толпу. Подключаются другие музыканты, по очереди солируя (такие импровизационные моменты в блюзе очень трогают — именно тогда музыканты начинают обмениваться краткими, значительными взглядами протяженностью в одну десятую секунды: интересно ловить эти взгляды и понимать, в какой момент соло, например, закончится или уступит музыкальное пространство другому инструменту).
После "ночного драйва" на сцену выходит легенда белорусского ритм-н-блюза, Артем Кричевский — импозантный и блестящий брюнет с тяжелым взглядом и волосами, собранными в хвостик. "Кто-кто это?" — кричат в зале. "Кричевский и группа... ээээ... Ктулху?" (не расслышали, видимо). "Ну, какая разница, что за группа — главное, Кричевский!". Сам мэтр играет почти автоматически — сказывается стаж, видимо. Его блюз — скорей, развлекательный, однако более чем профессиональный. Пускай во всем этом не хватает безумия (издержки профессионализма, видимо), зал наконец-то принимается танцевать, ибо звучало "старое-старое, доб- рое-доброе, любимое-любимое" (так сам Кричевский предваряет блюзовые стандарты). Танцующие радуют
— некоторые девы облачены в фетровые мужские шляпы (сейчас это, судя по всему, модно), молодые люди — сплошь в черных пиджаках, из-под которых выглядывают белые манжетики. Кричевский выдает какие-то "медляки", настроение становится неумолимо ресторанным, вот уже закачались пары в чувственном танце. Всю эту атмосферу моментально разбил оркестр Old Shoes (ясное дело, тоже из Гомеля). Это — целый блюз-бэнд с рокабилльным антуражем — гигантским блестящим контрабасом, на котором играет совсем юного вида парень в очках, напоминающий американского студента колледжа 50-х, этакий Холден Колфилд. Сбоку от него стоит флейтист, издающий непрерывную патологическую импровизацию — скорей, фри-джазовую, нежели тра- диционно-блюзовую. Подключается саксофон — впрочем, контрабас все равно оказывается на первом месте, даже когда его просто кладут на пол, временно переключившись на соло на губной гармошке. "Старые шузы" играют не совсем блюз — это, скорей, арт- блюз или фри-блюз (впрочем, таких стилей официально, кажется, не существует) с обилием импровизации, мощной аутентичной основой и легкомысленной виртуозностью. Контрабасист принимается петь — кажется, что голос старше его самого лет на 40-50 как минимум. Толпа издает чувственные вопли и рвется танцевать. "Это — маленький Вилли Диксон!" — восторженно кричит кто-то в зале (Вилли Диксон, кто не знает, — легендарный блюзовый контрабасист 40-х-50-х, автор той самой Hoochie Coochie Man, без которой не обходится репертуар ни одного современного блюзмена).
Потом разгоряченную толпу веселили великолепные Bowling Jack — пожалуй, самые серьезные конкуренты Svet Boogie Band в смысле глобальности. Пюпитр с текстами (или нотами?), белые рубашки с подтяжками, манерная блюзовая аутентика и восхитительная жесткость исполнения приводят зал в исступление. Поэтому когда на сцену выходит сам Свет его бэнд, естественно — хэдлайнер), к сцене подтягиваются все; откуда-то дюжие блюзовые молодцы выносят пианино с разобранным верхом и торчащими наружу молоточками-струнами. Свет в роли небольшого, но взрывоопасного доброго демона начинает укрощать взъерошенное пианино чувственным буги. Он постоянно улыбается — то ли оттого, что в группу наконец-то вернулся гитарист Эл (Алексей Шилович, некогда половина блюзового дуэта Svet & А1, с которого все и начиналось, несколько лет работал в Сирии на дипломатическом поприще), то ли потому, что на саксофоне играет сам Павел Аракелян, недавно объявленный "джазменом года" (Аракелян по этому поводу зарос пышной бородой и стал похож на прекрасного горца), то ли оттого, что под сценой стоит толпа девочек и безостановочно визжит (Свет — своего рода секс-символ, что поделаешь). "Happy with the boogie!" — смешно подражая их визгу, кричит Свет в зал. "Happy with the boogie!" — верещат девочки в ответ. Свет, пожалуй, единственный, кго превращает блюзовый концерт в настоящее шоу и общается с залом, то рассказывая о каждой песне ("Вечером, когда идет дождь, я не могу быть один..."), то напрямую коммуницируя ("Самый грустный мужчина вечера получит в подарок компакт-диск! Да-да, именно ЭТОТ мужчина, вот там, слева!"), а то и вовсе выходя с гармошкой в народ: подход, как на квартирнике, с которых эта группа когда-то и начинала. Группу зовут на бис — но выходит какая-то тетенька с добрым лицом (ибо часы пробили опасные 22.00) и кричит в микрофон что-то в духе "всем спасибо, все свободны".
С 19 по 21 августа в Москве праздновался Джазовый Новый Год. Все мы больше всего любим и ждем именно этот праздник. И, думается, 8-й фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" вполне можно назвать главным музыкальным событием в джазовой жизни города. Восьмое ...
Кит и Джулия Типпеты : Couple In Spirit Геннадий Сахаров : Известно , что вы начинали с музыки , близкой к арт - року . Оказал ли рок влияние на вашу нынешнюю музыку , либо она является совершенно новой идиомой и не имеет отношения к прежним ...
Один из трех дней екатеринбургского международного фестиваля «Джаз-Транзит» был посвящен авангардному джазу / Новой импровизационной музыке (своеобразный подарок к юбилею автора нижеследующих публикаций) – на сей раз в наиболее радикальной форме ...
Чередующиеся подъемы и спады развития русского (смотри шире: советского и постсоветского) джаза составляют его непростую, яркую почти столетнюю историю. Культурная жизнь современной Москвы очень насыщена, и как одна из мировых музыкальных столиц, и ...
6 из 12 В октябре 2007-го фестиваль Vilnius Jazz отметил свое 20-летие. С цифрами не поспоришь: это старейший джазовый фестиваль из проводимых в Литве. Статусность форума еще более возрастает, если вспомнить фестивальную стилистику: с самого своего ...
Хорошие исполнители на ударных инструментах – желанное приобретение для любого джазового оркестра или рок-группы, в которых ритм-секция всегда является цементирующим элементом всего звучания коллектива. Поэтому виртуозы-барабанщики так ценятся, так ...
В кузбасском Новокузнецке состоялся 3-дневный джазовый фестиваль. Самый амбициозный и, заслуженно носящий звание международного. Ежегодный фестиваль перешагнул 20-летний рубеж под аккомпанементы прославленных музыкантов, отметив свой юбилей. ...
Воскресный день, что пришелся на восемнадцатое число ноября, был необычным и праздничным. И дело не только в том, что каждый седьмой день недели – законный выходной если не всех, то большинства жителей нашей столицы. А у некоторых из этого ...
У фестиваля юбилей. В десятый раз собираются в чудесном сосновом бору под шум морской волны именитые джазмены из многих стран и молодые музыканты страстно желающие учиться играть джаз. Фестиваль открывается в понедельник 23-го июля и продлится всю ...
7 июня 2007 года в столице Азербайджана стартует очередной Baki International Jazz Festival. Впервые в Фестивале примут участие сразу 11 коллективов из-за рубежа и впервые в рамках Фестиваля наши гости проведут 6 мастер-классов. Для выступлений ...
С 25 мая по 2 июня будет проходить в Нью-Йорке ежегодный фестиваль New Languages, основанный в 2005 году саксофонистами Джексоном Муром и Аароном Али Шейхом. Фестиваль 2007 года обещает быть самым крупным за все время его существования – на нем ...
Джаз приходит, уходит, снова возвращается, переживает кризис. Умирая и возрождаясь, он никогда не стоит на месте, Джаз - это свободная музыка, которая движется в будущее, устремленная в свое прошлое. Столкнувшись с рядом проблем, появившихся в ...