У Томаса Ганша и Георга Брайншмида общие вкусы: оба они любят музыку и британскую комик-группу Монти Пайтон. Возможно, поэтому с 1997 года они стали друзьями по жизни и единомышленниками в творчестве. Оба австрийских музыканта начинали свой путь с академической музыки, оба повернулись к джазу и вместе выступали в известном Vienna Art Orchestra под управлением Маттиаса Рюэгга. Но вместе трубач Ганш и басист Брайншмид образовали уникальный дуэт, в рамках которого джазовая музыка удивительным образом уживается с абсурдистским юмором. Первый концертный альбом дуэта, записанный во время выступления в Вене в декабре 2012 года, позволит вам убедиться в этом в полной мере.
Сюрприз подготовлен уже в первом треке. Имея за плечами как академический, так и джазовый бэкграунд Томас и Георг соединили в композиции Unter Donner und Lee польку «короля вальсов» Иоганна Штрауса и би-боповую тему Чарли Паркера Donna Lee, да еще усеяли свою аранжировку цитатами из Сонни Роллинса и Диззи Гиллеспи. И получилось это у них лихо, вкусно и вполне убедительно! Еще более масштабную операцию по скрещиванию разных жанров слушатель обнаружит в финальном треке, где в течении четверти часа вальс «Голубой Дунай» все того же Штрауса плавно переходит сначала в битловскую Can’t buy me love, а затем в Lady Madonna, чтобы потом обернуться джазовыми эвергринами Something stupid и Tea for two.
А между двумя этими ударными и искрометными аранжировками альбом вмещает еще 11 пьес самого разного характера. Здесь и виртуозное жонглирование со сложными размерами (Geilomat, 5/4), и уморительно смешная песня-исповедь незадачливого академического музыканта, «сорок лет просидевшего в оркестровой яме» (Klassik Gstanzln), и песня на более, чем серьезную тему Der Tod («Смерть»), и «Ода к радости» Бетховена в жерновах джазовой импровизации (jaBISTdudenndeppat), и жестко-роковое посвящение Курту Кобейну (Kurt) с цитатами из «Нирваны», и «Лоэнгрин» Вагнера, превратившийся в Low n Green.
Ганш и Брайншмид не только прекрасные музыканты, но и отличные шоумены, умело веселящие публику и, кажется, сами получающие от этого огромное удовольствие. Квази-народный вокал исполнителей, их манера общаться с залом напоминает традиции популярных в Германии и Австрии кабаре. Кстати, шутят и поют музыканты, естественно, по-немецки (правда, один раз, после аплодисментов публики, звучит, видимо, смеха ради, и русское «спасибо»), так что, не знающим немецкий слушателям этого диска пришлось бы туго, если бы… И вот тут хочется отдельную благодарность выразить Кате Зеебом, чьи английские переводы текстов песен помещены в буклете к альбому. Это не примитивные подстрочники, а настоящие, адекватные содержанию стихи, бережно передающие авторский юмор.
Как видите, диск в высшей степени не обычный. Тем и интересен. Ну, а обложка альбома может послужить отличным ответом унылым критикам, предрекающим скорую смерть джазу. Да, Томас и Георг помещены на ней в ящики, подозрительно напоминающие гробы. Но посмотрите на лица музыкантов! Какая уж там смерть! Пациент явно скорее жив, чем мертв, а музыкальный юмор, щедро представленный в Live im Wiener Konzerthaus бесспорно, лишь украшает его.
Если, взглянув на хронометраж альбома, вы решили, что один час и двадцать минут звучания – это слишком утомительно, не спешите с выводами! Ручаюсь, что поставив этот диск, к концу звучания вы с удивлением отметите, что время пролетело просто ...
Швейцарский вокалист и композитор Андреас Шаерер до сих пор был знаком мне по двум альбомам трио, где он сотрудничает с австрийскими коллегами Петером Ромом и Мартином Эберле - Please Don't Feed The Model (2011) и At The Age of Six I Wanted To Be A ...
Когда мы говорим о блистательной британской школе фри-джаза, то представляем при этом, в общем-то, вполне определенный список имен: Паркер, Резерфорд, Бейли, Минтон, Коксхилл… Многие музыканты из этого списка – люди уже весьма солидного ...
Давненько не слышал я столь необычных названий ансамблей, как то, что пополнило индонезийскую часть каталога MoonJune Records в этом году. I Know You Well Miss Clara – коллектив молодой, он образовался в 2009 году, и музыканты, в нем ...
Творчество бразильского саксофониста Иво Перельмана – замечательное лекарство от стереотипов для тех, кому бразильский джаз представляется сплошными вариациями на темы самбы и босса-новы. Уроженец Сан-Паулу, Перельман (р.1961г.) с юных лет ...
После определенного «междуцарствия», наступившего в связи со смертью Стива Лэйси, сопрано-саксофон в джазе получил нового короля, а точнее, королеву – Джейн Айру Блум. Карьера американской исполнительницы и композитора насчитывает ...
Это не совсем обычное фортепьянное джазовое трио, как может показаться при формальном взгляде на состав музыкантов, записывавших альбом Yellow Petals. Традиционно в таких составах «рулит» пианист при более или менее активной поддержке ...
В момент, когда пишутся эти строки, за окном у автора сыпет мокрый снег пополам с дождем. В столь мерзкую погоду дебютный альбом квинтета Джули Лайон – лучшее лекарство от хандры. Во всяком случае, меня он согрел лучше кружки с чем-нибудь ...
Дебютный альбом исполнителя – это не всегда первые шаги, старт карьеры, сомнения и неуверенность в себе: «Как примут мою первую работу?». Иногда это – эффектная деталь, венчающая постройку, возводимую много лет и с ...
Наши детские мечты далеко не всегда впоследствии воплощаются в жизнь. К сожалению, чаще они так и остаются мечтами. А вот барабанщику Джерри Джибсу по прозвищу The Thrasher («Молотильщик»), сыну известного джазового вибрафониста Терри ...
На ресурсе Clinical Archives под номером ca521 появился новый сетевой альбом группы «Князь Мышкин» под названием «Полесские песни». В течение 2013 года коллектив Леонида Нарушевича неоднократно показывал эту программу на ...
Если в Москве существует Оркестр Интуитивной Музыки, а в Минске – Группа Интуитивной импровизации, то, рано или поздно, они просто обязаны были встретиться друг с другом. И такая встреча действительно произошла в феврале 2013 года в Минске, когда ...