nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Gregg Bendian - МакЛафлин молча пожал ему руку

стиль:

Gregg Bendian - МакЛафлин молча пожал ему руку
Когда мне предложили по­знакомиться с американским барабанщиком Греггом Бендяном, я долго не мог вспом­нить, где я слышал его имя. И лишь когда сказали, что он иг­рал и записывался со знаме­нитым авангардистом и но­ватором джаза пианистом Сесилом Тэйлором, сразу вспомнил. Ведь это бьи уни­кальный случай в истории джаза, когда великий пианист включил в свой альбом про­изведения другого музыканта и, более того, позволил ему сыграть соло в двух компози­циях. А еще Сесил Тэйлор на­учил превращать в звучащий оркестр любой инструмент. Но обо всем — по-порядку.

Грегг Бендян родился в 1963 году в Нью Джерси. В се­мье очень любили музыку, его родители Мартин и Пат­рисия целый день слушали ее, причем всех жанров и стилей — от Чайковского до Синатры и от Битлз до Майл­за Дэвиса. Это не могло не от­разиться на будущих прист­растиях Грегга. На его счас­тье, в школе, куда он пошел учиться, была очень развита система художественного воспитания. Там он научился слушать классику, джаз, ритм-н-блюз, открыл для се­бя новый мир музыки.

Серьезно музыкой начался заниматься в возрасте девяти лет. Как он сам вспоминает, когда родители привели его в школу и спросили на каком инструменте он бы хотел иг­рать, неожиданно для всех Грегг показал пальцем на ударные. Судьба человека бы­ла решена, а музыкальный мир получил великолепного исполнителя и композитора. Он занимался классикой, учился композиции и напи­сал большое количество ка­мерных произведений, увле­кался роком, но в конце-кон- цов пришел к джазу, причем не традиционному, хотя и прошел великолепную шко­лу, играя в свинг-бэндах, а к современному, авангардно­му, креативному. Ему всегда нравились опусы Яниса Ксе­накиса и Джона Зорна, Карл­хайнца Штокхаузена и Ивана Паркера, других, работаю­щих в подобном жанре музы­кантов. Дело в том, что Грег было тесно в рамках традици­онных представлений о со­временной муызке, ему нра­вилось их раздвигать. И вот однажды его мечта сбылась — он был приглашен самим Дерекем Бэйли играть в его коллективе. Греггу тогда бы­ло всего 19 лет. Потом посту­пили приглашения на совме­стные выступления от Роско Митчела, Джорджа Льюиса, Джона Зорна и других кори­феев авангардного джаза. Грегг Бендян стал востребо­ван на мировой сцене. И вот в 1989 году произошло собы­тие, ставшее для Грегга вехой — его позвал играть и запи­сываться сам Сесил Тэйлор. Мог ли Грегг когда-нибудь мечтать о такой удаче? Ну а факт того, что Тейлор согла­сился включить произведе­ния другого автора в свой диск, стало тогда мировой музыкальной сенсацией. Кстати, после первого же их выступления легенда джаза барабанщик Макс Роуч пуб­лично высказался в его адрес весьма положительно, под­черкнув, что еще никому не удавалось так точно вопло­тить в жизнь музыкальные за­думки Тэйлора.

Время шло, но, несмотря на успехи в составе других коллективов, Греггу хоте­лось играть свою собствен­ную музыку. И он создает собственный коллектив Interzone. Через пару лет, вспомнив о своей старой любви к музыке гитариста Джона Маклафлина, он со­здает свой The Mahavishnu Project, группу для исполне­ния музыки из репертуара некогда суперпопулярного Mahavishnu Orchestra, но в своем собственном стиле. Кстати, говорят, что когда ве­ликий Джон Маклафлин ус­лышал переложения своих композиций в исполнении группы Бендяна, он подошел к Греггу и молча пожал ему руку. Это было красноречи­вее любых слов. Потом по­явились The Open Aspects Ensemble и Trio Pianissimo, которые представляли ис­ключительно музыку своего лидера. Кроме исполнитель­ской деятельности, записей и выступлений, Грегг препо­дает музыку, пишет книги по технике игры на ударных, да­ет мастер-классы. Ну и, нако­нец, совсем недавно Грегг Бендян был включен в число 25 самых значимых бара­банщиков современности и представлен в книге-спра­вочнике, изданном в Амери­ке, представляющем произведения, интервью и биографии самых креативных исполнителей ­на перкуссионных инструментах.

Информации о Грегге Бендяне в интернете, журналах достаточно много. Но вся она, как догадывается читатель, касается в основном чисто музыкальной стороны его жизни. Мне же хотелось поговорить с Бендяном-человеком, Вендяном-армянином, и я попросил общего знакомого, известного американского джазового фотографа Алана Нахигяна познакомить нас. И вот мы беседуем, я в Ереване, он в Нью-Йорке, сидя перед мониторами компьютеров.

Армен Манукян: Что ты знаешь о своих корнях?


Грегг Бендян: Очень мало. Знаю, что мой дед Крикор бежал из Турции, спасаясь от погромщиков в 1915 году, из Чомаклу. Его родители были убиты турецкими аскерами, и мой тогда одиннадцатилетний дедушка и его брат добрались до Америки через Европу, без гроша в кармане, не зная языка. Я до сих пор не понимаю, как им это удалось. Наверное, добрые люди помогли. Детали его рассказов я не помню, но общее впечатление осталось, и именно благодаря ему я написал в последствии некоторые свои произведения для перкуссионных инструментов — "Арарат" (посвящение дедушке и бабушке), "Армянским старикам", "Картины Аршила Горки". А еше сюиты для камерных ансамблей — "На месте Чокмаклу теперь пустыня", "Диаспора" (в этом проиизведении мне удалось ввести американскую слайд-гитару в ткань армянской мелодики, . и гитара здесь практически заменяет уд) и дру­гие. Эти впечатления детства не дают мне спокойно жить.

Но все-таки ты амери­канец...

По внешним признакам — да. Я здесь родился и вырос, я ношу джинсы и пью кока-ко­лу. Но в душе я стопроцент­ный армянин. Причем, ост­ро эту принадлежность я впервые ощутил, когда по­шел в армянскую школу "Нубар" в Нью-Йорке. Общение с другими армянскими деть­ми, знакомство с культурой и историей своей далекой ро­дины навсегда изменили мою жизнь и саму ее суть. Я очень горд своей принад­лежностью к древнему наро­ду, его наследию. Я постоян­но нахожу в этом источник вдохновения, тему для своих произведений и силу для творчества. Думаю, что моя армянская сущность помо­гает мне оставаться верным своим принципам, следо­вать собственному пути в ис­кусстве и помогает мне об­щаться — передавать и при­нимать творческие идеи.

А что скажешь о зна­комстве с армянской ис­торией и музыкой?

Ну, историю я знаю хоро­шо. Я ее изучал в школе, по­том продолжил изучать са­мостоятельно и сейчас мно­го читаю на эту тему. Более того, я заразил этим всех сво­их друзей-армян, и они сей­час тоже интересуются ей. А всем остальным (не армя­нам) я сам рассказываю наи­более яркие страницы исто­рии нашего народа. Пусть знают и о хорошем, и о пло­хом. С музыкой дело обстоит похуже. Я, конечно, знаю Алана Ованеса, Арама Хача­туряна, Комитаса. Это из классики. А вот современ­ных и джазовых армянских музыкантов из Армении я никого не знаю. Вот амери­канских — пожалуйста. Это и Поль Мотян, Ара Динкджян, System Of A Down. Мечтаю познакомиться с современ­ными джазовыми музыкан­тами из Армении.

Ты давно и много игра­ешь и записываешься. А не пробовал играть на­стоящую армянскую му­зыку?

У нас в доме от дедушки со­хранилось много старых пластинок с армянской музыкой. Я их часто и с удоволь- ствием слушаю. И сам играю на думбеке. Мы с друзьями часто собираемся у кого-ни­будь дома и играем для себя старые армянские темы. Но на сцене — никогда. Только свои темы, навеянные исто­рией и рассказами дедушки. Причем,я не пытаюсь подра­жать и воспроизводить обя­зательно что-то из армян­ского мелоса. Я пытаюсь со­здать новый тип музыкаль­ного стиля, который был бы навеян армянскими ритма­ми и мелосом, был бы армян­ским по сути и в то же время абсолютно уникальным.

Ну, и напоследок, пароч­ка типичных для армян­ских журналистов вопро­сов: говоришь ли ты по-ар­мянски, можешь ли чи­тать и писать, и был ли ты когда-нибудь в Армении.


Я совсем немного говорю, точнее, знаю сотню слов, мо­гу различать буквы великого Маштоца. Зато я прекрасно разбираюсь в армянской кухне и сам часто с удоволь­ствием готовлю плав, кюфту, манти. А вот на Родине ни­когда не был и это моя самая большая мечта. Надеюсь ког­да нибудь приехать, похо­дить, посмотреть, потрогать все своими руками. И, конеч­но, поиграть с местными му­зыкантами. Мои друзья рас­сказывали мне, что в Ереване проводятся крупные джаз-фестивали, есть джаз клубы...

Я уверен, что когда любой армянин услышит произве­дения Грегга Бендяна, он сра­зу же признает в их авторе на­стоящего сына своего народа.

Армен МАНУКЯН




JAZZ-KBAДlPAT №5'200б


авторы
Армен МАНУКЯН
музыкальный стиль
авангард, фьюжн
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с барабанщиками, перкуссионистами
Яков Солодкий – Магия перкуссии Джефф Уоттс - Мне хотелось уже делать что-то свое Arman Jalalyan Billy Cobham - Музыканты - особая раса
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com