nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

John Mayall - "Белая" любовь к "черной" музыке

стиль:

John Mayall -  Белая  любовь к  черной  музыке
Эту статью следовало напи­сать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оп­равдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Пото­му что когда говоришь об этом человеке, "поздно" ни­когда не бывает.

Джон Мэйелл родился в 1933 году, в местечке Макклсфилд (Macclesfield), графство Чешир (Cheshire), Англия. Несмотря на то, что роДился он в среднестатис­тической семье служащего, отец у него все равно был не прост — он был настоящим меломаном. Собирал грам­мофонные пластинки всего, что только можно было до­стать, а на уикендах выступал в составе любительского ор­кестра. Так что подрастаю­щий Джон, несомненно, все это впитывал, и сам пробо­вал себя в игре на фортепиа­
но, гитаре и гармонике. В му­зыкальном образовании ему помогло окончание художе­ственной школы. "С тех пор я хотел играть блюз", — при­знается Джон в своих интер­вью.

Будучи еще подростком, он проявил свой независи­мый нрав и твердый харак­тер, решив уйти из дома и жить самостоятельно. Ове­янная легендами история гласит, что Джон соорудил себе домик на дереве, что-то среднее между орлиным гнездом и собачьей будкой. Там он прожил несколько, наверное, самых счастливых лет.

Сразу после окончания средней школы Джон был мобилизован в регулярные войска. Его направили в Ко­рею, где как раз в то время на­чалась война: китайские и советские войска сражались с американцами и их союз­никами за установление, воз­можно, самой страшной диктатуры в истории. К счас­тью, отслужив два года, Джон вернулся целым и невредимым. Перед отправлением на родину он купил свою первую электрогитару.

По возвращении домой Джон перебрался в Манчес­тер. Поехал он туда не на за­воде работать, а учиться в ху­дожественном колледже. Там же и состоялся его музы­кальный дебют в составе группы The Powerhouse Four. Окончив учебу в 1959 году, Джон несколько лет прора­ботал дизайнером в реклам­ном агентстве.

В том самом 1959 году для серии клубных выступлений в Манчестер приехал леген­дарный музыкант, первым начавший играть блюз в стране туманного Альбиона, Алексис Корнер (Alexis Komer). Именно там, в Ман­честере, он познакомился с Джоном Мэйеллом. Их свя­зывало не только хобби — коллекционирование плас­тинок (Джону, очевидно, это увлечение передалось по на­следству), но и самое главное —страстная "белая" любовь к "черной" музыке. Дружба на расстоянии продолжалась несколько лет, пока в 1963 году Алексис не вытерпел и однажды выпалил: "Бросай ты все к чертовой матери и езжай в Лондон". На что Джон осторожно произнес: "Да, конечно, мне здорово хотелось бы играть блюз, и я понимаю, что чего-то до­биться можно только в сто­лице. Но вопрос в том: есть ли у меня шансы?". Лучшего от­вета Алексис дать и не мог: "Есть только один способ проверить это. А иначе ведь всю жизнь будешь пережи­вать, что не попробовал". В том же году Джон перебрал­ся в Лондон. Это, конечно, не Чикаго — мировая столица блюза, но все же...

Вскоре Джон собирает первый состав своей леген­дарной команды, которая явилась детищем всей его жизни, — The Bluesbreakers. Первыми участниками груп­пы стали басист Джон МакВай (John McVei) и гитарист Берни Уотсон (Bernie Watson). Так как дебютный альбом записывали во время живого выступления в клубе Klook's Kleek, то на сцене по­надобились еще один гитарист — это был Роджер Дин (Roger Dean), а так же бара­банщик Хью Флинт (Hughie Flint). Пластинка с безапел­ляционно расставляющим все точки над i названием John Mayall Plays John Mayall вышла на лэйбле Decca в 1964 году. Думаю, о том, что она не имела никакого ком­мерческого успеха, и гово­рить не стоит.

В 1965 году успех прихо­дит, но отнюдь не коммерче­ский. К Bluesbreakers примы­кает легендарный Эрик Клэптон (Eric Clapton), кото­рый накануне покинул груп­пу Yardbirds. Плоды творчес­кого союза Джона и Эрика созрели очень быстро. Не­смотря на то, что Эрик с вес­ны и до самого конца года находился в Греции, в самом начале 1966 года на том же лэйбле вышла новая плас­тинка: Bluesbreakers — John Mayall with Eric Clapton. Это­му альбому суждено было стать классикой "белого" блюза.

1966 год оказался горячим на события. У группы по­явился новый басист Джек Брюс (Jack Bruce). Таким со­ставом записывается следу­ющий альбом Raw Blues. Сра­зу после этого Эрик и Джек покидают Джона и его ко­манду для создания знамени­той группы Cream.

Продолжаются новые по­ступления в Bluesbreakers, и на смену Эрику приходит Питер Грин (Peter Green). Впоследствии выяснилось, что выбор Питера был очень удачен, потому что он прак­тически равноценно заме­нил Эрика. Рокировку дела­ют также барабанщики: Хью уступает место за ударной ус­тановкой Эйнсли Данберу (Aynsley Dunbar). Разобрав­шись с музыкантами, Джон записывает новый альбом. Многие критики до сих пор признают A Hard Road луч­шей из всех записанных им пластинок

В следующем 1967 году Джон совместно с Полом Бэтерфилдом (Paul Batterfield) и Кифом Хэртли (Keef Hartley) записал сольный альбом. The Blues Alone (на­верное, лучшего названия для такого альбома и не при­думаешь) был записан за один день, но вот уже почти сорок лет он продолжает зву­чать из колонок проигрыва­телей у любителей блюза во всем мире.

Уже в начале того же года процесс ротации состава снова захлестнул коллектив. Группу покидает Питер Грин (чуть позже он создаст зна­менитый Fleetwood Mac). Киф окончательно вливает­ся в Bluesbreakers и перетяги­вает туда своего приятеля по развалившемся Artwoods — Мика Тэйлора (Mick Taylor). Это был совсем не тот Мик, которого мы знаем сегодня — хладнокровного, молча­ливого, уверенного в себе музыканта. Тогда он был восемнадцатилетним юнцом с такой же незрелой манерой игры на гитаре. Кроме выше­упомянутых музыкантов для записи нового альбома Джон пригласил духовиков — саксофонистов Криса Мерсера (Chris Mercer) и Рипа Канта (Rip Kant). В этом котле музыкантов сварился альбом Crusade, который по­явился на свет в 1967 году на том же лэйбле Decca. По зага­дочному стечению обстоя­тельств эта пластинка оста­ется одним из самых недо­оцененных творений Джона Мэйелла и его Bluesbreakers.

Для записи следующей пластинки опять было на­брано несколько "свежих" музыкантов. Во-первых, в со­ставе Bluesbreakers появился новый басист Кит Тиллман (Keith Tillman), а во-вторых, Рипа заменил новый саксо­фонист. Им стал знамени­тый Дик Хекстол-Смит (Dick Heckstall-Smith). С новой ко­мандой Джон записывает свой первый полноформат­ный концертный альбом Diary Of A Band, релиз кото­рого состоялся в 1968 году. Эта двухчасовая пластинка дает прекрасное представле­ние о "живых" выступлениях Bluesbreakers, к которым Джон всегда относился очень серьезно и, как многие истинные блюзмэны (и джазмэны тоже), считал при­оритетными по сравнению со студийными записями.

По совсем не загадочным (о которых чуть позже) при­чинам не удержался в кол­лективе и Кит. На его место приходит Тони Ривз (Топу Reeves), также меняют бара­банщика на Джона Хайзмэна (John Hiseman). К группе примыкает еще один инте­ресный музыкант—трубач, а по совместительству скри­пач Генри Лаутер (Henry Lowther).

В 1968 году выходят еще две пластинки: Bare Wires и So Many Roads. Первая инте­ресна тем, что получилась весьма концептуальной, без каких либо барабанов и пер­куссии, да еще и с ограничен­ным числом музыкантов. "Я устал от шума и грохота блюз-рока и решил попро­бовать себя в другой плоско­сти", — прокомментировал Джон свое решение в анно­тации к пластинке.
Год 1969 оказался знако­вым для Джона, настоящим поворютным моментом в его жизни. Поэтому вышел и не менее знаковый альбом: Blues From Lauren Canyon по­вествует о стране, которая стала для Джона второй ро­диной..,

В январе 1968 года Джон впервые гастролирует в США. Америка производит на него настолько сильное впечатление, что уже в 1969 году Джон навсегда переби­рается жить в Новый Свет. Там, в местечке Лавровое Ущелье (Lauren Canyon), не­далеко от Лос-Анджелеса, он строит себе уютное семей­ное гнездо. И это несмотря на то, что у себя дома, в Ста­ром Свете, Джон уже стал культовой фигурой: если Алексис и начал одним из первых играть блюз, то Джон своей творческой деятель­ностью спровоцировал на­стоящий блюзовый бум, за что получил пожизненное звание "отца британского блюза" или "белого отца чер­ной музыки".

Тем не менее, новое место жительсгва оказалось Джону действительно по душе, так как он всю жизнь увлекался всем, что связано с культурой североамериканских индей­цев. Но дая него еще не насту­пило время курить "трубку мира", ведь еще столько все­го предстояло сделать...

Как ни прискорбно об этом писать, но с приходом семидесятых блюзовая волна практически сходит на нет. Блюз повсеместно сдает по­зиции бурно развивающейся рок-музыке. Пластинки, ко­нечно, продолжали записы­ваться, а концерты проводит­ся, но тиражи дисков ка таст­рофически падали, а концертные площадки станови­лись все меньше и меньше.

Не знаю, какой бы из Джо­на вышел дизайнер, но видя, сколько сил и энергии он от­дает работе, без труда могу представить, как мастерски оформленная им реклама за­ставляет потребителя при­обрести очередную чушь. Может, сравнение и не впол­не уместное, но простое пе­речисление изданных им альбомов поражает его ра­ботоспособностью. С начала семидесятых свет увидели такие замечательные плас­тинки, как Looking Back, Turning Point, Empty Rooms, USA Union в 1970 году. В 1971 -м — Beyond The Turning Point, Back To The Roots. В 1972 году—Jazz Blues Fusion, Diary Of A Band Часть вторая. 1973 год отмечен выходом Ten Years Are Gone, а 1974-й — выходом The Latest Edition. В 1975 году вышли Moving On, опус New Years, New Band, New Соmpany и Тimе Expired, Notice To Appear. Lots Of People датируется 1977 го­дам, a No More Interview, Bottom Line — 1979-м. На­прашивается только один вопрос: когда же наступит творческий кризис и насту­пит ли он вообще?

Кризис действительно на­ступил. Но совсем не творче­ский. В 1979 году случилась беда: пожар в Лавровом Уще­лье. Он не минул стороной Джона: его дом сгорел дотла. В огне исчезло все, что он крюпотливо создавал и соби­рал на протяжении десяти лет. Огонь не пощадил ни та­ких реликвий, как музыкаль­ные инструменты, коллек­ция пластинок, отцовские и его собственные дневники, живописные полотна, ни, пусть и немаловажных, но все же мелочей — набрюсков на бумаге и черновиков. "Я потерял все!" — вот так Джон предельно лаконично оха­рактеризовал случившееся.

В жизни любой творчес­кой личности подобное со­бытие всегда необычайно символично. Жаль, мне не известно, как Джон сам трак­тует его. В любом случае, это жестокое испытание он про­шел с достоинством. Ведь ут­ратив все материальные ценности, он не потерял свой талант.

"Собери осколки и отст­рой свою жизнь заново", — сказал себе Джон и, черт возьми, ему это удалось. Он принялся за возрождение Bluesbreakers, которые фак­тически прекратили сущест­вование с момента его пере­езда в США В новый состав вошли два замечательных гитариста: Волтер Троут (Walter Trout) и Коко Мон­тойя (Coco Montoya). Как и большинство "выпускников" Джона, в последствии они начали свои успешные соль­ные карьеры.

В начале семидесятых Джон поменял Decca на лэйбл Polydor, в середине пе­решел на ABC, а в конце со­трудничал с DJM. С сер>едины восьмидесятых он работал на Charly, а в девяностых за­писывался на Island и Silverstone. Работа не оста­навливалась ни на секунду, и уже через два года после по­жара начинают выходить новые пластинки: Road Show Blues в 1981 году, Last Edition в 1983 году, Behind The Iron Curtain в 1986 году, Some Of My Best Friends Are Blues в 1986 году, The Power Of The Blues в 1989 году и Chicago Line в том же году.

С начала девяностых годов в мире, уставшем от войн и революций, от капиталистов и социалистов, от либералов и консерваторов, от левых и правых, от националистов и шовинистов, от геев и лесби­янок, от панков и попсистов, от террористов и спецназов­цев, от глобалистов и анти­глобалистов, от гениев и ге- ниотов, потихоньку просы­пается интерес к блюзу. К бе­регу начинает подгребать новая блюзовая волна, кото­рую некоторые любят назы­вать "вторым блюзовым бу­мом". Можете не сомневать­ся, что и в нем Джон принял самое непосредственное участие. Список последних работ мэтра впечатляет не менее предыдущего: A Sense Of Place 1990 года, Wake Up Call—в 1993 году, A Big Man— в 1993-м, Spinning Coin — в 1995 году, в 1997-м вышел Blues For The Lost Days, в 1999-м — Padlock on the Blues, Rock the Blues Tonight и Live at the Marquee 1969. В но­вом тысячелетии свет увиде­ли: в 2000 году Time Capsule, в 2001 году UK Tour 2К, Boogie Woogie Man и Along For The Ride, в 2002 году Stories, в 2003 году No Days Off, Rolling With The Blues, а также 70th Birthday Concert, в 2004 году Cookin' Down Under DVD и The Godfather of British Blues/Tliming Point DVD, в 2005 году—Road Dogs.

В 2003 году в честь семиде­сятилетия Джон не только принимал подарки, но и сам подарил нам всем прекрас­ный концерт. Он прошел в Ливерпуле, на его родине, в Англии. В концерте приняло участие много именитых му­зыкантов и в первую очередь те, кто прошел школу Bluesbreakers. Выступали Эрик Клэптон, Крис Барбер (Chris Barber), Мик Тейлор и другие. Не представляю лучшего способа для музыканта отме­тить свой день рождения, чем отпраздновать его на сцене. Запись этого концер­та вышла на DVD, так что те­перь мы можем оттягиваться в полный рост сколько угод­но раз.

Под занавес остается лишь немного добавить о характе­ре Джона. Сказать, что он сво­его рода диктатор, преувели­чением не будет. Вы сами ви­дели, как нещадно он расста­вался с музыкантами, как дол­го никто не мог с ним ужить­ся. Думаю, именно это позво­лило Джону как можно пол­нее раскрыть свой собствен­ный творческий потенциал, ведь при такой расстановке сил коллективное творчест­во практически отрицалось, а другим музыкантам отводи­лась роль не более, чем сайдмэнам. Но они, похоже, не то­чат на мэтра зуб. Ведь почти все, кто прошел суровую школу Bluesbreakers, сделали успешные музыкальные ка­рьеры. Ведь когда говорят о каком-либо музыканте, часто приходится слышать, что "он играл с такими "монстрами", как...". И сейчас каждый, кто когда либо входил в состав Bluesbreakers, с гордостью напоминает всем, что "он иг­рал с самим Джоном Мэйеллом!".

Кстати, последний состав Bluesbreakers вот уже не­сколько лет остается неиз­менным. Это Бадди Уайт- тингтон (Buddy Whittington, гитара), Джо Йуэл (Joe Yuele, ударные), Том Кэннинг (Тоm Canning, клавишные) и Хэнк Ван Сикл (Hank Van Sickle, бас-гитара). И, конечно же, сам John Mayal (лидер-вокал, клавишные, гитара, губная гармоника). Похоже, с года­ми характер "отца белого блюза" стал мягче, а сам он подобрел...

Или просто приобрел муд­рость.

Алесь ОСТРОВЦОВ Jr.

Jazz- Квадрат, №5/2006




музыкальный стиль
современный блюз
страна
Великобритания
Расскажи друзьям:

Еще из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры
Ивар Мазурс - Вся жизнь в ритмах джаза Л.Я Гасретову - 75 Гектор Зазу Иосиф Вайнштейн - близкие радости
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com