nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Jazz Appreciation Month-2006

стиль:

Jazz Appreciation Month-2006
Согласитесь, что пятилетний юбилей для фестиваля — это вполне достаточно для того, чтобы можно было говорить о постоянстве, каких-то уже выработанных традициях, отлаженности механизма организации и всем таком прочем. Речь идет о пятом, юбилейном Месячнике джа­за, проводимом во многих странах по инициативе ГосДепа США Уже в пятый раз в апреле столицу Армении ук­расили афиши с тремя хоро­шо знакомыми любителям джаза буквами латинского ал­фавита JAM — Jazz Apprecia­tion Month-2006. Я отлично помню, что свой прошлогод­ний репортаж заканчивал словами надежды на то, что "на будущий год увидим эти же буквы, но с цифрой 2006". Ксчастью, ожидания любите­лей джаза сбылись, и ереван­цы вновь имели возможность принять участие в замеча­тельном весеннем празднике джаза. Кстати, в качестве ме­сяца джаза апрель выбран не случайно. Причин несколько. Во-первых, именно в апреле родились такие корифеи это­го жанра, как Элла Фитцдже­ральд, Дюк Эллингтон, Билли Холидей... Во-вторых, это — весна, конец занятий в шко­лах, а значит и больше моло­дежи может участвовать в фестивальных мероприяти­ях.

В ходе нынешнего месяч­ника все было как обычно — местные коллективы пока­зывали свое мастерство, ри­совали на темы джаза студен­ты художественных учеб­ных заведений, присутство­вали заокеанские гости... Но были и нововедения.

За день-два до начала ме­сячника во всемирной ком­пьютерной сети прошла ин­тернет-конференция, в кото­рой участвовали специалис­ты, теоретики, журналисты, пишущие о джазе, с Шейлой Андерсон, ведущей радио­программ на крупнейшей американской радиостанции WBGO, теоретиком джаза и писателем. Автор этих строк тоже имел возможность при­нять участие в этом увлека­тельном обмене мнениями о путях развития джаза. Сидя в посольстве США в ходе до­вольно-таки длинной "бесе­ды" удалось задать вопросы, высказать свое мнение по тем или иным вопросам и, как ми­нимум, зафиксировать нали­чие в Армении продвинутого джазового сообщества.

На сей раз собственно му­зыкальных событий было меньше обычного. Что явно пошло на пользу общему те­чению праздника. Первым номером программы стало выступление танцевального коллектива Арины Араратян. Ее программа — "Американ­ская сюита" — сразила пуб­лику наповал. Хореографи­ческая сюита на музыку изве­стных джазовых и бродвейских стандартов в исполне­нии десятка танцоров оста­вила неизгладимое впечат­ление. Хореография, режис­сура, даже манера сценичес­кого поведения танцоров — все было как минимум очень близко к тому, что мы видели в бродвейских шоу и филь­мах Джина Келли. Я уверен, что фильмы "Поющие под дождем", "Американец в Па­риже" и им подобные Арина изучила досконально и суме­ла создать свои собственные хореографические образы, основываясь на американ­ской танцевальной классике. Отточенная техника, ориги­нальный сюжет, яркие находки, никакого ненужного пафоса и напускной "крутос­ти". Все очень красиво, тща­тельно продумано и сделано с большим вкусом. Прекрас­ный коллектив и замечатель­ная работа, настоящее шоу.

Традиционный конкурс молодых художников, изла­гающих свое видение джаза на холсте непосредственно перед собравшимися зрите­лями под звуки "живой" музы­ки тоже привлек массу "бо­лельщиков". Два часа играла музыка, два часа шушукались зрители, переходя от участ­ника к участнику, два часа со­здавали свои работы студен­ты Академии изящных ис­кусств и Художественной школы. А потом жюри, состо­ящее из высокопоставлен­ных сотрудников американ­ского посольства и заслужен­ных мастеров кисти Арме­нии, выбрало лучших. Пер­вый приз достался Ануш Давтян из Художественной шко­лы Терлемезяна, второй и третий—Тамаре Лалаян и Аб- гару Хачатряну из Академии. Знаю, что негоже спорить с профессионалами, но ведь, как известно, на вкус и цвет... и поэтому хочу заявить, что на месте жюри я бы вручил пер­вый приз Тамаре Лалаян. Тон­ко подобранные, не очень яр­кие, но теплые краски, эле­гантные, но застывшие в на­пряженных позах фигуры точно передавали саму атмо­сферу джазовой музыки и со­стояние джазовых музыкан­тов. Одним словом, конкурс удался и, без сомнений, дол­жен стать традиционным в ходе проведения подобного Месячника в будущем.

Ну а потом были два дня настоящего джаза. Наши большие оркестры — Госу­дарственный Джаз-оркестр Армении п/у Армена Марти­росяна и Оркестр радио и те­левидения п/у Ерванда Ерзнкяна, комбо Армена Ту- тунджяна, отдельные солис­ты и вокалистка из США Джу­ди Бейди продемонстриро­вали, что есть собственно джаз. Весь вечер на сцене зву­чала классика джаза начала- середины прошлого века. Программа была обширная, исполнителей много, и что­бы не выделять никого, упо­мяну лишь самый любопыт­ный состав, выступивший в тот вечер. Я виделся с Джуди Бейди до и после концерта. Так вот, она все время гово­рила о высоком классе ар­мянских музыкантов, с кото­рыми вместе выступила в тот вечер. И на следующий день, в заключение своего выступ­ления, уже со сцены оперы еще раз отметила мастерст­во музыкантов группы Chico & Friends и лично саксофо­ниста Арсена Нерсисяна. Правда, надо отметить, что концерт неоправданно затя­нулся — уж очень большой была программа, и к концу ее зрители подустали даже от любимой музыки.

Ну а в заключительный день ДЖЭМа-06 состоялся полноценный концерт победительницы многочислен­ных конкурсов вокалистки Джуди Бейди и ее квартета. Могу ручаться, что за послед­ние четверть века Ереван не слышал джазового вокала та­кого уровня (в 1998 году в Ар­мению приезжал высоко­классный вокальный коллек­тив Newark Voices, но то был кваргет, я же говорю об оди­ночных исполнителях). Об­ладательница прекрасного меццо-сопрано, более чем экзотической внешности и манеры поведения на сцене, Джуди закрутила на сцене та­кую джазовую карусель, что зал буквально стонал и ревел от удовольствия. Ей одинако­во хорошо удавались и лири­ческие баллады и энергич­ные свинговые композиции, настоящие корневые блюзы и госпелз. Невозможно было без волнения слушать испол­нение баллады, посвящен­ной ее большому другу и мен­тору, звезде джаза саксофо­нисту Джэки Маклину, пару месяцев назад покинувшего этот мир. Она пела со слеза­ми на глазах, вызывая слезы сострадания и у слушателей. Создав из знаменитой ком­позиции AfroBlue Монго Сантамарии целое шоу, Джу­ди сумела посредством музы­ки рассказать чуть ли не всю историю своего народа. Во­обще надо отметить, что Джуди не только первокласс­ная певица, но и замечатель­ный рассказчик и прекрас­ный шоу-мэн. Она живо вела концерт, все время что-то ув­лекательно рассказывала, объясняла, проводила паралели, живо шутила, в резуль­тате двухчасовой (причем без перерыва!) концерт про­летел совершенно незамет­но. В заключение концерта она рассказала о том, как их повезли на экскурсию по до­стопримечательностям Ар­мении, и она узнала, что Ар­мения — страна, первой при­нявшая христианство. Она побывала в армянских хра­мах, они ей очень понрави­лись. И в ответ она пригласи­ла собравшихся совершить музыкальное путешествие в "наши церкви", и поскольку день был воскресный, то пригласила всех на виртуальную, типичную для афроаме­риканцев церковную службу, которую сама тут же и прове­ла. Если кто-нибудь и сомне­вался, то после этого номера стало абсолютно ясно, что "это у них в крови", и тягаться в этом вопросе "с ними" в этом вопросе очень трудно, если не невозможно вовсе.

Певицу сопровождал квар­тет. Руководитель, пианист и аранжировщик, бывший москвич, Миша Пятигорский был под стать вокалистке и буквально "горел" на сцене. Не даром Джуди называла его своим "черным русским бра­том". Он был хорош и в мед­ленных балладах и в горячих фанковых композициях, и при исполнении "африкани­зированных" тем. Саксофо­нист Кит Лофлис играл мало, но зато очень ярко. Очень го­ряч был барабанщик Гper Сиванс. Одну из композиций Джуди спела под аккомпанемент лишь ударных и, пред­ставьте, мастерство обоих исполнителей не дало заме­тить, что музыкальных инст­рументов, собственно, не зву­чало. И лишь разрекламиро­ванный басист Ганс Главишниг на сей раз не показал ни­чего особенного. Если в про­шлом году, когда приезжал на ереванский JAM-05 в составе квинтете Фрэнка Амсалема, он демонстрировал завид­ную технику и фантазию при сольных ипровизациях, то на сей раз лишь играл роль надежного аккомпаниатора. Хотя, тоже надо уметь... В лю­бом случае, этот состав был наиболее сильным и интересным из всех, приглашав­шихся за пять лет проведения Месячников д жаза.

Как всегда, фестиваль был прекрасно организован — красочные афиши, инфор­мативные буклеты, большая вовлеченность всех заитере- сованных лиц. Хочется по­благодарить американское посольство за прекрасный праздник, замечательное на­строение, возможность вы­рваться из бытовухи, на лю­дей посмотреть и себя пока­зать. И спасибо организато­рам за то, что ДЖЭМ не пре­вращается в обычную для по­добных мероприятий яр­марку тщеславия, а остается настоящим праздником за­мечательной музыки, имя которой Джаз.

Армен МАНУКЯН

JAZZ-KBAДPAT №4'2006







авторы
Армен МАНУКЯН
страна
Армения
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
7-й международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе 2007". Джаз у моря 3-й Международный фестиваль «Джаз Коктебель 2005» Джазовый Новый Год Фестиваль Джаз-Транзит, Екатеринбург, апрель 2007г. - часть 2
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com