Дни прошедшего очередного Месячника джаза-2006 в армянской прессе было достаточно много публикаций, посвященных этому событию и основной гостье Еревана — американской певице Джуди Бейди.
Джуди Бейди — джазовая певица, актриса, писатель и преподаватель джазового вокала, обладательница многочисленных наград в мире джаза, о которой писали солиднейшие профессиональные журналы, и которая записывалась и выступала с Джоном Хендриксом, Бобби МакФеррином, Гари Бартцем и Джорджем Кейблом. Она была включена знаменитым критиком и специалистом джаза Скоттом Яновым в его энциклопедию "Джазовые певцы", где собраны статьи о 500 джазовых артистах, выступавших на сцене со дня возникновения жанра, и, наконец, ее можно видеть в документальном фильме "Женщины джаза". В 2003 году она записала и выпустила сольный альбом Blackbird, который был более чем тепло принят критиками и пишущей о джазе братией. Джуди Бейди большой друг Международной Ассоциации джазовых журналистов и вот уже который год выступает на всех меропритиях и церемониях, организуемых этой серьезной организацией, куда ее с удовольствием приглашают. А Президент Ассоциации Говард Мендел так сказал о Джуди: "Бейди, вне сомнений, наиболее душевная, свежая, да и попросту настоящая джазовая певица, появившаяся на сцене за последние годы. У нее очень теплый голос, она из тех, кто действительно может свинговать". Кстати, пару лет тому назад она успешно гастролировала по России и выступала в Москве.
В дни фестиваля мне удалось встретиться с Джуди и узнать мнение звезды о многих проблемах современного джаза. Но прежде чем говорить с ней о джазе, мне пришлось выслушать достаточно любопытное признание.
Джуди Бейди: Я знаю, что ты сейчас будешь спрашивать меня, знаю ли я армянскую музыку и слышала ли я до приезда что-нибудь об Армении. Так вот, скажу, что "не что-нибудь", а очень много. Дело вот в чем. Я родилась и выросла в Мичигане. Затем переехала в Нью- Йорк. Когда я решила собрать свою собственную группу, моим первым партнером, пианистом и руководителем моего ансамбля стал Грегори Тароян, мой земляк из Мичигана Мы с ним работали вместе достаточно долго. Он еще тогда .много мне рассказывал о своей исторической родине. А когда я начала брать уроки вокала в университете, моим преподавателем тренировки слуха стал хорошо известный в Армении пианист Армен Донелян. Он тоже много рассказывал мне все те истории, что ему рассказывала его бабушка об Армении и о сегодняшней жизни в Ереване, куда он достаточно часто приезжает. Ну и, наконец, именно он порекомендовал меня организаторам ДЖЭМа-2006, и вот я здесь. А когда я начала собираться в Ереван, он и другие друзья-армяне снабдили меня записями армянской музыки, правда, в основном фолклорной. Мне очень понравилось звучание дудука, да и вообще, армянская музыка очень нежная и почти всегда грустная.
Армен Манукян: Как вы стали петь джаз?
Как все. У меня мама прекрасно пела в церковном хоре, она же привела туда и меня. В церкви я научилась петь настоящий госпел и спиричуэлз. А потом и блюз, а это, как известно, в свою очередь — основа почти всех сегодняшних популярных жанров — джаза, рок-н-ролла, фанка, попсы...
И как вы охарактеризуете сегодняшнее состояние джаза в Америке?
К сожалению, оно не очень обнадеживает. Как мне кажется, джаз, в основном серьезный, больше популярен в Европе, в России, насколько я поняла, у вас, чем в Америке. Отношение к джазу у нас всегда бьло как к чистому развлечению, ценились легкие его формы, под которые можно, например, танцевать, или попросту ничего не делать, просто отдыхать. По другую же сторону океана его изучают, стараются скрестить со своей культурой. пытаются найти новые формы, пути его развития. В Америке отношение чисто потребительское. Коммерческие отношения убивают настоящее искусство. Крупные записывающие компании мало интересуются настоящим творчеством, их главная забота — как заработать побольше денег. Вот поэтому-то в последнее время и появилось такое большое количество музыкантов, эффектно играющих и поющих коммерческую разновидность джаза.
Надо признать, что джаз составляет лишь очень маленькую часть мира шоу- бизнеса. Там все пространство — как на сцене, так и в студиях звукозаписи — занято поп- и рок-музыкой. Почти не видно классики, джаза, кантри, авангарда. Посуди сам: Грэмми вручается в ста номинациях. Из них лишь процентов 20-25 составляют все эти серьезные жанры вместе взятые. Все остальное — сплошная коммерция и развлекаловка.
Но ведь и в самом джазе есть разграничения. Молодежь, если она даже слушает джаз, а не попсу, предпочитает нечто современное. А что же ожидает классический традиционный джаз? Останется ли он лишь в качестве музейного экспоната или будет жить и сегодня?
Ну, во-первых, огромное количество людей с удовольствием слушает старый традиционный джаз. А во- вторых, если даже традиция вытесняется новым со сцены и из эфира, то все равно ее надо слушать. Ведь для того, чтобы играть новое, надо хорошо изучить и знать старое. Это то, что принято называть школой. Певицам надо все время слушать старых, проверенных временем звезд, пытаться подражать им в хорошем смысле слова, а лишь затем начинать искать свой собственный стиль. Вот, например, молодой повар. Прежде, чем придумывать свои собственные блюда, он должен хорошо изучить продукты, что из чего готовится, и потом, воору- жившись этими знаниями, заниматься экспериментами. Без базовых знаний трудно будет в любой сфере деятельности, не только в музыке.
В середине прошлого века в мире существовало большое количество настоящих джазовых певиц — Элла, Сара, Билли... Сейчас, как мне кажется, джазовая сцена больше похожа на подиум модельного бизнеса...
Совершенно верно. Дело в том, что кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Если кому-то для каких-либо целей нужно развлечь или, скорее, завлечь кого-нибудь (в нашем случае — любителей джаза), то что может подойти лучше для этой цели, чем образ красивой эффектной белой девушки? Вот и развелись — Дайана Кролл, Джейн Монхайн, Нора Джонс... Не хочется их обижать, но ведь они больше берут своим внешним видом и эффектными нарядами, чем настоящим исполнительским искусством... Хотя джаз и появился на свет как музыка для развлечений, настоящие музыканты всегда вкладывали в него много личного, свои чувства и переживания. У многих сегодняшних звезд этого нет. Даже сам образ джазмена поменялся. Если раньше это был слегка усталый негр, играющий ночи напролет в баре за гроши, а часто и просто для собственного удовольствия, то сейчас это часто молодой белый музыкант с профессиональным образованием, прекрасно выглядящий, окруженный продюсером и менеджером, составляющими за него программу, ведущими его финансовые дела. Одним словом — полноценный бизнес. Но зато у многих из них нет той самой настоящей джазовой души, что делает музыканта джазмэном. Только искренность исполнения, история, рассказанная с душой, с настоящими, а не картинными эмоциями, может по настоящему увлечь слушателя. Джаз — это свобода, это искренность, это глубина чувств. Если всего этого нет, то это не джаз, а чистая коммерция. Хотя джаз и появился на свет как музыка для развлечений, настоящие музыканты всегда вкладывали в него много личного, свои чувства и переживания. Сейчас многие пытаются прикрыть отсутствие мысли и чувств техникой и разными фокусами. Но настоящий ценитель всегда поймет и почувствует эту фальшь.
У нас много молодых девушек, поющих джаз. Но ни одну из них я не назову настоящей джазовой певицей. Как только они начинают петь, сразу чувствуется, что это "не Элла". То же касается и, например, российских вокалисток и многих европейских. Неужели не американские певицы гак и не смогут петь "по- настоящему"?
Думаю, тут проблема в языке. Я не имею в виду произношение. Я говорю о чувстве языка. Вот, например, европейских инструменталистов очень трудно отличить от американских. А певиц можно. Дело в том, что джаз — это чаще всего искренний рассказ о жизни. А чтобы передать его на правильной ноте, нужно хорошо и правильно расставить акценты, для чего, в свою очередь, нужно хорошо знать и чуствовать мелодику языка, хорошо понимать, о чем поется. Чего не американским вокалистам добиться достаточно трудно. Причем это касается и английских певцов. Британский английский сильно отличается от нашего именно по степени чувств и от этого сильно проигрывает.
И что же ожидает любителей джаза в будущем?
Музыканты нашли выход. Если крупные компании не хотят записывать прогрессивных музыкантов и заниматься реализацией их альбомов (им это попросту не выгодно), то сейчас на помощь музыкантам пришел интернет’. Многие записывают свои альбомы на маленьких независимых или даже собственных студиях, а затем рекламируют и реализуют их через интернет. И, представь, — есть результат. Жить и творить можно. А если будешь ждать помощи со стороны продюсеров и лэйблов, озабоченных лишь состоянием собственного кармана, можешь так и остаться без ничего.
А приходилось слушать армянский джаз?
До приезда в Ереван — нет. Но вот во время репетиций с местным коллективом — Chiko & Friends — я была буквально ошарашена уровнем армянских музыкантов. Сам Чико на барабанах—настоящий классический барабанщик, и музыкальный руководитель и саксофонист коллектива Арсен Нерсисян тоже показал очень высокий класс игры. У него роскошный, богатый и необыкновенно сладкий звук саксофона. Армянские музыканты, безусловно, — исполнители высочайшего уровня. Кстати, об этом меня предупреждали и Армен Донелян, и Ховард Мендел, Президент Ассоциации джазовых журналистов. А он понимает толк в джазе!
А слышали ли вы об Арто Тунчбояджане и руководимом им коллективе?
Да, наш пианист и руководитель моего квартета Миша Пятигорский в первый же день пребывания в Ереване попал в клуб, где они играли, и был поражен как исполнительским уровнем, так и оригинальностью задумок и широтой кругозора музыкантов. Он рассказывал нам о них буквально захлебываясь от восторга. Я же, к сожалению, пока их не слышала. Попробую найти время и пойти в клуб хотя бы на полчасика.
Мир джаза, как и любой другой музыки, живет эпохами. Была эпоха Луиса Армстронга и Дюка Эллингтона. Ее сменила эпоха Чарли Паркера и Диззи Гиллеспи. Потом пришли Майлс Дэвис и Джон Колтрейн. Сейчас заканчивается эпоха Стиви Уандера, Джорджа Бенсона ...
История белорусской популярной музыки богата на интересные события и имена. В начале пути энтузиасты-рокеры были совсем молодыми людьми и тогда даже не осознавали, что стоят у истоков нового музыкального направления современности. Теперь, по ...
Своим названием это интервью Патрисии Барбер обязано альбому 1998 года "Modern Cool". С этого альбома началась широкая мировая известность Патрисии, с тех пор неизменно входящей в топ-листы анкет ведущих джазовых изданий. Эту певицу можно было бы ...
Чилийская певица Клаудиа Акунья — одно из самых интересных новых имен в женской джазовой вокалистике. Сравнительно недавно она переехала в Нью-Йорк и пока успела выпустить только один альбом — "Wind From The South" (Verve). Мы уже писали об этом ...
Вы, конечно, уловили в названии этого материала парафраз на тему известного фильма Вуди Аллена. Канадская джазовая вокалистка, а по совместительству композитор и педагог, Рита Ди Джент (Rita di Ghent), разумеется, вряд ли раскроет все тайны ...
У Сона Силса выдалось несколько очень тяжелых лет подряд. В 1997 году этот хриплоголосый могучий оракул чикагского блюза получил пулю в лицо от… собственной жены (теперь уже бывшей) и перенес тяжелейшую операцию по восстановлению челюсти. А в ...
В нашей традиционной рубрике мы хотим вас сегодня познакомить поближе с одним из самых интересных джазовых вокалистов, лишь недавно широко заявившим о себе 32-летним Куртом Эллингом (Kurt Elling). Эллинг, сын глубоко верующего музыканта — ...
Так уж получилось, что косвенным образом автор этих строк "повинен" в возникновении контактов между итальянской джазовой певицей и белорусским джазовым журналом. Лет пять назад, гуляя по Сети в поисках любопытных джазовых материалов, я наткнулся на ...
Сергей Манукян, безусловно, считается одним из лучших джазовых музыкантов не только в России. С его неподражаемым вокалом и виртуозной игрой на инструментах знакомы тысячи почитателей вечно молодого джазового искусства. Манукян всегда работает на ...
Мы пришли на выступление Джейн Монхейт и ее гастрольного бэнда 31 октября – в их последний перед возвращеним в Нью-Йорк вечер, проведенный в Милане после серии концертов, данных в клубе Blue Note. Несмотря на то, что музыканты выступали здесь в ...
Джуди Коллинс давно завораживает слушателей по всему миру уникальным коктейлем из собственных обработок фольклора и песен на современную тематику. Ее впечатляющая карьера продолжается уже более сорока лет. В тринадцать Джуди Коллинс дебютировала ...
Знакомство с музыкой у Кэррин Эллисон началось еще в детстве, когда она стала обучаться игре на фортепиано. Учась в колледже, Кэррин выступала в девичьей группе, в которой исполняла песни в стилях поп и фанк-рок. Благодаря участницам команды, Кэррин ...