nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

The Peter Brötzmann 'Chicago Tentet' Plus Toshinori Kondo, Michiyo Yagi, Yoshihide Otomo, Akira Sakata - Concert For Fukushima - Wells 2011

стиль:

The Peter Brötzmann 'Chicago Tentet' Plus Toshinori Kondo, Michiyo Yagi, Yoshihide Otomo, Akira Sakata - Concert For Fukushima - Wells 2011
Новый фильм Павла Бородина, увидевший свет благодаря совместной работе его компании PanRec и австрийского лейбла Trost Records, посвящен центральному событию фестиваля Music Unlimited в австрийском городе Вельсе в ноябре 2011 года. Куратор фестиваля того года, крупнейший мастер европейского и мирового авангарда, саксофонист Петер Бретцман в связи с прогремевшими на весь мир событиями в Японии весной 2011 года – землетрясением, цунами и вызванной ими крупной аварией на атомной электростанции Фукусима - организовал благотворительный концерт, где его Chicago Tentet, отыграл по сету с каждым из четырех японских музыкантов – Тошинори Кондо, играющим на электрифицированной трубе, исполнительницей на народном инструменте кото Мичио Яги, гитаристом Йошихиде Отомо и саксофонистом Акирой Саката. Все музыканты играли на этом «Концерте для Фукусимы» бесплатно. Все доходы от продажи билетов были направлены в фонд двух благотворительных организаций, занимающихся преодолением последствий постигшего Японию бедствия - Save Takata и Project Fukushima! Кстати, Йошихиде Отомо имеет непосредственное отношение к деятельности Project Fukushima!

Chicago Tentet – один из самых известных в мире больших составов в авангардном джазе с великолепной линией духовых и не менее сильной ритм-группой, где задействованы сразу две ударные установки. Кроме того, это один из самых любимых и «долгоиграющих» проектов Петера Бретцмана. Своим названием он обязан тому факту, что большинство его американских участников живут и работают в Чикаго. Но в целом ансамбль это интернациональный – в нем играют также немцы, шведы, норвежец. Услышать и увидеть таких мастеров, как Кен Вандермарк, Матс Густафссон и, разумеется, сам Петер Бретцман – настоящее лакомое блюдо для поклонников импровизационной музыки, а участие в концерте прекрасных японских музыкантов делает его особенно изысканным и редким! И зрители, собравшиеся 6 ноября в Городском театре Вельса, и те, кому посчастливится приобрести этот DVD, наверняка не жалеют об этом. Кстати, весь доход от продажи диска с фильмом Павла Бородина, также будет переведен в фонд организации Project Fukushima! Так что, это еще и благородное дело.

Но вернемся непосредственно к концерту. Каждый из четырех актов великолепного импровизационного спектакля, данного музыкантами в тот вечер, был по-своему интересен. Скажу честно, первый сет, с участием Кондо, я все больше осваивался с обстановкой, привыкая к звуковому шквалу, обрушенному Бретцманом и его коллегами на публику, к карусели сольных, коллективных и вновь сольных импровизаций, к мощи звучания этого настоящего авангардного биг-бэнда. Сам Тошинори Кондо весь сет отыграл сидя, «прикованный» к аппаратуре своего электрифицированного инструмента. Кстати, его труба была не единственным электроинструментом на сцене. Фред Лонберг-Хольм также время от времени менял виолончель, на которой он экспрессивно поддерживал басиста Кента Кесслера, на электрогитару. Но, на мой взгляд, вполне акустические саксофоны, тромбоны и «карманная» труба Джо МакФи остались все-таки главными «действующими лицами» этого сета.

Национальным колоритом, японской экзотикой повеяло во втором сете, когда хрупкая Мичио Яги, заиграла на 21-струнном кото. Просто наблюдать за процессом игры на этом необычном инструменте было уже захватывающе интересно. Мичио играла и смычком, и пальцами, причем на двух пальцах правой руки у нее были еще надеты специальные металлические наперстки. Изысканный звук кото подхватили сначала Лонберг-Хольм на гитаре и Майкл Зеранг на ударных, а затем в общее звучание влились голоса остальных музыкантов. Самый интересный момент наступил, когда после мощного, казалось бы, финального tutti духовых, Мичио Яги перебралась за второй свой инструмент, 17-струнный басовый кото и в абсолютной тишине над залом поплыли тонкие, нежные, медленно тающие в воздухе звуки – на мой вкус, самый яркий момент сета.

Йошихиде Отомо, словно на контрасте, начал свое выступление очень энергично, я бы сказал даже агрессивно, заставляя свою гитару издавать серии резких воющих и стонущих звуков. Он задал тон и игре тентета, очень нервной, атональной, с мощными басовыми линиями саксофонов Бретцмана и Густафссона, тубы Пер-Аке Хольмландера и не менее неистовой игрой остальных музыкантов. Эмоциональным пиком сета стал момент, когда Йошихиде, словно радист тонущего корабля на своей рации, стал подавать сигнал SOS с помощью гитары – смысл этого послания «Концерта для Фукусимы» был внятен всем присутствующим.

Ну, а финальный сет, стал для меня настоящими «именинами сердца». Акира Саката, маленький, лысый, со щеточкой усов, в очках, очень органично смотрелся бы и в национальной одежде, словно сенсей какой-нибудь школы боевых искусств, и в мундире японского офицера времен Второй мировой. Но Акира – сенсей другого рода, и он заиграл на своем альт-саксофоне так стремительно, в таком темпе, что просто перехватило дыхание. А потом, словно придя на помощь коллеге, вместе с ним солировали дуэтом сначала Бретцман, потом Вандермарк, потом, дав гостю передохнуть, великолепный дуэт на тромбонах отыграли Йоханнес Бауэр и Джеб Бишоп, потом… Словом, на мой вкус, это и был самый яркий эпизод «Концерта для Фукусимы».

А как здорово было все это не только слышать, но и видеть! За музыкантами, их поведением на сцене было просто очень интересно наблюдать. Йоханесс Бауэр в паузах постоянно попивал водичку, улыбался коллегам, очень эмоционально реагировал на их игру. Полный контраст – Джо МакФи. Единственный афроамериканец на сцене, весь в темном, в темной шляпе и черных очках, абсолютно неподвижно, с каменным лицом бодигарда отстоял весь концерт, никак не реагируя внешне на происходящее. Грива ниспадающих на лицо длинных волос долго не давала рассмотреть внешность Фреда Лонберг-Хольма, а экзотическая прическа ударника Майкла Зеранга (видимо, единственного ассирийца в американском джазе) сразу обращала на себя внимание. Ну и, конечно, хорош был сам Петер Бретцман. После первого сета он снял пиджак, оставшись в ярко-синей рубахе и часто, во время своих соло, расхаживал по сцене, приближаясь то к одному, то к другому из коллег. Каждый из сетов завершался теплыми объятиями Петера с японскими гостями тентета. А сам Бретцман, с белоснежной короткой бородой и столь же белыми вислыми усами, чем-то напомнил мне внешне (если забыть про бороду) … Бисмарка. Что ж, джазовый «железный канцлер» под стать своему великому соотечественнику мудро и твердо руководит своим коллективом, превращая каждое его выступление в незабываемое зрелище. «Концерт для Фукусимы» - яркий тому пример.

DVD
105 mins
© 2013 PanRec / Trost Records
(Peter Brötzmann, Ken Vandermark – reeds; Mats Gustafsson – saxes; Joe McPhee – tp; Johannes Bauer, Jeb Bishop – tb; Per-Âke Holmlander – tuba; Fred Lonberg-Holm – cello, el.g; Kent Kessler – b; Paal Nielsen-Love, Michael Zerang – dr; plus Toshinori Kondo – el.tp; Michiyo Yagi – 21-string koto, 17-string bass koto; Yoshihide Otomo – el.g; Akira Sakata – reeds;)
Диск предоставлен PanRec

Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
авангард
страна
Германия, Норвегия, США, Швеция, Япония
Расскажи друзьям:

Еще из раздела издано в 2013г.
Gunnelpumpers - Montana Fix Hildegard lernt fliegen - The Fundamental Rhythm of Unpolished Brains Human - Being Human I Know You Well Miss Clara - Chapter One
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com