nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Blues In Slovakia

стиль:

Blues In Slovakia Эта книга — яркий пример и образец того издания, которое просто обязано быть в каждой стране, где есть исполня­ющие блюз музыканты, где существует блюзовая среда, структура с клубами, фестивалями, издательствами — одним словом, где блюз как вид музицирова­ния насчитывает не один десяток лет и стал не просто явлением музыкальной жизни, но уже и частью истории музы­ки. Книга, написание которой и изда­ние инициировал и осуществил один из соучредителей Словацкого блюзо­вого общества и его нынешний предсе­датель — музыкант, композитор, аран­жировщик и журналист Ян Литецкий- Шведа, представляет собой продуман­ный по структуре, тщательно испол­ненный и чрезвычайно богатый по ин­формации сборник. Скомпонованный согласно всем общепринятым для по­добного рода изданий нормам, он во многом может быть образцом того, как и что следует фиксировать для истории того или иного вида музыки.

Сравнительно небольшой объем книги отражает не то чтобы не очень богатую историю словацкого блюза (а это вовсе не так), который многие годы существовал в тесной связи с блюзом чешским, а раскрывает эту историю под своеобразным углом зрения. Безуслов­но, по сравнению с историей мирового блюза словацкий блюз — всего только одна из его многочисленных страни­чек Но в том-то и прелесть подобного рода изданий, что они раскрывают в первую очередь национальную специ­фику развития данного вида музыкаль­ного творчества в его соотнесении с об­щемировыми процессами и позволяют акцентировать внимание на том, что существенно для исторических хроник в первую очередь данной страны. Что и было отлично воплощено в этой книге.

Структура ее вполне обычная: всту­пительная статья, охватывающая блю­зовые процессы от 1961 года до нашего времени, обзор деятельности наиболее известных блюзовых клубов Словакии. Отдельная часть книги посвящена представлению тех музыкантов, кото­рые в той или иной мере сделали вклад в историю словацкого блюза. Затем, со­гласно тем же био-хронологическим нормам, включая дискографическую информацию, представлены коллекти­вы. На раздел "Фестивали" стоит обра­тить отдельное внимание, поскольку здесь размещена информация не про­сто о том. где и когда что проходило, но и приводится список всех участников, что, согласитесь, для истории также весьма важно.

Отдельно представлено Словацкое блюзовое общество. Здесь можно уз­нать что в числе почетных его членов — Джон Мэйалл и Дэйв Пибоди, пере­числены обладатели званий "Блюзовый музыкант года в Словакии" и "Открытие года", а также "Событие года".

Неожиданностью для подобного ро­да изданий следует признать ту его часть, где представлены тексты наибо­лее ярких, известных блюзовых компо­зиций. созданных музыкантами Слова­кии. Тут же рядом приведены списки публикаций по блюзовой тематике за многие годы, списки кино- и видео­фильмов, перечислены изданные аль­бомы. Завершается книга, как и положе­но, индексом имен и названий.

Изданная вполне понятным неболь­шим тиражом в 500 экземпляров, эта книга, тем не менее, наверняка прекрас­но выполнила возложенную на нее роль "агитатора и пропагандиста". И ес­ли последовать далее за знаменитым ле­нинским постулатом, она еще — и впол­не авторитетный "коллективный орга­низатор": подводя итоги одной эпохи блюзовой жизни в Словакии, книга на­целивает и исполнителей, и слушате­лей в будущее.

Знакомясь со словацким блюзом, я поймал себя на мысли: а ведь, к примеру, история белорусского блюза буквально всего-то на пару лет младше истории блюза словацкого. Покопавшись в ней, можно также найти немало интересно­го и важного для истории белорусской музыки вообще. Вот хотя бы один из из­вестных фактов: Юрий Цирюк, знаме­нитый дирижер Государственного ка­мерного оркестра Беларуси, в свое вре­мя активно выступал как пианист в мин­ских ресторанах, исполняя джаз. На­верняка играл он и блюз.

Вот только кто займется всей этой очень кропотливой работой в Белару­си, сказать трудно. А ведь с каждым го­дом многие события прошлого, люди просто уходят из памяти, забываются, иногда — навсегда. И поэтому столь важна сделанная в Словакии работа, ко­торая позволила буквально остановить это время, зафиксировать то, что было, существенное и не очень. Главное — за­фиксировать. А уж потом время само разберется, что оставить для истории, а что — нет.

P.S. Одновременно с книгой "Блюз в Словакии" мне прислали еще одно очень полезное и богатое на информа­цию издание — справочник "Музыкаль­ные события в Словакии 2006". Более 170 страниц текста этой брошюры представляют собой календарь музы­кальных событий в стране на этот год — фестивали по всем жанрам и направле­ниям музыки (понятно, с контактными адресами), мастер-классы и курсы для молодых музыкантов, выставки, конфе­ренции и семинары, наиболее важные концерты, коллективы, театры и залы. Иными словами — все, что может по­требоваться любителю музыки и про­фессионалу своего дела в этой стране. К слову, подобные сборники стали впол­не обычным явлением в большинстве стран, и не только Европы. Беларусь в этом смысле выглядит Золушкой, у ко­торой, так кажется, нет даже желания встретиться с феей: наше Министерст­во культуры не в состоянии сделать не­что подобное. Нет, "Славянский базар" будет наверняка. А вот что еще — не зна­ет, видимо, никто... Поедем туда, где зна­ют?

Ян Литецки-Шведа и коллектив.
Hudobne Centrum, Братислава, 2005.
160c., на англ. языке.


Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ



JAZZ-КВАДРАТ №3'200б


авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
музыкальный стиль
современный блюз
страна
Словакия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела книги
Jazz From Finland 2008 Андрей Патаракин (Энди Таккер) - Джаз-дзен для мертвых и живых The Art of Jazz: Monterey Jazz Festival / 50 Years Gene H. Anderson. The Original Hot Five Recordings of Louis Armstrong
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com