nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Buddy Guy - Немного о большом черном человеке

стиль:

Buddy Guy - Немного о большом черном человеке
Я не биограф, впрочем, от меня это и не требуется. Мне не надо дотошно описывать жизнь музыканта, боясь не упустить ни одной жены и любовницы, тревожиться о каждом бонус-треке на оче­редном релизе. Мое дело — это небольшая статья о боль­шом черном человеке. Сего­дня я не буду, подобно био­графу, делить жизнь на пери­оды, то бишь временные от­резки, а прямо сейчас разде­лю большого черного чело­века на куски, как торт, чтобы лучше рассмотреть его сна­ружи и изнутри, немного надкусить и распробовать. Моя цель — почувствовать на вкус, что же он за человек.

Кусок первый: Легенды

Мы докуривали последнюю пачку паршивых сигарет. Бычки бросали на и без того грязные тротуары Чикаго. Мы не фанаты Chicago Bull's, и путь наш не лежал в сторону спортивной арены. Но было одно, что действительно свя­зывало нас с фанатами: мы шли посмотреть на велико­лепную черную игру. В руках у нас были большие сумки: у кого саксофон, у кого бара­банное "железо", а остальные несли фигурные гитарные чехлы. До места назначения оставалось всего пару квар­талов. И вот наконец застыли, словно очарованные, уста­вившись на вывеску "Le­gends": это заведение ассоци­ировалось у нас только с его владельцем, не менее леген­дарным, чем сама вывеска. Мы вошли внутрь. На сцене, держа в руках любимый Stratocaster, сидел сам хозя­ин. Дня нас он был олицетво­рением того, чего нам сужде­но достичьлишь в грезах. Ми­крофон глотал все, что гово­рил большой черный чело­век

Определить, сколько ему лет, было почти невозможно. Лишь подсчитав в уме мы по­нимаем, что в этом году ему исполняется 70 лет. Все мол­чат, хотя песня уже спета, а он моложавым, но низким голо­сом начинает вести раскре­пощенную беседу, словно он в пижаме у себя дома. Ему это можно, и не только потому, что он тут босс, просто вели­чина личности делает его не столько черным, сколько большим. Мы же благодарны ему уже за одно приглашение сюда. Большой черный чело­век говорит со сцены, что в годы его молодости все было совсем иначе играли не ради денег, а ради удовольствия, да и такая возможность пред­ставлялась редко. Но слова его заканчиваются оптимис­тичной фразой про то, что заведение Legends было со­здано для таких молодых, зе­леных и рвущихся вперед. Че­рез пару мгновений мы насцене по приглашению са­мого маэстро, мы безгранич­но благодарны ему, кланяем­ся и говорим: "Buddy Guy — это большой черный чело­век, который своей музыкой вот уже сорок лет не дает нам загнуться на этом, часто пога­ном, свете".

Кусок второй: Motherfucker


В 1957 году из Луизианы с фермы своего отца рванул с гитарой в руках 21-летний чернокожий парень. Он сел на поезд и взял курс на Чика­го. Настоящее свое имя George Guy он получил при рождении 30 июля 1936 года в городе Летсворс (Lettsworth). Вдоволь наиграв­шись на гитаре и наслушав­шись пластинок, молодой Bud жаждал увидеть своих кумиров. А еще в большом го­роде было больше возмож­ностей подзаработать, ведь пятеро детей в семье—нема­лая финансовая нагрузка на родителей. К тому же парню было известно, что Чикаго — мировая столица блюза. Там были лучшие клубы, в кото­рых играли лучшие музы­канты, среди которых было множество кумиров Bud'a. "Увидеть их, услышать живь­ем, а бьггь может и сыграть с ними...", — навстречу этим голубым мечтам мчал паро­воз наивного парня. Вскоре Bud столкнулся с реальной жизнью и абсолютно реаль­ными проблемами. Жизнь в большом городе кипела, и нежданный гость стал ва­риться в этом котле. И пона­чалу его сильно ошпарило — очень быстро он превратил­ся в одного из бесчисленных бездомных, брошенных на улице бедолаг. Bud шатался по улицам бес куска хлеба в животе, весь продрогший от холода и — жалкий...

Боль­шой город почти сварил его заживо, но вдруг появился ОН. "Кто-то сказал ему об этом mother fucker, который может играть как son of а bitch, и Muddy отправился на поиски меня", — вспоминает Bud. Muddy Waters нашел его грязным и голодным, при­грел и даже оставил играть у себя. "Muddy дал мне по мор­де и сказал, что я не поеду до­мой, а останусь здесь и буду у него играть", — восторгается своим чертовски большим везением Bud. В то время Muddy играл у братьев Chess. "Шахматные" братья владели Chess Brothers Studio и стяги­вали к себе многих блюзо­вых музыкантов того време­ни. Bud начал работу как сес­сионный музыкант, потом помаленьку начал выступать в клубах вместе с Sonny Boy Williamson, Little Walter, Jimmy Rogers, Howlin' Wolf, ну и, конечно же, с самим Muddy! Первый свой и един­ственный с "Шахматными" альбом Bud записал лишь в 1967 году, назвав его I Left Му Blues In San Francisco. Его блюз им не понравился. Leonard Chess был в недоуме­нии, потому что Bud играл в агрессивной манере элект­рогитарного блюза. "Шах­матным" он был в диковинку, так как вообще-то был весь­ма мало похож на традици­онный блюз. У них волосы вставали дыбом от выступле­ний Бадди Гая, от того, что он играл. Но в самом конце 60-х этот стиль вдруг стал очень популярен, и если Bud — его отец, то популяризаторами его стали Jimi Hendrix и Eric Clapton. Но это случилось уже после слов Леонарда, ко­торый сказал: "Да это не блюз вообще!", и они с Bud'м разо­шлись навсегда. Но уже в 68- м году на лэйбле Vanguard вышли два новых альбома Бадди Гая — A Man And The Blues и Blues Today, а также концертник This Is Buddy Guy. Все-таки этот mother fuck­er всем показал, что такое блюз.

Кусок третий: Некоронованный



В свои 69 лет Bud является некоронованным королем Chicago Blues. Эрик Клэптон сказал одну фразу, которую теперь упоминает каждый журналист, пишущий статью про Бадди Гая, и я — не ис­ключение. Он сказал: "Без со­мнения, Bud — величайший гитарист, который еще жив!" И не просто жив, а живее всех живых. У меня дед всего на пару лет старше его, но он уже настоящая развалина, в то время как Bud до сих пор зажигает. Новые альбомы не заставляют себя долго ждать, а весьма часто выходят "из-под пера" мастера, а плот­ность гастрольных туров с годами не уменьшается. Лю­ди, преданные своему делу, так просто не уходят, так ска­зать: "...пока смерть не разлу­чит вас. Аминь!".

Да и "трофейная" полочка самого Bud'a никогда не пы­лится, так как с каждым по­полнением приходится про­тирать и всю коллекцию: да­же полдесятка Grammy — не самое важное достижение, Bud является абсолютным ре­кордсменом по количеству завоеванных W.C. Handy Blues Awards, их у него уже около двадцати. Посетив Rock-n- Roll Hall Of Fame, вы обяза­тельно наткнетесь там на его первую гитару и табличку с надписью "Buddy Guy".

Кусок четвертый: '57 Strat


Давайте послушаем одну байку из первых уст. Bud со смехом рассказывает: — Мы ехали во Флориду, и, конечно же, у меня — мой Polka Dot Strat. Ну, тот зашел и попросил меня оставить ав­тограф на '57 Strat, который он держал в руках. Как только я увидел его гитару, то поду­мал: "Чувак, да это точно та­кая же гитара, как у меня ук­рали в далеком 1978 году, с которой я когда-то еще на­чинал". Такие вещи сейчас трудно достать. И я спросил парня, променяет ли он мне ее. А он сказал, что скорее даст мне отыметь свою жену, чем променяет эту гитару.
Дедушка Bud громко рас­смеялся и добавил: — Я проводил его до авто­буса. С собой у меня была бу­тылка коньяка Hennesy ХО, с которой мы и уселись вы­пить по рюмке. После того, как мы осушили половину бутылки, он посмотрел на меня и сказал: "Ну, что ты мне скажешь, что ты сделаешь, чтобы заполучить эту гита­ру?" Я ответил: "Я получу ее у тебя в обмен на мой красный Polka Dot Strat". Он выпил еще рюмку и сказал: "Знай, что ты единственный чело­век во всей вселенной, кото­рому я променяю мою гита­ру". Что ж, я получил гитару, кое-как оттер автограф, а че­рез месяц или чуть больше я по почте получил посылку с бутылкой ХО и вложенной запиской, где он меня назы­вал своим "отцом гитары". Это было очень мило.

Это было не просто мило, но большим везением. Bud добавил: — Это гитара такого же ти­па, что и мой украденный '57 Strat, который жутко тяжело достать сейчас. Все такие ги­тары были скуплены в кол­лекции японцев или таких рокзвезд, как Епс Clapton,Jeff Beck и The Stones.

Если вы вдруг захотите ку­пить такую гитару, она обой­дется вам примерно в пол­сотни тысяч долларов (при­чем это — стартовая цена на торгах). Да что мы все о цифрах! Мы ведь знаем, что Бад и Эрик предпочитают играть на практически идентичных Strat'ax, которые Fender дела­ет им под заказ. Просто отда­дим этим маленьким абза­цем дань этой гитаре, Stratocaster'y, с помощью которого музыканты творят такое...

Кусок пятый, или черт его уже знает — какой: Большой и черный...


Большой и черный, на вкус во­все не горький, как шоколад и не сладкий, как бисквит, он разный—такой каким сам за­хочет быть. Он не задает во­просы,оннанихнеотвечает,и вообще—негоже спрашивать: за него все скажет его музыка. Его наследие составляет уже более тридцати пяти пласти­нок, каждая из которых - за­конченное художественное произведение, отличающаяся самобытностью и яркостью выразительных средств...

Вода, вода, все это — вода. Критик из меня — никакой, впрочем, как и биограф, но я и не стремился к написанию четкого музыкального ана­лиза или очерка из жизни. И мне кажется, что я добился своего. Мало того, что ува­жил деда в преддверии семи­десятилетнего юбилея, да еще и показал, что Buddy Guy — действительно БОЛЬ­ШОЙ черный человек, кото­рого каждый может "уку­сить", и обязательно найдет там что-нибудь себе по вкусу.

Кусок, черт знает, какой: Почувствовал

Лично я увидел Bud'a как че­ловека душевного, для кото­рого человек — дороже всех остальных ценностей. Это он о Стив Рэй Воэне: "Мы с Эри­ком и Робертом Крэем при­соединились к нему на сцене, чтобы сыграть Sweet Home Chicago, последнюю песню того концерта. Тем вечером его вертолет разбился. Каким невероятным гитаристом он был, и каким прекрасным другом! Он всегда говорил только хорошее о моей игре. После того, как я узнал из но­востей о его смерти, то уже никогда не оставался тем же самым, как до того...". После этого Bud в 1991 году выдал на лэйбле Silverstone трибьют Stevie Ray Vaughan'y и на­звал его Damn Right, I’ve Got The Blues. Скажете, что это ерунда, что для лучшего друга можно было сделать и боль­шее? А вот я так не думаю. В любом случае могу сказать, что я почувствовал, какой же он на вкус — Buddy Guy, боль­шой черный человек.



Алесь ОСТРОВЦОВ-мл.

Jazz-Квадрат, №2/2006








музыкальный стиль
блюз-рок, современный блюз
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела гитаристы
Garrison Fewell - по ту сторону струн Nguen Le - Вьетнамские рассказы Jim Hall - Колокола судьбы Джима Холла Albert King
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com