nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

III Международный фестиваль детского джаза - Как для взрослых, только - по-своему

стиль:

III Международный фестиваль детского джаза - Как для взрослых, только - по-своему
В рамках "Программы под­держки музыкального дви­жения в Украине" Междуна­родный автомобильный холдинг "Атлант-М" в конце прошлого 2005 года громко и уве­ренно хлопнул дверцей, проведя в Киеве III междуна­родный фестиваль детского джаза.

Честно говоря, сталкива­ясь порой с юными дарова­ниями, которые демонстри­руют свои способности, ча­ще всего я не могу отделаться от ощущения, что эти музы­канты показывают мне не столько то, на что они сами способны, сколько то, чего чуть ли не ежедневной мушт­рой добились от них педаго­ги. Долбежка мозгов одно­временно с клавишами при­водит чаще всего к тому, что дети с детства получают стойкое отвращение к музы­ке до конца жизни. Согласи­тесь, очень часто заметно, как молодой музыкант на­пряженно и механически старается как можно точнее исполнить то, что буквально вбивается в его мозги и руки педагогом. И не дай Бог оши­биться! Тут на юную голову обрушаться все беды мира, начиная со стояния на горо­хе в углу класса, изучением на память всего наследия Чер­ни и неизвестно чего еще!

Так вот в Киеве ничего по­добного и близко не наблю­далось! Да, случалось, юные исполнители порой ошиба­лись, да вот только понятно было, что это для них — не катастрофа, а всего лишь не смертельные издержки про­цесса творчества, что для них куда важнее не то, каксы- грать, а то, что исполнить. Импровизации в большин­стве своем были не заучен­ными, а именно обученны­ми, когда неточности, шеро­ховатости уходят на задний план, уступая месту непо­средственности и искренно­сти музицирования.

Три дня проходили кон­церты в лучшем, пожалуй, джаз-клубе Киева, в самом центре города. К услугам юных музыкантов из Украи­ны, России и Беларуси были отличная профессиональ­ная аппаратура, очень опыт­ный Stage Band фестиваля под управлением пианистки Натальи Лебедевой, чрезвы­чайно доброжелательные организаторы во главе с Юлией Кажарской и Евгени­ей Стрижевской, и мастер церемоний — ведущий кон­цертов Алексей Коган. Да и гости фестиваля были на вполне взрослом уровне: минский пианист и шоумэн Свет, киевская вокальная группа Man Sound да звезда мирового джаза саксофо­нист Эрик Мэриэнтал. Един­ственное, пожалуй, отличие от "взрослых" фестивалей состояло втом, что уже в пер­вый день его участники са­молично нарисовали и раз­весили в клубе знаки, призы­вающие воздержаться от ку­рения.

На концерты приходило достаточно много людей, а в последний день фестиваля в клубе и вовсе был переан- шлаг. Нужно признать, что фестиваль уже явно не вме­щается в этот клуб, перерос его. Но при этом перенос фе­стиваля на большую по раз­мерам сцену, вполне вероят­но, может отрицательно ска­заться на самой его атмосфе­ре, сделает его, что ли, более "отчетным" по характеру в ущерб такой милой суете и толкотне у сцены.

В разговоре с организато­рами довелось услышать, что при отборе участников фес­тиваля с украинской сторо­ны о каком-либо протекцио­низме речи не было. Несмот­ря на большое количество желающих выступить на фе­стивале, все они проходят, во-первых, через городской конкурс "Дети играют джаз"; во-вторых, фонограммы му­зыкантов из других городов оценивает независимое от организаторов самого фес­тиваля жюри.

Сам же фестиваль начался 26 ноября с минуты молча­ния: таким образом его уча­стники почтили память жертв голода в Украине 1933 года... Один из, казалось бы, незначительных, но очень сильных воспитательных моментов.

Понятно, что не все испол­нители запомнились сразу и навсегда, хотя в целом уро­вень музыкантов (по возрас­ту — не более 16 лет) был на удивление высок. Достаточ­но было выйти в соседний с фестивальным зал и не ви­деть, кто в данный момент находится на сцене, как сра­зу же тебя охватывало ощу­щение, будто свое мастерст­во демонстрирует вовсе не один из юных участников фестиваля, а кто-то из не за­явленных гостей. Это каса­лось, в частности, пианиста из Ростова-на-Дону Энтони Карапетяна, который на се­годняшний день — вполне сложившийся музыкант, способный совершенно сво­бодно и легко импровизиро­вать, при этом прекрасно осознавая, что и ради чего он делает. Показателен вот ка­кой факт: за три фестиваль­ных дня Энтони трижды уму­дрился поиграть с Эриком Мариэнталом, который вос­принимал юного музыканта как равного партнера. В пер­вый фестивальный день за­помнился и трубач из Херсо­на Николай Рева с очень уве­ренными техникой и звуча­нием.

Лишним подтверждением высокого уровня и крепких традиций джазового образо­вания в Ростове-на-Дону стали выступления квинтета под управлением Екатерины Яновской и вокального сеп­тета. Заложенные уже доста­точно давно традиции джа­зовой подготовки юных му­зыкантов в Кривом Роге так­же дают сегодня свои очень сочные, вкусные плоды: до­статочно было послушать выступление саксофониста Григория Паршина и тром­бониста Кирилла Погудина. Столь же уверенно выступил и детский диксиленд из Хер­сона. Во время его выступле­ния в зале уже присутствова­ли Эрик Мариэнтал вместе с музыкантами польской группы Walk Away. Нужно было видеть неподдельное удивлением на лице амери­канского музыканта!

Очень напористо, с какой-то даже такой хорошей на­глецой отыграл свою про­грамму Иван Хохлов из Мин­ска, находясь явно под твор­ческой крышей белорусско­го исполнителя буги-вуги и блюза Света. А вот Одесса представила целый парад юных вокалисток. Юлия Головань, Юлия Кацнельсон и Наталья Оцабрик — это бы­ло то, чем украинский джаз в ближайшем будущем может если не сразить, то во всяком случае поразить. Да, все они любят великую Эллу, иногда (пока что!) излишне стара­тельно стремятся походить на нее, не всегда соизмеряют свои уже взрослые вечерние платья с еще детскими фигу­рами, но каждая из них—уже настоящая джазовая леди, исполненная достоинства и уверенности в том, что "ВИА Гра" — это, конечно, и непло­хо, но не столь престижно, как джаз...

Очень хорошо, что орга­низаторы не раздавали пре­мий, не делили места. Все участники фестиваля чувст­вовали себя равными, одина­ково почитаемыми. И луч­шими подарками для них были аплодисменты слуша­телей, запланированное из­дание итогового альбома да возможность послушать гос­тей.

Так, второй фестивальный день завершило выступле­ние Света, который играл в сопровождении группы Н. Лебедевой. Свет — один из редких представителей оте­чественной джазовой сце­ны, в выступлении которых ни на секунду не возникает ощущения наигранности, ненатуральности. Он полно­стью естественен и открыт, раскрепощен и уверен в себе, что позволяет ему создавать на сцене настоящее шоу. И это не могло не затронуть на­чинающих музыкантов, ко­торым выступление Света, его фортепианные партии и здоровый кураж как испол­нителя на губной гармонике явно понравились.

На следующий день участ­ники фестиваля получили вообще фантастический по­дарок они смогли послу­шать прекрасный Man Sound, концерг которого за­помнился прежде всего нео­жиданно-вкусной версией знаменитой "Испании" и ко­лядных мелодий. А затем пе­ред юными дарованиями предстал Эрик Мариэнтал. Всего-то и исполнил две пье­ски, но как! Он, собственно, также провел своеобразный мастер-класс, и не только для тех, кто играет на саксофоне. Это был урок музыки в очень непосредственной, откры­той форме. Разбив аудито­рию на три группы, Эрик дал каждой из них собственную вокальную партию, которые в конце свел воедино, раз­брасывая при этом шуточки и походя демонстрируя выс­ший пилотаж саксофонного звучания.

Что касается планов на бу­дущее, то "Атлант-М" демон­стрирует в этой области большие амбиции. Во-пер­вых, по традиции вскоре бу­дет издан итоговый альбом. Записи же с предыдущих двух фестивалей активно звучат не только в передачах "Радю Кшв", но и в европей­ских странах, а также на ва­шингтонской волне WPFW. Будет расширяться и геогра­фия фестиваля: уже в этом го­ду следует ожидать участни­ков из Литвы и других стран. Думаю, следует указать и на интернетовскую страничку фестиваля: www.jazz.net.ua Здесь наверняка можно не только познакомиться с уже прошедшими фестивалями, но и узнать о том, как можно стать его участником. А это, поверьте, для молодых музы­кантов чрезвычайно важно. Ибо одно дело — обучение мастерству джаза и импро­визационной музыки в школьных классах, и совсем иное — показаться на публи­ке, послушать и посмотреть, что и как делают твои ровес­ники из других городов и стран. Да и для педагогов та­кой фестиваль дает обиль­ную пищу для размышлений и дальнейшей работы.

Вот таким образом хол­динг "Атлант-М", чей голо­вной офис находится в Мин­ске, проводит в Киеве очень нужный фестиваль, пред­ставляя звезд джаза будущего из разных стран. И делает это как для взрослых, только — по-своему.

Автор благодарит органи­заторов фестиваля за пре­красный прием и возмож­ность познакомиться с тем, что уже есть и что будет в джазе в ближайшие годы.

Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ



JAZZ-КВАДРАТ №2'200б


авторы
Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
страна
Украина
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
7-й международный фестиваль джазовой музыки "Джаз-карнавал в Одессе 2007". Джаз у моря 3-й Международный фестиваль «Джаз Коктебель 2005» Джазовый Новый Год Фестиваль Джаз-Транзит, Екатеринбург, апрель 2007г. - часть 2
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com