nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

II международный фестиваль авангардной фолк-музыки

стиль:

II международный фестиваль авангардной фолк-музыки
Час Х для армянских любителей джазовой и этнической музыки, а точнее ее авангард­ной разновидности, насту­пил в октябре. Новый специ­ализированный концерт­ный зал для подобной музы­ки гостеприимно открыл свои двери для любителей передовых музыкальных идей в самом начале месяца. Отремонтированный быв­ший конференц-зал Союза журналистов Армении уси­лиями его новых владельцев был превращен в культур­ный центр, где свое мастер­ство отныне смогут демонст­рировать передовые музы­канты со всех стран мира. Именно такую цель постави­ло перед собой руководство клуба вместе со своими гер­манскими партнерами из продюсерского центра Alba- Kultur. Пока они свое слово держат — за прошедший не­полный год в стенах "Аван­гард Фолк" клуба (а именно его владельцы и открыли но­вый зал) состоялись гастро­ли известных западных ар­тистов и целых коллективов, ну а в апреле ереванцы стали свидетелями I международ­ного фестиваля авангардной фолк-музыки. И руководство клуба намерено продолжать свою политику, чего бы им это не стоило. Нет сомнений, что открытие нового специ­ализированного концерт­ного зала импровизацион­ной музыки станет серьез­ным толчком для развития культурной жизни в Ереване.

На II фестиваль в Ереван вновь приехали музыканты, исполняющие очень специ­фическую музыку. Кстати, единого термина, определя­ющего этот стиль, до сих пор нет. Одни называют его этно-джазом, другие фолк- фьюжном, ну а третьи - авангард-фолком. Из до­стойных упоминания гостей следует в первую очередь на­звать виртуознейшего бас-гитариста Мэтью Гаррисона (Matthew Garrison). Этот му­зыкант хорошо известен как прекрасный аккомпаниа­тор, работавший с такими супер-звездами как Гэри Бэртон (Gary Barton), Бетти Кар­тер (Betty Carter), Хэрби Хэн­кок (Herbie Hancock), Джон Скофилд (John Scofield), Пэт Мэтени (Pat Matheny) и мно­гими другими. Но очень по­пулярным он стал после его совместных выступлений с легендарным Джо Завину- лом (Joe Zawinul), в послед­ние лет 15 увлекающимся экспериментами в области скрещивания народной вос­точной, латиноамерикан­ской, африканской музыки с основными мировыми тен­денциями развития совре­менной музыки. Кроме того, у Гаррисона есть и сольные проекты, он записывает дис­ки под собственным именем, даетконцерты со своей груп­пой. Кстати, Мэтью Гаррисон — сын известнейшего джа­зового контрабасиста Джи- ми Гаррисона (Jim Garrison), игравшего с самим Джоном Колтрейном (John Coltrain). Мэтью — достойный сын своего отца. В ходе фестива­ля он наглядно продемонст­рировал, что классный музы­кант одинаково хорошо иг­рает любую музыку — мэйн­стрим джаз, фьюжн, джаз- рок и даже этно-джаз. Когда он начинал "поливать" на своем басу, по коже бегали мурашки. Такой техники и манеры игры Ереван еще не видел!

В дуэте с Мэтью Гаррисо­ном играл клавишник Скотт Кинзи (Scott Kinsey). Первый успех пришел к нему в 1991 году, когда он выступил с из­вестной группой Tribal Tech. Его называют кудесником электронных клавишных. В своей манере исполнения он крепко стоит на джазовых корнях, а вот по звучанию больше напоминает привер­женцев авангардного элект­ро-джаза. У Кинзи послуж­ной список не хуже и не ко­роче, чем у его партнера. Он дал массу живых концертов, записал столько же дисков и объездил весь мир со звезда­ми жанра первой величины — Курт Розинвинкель (Kurt Rosenwinkel), Билл Эванс (Bill Evans), Тим Хагане (Tim Ha­gans), Джо Завинул (Joe Za­winul). Особо следует под­черкнуть его участие в проек­тах знаменитого германско­го коллектива WDR Big Band.

Российский этно-авангард был представлен проек­том Youthful Minimalism, уча­стники которого больше из­вестны как основатели и ли­деры коллектива "Дети Пи­кассо". Брат с сестрой — Гая и Карен Арутюняны и их парт­нер по проекту саксофонист из Венгрии Иштван Гренчо —демонстрировали свое ви­дение современного испол­нения армянской народной песни. Надо констатировать, что их подход к реализации поставленной задачи был интересным, безусловно имеющем право на жизнь, но достаточно спорным, и я бы не сказал, что ереванская публика приняла их творче­ство на "ура".

Пожалуй, самый любо­пытный и необычный кол­лектив приехал из Марокко. Это представители знамени­того союза потомков чер­ных рабов, привезенных арабами в Марокко в незапа­мятные времена из стран Африки — Сенегала, Мали, Нигерии, Гвинеи. Потомки этих людей сумели сохра­нить свою культуру, более то­го, добавили черты культуры иудаизма, христианства, и, в основном, ислама. Коллек­тив носит название Gnawa Sidi Mimoun — по имени это­го своеобразного братства людей, вывезенных злой судьбой со своей историчес­кой родины, собранных в од­ном месте и во спасение сво­ей культуры сумевших со­здать одну общую новую. Песни и танцы, которые ис­полняли мароканцы, носили ритуальный характер и явля­лись частями оригинальных духовных литургий.

На этом празднике этно-музыки ереванцы увидели и услышали и старых знако­мых — перкуссиониста Ази­за Сахмаоуи (Aziz Sahmaoui) из Марокко, барабанщика и певца, руководителя собст­венного весьма популярного в мире ансамбля Ifrikya Кари­ма Зиада (Karim Ziad) из Ал­жира и балафониста Али Кей га (АН Keita) из Мали. Они составили ансамбль с Арто Тунчбояджаном (Arto Tuncboyaciyan) и прямо на сцене сколачивали импровизиро­ванные коллективы чуть ли не со всеми выступающими музыкантами.

Ну и, наконец, в качестве хозяев площадки выступали два местных коллектива — "Ваагн Айрапетян ев Кату- нер" и, конечно, суперпопулярный Armenian Navy Band во главе с Арто Тунчбояджа­ном (кстати, ходят слухи, что коллектив этот в начале бу­дущего года собирается с концертами в Москву). При­чем, это была не просто обычная концертная про­грамма, а целое представле­ние. Armenian Navy Band ис­полнил абсолютно новое произведение крупной фор­мы, некую сюиту, являющуся материалом для следующего альбома коллектива и одно­временно продолжением альбома Natural Seeds — Sounds of Our Life, Part 1. Toro самого альбома, который му­зыкальными критиками ми­ра среди рассматривавших­ся 900 альбомов со всего све­та был поставлен на 14 место по итогам прошлого года. К слову, пару дней тому назад пришла информация о том. что ВВС Radio 3 номиниро­вало Armenian Navy Band на премию в области world music по итогам 2005 года.

Одним словом, фестиваль был большой, разнообраз­ный, интересный. Програм­ма каждого дня превраща­лась в праздник world music За четыре фестивальных дня слушатели четко осознали, насколько красив и понятен настоящий фольклор любо­му человеку, вне зависимос­ти от его национальной при­надлежности, от его воспи­тания и вкусов. Ведь согласи­тесь - пить родниковую во­ду, зачерпывая ее ладошкой из ручья, намного вкуснее, чем любой разрекламиро­ванный шипучий прохлади­тельный напиток в ориги­нальной упаковке. То же и с корневой музыкой. А если основы фолклора еще и "упа- кованны" в ту самую ориги- ниальную оболочку, то такой музыке просто цены нет.

Итак, Второй международ­ный фестиваль авангард- ной-фолк музыки (или все- таки этно-джаза?) прошел при большом скоплении на­рода и с огромным успехом.

Четверо суток (концерты затягивались до 3-4 часов но­чи, так что вполне можно го­ворить о суточном режиме работы музыкантов) забитый до отказа зал клуба бешенно аплодировал, топал ногами, ревел от восторга и поглощал огромное количество разно­цветной жидкости самой раз­ной крепости. К середине ве­чера трудно было понять — зал разогрет горячительны­ми налитками или все же фантастической игрой ис­полнителей. Хотя именно виртуозная игра музыкантов заставляла слушателей время от времени ’охлаждаться', прикладываясь к бокалам и бутылкам—уж очень горячая звучала музыка.' На второй ве­чер у организаторов и вла­дельцев юпба даже возникла проблема—в баре кончилось все, что можно пить (исклю­чая, конечна чай). К их чести надо сказать, что тут же, за полночь, был снаряжен отряд за бутылками на ближайший оптовый рынок и веселье продолжилось.

В первый день состоялось официальное открытие но­вого Большого концертного зала. Честь открыть зал была предостаменна ансамблю Gnawa. И они не подкачали После презентационного концерта все пошло как по накатанному — музыканты играли, показывали разные музыкальные трюки, какие- то фокчеы. одним словом, пускались во все тяжкие, лишь бы завести публику. И им это удавалось сполна!

Шоу действительно было занятным. Несмотря на то, что сушествововала четкая программа фестиваля, вы­ступления были расписаны по дням и минутам, редко ко­му удавалось выдержать зара­нее намеченный распоря­док Выступает, например, квартет Арто Тунчбояджан+ Карим Зиад+Азиз Сахмао- уи+Али Кейта, и вдруг к ним присоединяется ансамбль Gnawa и дает жару. Или пле­тет свою музыкальную вязь на басе Мэтью Гаррисон, до­бавляет оттенков клавишник Скотт Кинзи, бешенно лупит в барабаны Карим Зиад, в ре­зультате звучит что-то аван- гардно-электронно-продви- нугое, вдруг появляется Арто и начинает петь и играть в своем обычном стиле. И сра­зу вспоминаешь, что ты на фестивале авангардной фолк-музыки. Кстати, самый, пожалуй, ударный номер за все время фестиваля был ис­полнен именно этой четвер­кой, когда гости заиграли ти­пично блюзовую тему, при­шедшую откуда-то из Дельты, Арто запел на армянском, до­бавляя по вкусу знаменитый армянский "Дле яман" и что- то еще из фолклора. И, пред­ставьте, получилось очень гармонично. Американский блюз и народная песня о тяготах жизни армянского кре­стьянина прекрасно нало­жились друг на друга и вели­колепно прозвучали как еди­ное целое.

В последний день музы­канты устроили настоящий джэм-сешн с — Armenian Navy Band играли все, кто приехал на фестиваль и еще не уехал. Что играли, музыку какого народа, какой нации и расы, определить было трудно. Но всем армянским фанатам очень понрави­лось, и никто не стал разби­раться, что эго было. Главное — было весело и здорово!

Общее мнение после ме­роприятия прозвучало при­мерно так: фольклор — это немного наивная, прими­тивная, но настолько чистая, искренняя и захватывающая слушателя музыка, вне зави­симости от его националь­ной принадлежности, что смешивать его можно с лю­бой другой музыкой, и он не потеряет своей прелести и привлекательности. Его должно звучать больше, представлять его надо раз­нообразнее, шире, ярче и громче.

Все расходились с надеж­дой, что III Меяедународный фестиваль авангардной фолк-музыки обязательно состоится в апреле 2006 года. Это, по крайней мере, обеща­ли владельцы клуба, сам Арто и руководство западного ме­неджмента мероприятия. Как говорится — Бог им в по­мощь!

Армен МАНУКЯН




JAZZ-КВАДРАТ №1'2006


авторы
Армен МАНУКЯН
музыкальный стиль
этно-джаз
страна
Армения
Расскажи друзьям:

Еще из раздела фестивали 2005 - 2007 года
Jazzkaar Festival в Таллинне 2-ой Международный джазовый фестиваль в Калининграде Джаз над Волгой. Девять дней одного года, или куда "труба зовет" Джаз над Волгой. Некоторые сюжеты фестиваля
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com