nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Knyaz Myshkin (BY) + Herman Muntzing (SE), Sergey Letov (RU) & others - Pasiarod

стиль:

Knyaz Myshkin (BY) + Herman Muntzing (SE), Sergey Letov (RU) & others - Pasiarod
Этот сетевой альбом «Князя Мышкина» с малоизвестной графикой Рембрандта на обложках концептуальным не назовешь. Pasiarod напоминает скорее дневник, фрагмент летописи, рассказывающей о житии вышеупомянутого князя. Конкретно он охватывает период весны-лета 2010 года (сам альбом появился в сети на Clinical Archives в конце ноября того же года). Два диска. Первый, чистое аудио, включает в себя записи трех выступлений группы. Первая композиция, почти получасовой Rollmops, записывалась 10 апреля 2010 года в минском Дворце искусств, где «Князь» играл с целой командой мастеров экспериментальной и электронной музыки, включавшей как белорусов (Buben, Karaoke Vomit, Aortha), так и шведа Хермана Мюнцинга. Второй трек, самый объемный (48 минут!) – это выступление «Князя Мышкина» в минской галерее «Ў» 25 апреля, и, наконец, короткий третий трек возвращает нас под крышу Дворца искусств, но уже 16 июля, когда «Князь» оказывается в компании вокалистки Ирэны Котвицкой и одного из самых уважаемых мастеров российского авангардного джаза Сергея Летова. Есть еще и второй диск – это видеозапись вышеупомянутого выступления группы в галерее «Ў».

Ну, а теперь о музыке. Начну с конца. Когда слушаешь Arrow («Стрела»), то жалеешь лишь о том, что эта пьеса столь коротка. Прелестный образчик этно-джаза с замечательным голосом Ирэны Котвицкой. Именно она – царица этого трека. Гитара Леонида Нарушевича, со вступительных аккордов которой начинается композиция, играет на протяжении всего трека роль этакого эскорт-сопровождения голоса Ирэны. Все остальные инструменты, включая саксофон московского гостя и деликатное звучание ударных Владимира Кравченко, подчинены этому величавому «шествию» уже в роли свиты второго плана. Лишь на короткий миг в середине пьесы голос умолкает, позволив обменяться репликами духовым Летова и Семашко, а затем голос и гитара возобновляют свое движение. Повторюсь: очень жаль, что оно длится лишь три с половиной минуты – слушал бы и слушал!

А теперь в начало. Rollmops – самая авангардная, самая, если хотите, эзотерическая часть альбома. «Князь Мышкин» здесь представлен дуэтом Нарушевич – Семашко, а их партнерами выступают алхимики акустических и электронных звучаний Беларуси и Швеции. Здесь все построено на хрупком динамическом равновесии голосов гитары и духовых, которое постоянно захлестывается волнами электронных и прочих шумов, а ближе к концу композиции на пару секунд врывается еще и отрывок из чего-то попсового. А диалог, сложный, парадоксальный, продолжается, вдруг в нем прорастает нечто неуловимо-этническое, затем он вновь воспаряет к фри-джазовым высотам и вновь электроника все возвращает на круги своя… Почему участников этого действа «потянуло» именно на рольмопсы – не знаю. Может быть, 10 апреля в том году пришлось на четверг? (Напомню более молодым читателям, что в позднесоветскую эпоху из-за дефицита мяса по четвергам общепит по всей стране устраивал рыбный день с подачей соответствуюших блюд.) Сам я в календари лезть поленился, да и не суть важно, рольмопсы так Rollmops . Главное – получилось вполне съедобно, а на любителя – так и вкусно!

И осталась средняя часть альбома, на мой взгляд – главная. Если импровизация может быть монументальной, то это как раз тот случай. Композиция Election Day («День выборов») по масштабу даст фору не одной симфонии. Альбом предоставляет два варианта знакомства с этой работой. Я бы предложил сразу перейти к диску 2, то есть к видео-версии – смотреть и слушать все же интереснее. Правда, в начале камера оператора дрожит, дергается, мешают силуэты проходящих перед музыкантами людей, но потом как-то все устаканивается, или просто музыка заставляет забыть об остальном…

Напомню, что 2010-й был в Беларуси годом, когда государственная машина запускала ритуальный механизм под названием «выборы Президента». Играли Election Day музыканты весной (кстати, в день рождения лидера группы), и даже альбом появился в сети еще до самих выборов. Комментируя эту вещь легко впасть в «вульгарный социологизм», особенно глядя из года 2013-го и прекрасно зная, чем эти выборы закончились, и что последовало потом. Я этого делать не стану и просто поделюсь впечатлениями от увиденного и услышанного.

«Князь Мышкин» в тот день был представлен Леонидом Нарушевичем, Виктором Семашко и перкуссионистом Антоном Денисовым. Огромную композицию условно можно поделить на три примерно равные части. Естественно, на протяжении всего звукового пространства определяющим является диалог гитары Нарушевича и духовых (чаще всего кларнета и флейты) Семашко. Так вот, в первой трети диалога явно не получается. Гитара настойчиво и непреклонно, не слыша партнеров, гнет свою монотонно повторяющуюся линию, трагические всхлипы духовых с ней явно диссонируют. Со второй трети композиции ситуация исподволь начинает меняться, иным становится звук гитары, порой основную тему ведут уже духовые. На этом отрезке композиции музыканты даже вспоминают старину Хендрикса, на пару тактов, но вполне узнаваемо, вплетая в ткань импровизации мелодию гимна Беларуси. А потом, уже после получаса исполнения, наступает последняя треть. Поначалу кажется, что партнеры просто устали, изнемогли в этой борьбе звуков, в какой-то момент флейта Семашко, инструмент нежный и чуткий, вдруг взрывается рыком беловежского зубра. Он словно придает музыкантам новый импульс энергии, инструменты, кажется, нашли взаимопонимание, их голоса теперь звучат уже не contra, a pro, идет коллективная импровизация. Неожиданно автор видеоряда Александр Шаблыко решает что-то нам подсказать, уходя секунд на десять из галереи «Ў» и вплетая в сюжет снятое снизу изображение огромной, подавляющей трубы (не иначе, какой-то ТЭЦ), затем это изображение вдруг поворачивается на девяносто градусов и оказывается… угрожающе нацеленным на кого-то орудием! А тем временем мы возвращаемся в студию. В музыке появляются этнические мотивы, Леонид все чаще использует свою гитару еще и в качестве перкуссии, все чаще играет остинато. Все кончается пронзительным, отчаянным криком дудочки Виктора. Кода. Мне кажется, Election Day человеку с головой, сердцем и ушами скажет о Беларуси больше десятка иных статей…

Вот такая музыка, вот такой альбом. Кстати, совсем забыл о названии. А оно – просто классное! Здесь уж концептуальности и многозначности хоть отбавляй! Pasiarod – по-белорусски значит «посреди». Можно искать тут географический подтекст, можно – временной, можно даже считать музыку «Князя»… мэйнстримом (а как же – мэйнстрим ведь и значит, срединное, основное течение). Но для меня смысл тут в другом. Музыканты просто ощущают себя людьми в своей стране, посреди других людей, они впитывают ароматы родной земли, надежды, боль, чаяния, проблемы и транслируют их нам – через музыку. А как вам кажется?

2010
2CD: 1CD audio – 3 tks / 76 mins
2 CD video – 1 tk / 48 mins
(Lavon Narushevich – guitar, Viktar Siamashka - wind instruments, voice, Anton Dzianisau - percussion, voice, Uladzimier Krauchanka – drums, Herman Muntzing, Buben, Karaoke Vomit, Aortha - acoustic & electric noise, Sergey Letov – sax, Irena Katvickaya – voice;)
Линк предоставил Леонид Нарушевич


Леонид АУСКЕРН


авторы
Леонид АУСКЕРН
музыкальный стиль
авангард
страна
Беларусь, Россия, Швеция
Расскажи друзьям:

Еще из раздела издано в 2010 г.
Ayako Shirasaki - Falling Leaves - Live in Hamburg Jay Gaunt - Harmonicopia Koop - Coup De Grace Sandro Albert Quartet - Vertical
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com