nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Victor Bailey & Benny Maupin - Вечер со звездами

стиль:

Victor Bailey & Benny Maupin - Вечер со звездами
В октябре в Ереване царила настоящая культурная сума­тоха — многочисленные "Дни культуры" бывших брат­ских республик, праздники, фестивали, концерты... Один из них остался в тени, про­шел незамеченным СМИ и, самое грустное, любителями джаза. Единственный кон­церт двух ярчайших звезд со­временного джаза проходил при полупустом зале. Но ви­ны музыкантов здесь не было. Они показали, как всегда, из­вестный по многочислен­ным записям высочайший исполнительский класс. Ви­нить, очевидно, надо недоче­ты организаторов в реклам­ном процессе.

Есть музыканты, хорошо известные в мире музыки. А есть те, кто собственно и со­здают эту музыку. Креатив­ные, прогрессивные, успеш­ные в плане как исполни­тельства, так и композиции. И в этой связи имена Викто­ра Бэйли и Бенни Моупина могут служить прекрасным примером.

В начале октября в драмтеатре им. Сундукяна для ере­ванцев играл квартет вели­колепного басиста Виктора Бэйли. Начальный организа­ционный этап сложился не очень удачно — по вине ор­ганизаторов грузинских концертов квартета музы­канты добрались до Еревана из Тбилиси всего за час-полтора до начала выступления. Чуть-чуть отдохнули, наспех перекусили, провели сума­тошный саунд-чек, и вот — музыканты на сцене перед публикой.

Виктор Бэйли по праву за­нимает одно из первых мест в ряду современных звезд джаз-баса наравне со Стэнли Кларком, Жако Пасториусом, Альфонсо Джонсоном, Мэтью Гаррисоном (по иро­нии судьбы игравшем в эти же дни в другом зале Ерева­на). Он выступал и записы­вался со многими суперзвез­дами современной музыки — группами Weather Report, Steps Ahead, The Zawinul Syndicate, аккомпанировал Биллу Эвансу и Билли Кобэму, Сантане и Мадонне. Выходец из музыкальной се­мьи, он уже в 16 лет играл на профессиональной сцене, сумел создать свой собствен­ный, легко узнаваемый стиль игры на бас-гитаре. Его спе­цифическое исполнение можно слышать на более чем 45 альбомах, включая не­сколько сольных.

Если этот бас-гитарист по­пулярен больше среди моло­дежной аудитории, то его коллега саксофонист и бас- кларнетист Бенни Моупин был звездой уже тогда, когда Виктор только начинал иг­рать на гитаре. Этот думаю­щий виртуоз был одним из тех, кто начинал новое музы­кальное движение и создавал вместе с великим Майлсом Дэвисом авангардное, по тем временам, направление джаз-рок. Активное участие в записи новаторского альбо­ма Дэвиса 1969 года Bitches Brew vже тогда сделало его имя известным всему миру, а создание через 3-4 года та­кой суперпопулярнейшей до сих пор музыкальной темы, как Chameleon для альбома Headhunters Херби Хэнкока вывело в столпы жанра.

И вот эти две без преувели­чения легенды современно­го джаза в окружении своих партнеров по группе — пиа­ниста Питера Хорвата и ба­рабанщика Роки Брайанта — стоят на центральной улице Еревана перед гостиницей и мирно беседуют с организа­торами концерта. Футурис­тическая картина! Если бы кто-то сказал мне такое еще месяц назад, я бы громко рас­смеялся. Особую пикант­ность картине придавал тот факт, что это происходило 9 октября — в день празднова­ния "Дня города" — Еревану исполнялось 2787лет! Толпы молодежи пробегали мимо, мало внимания обращая на темнокожих музыкантов, тех, чью музыку они много раз слушали и будут слушать еще. Очевидно, просто ни­кто из них не ожидал, что звезды такого уровня могут вот так запросто, средь бело­го дня, стоять в центре Ерева­на. Ни толп фанатов, ни визга поклонниц, ни блицев фото­камер... Нет, конечно, все это было, но уже потом, после концерта.

Квартет играл музыкаль­ные темы в основном с по­следнего альбома Бэйли — That's Right. Такого напора, энергетики, мощи ереван­ские любители джаза видели не часто. Музыканты играли так, будто от этого исполне­ния зависила их дальнейшая судьба. Красота мелодий, за­предельная техника, слож­нейшие импровизации, но без занудства и бессмыслен­ного экспериментирования поражали. Зал взрывался громом аплодисментов по­сле каждой комозиции. Го­рячая музыка, которую так любит молодежь, полную драйва и эффектную внеш­не было очень легко воспри­нимать, несмотря на ее сложную внутреннюю структуру и серьезность аранжировок. Причем, если лидер коллектива доводил слушателей до экстаза своей техникой, то саксофонист — мудростью музыкального видения и воображения. Пи­анист (кстати, политичес­кий иммигрант из еще соци­алистической Венгрии) и молодой барабанщик вы­глядели под стать своим многоопытным партнерам. Бурную реакцию слушате­лей вызвало не очень длин­ное, но зато уж очень эф­фектное соло на ударных Роки Брайанта. Менеджер группы, швейцарский им­пресарио Питер Баслер, оха­рактеризовал молодого ба­рабанщика как killer’а и буду­щую яркую звезду джазовой сцены. А к его мнению стоит прислушаться — он много лет работает с Жаном-Лю­ком Понти. Майклом Урбаняком. ТАКЕ 6, другими большими звездами совре­менной музыки, а главное — с нынешним королем бара­банщиков Билли Кобэмом.

Сцену, которая наблюда­лась после концерта, я видел на джазовом концерте в Ере­ване всего два раза — много лет назад на концерте Б.Б. Кинга и 5 лет тому назад после выступления Чика Кориа. Слушатели долго не отпуска­ли музыкантов, толпились у сцены, пытаясь взять авто­граф. сфотографироваться с кумироми... Кстати, музыкан­ты никому не отказывали, и в результате момент проща­ния затянулся минут на со­рок, что основательно спутало карты организаторам концерта. В результате ужин, накрытый в центральном ресторане города "Старый Ереван", начался лишь около полуночи.

С первой же минуты своего пребывания в Армении аме­риканские гости отметили какую-то особую "теплоту, исходящую от людей, спокойствие, а главное, уверен­ность в своих действиях". "Вот где я нашел настоящих профессионалов шоу-биз­неса'. как заводной повторял Бастер. "Я думаю, нам нужно продолжить сотрудничест­во, уверен, у нас получится. У меня богатый опыт общения, поверьте мне". Что могли от­ветить организатор проекта Левон Малхасян и Вазген Асатрян, Президент Cafe de Puis — компаниии, явившей­ся генеральным спонсором концерта? Они улыбались и старались сделатъ явно боль­ше требуемого.

Гости буквально обалдели от оказанного им гостепри­имства. Роскошный ужин в ресторане, плавно перешел в частную вечеринку дома у Асатряна. Там, у Президента крупной компании с душой музыканта, был подготовлен сюрприз — в середине вече­ра он вставил в видеомагни­тофон кассету с записью на­делавшего много шума в сто­лице Армении недавнего концерта "Поет Ереван 70-х", и, конечно, тот самый мо­мент, где квинтет армянских бас-гитаристов исполняет ту самую тему Бенни Моупина "Хамелеон". Надо было ви­деть выражение лица опыт­нейшего музыканта, когда он внимал этому, достойному строки в книге рекордов Гиннеса выступлению! Он был поражен, удивлен и тро­нут тем, что здесь, в Армении, знают так хорошо его твор­чество.

"Знали ли Вы что-нибудь об Армении до приезда сю­да?" — спросил у Моупина ав­тор этих строк. Почти все время молчавший музыкант встрепенулся и сразу ожи­вился: "Конечно! Когда я был маленьким, в нашем доме жила армянская семья, и я дружил с мальчиком из этой семьи. Его мать всегда угоща­ла меня разными вкусными блюдами армянской (я так думаю) кухни. Потом мы пе­реехали, и больше я его не встречал. Но вот совсем не­давно пришел в свой банк и встретился там с одним из менеджеров заведения. Раз­говорившись, я узнал, что он армянин. Мы подружились. Когда недавно я ему сказал, что еду на гастроли в Ереван, он очень разволновался и попросил постараться уви­деть там как можно больше знаменательных мест, при­везти ему сувениры и атмо­сферу далекой, никогда не виденной им родины. Вот я и везу". С этими словами, музы­кант, которому рукоплеска­ли самые престижные джа­зовые фестивали, как доб­рый волшебник начал вытас­кивать из карманов буклеты, значки, всякую мелочевку с армянской символикой. "Он будет счастлив", — радостно улыбаясь, сказал гость. Весь вечер Моупин спрашивал и записывал названия блюд и напитков, которыми их пот­чевали радушные хоязяева, просил рассказать ему о культуре и истории Арме­нии. "Пригодится!" — зага­дочно улыбаясь, отвечал он. Ну и, конечно, выходя из рес­торана, он попросил буклет заведения: "Мой друг обяза­тельно спросит, где мы ужи­нали".

Прощались с музыканта­ми долго—разошлись около 3-х часов утра. Еле передви­гаясь на своих сильно боль­ных ногах (уже много лег его мучит болезнь суставов), Виктор Бэйли не переставал клясться в любви к Армении, Питер Хорват раз за разом поздравлял с "освобождени­ем из коммунистической тюрьмы", а Питер Баслер в очередной раз проверял, на месте ли все его контакты: "Мы должны работать в буду­щем на постоянной основе. Я уже знаю, что в следующий раз привезу в Ереван — ком­позитора и дирижера Лало Шифрина. Вам понравится. Вот увидите!"

Армен МАНУКЯН




JAZZ-КВАДРАТ №1/2006




авторы
Армен МАНУКЯН
музыкальный стиль
фьюжн
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела концерты 2004 - 2006 года
Бобби Макферрин - Голос как чудо Вечер памяти Аркадия Эскина Бобби МакФеррин в КЗ им. Чайковского B в кубе и два саксофона
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com