nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Владимир Угольник - Краеугольная гитара Беларуси

стиль:

Владимир Угольник - Краеугольная гитара Беларуси
Владимир Угольник - лауре­ат международных конкур­сов, педагог, доцент Бело­русского государственного университета культуры и искусств и просто хороший собеседник. Не так давно у Владимира родилась внуч­ка. Мы посчитали это хоро­шим поводом поговорить с молодым дедушкой бело­русской гитарной музыки о музыке третьего тысячеле­тия - той музыке, которую будет слушать и любить но­вое поколение.

Марина Тихомирова: Начнем с глобального. Владимир, как ты дума­ешь, куда идет белорус­ский джаз сегодня?

Владимир Угольник: Как сказал Аркадий Эскин, у нас множество замечатель­ных джазовых музыкантов, не хуже европейских. Как гитарист, назову Ткаченко, Антишина, Молчанова... Это - самые-самые. Из молодых
- Усков. Всех перечислить невозможно, поэтому не хочу никого обидеть. Джаз у нас не умирает. Более того
- прогрессирует. Музыкан­ты играют в своем стиле и они - уз-на-ва-е-мы! Поэто­му джазовая гитара живет, развивается, но, к сожале­нию, не всегда востребо­вана - попса пропаганди­руется больше и засоряет мозги молодым людям. По­слушав посредственные группы, юноша решает, что это - эталон, и дальше идет медленно, если вообще не останавливается в своем му­зыкальном развитии.

Твоя задача, как педа­гога, этого не допустить и показать весь спектр существующей музыки, разве нет?

Да, по возможности я это делаю. Сейчас многое упростилось благодаря Интернету, с его помощью можно найти огромное ко­личество любой мировой информации. Это помогает, мы наконец-то идем в ногу с современной музыкой, можем пользоваться видео­материалами, видеошкола­ми великих мастеров, ги­таристов мирового уровня -и джазовой, и рок-гитары, работа охватывает различны-е стили. К примеру, проучившись два-три года и освоив технически гитарные приемы - самые необходимые - студент начинает выбирать стиль, который ему ближе всего. Я акуратненько и незамет­но для студента стараюсь его направить. Уже где-то с третьего курса я вижу, куда его потянет.

Мае кажется, если молодой музыкант талантлив, он сам станет искать хорошую музыку и пройдет мимо попсы...

Безусловно. Все зависит oт его эстетических запро­сов. Хорошо, когда молодые люди воспитываются в семьях. где отдают предпочте­ние хорошей, качественной музыке. Для молодых лю­дей. которые столкнулись с серьезной музыкой, попса уже не вредна. Ну, на диско­теке оторваться, в компании с друзьями посидеть...

Ты читаешь курс "Ис­тория джазового испол­нительства". Для себя как для концертирую­щего музыканта ты что- нибудь новое открыл? Были какие-то озарения, откровения?

Уча других - учишься сам. Надо все знать самому - все, о чем рассказываешь. Конеч­но, и у студентов что-нибудь интересное подсматриваю. Сам начал более глубоко за­ниматься историей джаза, хотя и независимо от лек­ционного цикла интересо­вался этим всегда. Сейчас много новых имен, но и в старых я для себя открываю неожиданные грани: Луис Армстронг, Джо Пасс, Сонни Роллинз, Стен Гец... Каза­лось бы, общепризнанные гении, но на них всю жизнь можно учиться. Кстати, на меня в свое время огромное влияние оказали саксофо­нисты. Стен Гец играет им­провизацию красиво, легко, с умом...

Значит ли это, что ты ищешь на гитаре прие­мы, которые использу­ются у других инстру­менталистов?

Значит. Сначала, конечно, начинаешь осваивать какие- то понравившиеся приемы отдельных исполнителей (и неважно, на каком инст­рументе они играют, важно - что не на гитаре), а потом - когда уже импровизиру­ешь - ни за что не уловишь, откуда что взялось: от Стена Геца или Джо Пасса. Пусть в этом разбираются крити­ки! И в каком стиле я играю (журналисты любят этот вопрос!) меня тоже волнует в последнюю очередь (сме­ется).

В каком бы стиле ты не играл, слышится явный крен в сторону кантри. Это что - особенность характера?

Да. Американцы за своего принимают! Кантри я люб­лю. Он - живой, непосред­ственный. Как я! (Смеется.) Вообще, определение стиля как такового, повторяю, уже не имеет значения в наше время. Вот я был на джаз- фестивале в Саулкрасты - это в другую сторону от Юрмалы, 44 км от Риги. По­следний раз я там был в кон­це июля 2004-го года. Туда приглашают высококласс­ных музыкантов - лицо,я бы сказал, современного джаза. Приезжали и Билли Кобэм, и Джо Майлз. Был Миклош Бирта - этнический венгр, но живет в Америке, играет с Майклом Стерном, или, вот, Стив Логан приезжал... Солидная компания. После восьми вечера начинались джемы...

Были ли какие-то оценки твоей игры?

Нет, явных оценок не было. Но начинали на меня внимательно смотреть, ко­гда я играл импровизацию. Спрашивали, где учился, у кого, откуда родом...

Испытываю гордость за свою музыкальную страну!

А мне приходилось отве­чать: учился-то я у вас, гос­пода! А особенно - у Джона Скофилда, и что у него есть такие места, которые я сыг­рать не могу. А мне отвеча­ют: «Не волнуйся, мол, у тебя самого есть такие места, ко­торые Скофилд сыграть не сможет!» (смеется). А вооб­ще, во время таких фестива­лей и знакомств происхо­дят забавные вещи. То, что называется объединением стилей. Например, мы в Са­улкрасты в гостинице жили дверь в дверь с Майком Кютнером - барабанщи­ком, который услышал, как я наигрываю «Индийский блюз» и тут же притащил свои индийские перкуссии. Он, оказывается, 18 лет в Африке изучал ударные ин­струменты и один на этом фестивале играл целое отде­ление - час, представляешь! У него - батарея инстру­ментов! Ну а на следующий день мы устроили «бомбу» - 15 минут на сцене вдвоем: он - со своими индийскими «чайниками» и я - с гитарой. Никто не ожидал, зал ревел. Вот так из джемов рождают­ся концертные программы! А гитара - такой инстру­мент, который наиболее приспособлен для того, чтобы проявить свою инди­видуальность. Одни и те же, казалось бы, ноты каждый гитарист - будь он джаз-, рок- или кантри-исполнитель - играет по-разному.

Значит ли это, что джаз обогащается не только индивидуальностью ис­полнителей, но и разны­ми течениями, стилями, направлениями третье­го тысячелетия?

Конечно! Джаз - это интеллект. Джазовый му­зыкант, как мне кажется, гораздо быстрее овладеет другими стилями и элемен­тами других направлений, чем какой-либо другой. По­тому что все идет от головы! Джаз развивает настолько, что любой другой стиль ложится легко. Такие совре­менные сложные направ­ления в музыке, которые приближаются к симфо­низму в духе Стравинского, Хиндемита для джазового музыканта не представляют трудности в освоении. По­скольку логика джаза близка и классике, и авангарду..

Любая сложность му­зыки отсекает значи­тельную часть публики и делает эту музыку эли­тарной. Джаз в этом пре­успел как ни одно другое направление. Как ты от­носишься к коммерциа­лизации джаза сегодня?

Коммерция в музыке - это плохо. А вот элитарность имеет смысл. Элитарную му­зыку делают люди, которые обладают большей музыкаль­ной информацией, большей подготовкой. Их музыку тоже, соответственно, слушают те, кому интересно что-то но­вое для себя найти - то есть люди подготовленные. А для остальных - музыка попро­ще. Из этого следует вывод, что чем незамысловатее ор­ганизован человек, чем про­ще его потребности, - тем более простое искусство он будет для себя искать.

Надо ли слушателю делать над собой уси­лие, чтобы понять или хотя бы попытаться по­нять элитарную музыку? Нужно ли человеку тру­диться над собой в этом случае?

Прежде всего, такому че­ловеку надо объяснить, что он слышит. Это я и делаю обычно, как педагог. Объяс­няю, почему это звучит так, а то - вот эдак И иллюстри­рую музыкальными приме­рами. Еще очень хороший прием - дать возможность «зацепиться слухом» за зна­комые «вешки», за то, что - понятно. А потом студенты уже и сами легко сочиняют похожее.

Наверное, главное в педагогике - научить ученика добывать новую информацию, воспри­нимать ее и обрабаты­вать. Остальное зависит от самого студента.

Совершенно верно. Ос­новная задача - научить студента творческой работе, чтобы выйдя из нашего уни­верситета он уже мог само­стоятельно продуцировать благодаря своим знаниям.

Многие музыканты жалуются, что сейчас уходит время джэмов. Любишь ли ты джэмы? Есть ли у них будущее?

Обожаю! Джэм - способ общения с разными музы­кантами на одном языке. Происходит это в свобод­ной обстановке, настоль­ко свободной, что сегодня джазмэны дошли до того, что - не играют тему. А за­чем? Джазовые и блюзовые стандарты и так все .мы зна­ем! Просто называется, к примеру: Take Five - и сра­зу играется импровизация. Джэм - это колоссальный обмен музыкальной инфор­мацией. Кто-то нашел инте­ресную «фишку», обыграл ее, подарил находку музы­кантам в джэме... С теми, с кем поиграл, становишься потом лучшими друзьями, поскольку испытываешь особое уважение. Есть та­кие околоджазовые люди: разговаривают, умничают, блещут друг перед другом знаниями истории и теории джаза, а скажешь такому: «Пойдем на сцену, поиграем вместе!» - часто приходится слышать в ответ: «Ой, нет- нет, я не играю». Настоя­щий джазовый музыкант, наоборот, будет стремится к джэму. То есть - джэм жив! На фестивалях на сцене - большое количество му­зыкантов-. выходит любой, кто хочет. Мест не раздают, очки не выставляют, никто никого не критикует...

Однажды я наблюда­ла, как пианист Андрей Кондаков запел. Как ты относишься к пению ин­струменталистов и поче­му поешь сам?

Меня всегда удивляло, что мое пение слушают. Мне кажется, я просто воспроиз­вожу какие-то звуки опреде­ленной высоты, а некоторые смело называют это пением. Эрик Клэптон говорил: «Пе­ред тем, как я импровизацию сыграю, я ее сначала спою». У него кличка (как у индей­ца) Slow Hand - «Медленная Рука», он не играег сногс­шибательных пассажей, но он исходит от вокала. И это здорово, поскольку вообще вся мушка происходит от вокала: человек сначала за­пел, а потом уже стал играть на музыкальных инструмен­тах. Самое высшее дости­жение - когда инструмент может заменить вокал, стать настолько же выразитель­ным. И если музыкант поет - это очень хорошо. И во­обще, я не думаю, пою я или нет, надо это делать или нет. Я делаю, что мне нравится. Однажды я услышал импро­визацию Джорджа Бенсона - он играл и пел одновре­менно, в унисон, и меня это поразило: я понял - это мое! Результат интересный - импровизация в голове рождается. Прежде чем ты доверишь ее пальцам - ты ее пропеваешь. Она стано­вится более органичной. Это предохраняет от того, чтобы не зациклиться на ка­кой-то позиционной игре, не пойти за аппликатурной технологией. Это значитель­но расширяет возможности музыканта!

Что бы ты напоследок пожелал, как педагог, начинающим музыкан­там?

Прежде всего, надо исхо­дить от образа, от чувств. Все остальное - беглосгь, техника - это обслуга. Са­мое главное - идти от души. Чувства - центральный ствол музыкального образо­вания. Качественная музыка «цепляет», и для этого надо глубоко переживать самому, чтобы передать свои эмо­ции в публику. Надо взять для начала и просто проана­лизировать, что ты хочешь сказать своей музыкой. Это - очень сложно. Никакая техника тут не поможет. По­тому что это должно быть искренним.

Беседовала
Марина ТИХОМИРОВА

Jazz-Квадрат, №6/2007


Расскажи друзьям:


страна
Беларусь
музыкальный стиль
мэйнстрим

Еще из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: блюз
  • авторы: Евгений ДОЛГИХ
  • страна: США
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в ...
подробнее
  • стиль: джаз
  • авторы: Михаил ТРОФИМОВ
  • музыкальный стиль: фьюжн
  • страна: Россия
Такого еще не было! Игорь Бойко стал первым русским музыкантом, который, подобно величайшим западным гитаристам, стал обладателем своего именного инструмента, изготовленного по личной спецификации всемирно известной фирмой Fender. Как ...
подробнее
  • стиль: джаз
  • авторы: Дмитрий ПОДБЕРЕЗСКИЙ.
  • музыкальный стиль: мэйнстрим
  • страна: Беларусь
"Когда я еще не знал всех этих имен и, понятно, не мог никому подражать, родители купили мне гитару "Musima". Я первую ночь с ней спал: положил рядышком на подушечку, накрыл одеялом... Она давно уже ушла от меня..." Владимир Ткаченко — ...
подробнее
© 2018
Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com