nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Расул Закаржаев - Гитарист большого калибра

стиль:

Расул Закаржаев - Гитарист большого калибра
Расул Закаржаев - наита­лантливейший и перспек­тивнейший музыкант; один из лучших выпускников ав­торской школы гитариста Игоря Бойко - «Лаборато­рии профессионального об­разования для гитаристов». Получив профессиональную «путевку в жизнь», Расул без труда поступил во всемирно известный колледж Беркли в американском городе Босто­не, где продолжает успешно учиться. Кроме того, моло­дой музыкант приступил к работе над своим первым сольным проектом...

Михаил Трофимов: По­ведай миру - откуда ты родом и с какого возрас­та увлекся гитарой?

Расул Закаржаев: Я ро­дился в Казани. Там, собст­венно, и вырос. Еще с детства я стал замечать, что нерав­нодушен к музыке. Слушал ее как-то по-другому, неже­ли остальные; то есть, не как фон окружающей жизни, а пытался всматриваться в ее глубину. При этом старался понять, каким образом по­строена та или иная компо­зиция...

Мой отец, как, впрочем, и многие люди его поко­ления, сам играл на гитаре - распространенной тогда «семиструнке» - известные «хиты» своей молодости (кстати, и продолжает это делать сейчас). Однажды я как бы в шутку попросил его показать мне аккорды одной из любимых наших песен - «Алешкина лю­бовь». Поупражнявшись с недельку дома, я понял, что с легкостью играю эту' мело­дию. Вечерами с ребятами в подъезде мы «завывали» ее нараспев, как мартовские коты - в надежде обратить на себя внимание пре­красной половины человечества.

Тогда мне было 16... По­играв на славной гитаре ленинградского производ­ства всякие там популярные песенки, я со временем пе­реключился на рок-музы­ку. Даже «Нирвану» имити­ровал! Затем стало как-то скучно - не было пищи для ума. Как-то однажды, купив первую в своей жизни элек­трическую гитару Jackson, я отправился учиться в Улья­новск Но не любовь к музы­ке меня сподвигла на смену местожительства, а давняя семейная традиция: когда у тебя в семье все летчики - участь твоя предрешена: летное училище... И точка. Правда, и во время учебы я не расставался с гитарой. Проучившись там два года, взял «академ» - дела житей­ские... Вернулся домой и ре­шил уже более серьезно за­ниматься гитарой: любовь к музыке взяла верх! Я пере­играл во многих казанских группах, брал частные уро­ки гитары у нескольких пре­подавателей, даже поступил в музыкальную школу - по классу классической гитары,

А еще через некоторое вре­мя переехал в Москву, чтобы поступить в колледж имени Гнесиных. Через год учебы я покинул это почтеннейшее заведение, окончательно убедившись, что там ника­кого достойного образо­вания, по крайней мepe по гитаре, не получу. Вместе с тем я стал еще больше интересоваться частными урока­ми. Приоритеты менялись со скоростью звука, перехо­дя от «запильного» рока, до джаза и фъюжн.

Как ты оказался в ав­торской школе Игоря Бойко?


Еще до приезда в Москву я слышал об этом музыканте - у меня были его учебные пособия, но самому разо­браться в них тогда мне было трудновато. Я понял, что без помощи автора мне не обойтись - там заключен достаточно сложный мето­дологический материал, а у меня никакой специальной подготовки не было. А очень хотелось импровизировать, причем осознанно...

В один прекрасный день отец сообщил мне, что ско­ро в Казань приезжает с гаст­ролями Игорь Бойко. После концерта я познакомился с ним и напросился прослу­шаться. Что, собственно, и случилось через несколь­ко недель. В первую нашу встречу в Москве мы около трех часов беседовали о му­зыке, пили отменный зеле­ный чай, после чего я сыграл маэстро несколько разученных «соло» и, набравшись наглости, попросил взять в свои ученики. Музыкант от­ветил: «Если тебя не смущает расстояние в тысячу верст, которое придется преодо­левать раз в неделю, давай попробуем». Я исправно приезжал... Вот так, собст­венно говоря, и пролетели полтора года занятий, за время которых я открывал для себя совершенно новые грани музыки.

Что бы ты пожелал ны­нешним ученикам «Ла­боратории профессио­нального образования»?


Подходить к музыке осно­вательно - ведь талант нужно в себе взрастить. Игорь Александрович дает то, что не преподают ни в одной консерватории, а именно - секрет профессионального взаимопонимания. Кроме того, его метод развивает музыкантов во всех стилях и может очень пригодиться каждому, прошедшему его. Дo занятий у этого гитари­ста - моего первого настоя­вшего учителя - я даже толком не знал, что мне играть.
Сегодня же я могу играть практически все.

Как тебе удалось очу­титься в Беркли - столь консервативном и ува­жаемом заведении?

Завершая учебу по про­грамме «Лаборатории», я твердо решил попробовать свои силы в этом всемирно известном американском колледже. Первоначальное прослушивание состоя­лось в Германии, куда в тот момент приезжали аме­риканские представители. Прослушивание оказалось чисто формальным - чет­кость требовалась не столь­ко в исполнении, сколько в оплате счетов на обуче­ние и сборе всевозможных справок: отечественный бюрократизм отдыхает... Правда, существовала сла­бая надежда на получение скидки в оплате за учебу. Не повезло...

Стоимость полного кур­са обучения в Беркли равна стоимости нового спор­тивного авто, и я благода­рен родителям, имеющим возможность оплатить мне это, прямо скажем, недеше­вое удовольствие. Понимаю, что далеко не каждый у нас сегодня способен оплатить даже малую часть этой сум­мы; тем ответственнее я старался подходить к ока­занному мне доверию.

Способствовали ли тебе в дальнейшем обуче­нии те знания, которые ты получил в гитарной школе Игоря Бойко?

Еще бы! Иначе я бы просто-напросто не оказался в Беркли. Метод этого пе­дагога помог мне освоить профессиональный импро­визационный язык - гармо­нический и мелодический. Я стал играть более осознанно, узнал для себя, как работают на практике разнообразные, предложенные им идеи.

В первое время пребыва­ния на американской зем­ле было тяжело вдвойне, поскольку одновременно я продолжал закреплять знания, полученные в «Ла­боратории», и в полном объеме осваивать предме­ты по программе колледжа. Прибавьте сюда уроки по вокалу, частные уроки фор­тепиано.

Расскажи о своих впе­чатлениях об американ­ском колледже.

До поступления в это учебное заведение мои ожи­дания были несколько пре­увеличены, и когда я начал учиться, меня некоторые моменты серьезно разоча­ровали. Особенно это каса­ется специальности, кото­рой в колледже уделяется не так много времени, как ка­залось. Правда, я многое уз­нал об общетеоретических предметах - композиции и аранжировке, интересных мне для использования в та­ких стилях как; Funk, Disco- Funk, Soul-Funk, Bossa-Funk, Rap-Funk, Latino-Salsa, Bossa- Nova, а также - в кубинской музыке, на которую я неров­но дышу.

Вообще, меня всегда ин­тересовала взаимосвязь ин­струментов в той или иной аранжировке - примени­тельно к тому или иному стилю. Что касается глав­ного достоинства обучения в бостонском колледже, на мой взгляд, это - аутентич­ная среда общения. Обще­ния с себе подобными - му­зыкантами, съехавшимися со всех континентов.

Ты сейчас работаешь над своим сольным аль­бомом. Это правда?


Чистая правда. Идея за­писи альбома пришла мне в голову уже в Америке. Да, собственно, кто из нашего брата-музыканта не меч­тает иметь сольный диск? Первым шагом в реализа­ции этой идеи послужили поиски продюсера.

На втором семестре обуче­ния я познакомился с амери­канским продюсером. Пре­жде чем начать работать, мы подписали с ним контракт. Сразу стоит сказать, что ус­луги продюсера на Западе - удовольствие не из дешевых. Мы вместе с ним пригласили для записи нескольких авто­ритетных в США музыкантов и уже записали почти поло­вину материала.

Свой авторский диск я решил записать с элемен­тами собственного вокала. На мой взгляд, альбом полу­чается стилистически раз­ноплановым. Для роковых композиций был приглашен барабанщик Кэнни Аронов (Kenny Aronov). Фанковые пьесы будут записывать два брата Грэнджерс (Grengers Brothers) из Балтимора, один басист, другой барабанщик. Сделать джазовые зарисов­ки и песни в стиле «босса- нова» мы попросили пре­подавателей из Беркли. На клавишных играет пианист Юкки Хирано (Uki Hirano). Скоро мы планируем запи­сать пару треков с именитым барабанщиком Луисом Като (Louis Cato) - кроме того, он там же запишет и партии бас-гитары. Этот исполни­тель обладает одной весьма интересной особенностью: сначала он записывает бас, а уже на'него наложением пи­шет барабаны; очень своеоб­разная техника. В настоящее время мы ведем переговоры с еще одним известным сак­софонистом - Эриком Мариенталем (Eric Mariental) по поводу его участия в запи­си. Кстати, несколько треков на саксофоне уже исполнил Николай Моисеенко - наш соотечественник, который тоже учится в Беркли. Еще мы пригласили струнную группу, также планируем позвать полную духовую секцию.

В какой студии прово­дится запись альбома?

Запись производится в одной из нью-йоркских студий. Пишем на Pro Tools, а некоторые «ювелирные» места мы «закидываем» в Logic Express - ведь там го­раздо больше возможностей для редакции и компонов­ки. Когда все будет готово, в этой же студии будет сдела­но и предварительное сведе­ние. Затем на специальной, так называемой, «mixing»-студии будут накидываться спецэффекты и произойдет окончательное выравнива­ние треков по балансу - све­дение, проще говоря. Масте­ринг, скорее всего, мы будем делать в одной из профиль­ных студий Лос-Анджелеса или Нью-Йорка.

Скажу по секрету, еще я со­бираюсь спеть с известными вокалистами. Понимаю, зву­чит пафосно, но «не боги горшки обжигают»... Будем приглашать еще несколько бэк-вокалисток и даже рэп-исполнителей, чтобы доба­вить некоторой остроты в общий музыкальный кок­тейль. Понимаю, что такая запись не делается за два дня. Думаю, мне понадобиться еще год, чтобы записать свой альбом и... окончить Беркли.

Каким бы стилем ты определил свой альбом?

В двух словах и не ска­жешь. Хотя бы потому, что американские тенденции в музыке - Rap, Heavy Metal, Country, Blues, Pop - не очень похожи на то, что делаю я - это ближе к европейскому стилю. Здесь есть многое: от фанк-поп до рок-баллады, от босса-новы до направ­ления «латина», еще много другого примешано. Короче говоря, сплав стилей.

О женских предпочте­ниях не спрашиваю, но какие гитары ты предпо­читаешь?

С удовольствием расска­зал бы и о своих женских пристрастиях, но, боюсь, что это тема для отдельного раз­говора. Хотя в момент игры ты принадлежишь гитаре, как любимой женщине, и отдаешься ей без остатка.

В прошлом году, когда я приезжал на каникулы в Рос­сию, конечно же, встречался с Игорем Бойко. Он мне по­казал одну из своих недавно приобретенных гитар Ibanez George Benson. Я записал на ней несколько демо-пьес для видеоархива «Лаборатории». Вот было нелегко играть то­гда на ней - на струнах тол­щиной 012мм, тогда, как до этого всю свою сознатель­ную жизнь я использовал калибр струн 009мм. Тем не менее, мне очень понравил­ся звук той гитары. Вскоре в Америке я купил себе точно такой же инструмент. Осво­ился где-то за пару месяцев, так как пришлось перестраи­вать положение руки. Зато сейчас пальцы сами бегают, и совсем другие ощущения: все под контролем и очень напористый и яркий звук А еще у меня остался старень­кий инструмент Ibanez JS 10 Satriani chrom, я его исполь­зую в сочетании с гитар­ным синтезатором Roland VG 88. Кстати, есть в моей «коллекции» очень хорошие акустические гитары Taylor и Ovation. И, конечно же, у меня есть Fender stratocaster. Из «примочек» я исполь­зую недавно приобретен­ные педали фирмы Electro Harmonic, это stereo reverb и Pan Chorus - не жалуюсь.

Какой тебе явилась Америка?

Признаться, мои впечат­ления не самые лучшие. Во-первых, очень дорого снимать квартиру, а суще­ствовать в общежитии кол­леджа - уму непостижимо. Советский «стройбат» пока­жется раем-, в местной обща­ге клопы настолько глубоко вползли в мою жизнь, что вторгались в кошмарные сны - как в фильмах Хич­кока, я просыпался от ужаса и... стряхивал их со своей постели горстями! Я уже не говорю о том, сколько сто­ит обучение. К тому же, из- за калорийной здешней еды - гамбургеров и хот-догов - за год проживания в Амери­ке я поправился на 10 кило! Из плюсов могу сказать, что Бостон - один из старейших городов страны, здесь много живописных мест, музеев, памятников архитектуры. И именно здесь, в этой «Мекке музыки», я могу реализовы­вать свои мечты: приглашать для записи прославленных музыкантов, на которых ко­гда-то молился, и которые теперь могут зазвучать на моей собственной пластин­ке. И все это, знаете, вселяет надежду и веру в лучшее.

И напоследок; расска­жи что-нибудь забавное из жизни рядового аме­риканского студента.

Со мной, конечно, не смогу припомнить ничего «этако­го», а вот с моими сокурсни­ками кое-что бывало. Напри­мер, недавно мой знакомый басист шел на занятия со своей бас-гитарой на плече. Райончик-то такой, прямо скажем - неблагополучный, населенный в основном темнокожими и выходцами из Латинской Америки. Вне­запно за своей спиной он услышал перестрелку, сломя голову, примчался в Беркли и когда расчехиил свой бас, то обнаружил в корпусе пулю - 9-го калибра, между прочим. Решил оставить «на добрую память»...

Михаил Трофимов

Jazz-Квадрат, №3/2007




авторы
Михаил ТРОФИМОВ
музыкальный стиль
кроссовер, мэйнстрим
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с гитаристами
Hiram Bullock Jim Hall John Scofield - Джэм со Скофилдом Владимир Молотков: аранжировка – дело техники
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com