"...Импровизационная музыка для меня — это путь к постижению самых разнообразных вещей."
Джейн Айра Блум
Когда симпатичная женщина играет на саксофоне, это всегда привлекает внимание. Когда симпатичная женщина играет на саксофоне хорошо — это притягательно вдвойне. Ну а если симпатичная женщина играет на саксофоне блестяще — это наверняка Джейн Айра Блум. Американская саксофонистка, играющая на сопрано и альте, принадлежит к сравнительно немногочисленной группе исполнительниц, ярко раскрывших свой талант в инструментальном джазе. В отличие от вокального джаза, в инструментальном женщин все еще немного, а среди преуспевших в игре на духовых инструментах — откровенно мало. Если же говорить об игре на сопрано-саксофоне, то Джейн Айра уже ряд лет входит в джазовую элиту среди исполнителей на этом инструменте.
После смерти признанного короля сопранистов Стива Лэйси критики, журналисты и любители джаза постоянно называют ее имя в группе претендентов на опустевший "престол", с переменным успехом оспаривающих друг у друга титул лучшего сопрано-саксофониста мира. Блум не просто обладательница красивого звука и эффектной техники игры, она еще и музыкант-новатор, постоянно ищущий новые выразительные средства. А помимо этого — широко эрудированный человек с весьма разносторонними интересами (что также находит отражение в ее творческой жизни) и очень независимая личность, для которой коммерция никогда не заслоняла чисто творческие задачи.
Джейн Айра Блум родилась в Бостоне в 1955 году. В том, что именно музыка станет главном делом ее жизни, Джейн разобралась достаточно рано. Правда, с окончательным выбором инструмента все решилось не сразу. С детства она играла на фортепьяно, потом пробовала себя в качестве барабанщицы. И тот, и другой опыт пригодились впоследствии, особенно игра на ударных. Многие отмечают, что с ритм-группой Джейн взаимодействует удивительно точно, да и сама она не скрывает, что ритм барабана будто живет у нее в крови. Выбор саксофона был поначалу довольно случайным. Джейн было тогда лет девять-одиннадцать. Будущим музыкантам вынесли показать несколько разных инструментов, и девочке приглянулся именно саксофон. Начинала она учиться игре, как водится, с альт-саксофона, но постепенно перешла к сопрано. Большую роль в этом переходе сыграл педагог Джейн Айры, известный в Бостоне специалист Джо Виола (Joe Viola). Он помог Джейн расслышать все оттенки звучания сопрано-саксофона, помог ей полюбить этот инструмент. Учитель и ученица часто играли дуэтом. Тонкую, красочную палитру собственного звучания Виола сумел передать Джейн Айре.
Сегодня, накопив огромный опыт практической игры, Блум очень высоко оценивает роль своего педагога в постановке звучания и раскрытии всех секретов своего инструмента. А их много! Вот как она сама описывает тонкости в игре на сопрано-саксофоне в интервью с Францем Матцнером (2003 г.): "...Как говаривал Джо, у сопрано-саксофона меньше окошко для правильной игры. Знаешь, как обычно саксофонисты говорят о правильном интонировании на сопрано? Оно вроде бы и не сложнее, чем на других саксофонах, у каждой разновидности есть свои проблемы, но сопрано меньше прощает, и потому здесь чуть больше тонкостей в постановке амбушюра. Надо затрачивать побольше времени на работу по постановке звучания, которое ты хочешь извлечь из инструмента, в то время как инструмент коварно подталкивает тебя к более легким и доступным приемам звукоизвлечения. И только время может привести тебя к нужному результату. Я всегда говорю, что нужно постараться перехитрить инструмент".
Ценя в первую очередь уникальность звучания, Джейн Айра довела технику владения инструментом до совершенства. Ее звук, ее игра действительно очень индивидуальны. Разумеется, произошло это не сразу. После Беркли Джейн Айра училась еще и в Йеле, где получила степень по музыке и свободным искусствам. Здесь она делала больший упор в учебе на общие принципы композиции. После окончания университета, как очень многие молодые джазовые музыканты со всех уголков Америки, да и остального мира, она устремилась в самый джазовый город планеты — в Нью-Йорк.
В конце 70-х годов здесь звучал самый разнообразный джаз, но Джейн Айра Блум практически сразу присоединилась к самому радикальному джазовому кружку тогдашнего Нью-Йорка — к тем, кто играл так называемый лофт-джаз. Это странное направление было обязано своим названием не столько стилистике исполняемой музыки, сколько месту ее исполнения. Музыканты и артисты самых разных творческих воззрений собирались и играли свою музыку в старых заброшенных складских помещениях, огромных пустующих пакгаузах и т.д. Объединяющим моментом для этих людей служило резкое неприятие сложившейся системы взаимоотношений между творцом искусства и его посредниками на пути к слушателю: звукозаписывающими компаниями, концертными агентствами, владельцами клубов. Радикальные артисты нашли свою радикальную публику, которая с удовольствием посещала концерты лофт-джазовых музыкантов в их пристанищах. Все вместе они создавали особый элитарный мирок, окутанный атмосферой исключительности. Сегодняшнее понятие "даунтаун-мьюзик" близко, хотя и не тождественно реже звучащему в наши дни термину "лофт-джаз". Предшественники были, пожалуй, бескомпромисснее нынешних альтернативщиков.
Главными лоцманами в мире лофт-джаза стали для Блум два человека: вокалист и педагог Джей Клейтон (Jay Clayton), с которым она часто выступала в нижнем Манхэттене, и бывший сайдмен Майлса Дэвиса, саксофонист Джордж Коулмэн (George Coleman). Эти люди помогли молодой исполнительнице обрести уверенность, трансформировать ее творческие идеи в свободную экспрессию и оригинальные композиции. Если в детстве первыми образцами для подражания в джазе для Джейн Айры были вокалистки, такие, как Элла Фитцджеральд, то сейчас ее вдохновляли музыканты не просто яркие, а предпочитавшие свой, резко индивидуальный путь в искусстве: трубач Букер Литтл, саксофонисты Сонни Роллинс и Орнетт Коулмэн.
Свою дискографию Блум открыла в 1978 году. К этому вопросу она тоже подошла нетривиально. Мы знаем немало случаев, когда известные и уже согревшиеся в лучах славы музыканты, устав от диктата звукозаписывающих компаний, создают собственные лэйблы. Дебютантка Джейн Айра Блум изначально не собиралась следовать ничьим руководящим указаниям и свой первый же альбом издала на ею же основанной фирме Outline Records. Альбом носил лаконичное название We Are и был записан в дуэте с басистом по имени Кент МакЛэгэн (Kent McLagan) в Образовательном Центре Искусств в Нью-Хэйвене, штат Коннектикут, всего за два дня. Все композиции, за исключением одной пьесы МакЛэгэна и одного стрейнхорновского стандарта, сочинила Блум, она же взяла на себя функции не только продюсера, но и фотографа и дизайнера обложки. Среди сотен ежегодных дебютов альбом был замечен, хотя бури восторгов не вызвал. Критики отмечали оригинальность музыкального мышления автора, теплоту звучания, хорошее взаимопонимание партнеров в достаточно необычном по составу дуэте.
Через два года, в полюбившемся Джейн Нью-Хэйвене был записан второй ее альбом Second Wind. Здесь состав музыкантов был расширен до квинтета (к Блум и МакЛэгэну добавились барабанщик, пианист и вибрафонист), а сама Джейн Айра помимо любимого сопрано-саксофона играла еще и на альте. Уже в этих первых двух работах, как в зеркале, отразились тенденции, присущие и в дальнейшем творчеству Джейн Айры Блум, причем как в студии, так и на сцене. Выяснилось, что ее стихия — "высоколобый" камерный джаз, предпочитаемые ею составы — дуэт (формат, любимый далеко не всеми), квартет, редко более крупные форматы. Блум любит работать с довольно узким кругом музыкантов-единомышленников: за четверть вековую карьеру едва наберется два десятка исполнителей, участвовавших в записи ее альбомов. Как раз на рубеже 80-х годов Джейн начала выступать вместе с пианистом по имени Фред Херш (Fred Hersch), ставшим, по ее собственному признанию, идеальным партнером, взаимопонимание с которым и в концертах, и при записи альбомов является просто идеальным, когда они оба испытывают величайшее удовольствие от совместного музицирования. Это сотрудничество продолжается и по сей день. Блум прекрасно знает историю джаза и опыт своих предшественников, однако в собственном творчестве предпочитает искать на импровизационной основе новые пути и новые средства для решения творческих задач. Ее музыка тяготеет к авангарду, но авангард это особый — по-женски теплый, чувственный, гуманистичный, если хотите.
На Блум начали обращать внимание, причем люди серьезные, например, известный джазовый критик Нат Хентофф, очень тепло отозвавшийся о Second Wind. Заметили ее и в Европе, в частности, Маттиас Винкельман, шеф весьма высоко котирующейся в кругах любителей джаза, да и иной креативной музыки, мюнхенской фирмы Enja Records. По его приглашению Джейн Айра в компании с Фредом Хиршем, Эдом Блэкуэллом (удар-ные) и Чарли Хэйденом на басу записали в конце 1982 года в Нью-Йорке альбом Mighty Lights, вновь почти полностью состоящий из ее композиций и изданный в следующем году на Enja Records. В DownBeat этот диск оценили на "пятерку" (т.е. пятью звездочками), что бывает нечасто и уже само по себе служит для джазового музыканта пропуском в особый элитный клуб. Для Блум это был первый опыт записи на "большой" фирме, в конце 80-х годов она его повторила, выпустив два альбома на CBS Records, чтобы затем окончательно вернуться (по крайней мере, по сей день) к практике работы с небольшими независимыми лэйблами.
Оба CBS-овских альбома (Modern Drama и Slalom) интересны еще и тем, что на них впервые оказались увековечены в записи уже ранее практиковавшиеся Джейн Айрой на сцене во время концертов эксперименты с электронной музыкой, которые она называет "живая электроника". Предвижу скептические замечания: что уж тут экспериментального? К концу ХХ века электронная музыка уже давно и прочно вписалась во все направления музыкального творчества, от академических сочинений до поп-музыки. Но дело в том, что Блум и не собиралась ставить электронику во главу угла. Как она сама признается в вышеупомянутом интервью с Матцнером, "...я по-прежнему заинтересована в том, чтобы быть сопрано-саксофонисткой, а не синтезаторщицей". "Живая электроника" для нее — это лишь пара скромных "ящиков", программу для которых она написала сама, и которые при нажатии ножной педали выдают разнообразные электронные эффекты, превращающие подчас ее звучание в целый оркестр сопрано-саксофонов. В ходе исполнения не происходит никакого перепрограммирования, а электроника просто включается и отключается так же быстро и спонтанно, как меняется акустический звук при нажатии клапана на саксофоне. "Живая электроника" расширяет палитру красок, которыми пользуется Блум, и она по сей день активно использует этот прием. Блум справедливо считают пионером в применении "живой электроники" к игре на сопрано-саксофоне.
Конец века совпал по времени для Джейн Айры Блум с очередным творческим подъемом. Она много гастролирует, выступает. Теперь это уже зрелый мастер, который приближается к периоду расцвета. Из разряда "талантов, заслуживающих большего внимания" в различных опросах она постепенно перемещается в группу мировых лидеров джаза в игре на сопрано-саксофоне. Блум по-прежнему отличается широким кругом творческих интересов. Она сочиняет не только джазовую, но и академическую музыку, выступая и с камерными составами, и с различными танцевальными труппами, пишет музыку для кино и телевидения. Интересуется она и спортом, свидетельством чему служат композиции Ice Dancing (в честь замечательной английской пары в танцах на льду Джейн Торвилл/ Кристофер Дин) и Slalom из одноименного альбома. Не изменяет Блум и своей любви к визуальным искусствам, особенно к живописи и фотографии, сама много и на неплохом профессиональном уровне фотографирует. Интересно, что на обложку альбома Red Quartets Джейн Айра поместила увеличенный фрагмент одной из своих фоторабот. Джейн Айра известна и тем, что начала исполнять свою музыку в... планетариях, она стала первым музыкантом, специально отмеченным Программой искусств Американского космического агентства NASA за такие свои сочинения, как Most Distant Galaxy и Einstein's Red/Blue Universe. Эти пьесы были изданы на выпущенных Блум в 90-е годы альбомах, соответственно Art And Aviation и Red Quartets.
А между двумя этими дисками был очень любопытный альбом The Nearness (1996 г.). В нем Блум "покусилась" сразу на две джазовые иконы: классический стандарт традиционного джаза Summertime и не менее классический стандарт, но уже эпохи бопа, 'Round Midnight. В весьма изобретательной интерпретации гершвиновская "Колыбельная" превратилась в почти фри-джазовую композицию под названием Nearly Summertime, а в пьесе Midnight Round/ `Round Midnight сам Монк, наверное, с трудом признал бы свое самое популярное сочинение. При этом обе версии были сделаны с большой убедительностью, которая вызвала уважение даже у тех, кто не очень любит подобные эксперименты. В этом альбоме Блум подчеркнуто отказалась от использования своей "живой электроники", а стандартный для себя формат квартета усилила духовой секцией в лице трубача Кенни Уилера и тромбониста Джулиана Пристера.
Впрочем, в последующих работах она вернулась и к использованию электроники, и к квартетной форме, где наиболее постоянными ее партнерами стали пианист Фред Хирш, басист Марк Дрессер (Mark Dresser) и барабанщик Бобби Превит (Bobby Previte). В этом составе был записан и самый, пожалуй, нашумевший альбом Джейн Айры Chasing Paint: Jane Ira Bloom Meets Jackson Pollock. Выше уже говорилось об увлеченности саксофонистки живописью. Образы, навеянные творчеством тех или иных мастеров кисти и красок, часто служили для Блум толчком к сочинению музыки. Так, уже на втором ее альбоме появляется композиция Jackson Pollock, в альбом Art And Aviation включена пьеса Straight No Chaser/ Miro, а в "Красных квартетах" звучит композиция Chagall/ How Deep Is The Ocean. Эти названия уже дают представление о пристрастиях автора. И действительно, Блум более всего интересуется искусством ХХ века, а в нем ее более всего привлекает абстрактный экспрессионизм. После отцов абстракционизма Кандинского, Мондриана и Малевича, новый импульс развитию этого направления в середине ХХ века придал выдающийся американский художник Джексон Поллок. Именно этот мастер оказался особенно созвучен творчеству Джейн Айры Блум.
И когда Фонд Дорис Дьюк выделил Блум специальный грант на сочинение музыки на темы Поллока, она с энтузиазмом взялась за работу. Как рассказывала позже Джейн Айра, она импровизировала за роялем, выставив перед собой репродукции полотен Поллока. Линии и цветовые пятна художника, пропущенные через душу композитора, превратились в цикл джазовых импровизаций для квартета. Интересно, что в данном случае мы имеем дело со своеобразным двойным отражением, поскольку сам Поллок обычно работал именно под звуки джаза, особенно предпочитая пение Билли Холидей. Потом начались репетиции, шлифовка созданной Блум сюиты в шести частях, где звуки, акустические и электронные, уподоблены краскам, а их соотношение меняется по воле композитора так, как если бы художник наносил эти краски на холст в только ему ведомой последовательности. В марте 2002 года состоялась премьера новой работы Блум в Музее изящных искусств Хьюстона. Вскоре вышел и диск с этой вызвавшей очень широкий общественный резонанс музыкой.
Не могу в этой связи не сделать пару замечаний. Сами по себе встречи джаза и живописи не новы. Отечественные поклонники джаза со стажем должны прекрасно помнить выступления пианиста Леонида Чижика в ГМИИ им. Пушкина в Москве, где он импровизировал на темы известной серии Анри Матисса "Джаз". Но, увы, то был Советский Союз, да еще в один из самых тухлых периодов своей истории, так что этот эксперимент для джазового мира в целом остался практически незамеченным. К счастью, в случае с Блум все вышло иначе...
Эксперименты в сфере синтеза искусств Блум продолжает и поныне. Она сотрудничала с такими известными кино- и театральными актрисами, как Ванесса Редгрейв и Джоан Вудвард, с художником Дэном Наминга, легендарным хореографом Кармен ДеЛавеллад. В марте 2004 года в Филадельфии состоялась премьера синтетической программы Unexpected Light, построенной на сочетании и контрасте музыки и светового шоу. Эта программа была создана Джейн Айрой Блум в сотрудничестве с известным дизайнером световых представлений Джеймсом Ингеллсом. Если же говорить о чисто музыкальных направлениях, то Блум не чужда и world music. В проекте Atlantic / Pacific Waves она и басист Марк Дрессер играют вместе с такими восточноазиатскими музыкантами, как Мин Ксяофэн, виртуозный исполнитель на китайской пипе, и Джин Хи Ким, играющий на корейском народном инструменте комунго.
Последним же из собственных проектов Джейн Айры стал на сегодня альбом Like Silver, Like Song, выпущенный в 2005 году. Это вновь квартет с испытанными партнерами (только Хирша сменил за роялем Джейми Сафт), и это тоже тематическая программа, посвященная на этот раз снам (или мечтам — английское слово "dream" допускает и такое толкование). Я не хотел бы сейчас подробно говорить об этой работе, поскольку рецензировал ее для Jazz-Квадрата (см. № 4/05). Скажу только, что произвела она на меня очень сильное впечатление, и именно этот альбом послужил поводом для более глубокого знакомства с творчеством Джейн Айры Блум и, в конечном счете, для написания этой статьи.
У Джейн Айры на сегодня очень много различных джазовых (и не только) регалий. В 2001 и 2003 годах она получала премию Ассоциации джазовых журналистов, как лучший сопрано-саксофонист года. Побеждала она в категории "сопрано-саксофон" и в анкетах критиков авторитетного журнала DownBeat. У нее есть награда имени Чарли Паркера за новаторство в джазе и награда организации International Women In Jazz. Но одна награда Джейн Айры носит совершенно уникальный характер. Чтобы рассказать о ней, потребуется небольшая предыстория.
25 сентября 1984 года в Обсерватории Лоуэлла в Аризоне с помощью 13-ти дюймового астрографа (фототелескопа), который в свое время помог открыть планету Плутон, был обнаружен новый астероид за номером 60683. Эта малая планета, имеющая около пяти километров в диаметре, также вращается вокруг Солнца, но на расстоянии примерно в два раза большем, чем Земля. Впоследствии наблюдение этого астероида подтвердили обсерватории Германии, Австралии и американская обсерватория на Гавайях. В феврале 1998 года во все регистры Международного Астрономического Союза, по предложению первооткрывателей, было внесено название этой, до тех пор безымянной, малой планеты: Джейнайраблум (Asteroid (6083) Janeirabloom). На Земле сегодня живет не так много людей, в честь которых названы космические объекты. Джазовая саксофонистка и композитор Джейн Айра Блум принадлежит с 1998 года к их числу.
Впрочем, для многочисленных поклонников ее таланта в разных странах мира, Джейн Айра все же ассоциируется не с астероидами, и вообще не с планетами, большими или малыми, а, скорее, с иными космическими телами. Для них она — звезда. Звезда по имени Блум.
Простейший ответ на этот вопрос может звучать так: они оба нравятся практически всем. Есть такое выражение, подчас употребляемое в полемическом задоре: "Я вам не доллар (рубль, тугрик и т.д.), чтобы всем нравиться!". Я не знаю, как относятся к ...
22 марта нынешнего года скончался прекрасный саксофонист, кларнетист, вокалист и поэт Рик Фэй. Его памяти посвящается этот короткий очерк. Как вы считаете, может ли джазмен, записавший 13 сольных альбомов, участвовавший в записи еще одиннадцати и ...
«...Ни белых мелодий нет, ни черных мелодий нет — есть только музыка, брат». (Ричард Рив, южноафриканский писатель) Разрешите предложить вашему вниманию для начала три длинные цитаты: " Многие не играют по-настоящему вместе, и ...
Владимир Чекасин родился в 1947 году в Свердловске (г.Екатеринбург, Россия). С шести лет играет на скрипке и фортепиано, с десяти лет - на кларнете. Только в последних классах музыкальной школы увлекся игрой на саксофоне. Закончил Свердловскую ...
Когда брежневский режим начал помаленьку выпускать за линию бдительного взора Карацупы и Джульбарса отщепенцев, остро желающих покинуть страну развитого социализма, люди искусства потянулись среди первых. Кто–то ехал в Израиль, кто–то — в Европу, ...
В последнее время в Россию (и в том числе в Санкт-Петербург) потянулся поток джазменов, некогда покинувших нашу страну и отбывших в США в поисках своего пути в джазе. Постоянно работает в Москве саксофонист Игорь Бутман, частым гостем стал трубач ...
Музыканты приходят в джаз. Каждый — по-своему, это тема для отдельного исследования. Любители музыки приходят к джазу. Тоже каждый своим путем. Автор данных строк заинтересовался музыкой где-то ко времени распада "Beatles". Рок переживал ...
В центре саксофонной секции оркестра Дюка Эллингтона Джонни Ходжес казался постоянно скучающим, а подчас даже сонным. Он часто дремал, изредка открывая один глаз, чтобы посмотреть на часы, ожидая выступления. Внезапно, без объявления начала ...
Десять лет тому назад мягко звучащий тенор-саксофон Тео Трэвиса был достопримечательностью четверговых и пятничных вечеров в баре "Tufnell Park", будущем известном месте встреч джазовых музыкантов. "The John Richardson Trio", тамошний постоянный ...
"...Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, ...
Великий новатор, альт-саксофонист, композитор. Это имя давно уже вошло во все музыкальные энциклопедии. Постоянно переиздаются его записи. О нем написаны десятки книг, сотни статей, тысячи страниц. Прежде чем взяться за перо, я попытался честно ...
Конечно же, страницы печатного текста будет явно недостаточно для того, чтобы описать все грани таланта и творчества этого невероятного виртуоза. Яркий солист, уникальное дарование! Пожалуй, немного найдется джазовых музыкантов современной формации, ...