nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Bill Evans - Десять главных альбомов Билла Эванса

стиль:

Bill Evans - Десять главных альбомов Билла Эванса
После Билла Эванса джазовое фортепиано уже никогда не останется прежним. Этот невзрачный очкарик выработал стиль столь гармонически богатый, столь бесконечно изобретательный, что его влияние несравнимо с влиянием никого другого из пост-боповых пианистов.

Уильям Джон Эванс рос в Луизиане и еще подростком в Батон-Руже начал играть на фортепиано в джазовом ансамбле своего старшего брата Гарри. Вернувшись с армейской службы в 1954 году, Билл Эванс перебрался в Нью-Йорк, где присоединился к таким новаторам, как Чарльз Мингус и Джордж Расселл. Одним из первых Эванс начал практиковать усложненный подход к аккордам, что произвело сильное впечатление на Майлса Дэвиса, пригласившего Эванса для записи своего эпохального альбома «Kind Of Blue».

Эванс умел искусно сплетать сложную тональную сеть и в то же время был необычайно ярким солистом, благодаря гармоническим и ритмическим вариациям превращавшим в джаз даже простые мелодии — как это видно из его знаменитой обработки «Santa Claus Is Coming To Town». Эванс был и замечательным композитором, расширившим список джазовых стандартов такими темами, как «Waltz For Debby», «Turn Out The Stars» и «Blue In Green». Эванс как бы открыл заново возможности джазового трио, изменив стереотипы разделения труда между его участниками на более интегральную систему, где у каждого исполнителя есть возможность свободно и импровизационно взаимодействовать с другими.

Эванс страдал от пристрастия к героину, от которого ему удалось избавиться к 1970 году, но уже к концу десятилетия он попал в новую, на сей раз кокаиновую ловушку. Все это подорвало его здоровье. Он умер от последствий бронхиальной пневмонии и язвы в 1980 году в возрасте всего лишь 51 года. К счастью, документированное записями наследие Билла Эванса велико, в него входят десятки альбомов и оно постоянно пополняется новыми студийными и концертными записями, которые в свое время по разным причинам не увидели свет. Структурно изощренный и эмоционально окрашенный джаз Билла Эванса был ярким событием при его жизни, его воздействие сильно и сейчас, десятилетия спустя после смерти мастера.

1. «SUNDAY AT THE VILLAGE VANGUARD».
Выйдя на сцену известного нью-йоркского ночного клуба 25 июня 1961 года, трио Билла Эванса создало одну из фундаментальных для современного джаза записей. Партнерами Эванса в тот период были авангардный барабанщик Пол Мотиан и феноменальный басист Скотт Ла Фаро (он погибнет в автомобильной катастрофе буквально через несколько дней после этой записи). Помимо стандартов Джорджа Гершвина и Коула Портера репертуар включает «Solar» Майлса Дэвиса и две жемчужины от Ла Фаро: тонкая, мечтательная «Gloria’s Step» и грустная, окрашенная в восточные тона «Jade Visions».

2. «CONVERSATIONS WITH MYSELF».
Билл Эванс был не первым джазменом, экспериментировавшим с многоканальной записью, но ему первому удалось это сделать столь убедительно, как на этом альбоме 1963 года (который принес ему первую в его карьере премию Грэмми). Его название — это ироничная реплика артиста, известного глубочайшей погруженностью в свой собственный внутренний мир. Эванс наложил на запись основного инструмента голоса еще двух дополнительных фортепиано и добился богатого звучания почти оркестровой глубины. Его репертуар включает три пьесы Телониуса Монка и собственную меланхоличную медитацию «N.Y.C.’s No Lark». К подобной технике он возвращался впоследствии в «Further Conversations With Myself» и «New Conversations».

3. «THE TONY BENNETT / BILL EVANS ALBUM».
На первый взгляд эта работа может показаться неудачным партнерством новатора современного джаза и «салонного певца» (по собственной характеристике Беннетта). Однако альбом, записанный в 1975 году, стал приятным и неожиданным сюрпризом в карьере обоих музыкантов. Сочное фортепиано Эванса на протяжении всей программы надежно и тактично поддерживает цветистый вокал Беннетта. Они исполняют стандарты «My Foolish Heart», «But Beautiful», «Days Of Wine And Rises» и «We’ll Be Together Again». Бенетт кроме того исполняет известную мелодию Эванса «Waltz For Debby» в близкой его стилю версии.

4. «WALTZ FOR DEBBY».
Этот альбом, являющийся по смыслу продолжением «Sunday At The Village Vanguard», также документирует звездное выступление трио Эванса в нью-йоркском клубе Вилледж Вангард 25 июня 1961 года. С ритм-секцией в составе ударника Пола Мотиана и басиста Скотта Ла Фаро Эванс потрясает аудиторию своей незабываемой титульной рапсодией, парящей над землей версией модальной классики Дэвиса «Milestones» и блистательными, эмоциональными обработками баллад «Detour Ahead» и «Some Other Time».

5. «HOW MY HEART SINGS!».
После смерти Скотта Ла Фаро Билл Эванс на какое-то время отошел от музыки. Этот период завершился сессиями 1962 года, давшими жизнь этому общепризнанному всеми, как классический, альбому. При поддержке ударника Пола Мотиана и нового басиста Чака Израэлса Эванс продемонстрировал, что он вернулся к музыке полный сил и идей: это и тонкий свинг в «I Should Care», и блистательная версия «In Your Own Sweet Way» Дэйва Брубека, и оригинальная обработка «Summertime» Джорджа Гершвина с запоминающейся басовой партией. В этой записи впервые увидели свет и некоторые сочинения самого Эванса, включая жизнерадостную тему «Show - Type Tune» и головокружительную «Walkin’ Up».

6. «PIANO PLAYER».
Аудио путешествие по некоторым не самым известным проектам Эванса, начиная с записи 1957 года, где пианист выступил основным солистом и сыграл ключевую партию в композиции Расселла «All About Rosie», исполненной большим составом Джорджа Расселла. В этот перечень вошли также концертная запись 1958 года с квартетом Майлса Дэвиса «My Funny Valentine», где у Эванса есть отличное соло, записи из сессий 1962 года, когда Эванс работал с продвинутым вибрафонистом Дэйвом Пайком, а также шесть ранее не издававшихся записей дуэта Эванса с басистом Эдди Гомесом, среди которых такие шедевры Эванса, как «Twelve Tone Tune», «Comrade Conrad» и «Waltz For Debby».

7. «EVERYBODY DIGS BILL EVANS».
Название второго альбома Эванса лишь подтвердило настроения, витавшие среди его приятелей - джазменов и запечатленные в цитатах от Майлса Дэвиса, Джорджа Ширинга, Ахмада Джамала и Кэннонболла Эддерли, украсивших его обложку. Партнер Дэвиса по ансамблю, барабанщик Филли Джо Джонс и басист Сэм Джонс присоединились к Эвансу, исполняя такие стандарты, как «Tenderly», «Night And Day» и «Oleo» Сонни Роллинса. В нескольких треках Эванс играет соло, как, например, в «Peace Piece», виртуозной импровизации, выросшей из вступления к теме «Some Other Time».

8. GEORGE RUSSELL «THE JAZZ WORKSHOP».
Композитор, бэнд-лидер и теоретик Джордж Расселл дебютировал в 1956 году вместе с 27-летним Биллом Эвансом за фортепиано с этим ярким образчиком нового стиля Расселла с гармоническими перестроениями, получившего название «модальный джаз». Эта работа наложила серьезный отпечаток и на дальнейшее творчество самого Эванса. В альбом вошла и необычно освингованная пьеса, которую Расселл посвятил Эвансу: «Concerto For Billy The Kid». В этих записях участвовали также басист Тедди Котик и ударник Осия Джонсон — та же ритм-секция, что и на дебютном альбоме самого Эванса «New Jazz Conceptions», который был издан в том же году.

9. «THE SECRET SESSIONS».
Изданный в 1996 году комплект из восьми CD «The Secret Sessions» на самом деле охватывает широко известные выступления трио Билла Эванса в Вилледж Вангард, на сцене, принесшей ему самую громкую славу. Тайными в данном контексте являлись сами записи, поскольку их, действительно украдкой, делали в 1966 - 75 годах горячие поклонники Эванса Майк и Эвелин Харрис. На басу здесь играет преимущественно Эдди Гомес, а из ударников особо можно выделить Филли Джо Джонса и Джека Де Джонетта. 103 записи, вошедшие в комплект дают обширную картину концертного репертуара из стандартов и оригинальных сочинений Билла Эванса.

10. «PARIS CONCERT, PART TWO».
Эванс чувствовал, что его трио конца 70-х годов с басистом Марком Джонсоном и ударником Джо Ла Барбарой по классу вполне может соперничать с его трио двадцатилетней давности со Скоттом Ла Фаро и Полом Мотианом. Это становится очевидным на этом втором из двух альбомов, записанных в 1979 году, менее чем за год до смерти Эванса. Волнующее завещание его тонкого мастерства включает прекрасную композицию Гэри МаФарланда «Gary’s Theme», романтически свингующее откровение Майлса Дэвиса «Nardis» и несколько сочинений самого Эванса, включая лиричную пьесу «Letter To Evan», посвященную им своему сыну.

Дрю УИЛЕР

перевод Леонида АУСКЕРНА

Jazz-Квадрат, №6/2001


музыкальный стиль
мэйнстрим, хард-боп
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела пианисты, органисты, клавишники
Omar Sosa - Экуменический джаз Омара Сосы Dave Brubeck (1920 – 2012) – классики уходят… Larry Goldings - До и после "Квартета" Vijay Iyer - Релятивистский вальс Виджая Айера
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com