nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Nils Petter Molvaer

стиль:

Nils Petter Molvaer
Нильс Петтер Мольваер — норвежский трубач, компо­зитор и продюсер, сблизив­ший такие стилистические крайности, как джаз, эмби­ент, house-музыка, электро­ника и ломаные ритмы В его исполнении эти. казалось бы несопоставимые музы­кальные течения, образуют не имеющий аналогов сти­листический сплав. В составе его группы — алекгрогитарист, басист, ди-джей, барабанщик. Электронные рит­мы сплетаются с виртуоз­ным живым звуком. Неумо­лимым транс-антарктическим локомотивом уносит слушателя музыка нового миллениума. Это — корни, уходящие глубоко под ледя­ную скандинавскую землю. Это — боевая мощь всех гун­нов и викингов, помножен­ная на лучшее в роке и поп - музыке. Это — джаз, сэмпли­рующий себя в реальном и виртуальном времени, Пуль­сирующая энергией, избега­ющая постоянства и опреде­лений музыка. Это — под­линная новизна. Музыка 21- го века. Магия импровиза­ций Нильса Петера Мольваера.

Мольваер родился в I960 году в норвежском местечке Суда. Его отец, музыкант, познакомил его с джазом в раннем возрасте. Так в жиз­ни появились голос Билли Холлидей, и — главное — труба Майлза Дейвиса и До­на Черри. К 1979 году, переи­грав в десятках студенче­ских оркестров и любитель­ских групп, музыкант посту­пил в престижную консерваторию Трондхейма. Вышел из нее уже обладателем уни­кального стиля и постепен­но стал приобретать репута­цию одного из самых инте­ресных молодых трубачей в Северном джазе. Однако, джаз не был единственной страстью Нильса Петтера: на него сильно повлияла "зву­ковая алхимия" Билла Ласвелла и Брайана Ино. Он по сей день обожает рок-музы­ку, фанк, соул. фолк. Интере­суется клубными грувами, сэмплированием. Изучает этническую музыку со всего света: Африка, Восток, Океа­ния...

Профессиональная карье­ра Мольваэра началась в се­редине 80-х: шанс начинаю­щему трубачу дал немецкий лэйбл ЕСМ. Эта фирма запи­си опередила свое время. от­крыв для Америки и Европы никому не известную Скан­динавию. Сегодня лэйбл продает больше пластинок, чем иные "гиганты" музы­кальной индустрии, а его му­зыканты — признанные дея­тели культур своих стран.

Так. Шведская Королевская Музыкальная Академия нес­колько месяцев назад наградила пианиста Бобо Стенсона (35 лет с фирмой) преми­ей в 100 ООО крон за вклад в шведскую культуру. Musical America и Карнеги Холл от­метили Арво Пярта званием ’Композитор 2005 года". А основачель лэйбла Манфред Айхср семь раз номиниро­вался на премию Grammy в качестве "Лучшего продюсе­ра года’, и таки добился ее в 2002 году. В 2004 году 9 арти­стов ЕСМ снова номиниро­вались на Grammу.

Здесь трубачу предоста­вили шанс сопровождать звезд калибра Арильда Ан­дерсона, Сидсель Ендриессон. Вышел и диск его груп­пы "Москалеро". Мольваер стал звездой европейского джаза. И здесь уместна па- раллель с его кумиром, вели­ким Майлзом Дейвисом. На­лицо определенная преем­ственность: то,что Майлз делал после Bitches Brew, то. что он делал с фанком в 70-е, и с рэпом в 80-е, Нильс Петтер продолжил с музыкаль­ными новшествами 90-х и 2000-х. Речь идет о разрушении барьеров. Некая тоталь­ная музыка. Обратная сто­рона монеты — разрыв свя­зей с традиционным джаз- миром. Мольваер, как и Майлз до него, один из счи­танных джазменов, кото­рым удалось выйти к широ­кой публике, продать кучу пластинок, заработать серьезные деньги и с легко­стью выступапъ как в интим­ных джаз-клубах, так и пе­ред многотысячными фе­стивальными аудиториями. Мольваер стал одним из са­мых коммерчески успеш­ных достояний ЕСМ: здесь вышли его дебютный аль­бом в качестве лидера Khmer (1997) и Solid Ethe (1999). В его группу вошлг лучшие музыканты Скандинавии нового поколения; гитарист Эйвинд Аарсет, барабанщик Руне Арнессен, неоднократно называвшийся лучшим норвежским ди-джеем DJ Strangefru’ (Паль Нихус).

Впрочем. ЕСМ диктовал определенные условия и тяготел к чересчур академическим направлениям. Молываеру стало тесно. Стало скучно играть для снобов-ценитепей, критиков и муэейных ископаемых. Он уже почувствовал вкус выступлений перед массовой аудиторией. Мольваер - сверх-коммуникабельный человек с тесными связями и в мире продюсеров электронной музыки. Он знает свою публику, что называется, в лицо и ведет прекрасную маркетинговую стратегию. Так, осознав собственную растущую популярность среди любителей танцевальной электроники, он тут же соорудил альбом ремиксов.

Для создания пластинки Recoloured он обратился к услугам знаменитостей. наподобие бритшща Matthew Herbert (создателя миксов Мадонны и Бьорк) или своего соотечественника Deathprod, сотрудничавшего с Бьорк и Gus Gus. Recoloured (2001) вывел Мольваера на новый виток популярности. Это - умная танцевальная музыка, звучащая на элитных европейских и американских танцполах. И не случайно новый проект приземлил Mольваера на ma|or лэйбле Universal. О нем заговорили крупные музыкальные издания - Wire. Rolling Stone. На волне успеха появляется новый альбом с ироничным названием npЗ (2002). Сделан был и шаг навстречу новым технологиям в современном искусстве: проект для соло-трубы с живым сэмплированием и тремя ди-джеями. К тому же многие концерты Молываера транслируются в Интернете в режиме live stream.

Не забывают музыканта и прогрессивные джазовые критики: записанный "вжи­вую" недавний концергный релиз Streamer (2004) лиш­ний раз доказал, что поп не съест Мольваера. oнi прежде всего — бескомпромиссный трубач. Несмотря на флирт с прогрессивной технологи­ей, ему удается оставаться тонко чувствующим импро­визатором, грациозно, на цыпочках передвигаясь по нейтральной стилистиче­ской полосе. Мольваера можно сравнить с канато­ходцем, уверенно вышаги­вающим со своей сурдинкой над пропастью излишеств, сомнительного вкуса и чрез­мерного продюсиронания. Он остается любимцем ши­рокой публики. Поэтому,Мольваэр сегодня повсюду. И на крупнейших джазовых фестивалях (в том числе, в нью-Йоркском Кеннеди Центре), и на trarvsmediate- 2005 в Берлине (февраль). Он - не отшельник, он — су­перзвезда.

Сергей Клейн

Jazz-Квадрат, №3/2005






музыкальный стиль
авангард, фанк, эсид-джаз
страна
Норвегия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела трубачи, тромбонисты
Chris Barber - нью–орлеанский джаз по–английски Андрей Товмосян - свет, идущий ниоткуда Tomasz Stanko - Kind of black. .. Louis Armstrong - Душа джаза
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com