Когда смотришь на фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия. то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через газетные, архивные материалы, встречаясь с людьми, волею великого случая лично знавших тех легендарных личностей с удивительной, невероятной и богатой на яркие события жизнью, понимаешь, что все это — совсем рядом. Стоит только вспомнить, и память людская возвращает нам их замечательные судьбы, их имена. фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия. то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через газетные, архивные материалы, встречаясь с людьми, волею великого случая лично знавших тех легендарных личностей с удивительной, невероятной и богатой на яркие события жизнью, понимаешь, что все это — совсем рядом. Стоит только вспомнить, и память людская возвращает нам их замечательные судьбы, их имена.
Сталкиваясь с историей мирового джаза, особенно стихийными и романтичными годами начала прошлого столетия, многие люди привычно мысленно представляют для себя такую примерно картину': какое-нибудь пропитанное табачным дымом и алкогольными парами пивное заведение Чикаго, Нового Орлеана. Сент- Лунса, любого другого американского городка, среди хаоса голосовl и шума слышна тихая блюзовая мелодия усталых музыкантов, ворчание мудрого саксофона, легкий шепот фортепиано, пронзительный полет звуков трубы и хриплый голос вокалиста, поющего о трудной судьбе и прожитом дне. Все это, конечно, так.
Но эхо джазовой рсволюции. подхваченное миром талантливых музыкантов. откликалось в те же годы в самых разных частях света Одним из таких мест была Россия. а в ней — Карелия. В тридцатые годы вдохновенные джазовые нотки звучали в Медвежьегорске и Петрозаводске. Они вылетали из под пальцев и клавиш Леопольда Теплицкого, одного из основателей джаза нашей родины.
Леопольд Теплицкий — выдающийся российский джентльмен джаза 20-30-х прошлого века. Сегодня, вспоминая о нем, безо всяких оговорок мы должны признать, что роль такой талантливой и известной в мире личности для музыкальной жизни России и. конечно, Карелии, неоценима. С одной стороны, это счастливый для нашей северной республики случай, но. вместе с тем, достаточно трагическое стечение его жизненных обстоятельств. Такова судьба... Один из первых по настоящему профессиональных джазменов России Леопольд Теплицкий долгое время жил и работал в Карелии, во многом определив развитие, становление ее творческой и. конечно, джазовой жизни. В многочисленных изданиях советских энциклопедических словарей вы не найдете его фамилии. Джаз там упоминается, как рожденный в США. и только. Можно найти запись о Леониде Утесове, основателе первого оркестра теа-джаза в СССР. Однако первый оркестр джаза был создан Леопольдом Теплицким. и. кстати, именно в нем опробовап свои силы молодой Утесов. Но об этом — чуть позже.
В людях
Леопольд Теплицкий родился 12 марта 1890 года в местечке Смело, что под Екатеринославом (ныне — Днепропетровск), в многодетной семье портного. В метрической церковной книге регистрации, ведущейся по Указу Его Императорского Величества, было записано его имя - Липа.
Мальчику рано пришлось пойти работать. С 12 лег он, как самый старший из 11 детей, помогал отцу в магазине готового платья "Рогинский и братья". В это же время у него обнаружились необыкновенные музыкальные способности. и семья решила отправить Леопольда на учебу в Екатеринославское музыкальное училище.
Однако, проучившись три года, из-за материальных трудностей в семье (в 1905 году после еврейских погромов отец потерял трудоспособность) он был вынужден бросить учебу, и уехал в Симферополь.
Леопольд Теплицкий запишет позднее в одной из своих автобиографий, что не мог тогда поступитъ иначе. Так, практически с 16 лет, на его попечении оказалась вся семья.
В Симферополе он нашел работу аккомпаниатора, днем играл в танцевальном классе, вечерами — в ресторане Центрального сада. Большую часть своей зарплаты регулярно высылал матери.
Следующие записи в трудовой книжке молодого музыканта |до 1914 года — это "пианист' и "руководитель оркестра" в ресторанах Луганска, Ялты, Екатеринослава и, наконец, Харькова, где он работал четыре года в варьете "Вилла Жабкина*. Стоит заметить, чго условия для него в варьете были поставлены достаточно жесткие. Вот одна из строчек подписанного им договора: "Руководитель оркестра обязан обеспечить работу музыкантов ежедневно". При этом он должен был обновлять репертуар через каждые пять - шесть дней. Там же в Харькове Теплицкий успешно закончил музыкальное училище, входящее в систему Императорского русского музыкального общества.
В 1908 году в жизни Леопольда Теплицкого произошло событие, сам факт которого в будущем должен был стать своего рода защитным иммунитетом протип советских репрессий. Судите сами: Теплицкий, как член союза музыкантов в Ялте, участвовал в борьбе с частными хозяевами за права оркестрантов, распространял нелегальную литературу, выступал на митингах. Его тогда арестовали и по формулировке судейских чиновников царского режима как "политически неблагонадежного",посадили в тюрьму, где он провел долгие 11 месяцев. На допросах, проводимых местным генералом жандармерии Думбадзе, по архивным записям самого Теплицкого, его жестоко избивали.
В 1915 году Леопольд Теплицкий поступил в Петербургскую консерваторию, в которой с успехом обучался сразу по двум классам - фортепиано и композиция, дирижирование. Он был одним из лучших студентов консерватории тех лет. Посещения занятий, как теоретических, так и инструмента, были платными. Сохранился студенческий билет Леопольда Теплицкого, в котором указаны суммы его ежемесячных выплат по разным курсам — от 10 до 20 рублей.
Уже во время учебы, в течение пяти лет Теплицкий по необходимости подрабатывал пианистом на озвучивании фильмов в кинотеатрах ("Люкс*. "Эрмитаж". "Ударник" и другие). Эта работа в штате "Севзапкино" продолжилась и после окончания консерватории. Весной 1926 года с группой музыкантов Теплицкий был командирован Наркомпросом России в Нью-Йорк и Филадельфию на сельскохозяйственную выставку, чтобы играть в ресторане Русского павильона, а также изучать джазовую музыку, собирать ноты для будущей работы в системе кино, "великого немого".
В эту командировку 34- летннй Леопольд Теплицкий уезжал не без ведома наркома просвещения Анатолия Луначарского.
Оркестр профессоров
Спустя несколько месяцев Леопольд Теплицкий вернулся в Ленинград, привезя с собой инструменты для джазового оркестра, ноты популярных пьес, и организовал "Первый концертный джаз- банд". Вместе с ним в Россию приехала негритянская певица Корстти Арлс-Тиц (В последствии этот факт стал прообразом эпизода, использованного в кинофильме'Мы из джаза".) Она пела в оркестре сольные номера, в отдельных программах джаз-банда участвовал и молодой исполнитель из Одессы Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн).
Заслуга Леопольда Теплицкого заключается в том. что он первым ввел джазовую музыку в серьезные концертные залы. Его знаменитый и исторический "оркестр профессоров", как называли музыкантов за то, что в составе были многие преподаватели консерватории, дал первый концерт в Ленинграде, в зале Государственной академической капеллы 28 апреля 1927 года. Выступление предварял доклад Иосифа Шиллингера *Джаз- банд и музыка будущего", в котором наряду с историческими выкладками была сделана попытка осмыслить социальное значение джаза для России и его перспективы.
В программе оркестра звучали такие номера, как ’Легкомысленный Фауст*' (F. Black). "Песнь бродяг" (R Fnmi), "Мечта о любви и Вас" (В. Devis), Hymn to the sun (G. Gershwin), обработка русской народной песни "Эй, ухнем" и мнюгие другие произведения. Концерт имел успех, однако получил достаточно отрицательный отзыв А. Римского-Корсакова, сына известного композитора. В "Красной газете" через нес- кол ько дней после концерта он напишет, что "джаз пришелся по вкусу жирующей и фокстротирующей буржуазии". что "сколь-нибудь культурный слушатель испытывал нестерпимые муки от искаженных ритмов, варварски. словно топором обрубленных гармоний*, что "художественное значение такой музыки невелико".
Так, в общем-то схожим топорным образом было высказано полное неприятие джаза отдельными слоями творческой интеллигенции. Хотя, это можно было назвать всего лишь частным мнением.
'Первый джаз-банд", постоянно меняя музыкантов своего состава, просуществовал немногим более года, выступая в основном в Ленинграде, Москве и в городах юга России. В более малом составе Джаз-банд Теплицкого иногда выступал в антрактах и после спектаклей в Ленинградском театре Сатиры на ул. Ракова (Итальянской). Об этом можно прочесть в журнале "Рабочий и театр" за 1927 год. После чего оркестр все же распался, и Теплицкий вернулся к классической музыке, возглавив один из симфонических оркестров.
В конце 1930 года, в годы начинающихся массовых репрессий, Леопольд Теплицкий был осужден особой тройкой ПП ОГПУ ЛВО по статье 58-6 (шпионаж) и отправлен в Соловецкие лагеря Обвинение, которое, как выяснится значительно позже, было надуманным и необоснованным, ему предъявила теперь уже новая класть советов. Здесь стоит вспомнить тот арсст 1908 года. когда Теплицкий пострадал от предыдущего режима, борясь за идейные лозунги и призывы новой, такой не- разборчивой к людям в стране власти. Причем в автобиографии Теплицкого в графе N25 "Участвовал ли в революционном движении и подвергался ли репрессиям* всегда им собственноручно вписывалась строка о событиях 1908 года.
Но это теперь легко рассуждать на такие темы, а тогда подолгу не разбирались..
Леопольд Теплицкий работал на строительстве Беломоро-Балтийского канала, возводил деревянные бараки. Затем, по приказу начальства был переведен в Медвежьегорск дирижером драматического театра политзаключенных. Там же иногда играл тапером в местном кинотеатре. В настоящее время того здания возле лесозавода и порта уже не существует, осталась лишь небольшая часть фундамента, обросшего травой. Довольно красивое строение было разобрано и перевезено в центральную часть России.
Причиной репрессии, со слов Альбины Атышеоой, работавшей в те годы руководителем академического хора в Медвежьегорском Доме культуры заключенных и лично знавшей Теплицкого, могли стать его встречи в Америке с композитором- эмигрантом Ипполитовым- Ивановым (он сам об этом ей рассказывал). В то же время нельзя забывать, что в Нью- Йорке с 1905 года (после еврейских погромов на Украине) жила эмигрировавшая семья дяди Теплицкого. работавшего портным, с кото- рыми он также встречался во время посещения США (строка из автобиографии). Любого из этих фактов вполне хватало по тем временам на знаменитую 58-б статью и длительный срок заключения.
В конце 1932 года Леопольд Теплицкий "за ударный труд" был освобожден, но. видимо получив поражение в правах, остался жить в Карелии. В своем личном деле он аккуратно запишет об этом- "По приглашению Обкома партии Карелии приехал жить в Петрозаводск".
В последующей личной жизни Теплицкий никогда на эти темы и проведенных на ББК годах не говорил — в семье не любили ворошить прошлое. В Медвежьегорском музее есть небольшая экспозиция, посвященная Леопольду Теплицкому — фотографии, документы той поры Работающая там Татьяна Апполонова рассказала, что часть документов музею подарила дочь Теплицкого — Эттель Леопольдовна, приезжавшая в Медвежьегорск. Она также утверждала, что отец почти не вспоминал при детях о годах своей ссылки, лишь однажды тихо обронил, что в те годы потерял зубы...
Не только джаз
В Петрозаводске Леопольд Теплицкий активно участвовал в культурной жизни республики Карелия, являясь в разные годы дирижером симфонического оркестра, преподавателем открывшегося в 1938 году музыкального училища. Важной вехой в популяризации и становлении джазовых традиций в республике стал концерт оркестра Леопольда Теплицкого, состоявшийся в Петрозаводске 27 февраля 1934 года. Афиши приглашали горожан в Каргостеатр на концерт симфонического джаз- оркестра американской музыки ("цены повышены"!) В небольшой по формату про- граммке указывалось, что в трех отделениях публика услышит джазовые произведения Д Гершвина (Song of the Flame), Warren (In my Gandola), Dupont (Rosita, танго), другие темы, а также арии из оперетт (Гейша и Роза Мари, Корневильские колокола, Ярмарка невест), увидит танцы в исполнении артистов балета. Петъ неыли приглашены из театра ленинградской музыкальной комедии солисты Е Мурская и А. Гордон. В составе оркестра уже не было американской певицы Коретти Арле-Тиц, которая жила в СССР в конце двадцатых, но резонанс от концерта у общественности города был все равно большим и даже можно сказать сенсационным. По воспоминаниям современников и учеников Леопольда Теплицкого (Владимира Качалова, Владимира Мишина, в настоящее время зав. джазовым отделением петрозаводского музыкального училища, Льва Забежинского, основателя первого джаз-клуба в Петрозаводске, ныне живущего в США), своими знаниями, практическим опытом, советами и рекомендациями Теплицкий многое сделал для развития джаза в Карелии.
Огромная нотная библиотека джазовых композиций, привезенная Теплицким из США. до настоящего времени бережно хранится в архивах республики и. частично, в музыкальном училище.
Ленин слушал не только аппассионату
Леопольд Теплицкий, как талантливый музыкант, с отличием закончивший Ленинградскую консерваторию в 1920 году, значительную часть жизни был связан и с классической музыкой, симфоническими оркестрами, другими академическими коллективами. Уже в 1920 году он дирижировал оркестром знаменитого Мариинского театра в постановке балета "Лебединое озеро".
Есть еще три удивительных факта, упоминаемых Теплицким в своей автобиографии. Вот эти строки: "В 1920 году в Ленинграде мн» выпало счастье дирижироватъ оркестром в присутствии Владимира Ленина на втором конгрессе Коминтерна в театре оперы и балета имени Кирова. Второй раз схожее знаковое и запоминающееся событие проиэошло в 1927 поду на 15 съезде партии в Москве в присутствии Иосифа Сталина. В 1947 году на физкультурном параде, проходившем в Москве на стадионе "Динамо", где присутствовало все политбюро партии и члены советского правительства, я дирижировал оркестром, состоящим из 1200 (!) музыкантов. Этот оркестр исполнял мною написанный "Торжественный марш".
Как же объяснить вдруг затерявшиеся между этими событиями три года (1930-33), проведенные Теплицким на строительстве ББК? Только полным безразличием государства к судьбе любого гражданина, независимо от имени и социальной значимости. Леопольд Теплицкий. как человек и гражданин. несмотря ни на что искренне любил свою родину. В его личном деле есть такая запись: "Я благодарен судьбе за то, что родился в великой стране. Мой труд, как музыканта, был востребован, он принес пользу людям".
Благодаря таланту Теплицкого были созданы десятки крупных симфонических произведений. оркестровых пьес, музыка для духовых оркестров, обработки народных мелодий и собственные, оригинальные песни. Одно перечисление их займет несколько страниц В Карелии уже в начале тридцатых он преподавал в первом университете музыкальной культуры при Петрозаводском Центральном доме культуры. Совместно с Карлом Раутио и Рувимом Пергаментом Леопольд Теплицкий учзствовал в создании известного доныне ансамбля национальной музыки "Кантеле" (1936).
Ветры неремен
Историческая справедливость, благодаря значимому творческому наследию этого человека и. безусловно, памяти людей и огромной проделанной ими работе, не могла не быть восстановлена. Заслуженный деятель искусств Карелии Леопольд Теплицкий 6ыл награжден Орденом "Знак Почета", многочисленными медалями и
дипломами. Указом Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года он был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.
Однако, случилось это спустя 24 года после его кончины в 1965 году.
Учитывая заслуги Леопольда Теплицкого, его именем назван традиционный междуна родный джазовый фестиваль "Звезды и мы", ежегодно проводимый в Петрозаводске уже более двадцати лет На доме, где он жил, по проспекту Ленина, 1 в Петрозаводске установлена мемориальная доска.
Похоронен Леопольд Теплицкий на Сулажгорском кладбище в Петрозаводске. Многие люди, бывающие на этом кладбище, не знают, что здесь покоится замечательный человек, композитор, дирижер и один из пионеров российского джаза.
В Москве теперь живет супруга Теплицкого Надежда Александровна вместе с дочерью Галиной Леопольдовной. Там же с семьей проживает и их сын Александр, ныне известный физик.
Прошло много лет. но сохранились еще деревянные дома в Петрозаводске по ул. Волховской, в одном из которых жил Леопольд Теплицкий Иногда кажется, что вот отворится калитка, и из нее появится невысокий и очень степенный, элегантный джентельмен джаза. Пройдет по улочке, свернет налево у школы N8 и неспешной походкой с палочкой в руках двинется через мост и площадь к зданию своей последней работы — городскому музыкальному училищу.
"С миру по нитке..." Музыканты, которыми пополнился оркестр, были представителями самых разных городов страны и самых разных национальностей. В документах оркестра можно найти списки состава, относящиеся к 1944-1946 годам, с указанием "домашнего ...
Война Весной 41-го Госджаз-оркестр БССР выступал в Москве, в помещении Клуба летчиков на Ленинградском проспекте, а в начале лета оказался в Киеве. Воскресный день 22 июня обещал отдых на Днепре. Проснулись утром в гостинице. Прекрасная погода, ...
БЕЛОСТОКСКИЕ ВИРТУОЗЫ Уехав в начале мая 1940 года на гастроли, Государственный джаз-оркестр БССР под управлением Эдди Рознера смог дать следующий свой концерт в Минске уже после того, как Белоруссия была освобождена от фашистов. 5 июня 1940 года в ...
Эдди Рознер — путь к джазу Сын польского эмигранта-рабочего, родившийся в Берлине Эдди (Адольф Эдуард) Рознер уже в четырехлетнем возрасте проявил незаурядные музыкальные способности, однако получить специальное образование в кайзеровской Германии ...
"Нет пророка в своем отечестве". Это утверждение наших предков как никогда актуально сегодня, когда к нам возвращаются из небытия имена тех, кто в свое время составил славу отечества, но кого забыли, лишили любимой работы, а порой свободы и даже ...
По всем музыкальным канонам общепринятой датой конца эры свинговых биг-бендов считается 1946 год. Так ли это? НЕМНОГО ИСТОРИИ В годы войны рост расходов на милитаризацию экономики и 20-процентный налог на индустрию развлечений привели к тому, что ...
В Киеве произошло печальное событие. Нас покинул представитель старой гвардии джазовых музыкантов Украины Евгений Алексеевич Дергунов — блестящий джазовый аранжировщик, композитор, пианист. Он родился в 1936 году в семье генерала ВВС и драматической ...
Эту статью следовало написать еще в 2003-м, потому что 29 ноября того года Джон Мэйелл отметил свой юбилей: ему исполнилось 70 лет. Но я не собираюсь оправдываться, мол "лучше уж поздно, чем никогда!". Потому что когда говоришь об этом человеке, ...
Линдли Армстронг Джонс по прозвищу "Spike" (англ. "костыль", "гвоздь") — барабанщик, композитор, дирижер и лидер оркестра, согласно биографическому справочнику "Американского общества композиторов, авторов и издателей" (ASCAP), членом которого он ...
В 1962 году Charlie Mingus встретил Sun Ra и спросил его, что он делает в Нью- Йорке, на что Sun Ra ответил, что он бывает здесь достаточно часто. "Нет, — сказал Mingus, — Я подразумеваю, что Вы делаете здесь, на Земле?". В Филадельфии на доме по ...
Особого внимания требует факт взаимоотношений Sun Ra и некоторых его оркестрантов (в особенности John Gilmore) с John Coltrane. Помимо того, что Джон высоко ценил творчество Sun Ra, он черпал вдохновение в его музыкальных идеях и метафизических ...
6 . Ситуация на музыкальной эстраде, ее откровенная политизация заставила А Цфасмана искать новые пути в развитии своих замыслов. «Осенью 1938 года, - рассказывал он позднее, - поняв, что мои устремления находятся в полном противоречии с ...