nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
""
""
на главную новости о проекте, реклама "" получить rss-ленту

Леопольд Теплицкий - Революционер джаза

стиль:

Леопольд Теплицкий - Революционер джаза
Когда смотришь на фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия. то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через газетные, архивные материалы, встречаясь с людьми, волею великого случая лично знавших тех легендарных личностей с удивительной, невероятной и богатой на яркие события жизнью, понимаешь, что все это — совсем рядом. Стоит только вспомнить, и память людская возвращает нам их замечательные судьбы, их имена. фотографии 20-30-х годов теперь уже прошлого столетия. то многое, что происходило в те годы, кажется безмерно далеким, неосязаемым. События, судьбы людей, овеянных легендами... Но в дальнейшем, прикасаясь к той жизни через газетные, архивные материалы, встречаясь с людьми, волею великого случая лично знавших тех легендарных личностей с удивительной, невероятной и богатой на яркие события жизнью, понимаешь, что все это — совсем рядом. Стоит только вспомнить, и память людская возвращает нам их замечательные судьбы, их имена.

Сталкиваясь с историей ми­рового джаза, особенно сти­хийными и романтичными годами начала прошлого столетия, многие люди при­вычно мысленно предста­вляют для себя такую при­мерно картину': какое-ни­будь пропитанное табачным дымом и алкогольными па­рами пивное заведение Чи­каго, Нового Орлеана. Сент- Лунса, любого другого аме­риканского городка, среди хаоса голосовl и шума слыш­на тихая блюзовая мелодия усталых музыкантов, ворча­ние мудрого саксофона, лег­кий шепот фортепиано, пронзительный полет зву­ков трубы и хриплый голос вокалиста, поющего о труд­ной судьбе и прожитом дне. Все это, конечно, так.

Но эхо джазовой рсволюции. подхваченное миром талантливых музыкантов. откликалось в те же годы в самых разных частях света Од­ним из таких мест была Рос­сия. а в ней — Карелия. В тридцатые годы вдохновен­ные джазовые нотки звучали в Медвежьегорске и Петрозаводске. Они вылетали из под пальцев и клавиш Лео­польда Теплицкого, одного из основателей джаза нашей родины.

Леопольд Теплицкий — выдающийся российский джентльмен джаза 20-30-х прошлого века. Сегодня, вспоминая о нем, безо вся­ких оговорок мы должны признать, что роль такой талантливой и известной в ми­ре личности для музыкаль­ной жизни России и. конеч­но, Карелии, неоценима. С одной стороны, это счастли­вый для нашей северной рес­публики случай, но. вместе с тем, достаточно трагическое стечение его жизненных об­стоятельств. Такова судьба... Один из первых по настоя­щему профессиональных джазменов России Леопольд Теплицкий долгое время жил и работал в Карелии, во многом определив развитие, ста­новление ее творческой и. конечно, джазовой жизни. В многочисленных изданиях советских энциклопедиче­ских словарей вы не найдете его фамилии. Джаз там упо­минается, как рожденный в США. и только. Можно найти запись о Леониде Утесове, основателе первого орке­стра теа-джаза в СССР. Однако первый оркестр джаза был создан Леопольдом Те­плицким. и. кстати, именно в нем опробовап свои силы молодой Утесов. Но об этом — чуть позже.

В людях

Леопольд Теплицкий родился 12 марта 1890 года в местечке Смело, что под Екатеринославом (ныне — Днепропе­тровск), в многодетной семье портного. В метрической церковной книге регистрации, ведущейся по Указу Его Импе­раторского Величества, было записано его имя - Липа.

Мальчику рано пришлось пойти работать. С 12 лег он, как самый старший из 11 де­тей, помогал отцу в магазине готового платья "Рогинский и братья". В это же время у не­го обнаружились необыкно­венные музыкальные спо­собности. и семья решила отправить Леопольда на уче­бу в Екатеринославское му­зыкальное училище.

Однако, проучившись три года, из-за материальных трудностей в семье (в 1905 году после еврейских погро­мов отец потерял трудоспо­собность) он был вынужден бросить учебу, и уехал в Симферополь.

Леопольд Теплицкий запи­шет позднее в одной из своих автобиографий, что не мог тогда поступитъ иначе. Так, практически с 16 лет, на его попечении оказалась вся семья.

В Симферополе он нашел работу аккомпаниатора, днем играл в танцевальном классе, вечерами — в ресторане Центрального сада. Большую часть своей зарплаты регулярно высылал матери.

Следующие записи в трудовой книжке молодого музыканта |до 1914 года — это "пианист' и "руководитель оркестра" в ресторанах Луганска, Ялты, Екатеринослава и, наконец, Харькова, где он работал четыре года в варьете "Вилла Жабкина*. Стоит заметить, чго условия для него в варьете были поставлены достаточно жесткие. Вот одна из строчек подписанного им договора: "Руководитель оркестра обязан обеспечить работу музыкантов ежедневно". При этом он должен был обновлять репертуар через каждые пять - шесть дней. Там же в Харькове Теплицкий успешно закончил музыкальное учили­ще, входящее в систему Им­ператорского русского музыкального общества.

В 1908 году в жизни Леопольда Теплицкого произошло событие, сам факт кото­рого в будущем должен был стать своего рода защитным иммунитетом протип советских репрессий. Судите сами: Теплицкий, как член союза музыкантов в Ялте, участвовал в борьбе с частными хозяевами за права оркестрантов, распространял не­легальную литературу, выступал на митингах. Его тогда арестовали и по формулировке судейских чиновников царского режима как "политически неблагонадежного",посадили в тюрьму, где он провел долгие 11 месяцев. На допросах, проводи­мых местным генералом жандармерии Думбадзе, по архивным записям самого Теплицкого, его жестоко избивали.

В 1915 году Леопольд Теплицкий поступил в Петер­бургскую консерваторию, в которой с успехом обучался сразу по двум классам - фор­тепиано и композиция, дири­жирование. Он был одним из лучших студентов консерва­тории тех лет. Посещения занятий, как теоретических, так и инструмента, были платными. Сохранился студенческий билет Леопольда Теплицкого, в котором указаны суммы его ежемесячных выплат по разным курсам — от 10 до 20 рублей.

Уже во время учебы, в тече­ние пяти лет Теплицкий по необходимости подрабаты­вал пианистом на озвучива­нии фильмов в кинотеатрах ("Люкс*. "Эрмитаж". "Ударник" и другие). Эта работа в штате "Севзапкино" продол­жилась и после окончания консерватории. Весной 1926 года с группой музыкантов Теплицкий был командиро­ван Наркомпросом России в Нью-Йорк и Филадельфию на сельскохозяйственную выставку, чтобы играть в ре­сторане Русского павильона, а также изучать джазовую му­зыку, собирать ноты для бу­дущей работы в системе ки­но, "великого немого".

В эту командировку 34- летннй Леопольд Теплицкий уезжал не без ведома нарко­ма просвещения Анатолия Луначарского.

Оркестр профессоров

Спустя несколько месяцев Леопольд Теплицкий вер­нулся в Ленинград, привезя с собой инструменты для джа­зового оркестра, ноты попу­лярных пьес, и организовал "Первый концертный джаз- банд". Вместе с ним в Россию приехала негритянская пе­вица Корстти Арлс-Тиц (В последствии этот факт стал прообразом эпизода, ис­пользованного в кинофиль­ме'Мы из джаза".) Она пела в оркестре сольные номера, в отдельных программах джаз-банда участвовал и мо­лодой исполнитель из Одес­сы Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн).

Заслуга Леопольда Теплицкого заключается в том. что он первым ввел джазо­вую музыку в серьезные кон­цертные залы. Его знамени­тый и исторический "ор­кестр профессоров", как на­зывали музыкантов за то, что в составе были многие пре­подаватели консерватории, дал первый концерт в Ленин­граде, в зале Государственной академической капеллы 28 апреля 1927 года. Высту­пление предварял доклад Иосифа Шиллингера Джаз- банд и музыка будущего", в котором наряду с историче­скими выкладками была сде­лана попытка осмыслить со­циальное значение джаза для России и его перспекти­вы.

В программе оркестра зву­чали такие номера, как ’Лег­комысленный Фауст
' (F. Black). "Песнь бродяг" (R Fnmi), "Мечта о любви и Вас" (В. Devis), Hymn to the sun (G. Gershwin), обработка рус­ской народной песни "Эй, ух­нем" и мнюгие другие произ­ведения. Концерт имел ус­пех, однако получил доста­точно отрицательный отзыв А. Римского-Корсакова, сына известного композитора. В "Красной газете" через нес- кол ько дней после концерта он напишет, что "джаз при­шелся по вкусу жирующей и фокстротирующей буржуа­зии". что "сколь-нибудь куль­турный слушатель испыты­вал нестерпимые муки от ис­каженных ритмов, варвар­ски. словно топором обру­бленных гармоний*, что "ху­дожественное значение та­кой музыки невелико".

Так, в общем-то схожим топорным образом было вы­сказано полное неприятие джаза отдельными слоями творческой интеллигенции. Хотя, это можно было наз­вать всего лишь частным мнением.

'Первый джаз-банд", по­стоянно меняя музыкантов своего состава, просуще­ствовал немногим более года, выступая в основном в Ленинграде, Москве и в горо­дах юга России. В более ма­лом составе Джаз-банд Теплицкого иногда выступал в антрактах и после спектаклей в Ленинградском теат­ре Сатиры на ул. Ракова (Итальянской). Об этом можно прочесть в журнале "Рабочий и театр" за 1927 год. После чего оркестр все же распался, и Теплицкий вер­нулся к классической музы­ке, возглавив один из симфо­нических оркестров.

Беломорканал



В конце 1930 года, в годы на­чинающихся массовых ре­прессий, Леопольд Теплицкий был осужден особой тройкой ПП ОГПУ ЛВО по статье 58-6 (шпионаж) и отправлен в Соловецкие лаге­ря Обвинение, которое, как выяснится значительно поз­же, было надуманным и необоснованным, ему предъявила теперь уже новая класть советов. Здесь стоит вспомнить тот арсст 1908 го­да. когда Теплицкий пострадал от предыдущего режима, борясь за идейные лозунги и призывы новой, такой не- разборчивой к людям в стране власти. Причем в автобио­графии Теплицкого в графе N25 "Участвовал ли в рево­люционном движении и подвергался ли репрессиям* всегда им собственноручно вписывалась строка о событиях 1908 года.

Но это теперь легко рассуждать на такие темы, а тог­да подолгу не разбирались..

Леопольд Теплицкий ра­ботал на строительстве Беломоро-Балтийского кана­ла, возводил деревянные ба­раки. Затем, по приказу на­чальства был переведен в Медвежьегорск дирижером драматического театра по­литзаключенных. Там же иногда играл тапером в ме­стном кинотеатре. В настоя­щее время того здания возле лесозавода и порта уже не су­ществует, осталась лишь не­большая часть фундамента, обросшего травой. Доволь­но красивое строение было разобрано и перевезено в центральную часть России.

Причиной репрессии, со слов Альбины Атышеоой, работавшей в те годы руково­дителем академического хо­ра в Медвежьегорском Доме культуры заключенных и лично знавшей Теплицкого, могли стать его встречи в Америке с композитором- эмигрантом Ипполитовым- Ивановым (он сам об этом ей рассказывал). В то же время нельзя забывать, что в Нью- Йорке с 1905 года (после ев­рейских погромов на Украи­не) жила эмигрировавшая семья дяди Теплицкого. ра­ботавшего портным, с кото- рыми он также встречался во время посещения США (строка из автобиографии). Любого из этих фактов вполне хватало по тем временам на знаменитую 58-б статью и длительный срок заключе­ния.

В конце 1932 года Лео­польд Теплицкий "за удар­ный труд" был освобожден, но. видимо получив пораже­ние в правах, остался жить в Карелии. В своем личном де­ле он аккуратно запишет об этом- "По приглашению Об­кома партии Карелии прие­хал жить в Петрозаводск".

В последующей личной жизни Теплицкий никогда на эти темы и проведенных на ББК годах не говорил — в семье не любили ворошить прошлое. В Медвежьегор­ском музее есть небольшая экспозиция, посвященная Леопольду Теплицкому — фотографии, документы той поры Работающая там Татьяна Апполонова расска­зала, что часть документов музею подарила дочь Теплицкого — Эттель Леопольдовна, приезжавшая в Мед­вежьегорск. Она также утвер­ждала, что отец почти не вспоминал при детях о годах своей ссылки, лишь однажды тихо обронил, что в те годы потерял зубы...

Не только джаз

В Петрозаводске Леопольд Теплицкий активно участво­вал в культурной жизни рес­публики Карелия, являясь в разные годы дирижером симфонического оркестра, преподавателем открывше­гося в 1938 году музыкально­го училища. Важной вехой в популяризации и становлении джазовых традиций в республике стал концерт ор­кестра Леопольда Теплицкого, состоявшийся в Петроза­водске 27 февраля 1934 года. Афиши приглашали горо­жан в Каргостеатр на кон­церт симфонического джаз- оркестра американской му­зыки ("цены повышены"!) В небольшой по формату про- граммке указывалось, что в трех отделениях публика ус­лышит джазовые произведе­ния Д Гершвина (Song of the Flame), Warren (In my Gandola), Dupont (Rosita, танго), другие темы, а также арии из оперетт (Гейша и Роза Мари, Корневильские колокола, Ярмарка невест), увидит танцы в исполнении артистов балета. Петъ неыли приглаше­ны из театра ленинградской музыкальной комедии соли­сты Е Мурская и А. Гордон. В составе оркестра уже не бы­ло американской певицы Коретти Арле-Тиц, которая жила в СССР в конце двадца­тых, но резонанс от концер­та у общественности города был все равно большим и да­же можно сказать сенса­ционным. По воспомина­ниям современников и уче­ников Леопольда Теплицкого (Владимира Качалова, Владимира Мишина, в на­стоящее время зав. джазовым отделением петрозаводско­го музыкального училища, Льва Забежинского, основа­теля первого джаз-клуба в Петрозаводске, ныне живу­щего в США), своими зна­ниями, практическим опы­том, советами и рекоменда­циями Теплицкий многое сделал для развития джаза в Карелии.

Огромная нотная библио­тека джазовых композиций, привезенная Теплицким из США. до настоящего време­ни бережно хранится в архи­вах республики и. частично, в музыкальном училище.

Ленин слушал не только аппассионату


Леопольд Теплицкий, как та­лантливый музыкант, с отли­чием закончивший Ленин­градскую консерваторию в 1920 году, значительную часть жизни был связан и с классической музыкой, сим­фоническими оркестрами, другими академическими коллективами. Уже в 1920 го­ду он дирижировал орке­стром знаменитого Мари­инского театра в постановке балета "Лебединое озеро".

Есть еще три удивитель­ных факта, упоминаемых Те­плицким в своей автобио­графии. Вот эти строки: "В 1920 году в Ленинграде мн» выпало счастье дирижироватъ оркестром в присут­ствии Владимира Ленина на втором конгрессе Комин­терна в театре оперы и балета имени Кирова. Второй раз схожее знаковое и запоми­нающееся событие проиэошло в 1927 поду на 15 съезде партии в Москве в присут­ствии Иосифа Сталина. В 1947 году на физкультурном параде, проходившем в Москве на стадионе "Динамо", где присутствовало все политбюро партии и члены со­ветского правительства, я дирижировал оркестром, со­стоящим из 1200 (!) музыкантов. Этот оркестр исполнял мною написанный "Торжественный марш".

Как же объяснить вдруг затерявшиеся между этими событиями три года (1930-33), проведенные Теплицким на строительстве ББК? Только полным безразличием госу­дарства к судьбе любого гражданина, независимо от имени и социальной значимости. Леопольд Теплицкий. как человек и гражданин. несмотря ни на что искренне любил свою родину. В его личном деле есть такая запись: "Я благодарен судьбе за то, что родился в великой стране. Мой труд, как музыканта, был востребован, он принес пользу людям".

Благодаря таланту Теплицкого были созданы десятки крупных симфонических произведений. оркестровых пьес, музыка для духовых оркестров, обработки народных мелодий и собственные, оригинальные песни. Одно перечисление их займет несколько страниц В Карелии уже в начале тридцатых он преподавал в первом уни­верситете музыкальной культуры при Петрозаводском Центральном доме культуры. Совместно с Карлом Раутио и Рувимом Пер­гаментом Леопольд Теплицкий учзствовал в создании известного доныне ансамбля национальной музыки "Кантеле" (1936).

Ветры неремен

Историческая справедливость, благодаря значимому творческому наследию этого человека и. безусловно, памяти людей и огромной проделанной ими работе, не могла не быть восстановлена. Заслуженный деятель искусств Карелии Леопольд Теплицкий 6ыл награжден Ор­деном "Знак Почета", много­численными медалями и
ди­пломами. Указом Верховно­го Совета СССР от 16 января 1989 года он был полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления.
­
Однако, случилось это спустя 24 года после его кончины в 1965 году.


Учитывая заслуги Леопольда Теплицкого, его именем назван традиционный междуна родный джазовый фестиваль "Звезды и мы", ежегодно проводимый в Петрозаводске уже более двад­цати лет На доме, где он жил, по проспекту Ленина, 1 в Пе­трозаводске установлена ме­мориальная доска.

Похоронен Леопольд Теплицкий на Сулажгорском кладбище в Петрозаводске. Многие люди, бывающие на этом кладбище, не знают, что здесь покоится замечатель­ный человек, композитор, дирижер и один из пионеров российского джаза.

В Москве теперь живет су­пруга Теплицкого Надежда Александровна вместе с до­черью Галиной Леопольдов­ной. Там же с семьей прожи­вает и их сын Александр, ны­не известный физик.

Прошло много лет. но сох­ранились еще деревянные дома в Петрозаводске по ул. Волховской, в одном из ко­торых жил Леопольд Теплицкий Иногда кажется, что вот отворится калитка, и из нее появится невысокий и очень степенный, элегант­ный джентельмен джаза. Пройдет по улочке, свернет налево у школы N8 и неспешной походкой с палочкой в руках двинется через мост и площадь к зданию своей по­следней работы — городскому музыкальному училищу.

Владимир Пухов

Jazz-Квадрат, №3/2005



Расскажи друзьям:


страна
Россия
музыкальный стиль
традиционный джаз

Еще из раздела композиторы, аранжировщики, бэнд-лидеры

""
  • стиль: джаз
  • авторы: Ольга КОРЖОВА
  • страна: Россия
Когда почти пять лет тому назад я писала книгу о джазе в Ростове-на-Дону, мне посчастливилось познакомиться с самыми разными ветеранами ростовского эстрадно-джазового движения. Но, пожалуй, два человека произвели на меня самое сильное ...
подробнее
  • стиль: этно
  • музыкальный стиль: этно-джаз
  • страна: Франция
В Москву приезжает легендарный композитор и продюсер Гектор Зазу. Правда, без Бьорк, Шеба Халида, Депардье и прочих своих друзей. Московское прогрессивное студенчество, особенно в возрасте от тридцати пяти и старше заполнит до отказа ...
подробнее
""
  • стиль: джаз
  • авторы: Наталья СИДЕЛЬНИКОВА
  • музыкальный стиль: свинг
  • страна: Россия
"Я благодарен своей судьбе за то, что я дожил до сегодняшнего дня..." Когда над страною гудели метели, Мы все из Вайнштейновской вышли шинели. Под этой шинелью скрывался не раз От выпадов злобных прекраснейший джаз. Борис Гершт Эти строки ...
подробнее
"" © 2018
Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com