nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Валерий Мысовский - Барабаны судьбы

стиль:

Валерий Мысовский - Барабаны судьбы

В прошлом году Jazz-Квадрат писал о книге "Блюз для сво­их" известного питерского барабанщика и неустанного популяризатора джаза Вале­рия Мысовского. В конце статьи, помнится, мы посетовали на то, что вышла она ми­зерным тиражом в сто экземпляров, а ее продолжение вот уже не первый год все еще ожидает своей публикации Для тех, кго пока не знает, рады сообщить: в прошлом году "Барабаны судьбы' Валерия Мысовского наконец увиде­ли свет, причем тиражом аж в три раза превышающем предыдущую книгу этого уникальнюго автора.

Валерий Семенович Мысовский родился в Ленинграде в 1931 году. Книги его автобнографичны, но о детстве своем автор ничего не пишет. Такое впечатление, что на­стоящая жизнь подвижника началась лишь со знакомства с музыкой, преданное служение которой стало делом всей его жизни "Первый на­стоящий джаз я увидел в 1942-м в кинотеатре села Петухово (между Омском и Кур­ганом. где провел в эвакуа­ции три года). Это был "Джордж из "Динки-джаза", замечательная английская комедия, главный горой ко­торой лихо наяривал на бан­джо, а вокруг на сцене — умо­помрачительные джазисты в белых смокингах с "кис-ки­сами", джаз-герлз и вообще!"

Несмотря на то, что ’Барабаны судьбы"—продолжение "Блюза для своих", структурно книга принципиально отли­чается от предшественницы. Первая — это историческое повествование, рассказываю­щее о джазовой карьере авто­ра с начала 50-х до середины 70-х годов минувшего столе­тия В ней рассказывается о множестве людей, в первую очередь джазмэнов,с которы­ми Валерию Мысовскому до­велось играть, встречаться, общаться... Здесь и бывшие коллеги-лабухи, забросив­шие со временем музыку ради более хлебных занятий, и те, кто стали впоследствии зна­менитыми музыкантами, и су­пер-звезды, классики миро­вого джаза. "Барабаны судьбы" полностью посвящены тем джазмэнам. с которыми та са­мая судьба свела его на профессионалыюй сцене на дол­гие поды.

Валерий Мысовский в 1956 году окончил Ленин­градский педагогический институт иностранных язы­ков, после чего сорок пять лет подряд преподавал ан­глийский язык в Художе­ственно-промышленном училище им. Мухиной и, по словам Владимира Фсйертага, "никогда не помышлял о том, чтобы полностью по­святить себя джазу". Спор­ное. все-таки, утверждение...

Уже на первом курсе ин­ститута Валерий Мысовский принялся с азартом само­стоятельно осваивать игру на барабанной установке. Здесь же. в институте, собрал свой первый джазовый ор­кестр. Играли танцевальные вечера. Не в родной альма - матер. конечно. Знаете, как это было? Придут из проф­кома к музыкантам: "Надо по­играть на вечере! А в ответ "Ой, а нас уже в соседний ин­ститут пригласили...* Комсо­мольцам ничего не остава­лось. как пригласить джаз-банд из того, соседнего ин­ститута к себе. Зачем? Очень просто: в родных стенах бу­дешь играть бесплатно, а так и те. и другие получают гоно­рар. Профессиональная взаимовыручка.

В 1958 году Валерий Мысовский стал одним из орга­низаторов первого в СССР джаз-клуба "Д-58", из которо­го вырос официально приз­нанный в 64-м "Квадрат", чье сорокалетие все мы отмеча­ли в конце прошлого года. В 1960 Валерий Мысовский в соавторстве с Владимиром Фейертагом опубликовал эпохальную брошюру "Джаз’ — первый историче­ский очерк об этой музыке на русском языке. В те же го­ды он играл в квинтете Арка­дия Лисковича. выступал в его составе на фестивале в Таллинне в 1959 году.

В 1965 году произошло, возможно, самое замеча­тельное событие в джазовой карьере Валерия Мысовско­го — он стал участником квартета Романа Кунсмана.Неудивительно, что после предисловия "Джаз — это не только музыка, это образ жизни", первый раздел "Бара­банов судьбы" озаглавлен "Рома": " ..И вот. как иногда случается с настоящими фа­натиками, все изменилось внезапно и молниеносно, и мою судьбу прочеркнул зиг­заг удачи: я становлюсь чле­ном квартета Романа Кунсмана!" Комментарии, как говорится, излишни. Лучше снова предоставим слово ав­тору: "У меня появляются Ба­рабаны Судьбы — тройка "Премьера’. настоящие, про­фессиональные, фирмен­ные инструменты (их по мо­ей просьбе купил в Москве Г. Лукьянов)- Это было самое замечательное время в моей джазовой жизни. Настоящие репетиции — ведь Кунсман был профессионалом вы­сшего класса, он писал пар­тии всем нам, н том число и для ударных... Отношения в кнаргете были самые друже­ские. мы все безумно любили джаз, и в этой теплой, весе­лой атмосфер талант Ромы расцвел как чудесный цве­ток!"



В квартете Романа Кунсмана Валерий Мысовский работал в 1965-66 годах. После ухода лидера в профессио­нальный оркестр Олега Лундсгрема он еще какое-то время играл в трио Юрия Вихарева, которому и посвятил второй раздел книги - "Юра" (самый печальный..) С этим составом Валерий Мысовский вы­ступам на таллиннском фе­стивале 1967 года. сопровождая джазовую пантомиму.


Но вернемся к рассказу о Романе Кунсмане. "Интерес­но. что Рома никогда не вме­шивался в игру своих сайдме- нов, доверяя стилистике каждого,—я. например играл, как хотел, щетками или палками, громко или тихо, все отдава­лось на мое усмотрение".

"Помню, как. взяв марака­сы, он учил меня одновре­менно играть одной рукой 2/4, а другой — 3/4. У меня поначалу не получалось, но Рома умел показать и. глав­ное. ободрить "Ну вот, ви­дишь, уже как хорошо, про­должай в том же духе!" Как это важню — ободриггь музы­канта. когда он не может сы­грать что-то трудное! Я поз­нал это на собственной шку­ре и стараюсь поддерживать коллег,а не кричать на них - это редко помогает"


"Мы часто беседовали о ли­тературе, но главной темой, конечно, была музыка и ее носители. "Понимаешь, Валя, настоящий музыкант — это человек, как бы приговорен­ный свыше к этому, то есть с виду он может 6ыть вполне обычным, даже жалким, но ухо все время наготове. он все время слушает, ему во всем слышится музыка". — "Ты хо­чешь сказать, что он живет в мире звука?"—"Да. Вот тут показывдли по телевизору мед­ведя, представляешь, засня­ли, как он сидит у пня, дергает за щепку — и ухом так слушаeт! Вотэто — музыкант."

"Да, Рома был способен на оэорсгво. Но главным для не­го была все-таки музыка. Он обладал прекрасным звуком, а его импровизации совер­шенны, индивидуальны, и я мог слушать их — конечно, в записи — бесчисленное ко­личество раз... После Ромы я снисходительно отношусь ко всем нашим "звездам".

Убедиться в правоте авто­ра мы можем, прослушав диск "Роман Кунсман. Но­стальгия. Легенда Петер­бургскою джаза", выпущен­ный джаз-клубом "Квадрат* в 2001 году, и рецензию на ко­торый. авторства авторитетного Леонида Аусксриа. наш журнал опубликовал в №2 (50) за 2004 год.


В течение долгих лет Вале­рий Мысовский был одним из ведущих лекторов джаз-клуба "Квадрат", предоста­вляя желающим начальное джазовое образование. Это­му в немалой степени спо­собствуют и его книги, осо­бенно "Пташка: Легенда о Чарли Паркере" Роберта Джорджа Райзмана и "Рас­сказы о джазе", которые он перевел с английского языка и опубликовал в 1996 году.

Кроме тою, в 70-е годы Валерий Мысовский собирал собственные комбо, много выступал, особенно часто — на отечественных фестива­лях. Одним из лучших его со­ставов было трио с пиани­стом Владимиром Лыткиным и контрабасистом Эдуардом Москалевым, которому и по­священ третий раздел ‘Бара­банов судьбы" — "Эдик": "По­сле одной из зарубежных по­ездок он пригласил меня в го­сти. Мы распили бутылку вод­ки. он вручил мне в качестве сувенира порногазету с фотографиями голых проститу­ток, привезенную из Лос-Ан­джелеса. показал вндеокон- церт А Блэйки и очень убеж­дал сьездить за границу..."

"Мне правился чес Эдика — упругий, мощный, да и соло он умел играть, хотя тайно готовил их дома заранее. К сожалению, все его элек­тронные приспособления были самодельные — то ло­мались, то начинали завы­вать, то отключались. Очень часто, когда нужно было уже начинать, Эдик вдруг пово­рачивался задом к публике и начинал ковыряться в про­водах. Публика ждет, Лыткин бесится, со всех стоpoн бегут с паяльниками, один только Эдик спокоен и важен". "Но. несмотря на все это, он был настоящий джазмен, готовый всегда схватить ин­струмент и ринуться в бой."

Игру Валерия Мысовско­го, кроме упомянутого CD "Ностальгия", мы можем услышать на записях "Джаз-ан­самбли Ленинграда" (1980), "Осенние ритмы-83, пл. 2". "Осенние рнтмы-85, пл. I", "Коллаж-2" (1985) и "Коллаж Джазовые пианисты Ленин­града" 87-го.

"Мы были энтузиастами, фанатиками, а это — основное в любом деле. Сколько было сыграно джаза, сколько замечательных бесед за бу­тылкой, сколько мы совер­шили "набегов" в разные ши­роты нашей страны! — и вот Барабаны Судьбы по-преж­нему в моей комнате, но нет уже ни Юры, ни Эдика, а Рома так далеко..."

Книга писалась, когда Ро­ман Кунсман был еще жив.

Алесь ОСТРОВЦОВ

Jazz-Квадрат, №3/2005


авторы
Алесь ОСТРОВЦОВ
музыкальный стиль
боп
страна
Россия
Расскажи друзьям:

Еще из раздела барабанщики, перкуссионисты
Tata Guines – мастер звуковой логики William Hooker - Маргинальный барабанщик Chick Webb - Маленький гигант большого джаза Армен "Чико" Тутунджян - Барабаны судьбы
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com