nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Mike Mainieri - белый слон вперед шагает, грезя на ходу

стиль:

Mike Mainieri - белый слон вперед шагает, грезя на ходу Крайне талантливый и разносторонний джазовый музыкант,вибрафонист Майк Мэйниэри профессионально играетна вибрафоне с 14 лет. Тогда он гастролировал вместе с ПоломУайтмэном в составе джаз-трио "2 короля и королева".

С 1956 по 1963 гг. Майк играл в составе Бадди Рича, после чего у него было много студийной работы — много записей популярной музыки вышло с его участием. У Мэйниэри была возможность поработать и с Бенни Гудмэном, и с Коулмэном Хокинсом, и с Уэсом Монтгомери (в 1967-68 гг.), а также с составом "Jeremy and the Satyrs", игравшим раннний фьюжн. В 1969-72 гг. он руководил репетиционной группой "White Elefant". Среди 20 студийных музыкантов, входивших в ее состав, были и братья Брекеры.

В 1979 г. Майк организовал "Steps" (будущие "Steps Ahead") — ритм-энд-блюз/фьюжн-ансамбль джазовой ориентации, в первоначальный состав которого входили Майк Брекер, Дон Гралник, Эдди Гомеш и Стив Гэдд. С тех пор состав ансамбля несколько раз обновлялся. Уоррен Бернхардт, Элиэн Элиэс, Рэчел Зэд, Майк Стерн, Тони Левин, Виктор Бэйли, Питер Эрскин и Стив Смит внесли ощутимый вклад в его развитие. В 1992 г. Майк основал звукозаписывающую фирму "NYC Records" и регулярно продолжал записываться. В этом году вышел уже второй альбом из серии "An American Diary" — "An American Diary — The Dreamings".

"Этот экспериментальный альбом является попыткой проложить музыкальный путь в духовный мир фольклорной традиции", — говорит Майк Мэйниэри. — Роль квартета акустического джаза и приглашенных для записи альбома других джазовых музыкантов является в данном случае исследовательской. Это исследование связывает прошлое с настоящим на основе моего личного опыта. Не было у нас такой цели — использовать одну форму местной музыки для имитации другой, нет. Скорее — странствовать среди грез нашего большого смешанного племени, плести небылицы и, находясь в этом потоке и получая неожиданные дары, самим не скупиться на подобные же дары, связанные посредством музыки с духовным началом. Австралийские аборигены кочуют по пространству своих преданий, существующему во времени этих преданий, и, таким образом, в определенной степени меняются под воздействием магии этого пространства. В процессе этих блужданий они создают церемонии и обычаи, наследуемые их потомками. Этот пространственно-временной континуум состоит, в частности, из преданий, собраных в вышеописанном культурном походе. Не могу себе представить иной музыкальной формы, позволяющей предпринимать столь авантюрные путешествия, кроме импровизационной. Наиболее же распространенным способом импровизации в Америке является, как известно, джаз".

Вашему вниманию предлагается интервью, данное корреспонденту "Jazz Online" Майком Мэйниэри у себя дома в Нью-Йорке.

Вопрос. Как Вы считаете, чье музыкальное влияние Вы испытали в наибольшей степени?

Ответ. Из вибрафонистов — Хэмптон, Норво и "Бэгз". Вообще из джазовых музыкантов — Майлз, это путеводная звезда.

В. Вы испытали их влияние как композитор, концертный, студийный исполнитель либо как-то еще?

О. Влияние трех указанных вибрафонистов — как исполнитель. Влияние Майлза было скорее влиянием мечтателя, провидца.

В. И как Вы можете оценить это влияние?

О. 50-летняя музыкальная карьера Майлза — это история непрерывной музыкальной и художественной эволюции. Ни один джазовый музыкант не оказывал, параллельно с постоянным собственным переустройством, такого влияния на изменение художественной формы. Стоило бы опубликовать список музыкантов, переигравших с Майлзом за эти 50 лет. Это был бы умопомрачительный список!

В. Как Вы оцениваете состояние современного джаза в художественно-формальном аспекте?

О. И в музыкальном, и в художественном плане мы находимся в переходной фазе. Джазовые гиганты, легендарные личности либо ушли навсегда, либо слишком стары, чтобы по-настоящему влиять на молодое поколение музыкантов. Иными словами, у молодых уже не будет прекрасной возможности пройти через работу в составах, возглавляемых Майлзом, Диззи, Блэйки, Вуди и так далее. Те, кто еще моложе, вырастут, не испытав влияния ряда больших музыкантов, которым сейчас по 40-50 лет. Давайте смотреть в лицо этому обстоятельству. В глазах этих ребят джазовые гиганты прежних эпох — просто динозавры какие-то.

В. Что же такое новые джазовые направления — молодые побеги старого джазового дерева или довольно редкие джазовые струи в общем потоке новой музыки?

О. Новая джазовая аудитория очень похожа на поп-аудиторию. Мы живем в обществе, бомбардируемом неисчислимыми возможностями развлечься. Интернет, телевидение, в том числе кабельное, видео, CD, дискотеки, клубы... В данной ситуации преданный фэн — это нечто вымирающее...

В. Кому адресована Ваша музыка?

О. Пытаюсь достичь ею самого себя, питая ею собственные творческие и жизненые силы. Серию "An American Diary" я записывал на собственной студии грамзаписи "NYC Records". На первом альбоме серии записались Ловано, Гомеш и Эрскин, здесь я экспериментировал с новыми аранжировками классических американских композиторов. Второй альбом — своеобразный экскурс в область фольклорных традиций и мифов. В записи его, кроме квартета, принимали участие Эрскин, Гарцоне и Марк Джонсон, ряд приглашенных музыкантов, например, Ноа и Гил Дор из Израиля. Фирма "Yamaha" изготовила для меня 3,5-октавный вибрафон, теперь к моим услугам значительно расширенный нижний регистр.

В. Вы объездили с гастролями весь мир. Есть ли такое место, где Вам всегда было особенно приятно выступать и почему именно там?

О. Клуб братьев Брекеров "7th Ave South". В подвале был бар, где всегда толпились музыканты, торговцы всяческой экзотикой и красивые женщины. Наверху — маленький (от силы человек на 100) зальчик, дерьмовый аппарат, сцена величиной с сортир, и еще более крохотная артистическая уборная. Мне там нравилось. Все очень напоминало старые джаз-клубы конца 50-х, в которых мне в свое время пришлось играть, например, "Birdland".

В. Что подтолкнуло Вас к джазу?

О. В моей семье были и певцы, и танцоры, и джазмены.

В. И все же — конкретно чья-либо запись, чье-либо выступление произвели на Вас особое впечатление?

О. Выступление Лайонела Хэмптона с биг-бэндом в "Apollo".

В. А потом в Вашей жизни настал этап, когда, впервые услышав многих джазовых музыкантов, Вы начали удовлетворять свою любознательность?

О. Джаз постоянно звучал в нашем доме, так что передо мной никогда не вставал вопрос — что делать дальше.

В. Ваши любимые вибрафонисты и почему именно они?

О. Во-первых, Хэмптон — это Армстронг вибрафона. Каждый молодой вибрафонист должен обязательно послушать его версию "Stardust" (запись "звездной" джем-сешн с участием Чарли Шейверса, Слэма Стюарда и других). Во-вторых, Рэд Норво, с которого начались игра 4-мя палочками (точнее, молоточками) и отход от стандартов. У них с Тэлом Фарлоу и Чарлзом Мингусом было великое трио. В-третьих, Милт Джексон и Соул Мезитер — непогрешимый вкус. В-четвертых, Бобби Хатчинсон. Состав Милта и он вместе производили впечатление хорошо пропеченного пирога с небольшим количеством льда.

В. На современной джазовой сцене появляется много новых лиц. Кто из них Вам нравится как исполнитель, композитор и так далее?

О. В первую очередь отметил бы, что мне нравится то, что делает на вибрафоне Джо Лоук... Квартет Ловано... Нравится, как сочиняет и играет Том Хэррэлз... Игра Милгрю Миллера... Пианист Дэйв Кикоски — гений... Джордж Гарцоне феноменален... Леон Паркер-младший, Питер Эрскин, Джек Де Джоннетт... Не такая уж и молодежь, но эти парни заслуживают упоминания. Мне нравится, как сочиняет 22-летний альт-саксофонист Майрон Уолден... и у Джошуа Рэдмана сильное видение...

В. Пять альбомов, которые новоиспеченный джаз-фэн должен, по вашему мнению, приобрести как можно быстрее?

О. "Kind Of Blue" Майлза Дэвиса, "Speak To Evil" Уэйна Шортера, "Collection" Билли Холидэй, "The Best Of John Coltrane", "Concert By The Sea" Эррола Гарнера. Таким же оригиналом, как Гарнер, был, пожалуй, только Телониус Монк.

В. Какие еще музыкальные стили Вам нравятся? Если что-то, по вашему мнению, оказывает особенное влияние на Вашу музыку, то что именно?

О. Музыка фолк-певцов 60-х. Тим Хардин, Дилан, Ричи Хэвенс, Джони Митчелл... Послушайте сами и вы все поймете...

СЕРГЕЙ ЗОЛОТОВ


музыкальный стиль
мэйнстрим
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с исполнителями на иных инструментах
Владимир Данилин - Свинговать на аккордеоне непросто Stefon Harris - Пять вопросов Стефону Харрису Давид Голощекин - Джазовый консерватор Лев Слепнер (Маримба плюс)
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com