nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Константин Петросян

Константин Петросян  В истории этого знакомства все было «вдруг». Случайно купил пластинку с его концертом лет двадцать тому назад. Случайно узнал о том, что запись эта недавно переиздана в США на лазерном диске. Вдруг получил этот диск в подарок от самого автора. Ну, и совсем уж неожиданным был звонок из Америки от Константина Петросяна собственной персоной ко мне домой.

Конечно, я много слышал о нем от многих наших музыкантов, но если так можно выразиться, подробностей дела не знал. А после первого же его звонка, обменявшись адресами электронных почт, мы начали общаться и (льщу себя тщеславной надеждой) подружились. Эта музыкальная семья хорошо известна в Армении среди ветеранов нашей музыки, но вот, к сожалению, молодое поколение вряд ли слушало виртуозную игру Гранта Петросяна или помнит замечательные произведения его сына Константина. А жаль! Стоило бы!

Константин Петросян родился в Ереване в 1946 году. Его отец, Грант Петросян – известный трубач, солист, а позднее – с 1948 по 1963 гг. – и дирижер Государственного эстрадного оркестра Армении. Он был одним из самых известных трубачей СССР, сольные партии для которого специально писали А. Бабаджанян, Б. Людвиковский, Г. Ахинян и другие. Кроме Гос. эстрадного оркестра Армении, он выступал также в составе и других коллективов огромной тогда страны. Его записи до сих пор хранятся в золотом фонде Гостелерадио Армении.

Константин Петросян закончил музучилище по классу композиции, а затем и ереванскую консерваторию. С 1965 по 1970 годы он являлся художественным руководителем оркестра при к/т «Москва», затем работал пианистом эстрадного оркестра радио и телевидения Армении, преподавал теоретические дисциплины в музучилище, был дирижером эстрадно-симфонического оркестра радио и ТВ. В разные годы создавал и руководил джазовыми коллективами. С 1985 года по 1990 годы Константин Петросян являлся директором и художественным руководителем Центра музыкальной информации Союза композиторов Армении. В 1994 году он был приглашен по контракту выполнять функции директора армянского культурного центра в г. Провиденс, США, где до сих пор и работает. Член Союза композиторов Армении, а с 1995 года член ASCAP (Американского Общества композиторов, авторов и издателей), Американского музыкального центра и Армянской музыкальной ассамблеи.

Константин Петросян является автором симфонических, камерных и инструментальных произведений. Со своими произведениями выступал во многих странах. А вот армянскую джазовую музыку он представлял в самых престижных залах мира – в Карнеги Холле (США), Штаб-квартире ООН, «Оскар Питерсон Холле» (Канада), на джаз-фестивалях в Пори (Финляндия), Братиславе (Словакия) и др. Он основал и по настоящее время является Президентом организации Armenian Music Festival of Rhode Island (США), в рамках которого выступает с филармоническим оркестром штата и выдающимимся исполнителями. Награжден почетными дипломами губернатора и сенатора штата Род Айленд, дважды премией «Комитас». И даже был провозглашен «Человеком года» штата в 1996 году.

Все это я узнал после установления личного контакта с композитором. А до этого я знал лишь о том, что он является автором нашумевшего в Союзе и ставшего классикой советского джаза одночастного Концерта для голоса с джаз-оркестром. И как мне кажется, вполне естественно, что первый же вопрос, который я задал композитору, касался его знаменитого концерта.

Армен Манукян: Насколько я помню, в те годы много было разговоров о вашем произведении в великолепном исполнении Татевик Оганесян и оркестра под управлением популярнейшего саксофониста Владимира Чекасина. Так вот, часто в них проскальзывала идея о том, что Чекасин много изменил и добавил в авторскую партитуру. Сделал его более джазовым. Насколько это соответствует истине?

Константин Петросян: Полная ерунда. Он не изменил ни одной ноты. В то время на фирме «Мелодия» существовал временной стандарт для грампластинок – не менее 30 минут музыки. А у меня концерт шел 28 минут. Я попросил Владимира поиграть парафразу на тему моего концерта три с половиной минуты. Что он и исполнил мастерски, и временной стандарт был соблюден. Концерт издавался в «Советском композиторе», исполнялся на джаз-фестивалях и концертах в Риге, Каунасе, Бирштонасе, Тбилиси, Уфе, Вильнюсе, Москве и везде только по партитуре и без этой парафразы. А вообще, пользуясь случаем, хотел бы выразить мое восхищение руководимым им биг-бэндом Литовской консерватории, который сыграл и записал этот концерт всего за два дня.

Какова судьба вашего Концерта сегодня? «Жив» ли он?

Да, конечно. Кроме того, что после некоторых технических манипуляций, запись 1984 г. была переизданна в Америке, и альбом этот презентовался в одном из популярнейших джаз-клубов Нью-Бостона (во время сольного концерта Татевик Оганесян), у меня состоялись несколько встреч с известными лидерами биг-бэндов на предмет исполнения концерта. На роль солистки я пригласил Ким Назарян, удивительно разноплановую певицу, которая одинаково хорошо поет и джаз, и латину, и ритм-энд-блюз. Она является солисткой знаменитого вокального квартета New Your Voices, который ровно десять лет тому назад приезжал в Ереван на джаз-фестиваль... Так вот, если ее гастрольный график позволит, то, я надеюсь, что осенью этого года смогу показать ереванским любителям джаза свой концерт. Я уже обсуждаю этот вопрос с Союзом Композиторов Армении. Говорил по этому поводу с председателем Союза композиторов композитором Робертом Амирханяном, композитором и руководителем Оркестра Общественного Радио и Телевидения Армении Ервандом Ерзнкяном. Но вопросов много, проблем еще больше. Так что, не будем говорить «гоп», пока «не перепрыгнем». Кстати, если все задуманное получится, то Ким Назарян приедет со своим супругом Джеем Эшби, известнейшим музыкантом и продюсером. Они много выступают вместе, надеюсь, что и для ереванцев поиграют.

А есть ли у вас другие записи, кроме «Концерта»?

К сожалению, нет. Я вот только сейчас взялся за это дело. Уже записал несколько своих ранних работ для фортепиано и струнного оркестра, то, что в Америке называется traditional pop, а в СССР называлось эстрадной музыкой. Вот допишу еще несколько инструментальных композиций, и можно будет полноценный диск печатать. А еще мой племянник Арман (один из лучших звукорежиссеров в Армении – прим. автора) отыскал старые записи моего отца разных лет, где он играет с эстрадным оркестром Армении, с квинтетом и эстрадным оркестром радио и телевидения. Хочу тоже издать, все-таки незаурядный был музыкант, и он достоин того, чтобы его виртуозные соло услышали и сейчас.

А чем композитор Константин Петросян занят в настоящее время?

Дел много. Являюсь директором и музыкальным руководителем культурного центра при церкви Святого Саака и Месропа в Провиденсе, руковожу школой искусств, двумя армянскими хорами, работаю в качестве дирижера и пианиста. Выступаю с лекциями об армянской музыке в колледжах и университетах. Делаю аранжировки для оркестров, хоров и солистов. И, конечно, пишу новые музыкальные произведения. Из последних работ – соната для гобоя и фортепиано, сюита для альта, хоровые произведения.

А джазовые произведения есть?


Я никогда не позиционировал себя как чисто джазового композитора и музыканта. Старался работать во многих жанрах. Всегда предпочитал крупные формы. Это в молодости я активно занимался джазом, писал, играл, акомпанировал... А потом пошел дальше. Собственно, и свой Концерт я сугубо джазовым не считаю. Это произведение больше принадлежащее к стилю «третье течение» – сочетание классики с джазом, плюс армянская духовная музыка. Хотя в последнее время я написал несколько джазовых композиций, которые, надеюсь, прозвучат в Ереване этой осенью. Если я смогу приехать.

По Еревану сейчас ходит слух, что в самое ближайщее время в городе пройдет конкурс молодых джазовых вокалистов. Ведь после того, как нас покинула Татевик, практически, джазовых певцов у нас нет. Как вы относитесь к такой идее?

Да, джазовых вокалистов нет. Я это на себе испытал, никак не найду исполнителя концерта. Вы знаете, как готовят вокалистов в джазовых колледжах Америки? Там для них созданы все условия – лучшие педагоги, существует крепкая, проверенная временем школа, студенты имеют возможность работать над собой, слушать и общаться со звездами. А иначе положительного результата добиться трудно. Но любая хорошая идея достойна поддержки. И дай Бог сил тем, кто собирается проводить такой конкурс. Я со своей стороны готов морально и технически помочь организаторам, всем, чем только могу. А если приезд Ким Назарян совпадет по срокам с проведением конкурса (Ким хочет приехать со всей своей семьей надолго, чтобы показать родным Армению), то можно будет и ее привлечь к этому делу. Уверен, она согласится. Главное, чтобы кто-то что-то делал. А помощники всегда найдутся.

Армен МАНУКЯН
2009г.


стиль
джаз
автор
Армен МАНУКЯН
страна
Армения, США
музыкальный стиль
академическая музыка, мэйнстрим


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с композиторами, аранжировщиками, бэнд-лидерами

  • стиль: джаз, джаз
Оркестр Финберга в Беларуси знают все. И как концертно-эстрадный, и как джазовый, но не в этом суть. Он может кому-то нравиться, а кому-то неочень, однако и это не главное, такая ситуация, в общем-то, нормальное явление в мире искусства. А суть в ...
  • стиль: джаз, джаз
Интервью было взято у Марии Шнайдер в самом конце 1999 года американским журналистом Доном Уильямсоном и опубликовано в 2000 году в онлайновом журнале "All About Jazz". М.Ш. — В настоящее время я работаю над музыкой для своего нового альбома, а ...
  • стиль: джаз, джаз
Народный артист России Юрий Сергеевич Саульский — человек насквозь джазовый, несмотря на свою причастность и к чистой эстраде. Очень здорово и то, что он не замкнут только на прошлом и его суждения о современных стилях резко контрастируют с ...
  • стиль: джаз, джаз
Нью-Йорк. Это город, в котором жизнь не прекращается ни на минуту; бурлящее место, давшее искусству множество новых идей и тенденций. Город, который заставляет бредить... Не многим удается покорить его. Фред Фрит (Fred Frith) - человек, сумевший ...
  • стиль: джаз, джаз
Это интервью — плод встреч и знакомств на Каунасском джазовом фестивале 1998 года. Разговор с литовским композитором Гедриусом Купрявичусом стал одной из наиболее приятных неожиданностей и самым теплым воспоминанием о тех днях... Музыка Купрявичуса. ...
  • стиль: джаз, джаз
Исполнитель — хорошо. Исполнитель и композитор — очень хорошо. Исполнитель, композитор и аранжировщик — замечательно. Исполнитель, композитор, аранжировщик, руководитель малого и большого ансамблей — впечатляет. А теперь все то же самое плюс мощный ...
  • стиль: этно, этно
"Обнимитесь, миллионы!" – призывали музыка Бетховена и стихи Шиллера в начале ХIХ века. Великая музыка, прекрасные слова, навсегда врезавшиеся в культурную память человечества. Увы, мечты о братстве всех людей так и остались мечтами. После оды ...
  • стиль: этно, этно
С молодым талантливым композитором из Германии Вахидом Матейко наши читатели познакомились пару лет назад. В №6/07 "Jazz – Квадрата" публиковалась рецензия на его дебютный альбом Come Together и интервью с Вахидом. Последователь религии бахаи, ...
  • стиль: джаз, джаз
В апреле в рамках фестиваля искусств "Донская весна" в Центре им. Кима Назаретова состоялась творческая встреча с народным артистом СССР, композитором МУРАДОМ КАЖЛАЕВЫМ. Мурад Магомедович – не просто "именитый" гость нашего города. С ...
  • стиль: джаз, джаз
Брайан Сетцер переворачивает все представления о том, как должен звучать биг-бэнд. Хорошее чутье к потребностям современного рынка в шоу-бизнесе, незаурядная дерзость и лихое рок-н-ролльное прошлое помогли ему создать самый необычный коллектив на ...
  • стиль: джаз, джаз
Критики называют Джанго Бейтса не иначе как "неохват­ный и необъятный в своих ипостасях, вобравший в свое искусство все и вся". Его музы­кальный кругозор подобен ка­лейдоскопу: Бейтс пишет му­зыку' для театра и данс-компаний, поп-исполнителей и ...
  • стиль: джаз
Мой звонок в Париж отвлёк его от работы. Коротко извинившись, и объяснив, что пишет треки к очередному фильму Лелуша, он попросил у меня минут двадцать. В ожидании следующего звонка, единственное, о чём я успел подумать: Ему восемьдесят четыре, а в ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com