nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Jerry Bergonzi - Все, и музыку в том числе, содает Всевышний!

стиль:

Jerry Bergonzi - Все, и музыку в том числе, содает Всевышний!
Только было начавшие затихать разговоры о Годе джаза после его эффектного начала в апреле, вновь разгорелись с новой силой. Шутка ли – на сей раз армянских любителей джаза ждала встреча с одним из корифеев джаза и лучших саксофонистов своего поколения, новатором и педагогом Джерри Бергонзи.

Этот подарок армянским фанатам джаза – концерт квинтета Джерри Бергонзи, который состоялся 7 июня, сделало Посольство США в Армении совместно с организацией "Армянский джаз-70". И это вполне естественно: было бы странно, если б родина джаза осталась в стороне от какой-либо акции, связанной с этим жанром. Так, в прошлом году ереванцы имели квартет обладателя Грэмми Бобби Санабриа, одного из лучших латиноамериканских перкуссионистов, а в этом году услышали явного последователя Джона Колтрейна, энергичного и мощного, изобретательного и оригинального тенор-саксофониста.

"Джерри Бергонзи – исполнитель мирового уровня, композитор, автор многочисленных книг по джазу и педагог. Его музыка отличается новизной, мастерством и искренностью. Неослабевающий драйв, внутренний огонь, тотальный напор, высочайшая техника и лиризм – его характерные черты", – так характеризует его Скотт Янофф, авторитетнейший американский джазовый критик.

Родившийся в Бостоне, Джерри Бергонзи с раннего детства заинтересовался музыкой. Начинал он в восьмилетнем возрасте с кларнета, слушая Дюка Эллингтона, Каунта Бейси и Лестера Янга. Его дядя, профессиональный джазмэн, когда мальчику исполнилось 12 лет, подарил ему настоящий саксофон. А чуть позже, когда друг дал ему послушать пластинки корифеев джаза, жанр этот в жизни Джерри заслонил весь остальной мир. Уже в тринадцать лет Джерри играет в профессиональном коллективе The Stardusters, затем, будучи студентом музыкального колледжа Беркли, он выступает с коллективом Джона ЛаПорта. Эти годы Джерри всегда вспоминает с большой теплотой: "Я многому тогда научился у Джона, он всегда учил нас, показывал нам наши ошибки и, вообще, относился как родной человек".

В те годы Джерри много занимался, приходя в колледж к 6 утра, чтобы иметь возможность спокойно играть. Он проучился в Беркли всего год, а потом возвратился домой, где научился играть на басе и стал зарабатывать на жизнь, выступая со многими молодежными составами. Накопив достаточно денег, он в 1972 году едет завоевывать Мекку джаза – Нью-Йорк. Там он селится в доме, где уже жил его друг-барабанщик Рик Килбурн. В доме этом был большой чердак, который они использовали в качестве концертного зала, где играли такие сегодняшние звезды, как Джо Ловано, Дэйв Либман, Джон Скофильд, Майкл Брекер, Боб Берг и многие другие. Это были прекрасные годы – будущие звезды играли, учились, учили друг друга и постепенно начинали завоевывать популярность.

Набравшись опыта, Джерри Бергонзи собирает свой собственный коллектив, где в качестве гитариста играл Майк Стерн, и начинает выступать с ним в нью-йоркских клубах. Тогда же начинается и активная студийная деятельность. Уже в первых записях Бергонзи демонстрирует свой композиторский талант. На его счету более ста мелодий.

В конце 70-х годов один из столпов джаза, пианист и композитор Дэйв Брубек, который тогда играл со своими сыновьями Дариусом, Крисом и Дэнни, услышал игру Бергонзи и пригласил его выступать с ними. И в 1979 году в карьере Бергонзи начинается новый период – гастроли и записи со всемирно известным коллективом. За три года они объездили весь мир, выступали в престижнейших залах, записали три полноценных альбома.

В те же годы Бергонзи начинает свою педагогическую деятельность. Он пишет шесть книг об искусстве импровизации для всех инструментов, обучает начинающих джазмэнов. На сегодняшний день он профессор в консерватории Новой Англии, путешествует по Америке и Европе, проводя мастер-классы. На его счету около 20 альбомов, записанных под собственным именем, и бессчетное количество программ, записанных им в качестве сайдмэна. Когда известного саксофониста Майкла Брейкера однажды спросили, занимается ли он на инструменте каждый день, он ответил: "Конечно! Пока есть Джерри Бергонзи, ни один саксофонист не может спокойно почивать на лаврах. Так что надо постоянно держать себя в форме".

Узнав о приезде звезды такой величины, я связался с музыкантом по электронной почте и попросил о виртуальном интервью, отправив музыканту с десяток вопросов. На следующий день пришел обескураживающий, но откровенный ответ: "Чтобы ответить на твои вопросы письменно, мне понадобится целый день. Я, к сожалению, не в ладах с компьютером и пользуюсь им только в самых крайних случаях. Вот приеду, тогда уделю тебе сколько хочешь времени и отвечу на все твои вопросы".

Собравшись с духом, я, тем не менее, упросил его ответить на два особенно "животрепещущих" вопроса: знает ли он что-либо об Армении и ее культуре и что предполагает увидеть и услышать здесь. "Я вырос в городе Уотертаун, штат Массачусетс, который является одним из крупнейших центров армянской диаспоры Америки. Так что у меня было очень много друзей-армян в школе и колледже. Один из них прекрасно играл на уде и скрипке, другой – на кларнете. Они не были джазмэнами, но прекрасно импровизировали и, насколько я помню, играли такие ритмы, которые я никогда до этого не слышал. Это звучало очень здорово. Так что кое-что об Армении и ее музыке я знаю. А что касается моих ожиданий, то могу сказать, что я плохо представляю себе, на что похожа ваша страна, но уверен, что это совсем другой мир с другой и очень живой и прекрасной культурой".

В Ереване Джерри Бергонзи должен был играть со своим квинтетом, состоящим из басиста Джошуа Дэвиса, трубача Фила Гренадье, пианиста Вардана Овсепяна и барабанщика Карена Кочаряна. Эти музыканты достаточно известны и опытны, несмотря на относительную молодость. Так, Джошуа Дэвис играл со всемирно известным оркестром Арти Шоу, давал мастер-классы в Америке и Японии, имеет собственный состав и в настоящее время является музыкальным директором Университета Саскевана. Фил Гренадье – выходец из музыкальной семьи, где джазом занимается вся ее мужская часть, – отец (трубач) и братья Ларри (басист) и Стив (гитарист). Сам Фил работал с Малгрю Миллером, Фредди Хаббардом и другими звездами. Имеет два альбома, записанных в качестве лидера.

Что касается двух других участников, то эти музыканты – уроженцы Еревана, выпускники Ереванской госконсерватории, ныне живущие и играющие джаз в Америке. У обоих за плечами серьезное джазовое образование в лучших музыкальных колледжах Америки, выступления и записи со звездами джаза. А если еще добавить, что Карен Кочарян является "лицом" фирмы Paiste Cymbals, а Вардан Овсепян учит джазу во многих штатах Америки и именно про него замечательный пианист Брэд Мелдау сказал: "Его композиторский талант великолепен!" – то у вас не должно остаться сомнений в том, что в Ереван приехали достойнейшие музыканты, и не пойти на их концерт было бы огромной ошибкой. Тем более что вход был свободным. Это был роскошный подарок ереванским любителям джаза от Посольства Америки. Так вот, именно этот факт и сыграл злую шутку с музыкантами и истинными любителями джаза.

Билеты на концерт, которые бесплатно раздавали в кассе филармонии любому желающему, закончились за несколько дней до его начала. Их невозможно было достать даже при наличии крепких личных связей с организаторами концерта. Поговаривают, что даже Левон Малхасян за день до концерта искал лишние билеты для своих близких, и это – будучи председателем оргкомитета по проведению Года джаза! Лишь благодаря доброй воле организаторов из Посольства США, пустивших, в конце концов, в зал всех желающих непосредственно перед началом концерта, джазовые фанаты получили возможность послушать свою любимую музыку. Судя по ситуации, предварявшей концерт, можно было предположить, что на концерте ожидается полный аншлаг, и количество джазовых фанатов в Ереване начинает зашкаливать. Но вот уже в зале я понял, что ошибался. В рядах кресел зияли проплешины пустых сидений. Тут сыграл свою черную роль факт бесплатной раздачи билетов. Вот уже который год, организовывая свои джазовые мероприятия, Посольство США придерживается принципа – вход на концерты должен быть свободным! Очевидно, привлеченные этим обстоятельством, билеты расхватывают люди, которым абсолютно все равно на какой концерт эти билеты – по принципу «на халяву пьют даже язвенники и трезвенники». Но кроме того, что билеты изначально достались не тем, кому они предназначались, этот факт имел и другие последствия. Через минут двадцать после начала из зала стали вытекать тоненькие ручейки людей, которые попали на этот концерт случайно. Дело в том, что стилистика джаза, в которой представляли свои композиции музыканты, была достаточно сложной, слушать и понимать которую было нелегко даже людям искушенным в этом жанре музыки. В результате к концу концерта в зале осталось меньше половины слушателей.

Конечно, к музыкантам нет и не может быть никаких претензий. В этом нет никакой их вины. Они играли великолепно. А вот организаторам, наверное, можно посоветовать в следующий раз жесты делать не такими широкими и раздавать билеты, скажем, в джаз-клубах, в джаз-колледже, консерватории, чтобы они доставались не совсем далеким от этого жанра людям.

В первый же день приезда музыкантов, по достигнутой с ним ранее по интернету договоренности, я-таки встретился с Джерри Бергонзи и его партнерами и наконец-то получил ответы на свои подготовленные давно вопросы.

Армен Манукян: Вы выступали по всеми миру и имели возможность слушать самых разных джазмэнов. Есть ли какая-либо разница между исполнением джаза музыкантами разных стран?

Джерри Бергонзи: Впервые я попал в Европу (это была Германия) в середине 60-х. Тогда люди там были одеты по другому, держали себя по другому, слушали и выражали свои чувства отлично от американцев. А вот в последние годы я уже практически не вижу никакой разницы. Одеты все одинаково, кушают одну и ту же пищу, благодаря интернету все слушают одну и ту жу музыку, даже нравы уже почти везде одни и те же. Так что сейчас я почти не вижу никакой разницы ни в чем, в том числе и в музыке. Хотя, если говорить серьезно, то надо отметить, что в исполнении музыки европейцами сильно чувствуются отголоски классической музыки, ведь в массе своей они все воспитанники классической школы. И классика – это часть культуры европейских народов. В Америке ситуация с классикой совсем другая. Например, я никогда не играл классической музыки. В результате подходы к исполнению разные. И это, пожалуй, самое главное отличие между музыкантами Европы и Америки.

А что происходит с джазом сейчас, и что будет просходить в дальнейшем? Ведь если разобраться, то уже много лет наблюдается некий застойникаких экспериментов и серьезных нововведений. Что, все выдохлись, никаких идей?

Я бы сказал, что в джазе ничего не происходит с 1967 года. Ничего нового. Все рискованные эксперименты закончились уже тогда. Шагов вперед может и много, но они какие-то уж очень мелкие, осторожные. Вперед не идут, а лишь ступают на ощупь. Хотя, знаешь, история джаза напоминает мне расположение и движение планет в нашей вселенной. Они сходятся и расходятся. Когда-то чуть ближе, когда-то чуть дальше. И если сегодня Нептун ближе к, скажем, Марсу, то через сотню лет он отойдет от него и приблизится к другой планете. А еще планеты появляются, исчезают. Так же и в джазе – стили появляются, исчезают… Становятся популярными, потом предаются забвению, а через сто лет, может чуть-чуть изменившись, опять станут популярными...

А кто и как вообще создает стили?
Создатель! Кто же еще? (При этом Джерри показал наверх). Тот, кто создал и всю музыку.

А я вот думал, что джазовые стили создают джазмэны...

Они лишь получают музыку, обрабатывают ее и представляют людям. Все большее – выше человеческих сил.

Вы много лет работали с Дэйвом Брубеком. Мы, конечно, много слушали его записи и читали о нем. А вот какой он в жизни?

Его же дети всегда называли отца «Дядя Дэйв». Он очень мало бывал с ними, вообще мало занимался семьей. Постоянно бывал в разъездах и сильно страдал от того, что не мог уделять детям и семье необходимое количество внимания и времени. Что касается отношений с людьми, своими партнерами в частности, он был настоящим джентльменом. Всегда аккуратен, вежлив, уважителен, никакой расхлябанности. Он никогда не указывал своим музыкантам, как играть то или иное свое произведение – давал лишь основную идею. Он доверял своим партнерам. Мы всегда вместе решали, как и что играть. Но вот что касалось качества, отношения к музыке, поведения не только на сцене, но и в жизни – тут он требовал неукоснительного выполнения всех норм. В подобных вопросах он был настоящим диктатором.

Кроме исполнения джаза, вы еще и учите джазу. А можно ли научить играть его? Или это понимание должно сидеть в тебе изначально?

На этот вопрос есть очень очень простой ответ. Можешь ли ты научить ребенка говорить по-армянски? Как он учится? Он слушает, как говорят родители, и повторяет. И так учится. Это язык. А любая музыка, и джаз в том числе, это тот же язык. Надо его слушать все время, как можно больше, и тогда ты научишься. Например, я и сейчас слушаю джаз практически круглые сутки – как только проснусь и пока не лягу спать.

Русские известны своим балетом, причем, уже много лет. Итальянцыоперой, американцыджазом. Означает ли это, что такое положение сохранится навсегда? Возможна ли ситуация, когда, например, армяне завоюют все главные позиции в джазе?

Я итальянец по происхождению и очень люблю оперу, но играю джаз. И, поверь, делаю это не хуже, а намного лучше некоторых коренных американцев. Я считаю, что национальная прнадлежность играет в этом вопросе самую незначительную роль. Гораздо важнее чувство музыки, правильный подход к выражению своих мыслей в музыке, и наличие этих самых мыслей. А национальный колорит может лишь добавить красок основной музыкальной картине.

Ну, вот, кстати, у вас в коллективе два уроженца Еревана. Вы чувствуете что-то особенное в их музыке в связи с их национальной принадлежностью?

Я познакомился с ними случайно. Однажды услышал и сразу же решил пригласить к себе в коллектив. При этом, я конечно же не знал, ни откуда они родом, ни какая кровь течет в их жилах. Кстати, она у всех красная. Они прекрасно играют, отлично понимают мои замыслы, и все мы составляем один единый коллектив. Хотя, если сильно вдуматься, конечно, у них есть свой своеобразный подход к музыке, и это, безусловно, связано с культурой того народа, который является для них родным.

Вы в первый же день посетили ереванский джаз-клуб «Поплавок». Как впечатления?

Прекрасные. Отличное место. Очень уютно, приятно. Хорошая музыка и великолепные музыканты. Пианист играл в манере великого Бада Пауэлла (речь шла о Ваагне Айрапетяне – прим. автора), и должен сказать, играл он на очень высоком уровне, хорош был басист. Но больше всего мне понравилась игра музыканта на вашем народном духовом инструменте, кажется, его назвали зурна. Очень впечатляюще.

А что вы нам покажете на концерте?

Пока не знаю. Завтра будет видно. Видишь ли, мы много играли вместе и хорошо чувствуем друг друга. Что играть, мы решим позже. Это зависит от настроения каждого и всех вместе. Мы настоящая группа единомышленников.

На концерте в Большом зале филармонии пятерка продемонстрировал джаз высочайшего уровня. Конечно, играли кое-какие стандарты (но в абсолютно непривычной манере), но в основном звучали композиции лидера. Наибольшие впечатления от лидера – саксофониста Джерри Бергонзи и трубача из славной джазовой семьи Гренадье – Фила. Музыка высокоинтеллектуальная, сложнейшая по технике исполнения, требовала большой концентрации внимания и напряженной умственной деятельности. Модерн-джаз с элементами фри-джаза достаточно сложно слушать два часа подряд. Было нелегко, но истинные любители и ценители стиля, тем не менее, слушали с интересом – ведь так никто в Ереване до этого не играл!

«Дюк Эллингтон говорил: нельзя ничего делать на полупрофессиональном уровне. Делать надо или хорошо или вообще не делать», – сказал мне руководитель квинтета перед концертом. Джерри Бергонзи, Фил Гренадье, Джошуа Дэвис, Вардан Овсепян и Карен Кочарян все сделали хорошо.

Армен МАНУКЯН

Jazz-Квадрат, №4/2008


авторы
Армен МАНУКЯН
музыкальный стиль
авангард, мэйнстрим
страна
США
Расскажи друзьям:

Еще из раздела саксофонисты
Albert Ayler - незавершенный поиск гармонии Владимир Чекасин - ансамбль песни и пляски имени себя.. Анатолий Герасимов - легкий человек Andres Boiarsky - русский аргентинец
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com