nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Александр Целуйко - Соло для электрогитары с симфоническим оркестром

Александр Целуйко - Соло для электрогитары с симфоническим оркестром  Впервые столичная публика узнала о молодом гитаристе Александре Целуйко после его выступления на гитарном фестивале «Грифомания-2006». Тогда еще студент музыкального училища, он своей виртуозной игрой впечатлил многих ценителей гитарного искусства. Саша представил программу в стиле, который условно можно назвать «неоклассика». Дальше события развивались все более интересно: через некоторое время на столичных афишах появилась информация о премьере 13-й симфонии с электрогитарой Дмитрия Смольского, где партию соло-гитары готовился исполнить новоиспеченный выпускник Минского музыкального училища имени Глинуи (не кто иной, как герой нашего материала). Первый наш разговор состоялся как раз после Сашиного дебюта на сцене Белгосфилармонии, а продолжился после исполнения 13-й симфонии в Витебской филармонии в мае этого года.

Юрий Нестеренко: Саша, в первую очередь хочется спросить о таком событии и в твоей музыкальной карьере, и в культурной жизни страны, как исполнение 13-й симфонии Дмитрия Смольского. Каким образом молодой рок-гитарист привлек внимание мэтров академической музыки?

Александр Целуйко: Прежде всего, хотел бы напомнить, что Дмитрий Смольский не первый раз обращается к такого рода экспериментам. В его 9-й симфонии партию электрогитары исполнил сын Дмитрия Брониславовича, всемирно известный гитарист группы Rage, Виктор Смольский.

Когда я был на третьем курсе, Дмитрий Брониславович представлял свою 11-ю симфонию. Будучи под большим впечатлением от услышанного, я решил поздравить композитора и взять автограф. Дождался его возле подъезда, сказал самые теплые слова о его творчестве, в общем, то, что хотел сказать. Неожиданно для себя получил приглашение зайти домой. Вместо пятиминутной встречи состоялся полуторачасовой разговор. В тот момент дома оказался и Виктор. Так я познакомился с семьей Смольских.

После этого я пригласил Дмитрия Брониславовича на госэкзамен (1 июня 2007), где играл композицию его сына Виктора в собственной аранжировке (для 13 инструментов: флейта, альт-саксофон, струнный квартет, бас-гитара, ударные, перкуссия, синтезатор, рояль, две гитары).

Когда выяснилось, что в премьере 13-й симфонии Виктор, как гитарист, участвовать не сможет (это стало известно где-то в середине июня, как раз после моего госэкзамена), Дмитрий Брониславович пригласил меня. Несмотря на предыдущее знакомство, это приглашение для меня было полной неожиданностью (за что хочу выразить огромную благодарность, и не только Дмитрию Брониславовичу, но всем моим преподавателям, которые оказали непосредственное влияние на мое творческое развитие). Мне предложили подумать, но я сразу сказал, что играть буду, хоть и не знал, с чем мне предстоит столкнуться.

Какие трудности тебе пришлось преодолевать?

В первую очередь это специфика игры в симфоническом оркестре. Темп непостоянный, динамика с огромными перепадами. Необходимо внимательно слушать оркестр и следить за дирижером.

В сентябре была организована первая репетиция, скорее даже просмотр материала. Основная работа началась всего за неделю до премьеры, что меня очень волновало. Всего состоялось пять репетиций. Но я работал с музыкантами высшей квалификации. Самая большая сложность заключалась не в том, чтобы выучить свою партию, а скорее – играть ее с оркестром. После второй репетиции у меня стало получаться, я научился слушать оркестр, следить за дирижером и входить в образ.

В образ музыканта оркестра или рок-музыканта?

Подразумевалось, что исполнитель партии электрогитары должен быть именно рок-музыкант. Это касалось и внешнего вида, и манеры поведения. Дмитрий Брониславович сказал: фрак не нужен, более уместны будут кожаные штаны и распущенные длинные волосы.

Итак, 28 октября 2007 года в зале Белгосфилармонии гитарист Александр Целуйко вышел на сцену с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь. Что запомнилось больше всего, какие впечатления остались после этого выступления?

На концерте я сыграл лучше, чем на любой из репетиций. Очень волновался перед началом, но на сцене, на удивление, был спокоен и уверен. Ощущение, что перед тобой полный зал, «заводило», придавало энергии. Публика восприняла произведение очень тепло, и вторую часть мы сыграли «на бис». Когда нужно было выходить на поклон (я находился за оркестром, на возвышении), у меня на глазах выступили слезы. Зал аплодировал стоя, со всех сторон – вспышки фотоаппаратов, возгласы «браво!», «молодец!». Непередаваемые ощущения!

Была ли у тебя возможность сыграть это произведение после премьеры?

В конце прошлого года 13-я симфония прозвучала в исполнении симфонического оркестра Академии музыки под управлением Михаила Козинца. Третье исполнение состоялось 12 мая этого года в рамках большого концерта в честь 80-летия Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь. Была подготовлена симфоническая композиция по произведениям белорусских композиторов «Мы – беларусы». Здесь мы исполняли 2-ю часть 13-й симфонии. Между частями большого произведения, как известно, аплодировать не принято, но после нашего выступления зал не удержался и овацией задержал вступление следующей части.

На следующий день,13 мая, мы выступили в Витебске, в зале областной филармонии. У меня уже был наработан определенный опыт, учтены все плюсы и минусы, звучание мое от выступления к выступлению становилось все лучше. Поэтому к поездке в Витебск я был полностью готов, хотя определенное волнение от того, как воспримет местная публика наше выступление, присутствовало у всех. Оказалось, мы зря волновались. В этом городе принимали нас прекрасно, и меня очень впечатлил культурный уровень витебской публики.

Отвлечемся от академической темы, и поговорим о других сферах профессиональной деятельности гитариста Александра Целуйко. Например, о «Грифомании-2007». Что нового ты играл здесь, и насколько это отличалось от выступления на предыдущем фестивале.

На последнем фестивале я хотел показать по возможности какие-то иные стороны своего творчества. За последний период на меня очень сильно повлияло творчество группы Rage и личное знакомство с Виктором Смольским. На «Грифомании-2007» один из двух подготовленных мной номеров была композиция Unity из репертуара Rage. Это очень сложная композиция, которую я долго не решался сыграть, но в итоге все получилось отлично. Второй номер – попурри из многих известных тем гитаристов и групп (Malmsteen, Ferreri, Joe Taffolo, Rage, Dream Theater). Для публики такая программа, в какой-то степени, оказалась неожиданной. Но для меня самое главное, что «группа поддержки», которая пришла ради меня – мои друзья, родственники, знакомые, восприняли выступление очень хорошо.

Наверно, мама, Любовь Ивановна, была в их числе?

Мама – это отдельный разговор. Для нее любое мое выступление – самое лучшее.

Раньше ты играл с Кириллом Слукой, группой «Цвет Алоэ». Сотрудничаешь еще с какими-нибудь исполнителями?

Продолжаю играть с Кириллом Слукой, а также с группой «Цвет Алоэ» и певицей Eva Shimanski.

А случались какие-нибудь необычные вещи, интересные ситуации, курьезы во время твоих выступлений?

Можно рассказать самый «свежий» случай, который произошел во время выступления в Витебске. Как только прозвучали последние ноты, наш дирижер Александр Анисимов повернулся к залу и сказал примерно следующее: «Вы увидели роль солирующих инструментов, в частности электрогитары, в симфоническом оркестре, а теперь оцените роль дирижера». И ушел со сцены. Для всех музыкантов это была полная неожиданность, а дирижер из-за кулис дал нам понять, что играется 2-я часть 13-й симфонии еще раз. Здесь выручало то, что ритм держал барабанщик… Но главное, что моя аппаратура была уже выключена. И в начале композиции пришлось подключать все заново. Я думал, что не успею, однако музыканты оркестра меня подождали, я подключился и вступил вовремя. В целом, сыграли неплохо.

Вот так шутят дирижеры. А тебя остается поздравить с удачными выступлениями, даже в таких непредсказуемых ситуациях, и пожелать дальнейших успехов.

Юрий НЕСТЕРЕНКО

Jazz-Квадрат, №3/2008


стиль
джаз
страна
Беларусь
музыкальный стиль
академическая музыка


Расскажи друзьям:

Ещё из раздела интервью с гитаристами

  • стиль: джаз, джаз
Заслуженный артист Украины, "неофициальный" изобретатель техники двуручного тэппинга, легенда гитаризма Энвер Измайлов - выходец из среднеазиатской глубинки. Работал газосварщиком, учился в музыкальном училище по классу фагота, занимался в ...
  • стиль: блюз, блюз
Би Би Кинг принадлежит к тем музыкантам, представлять которых аудитории совершенно излишне практически в любой стране. На его счету уже столько концертов и столько альбомов, что заниматься их подсчетом и перечислением — пустое занятие. Представляем ...
  • стиль: джаз, джаз
Терье Рипдал — гитарист, уважаемый и джазфэнами, и рок-фанатами, и поклонниками академического авангарда… Кто он на самом деле? Сегодня мы постараемся немного приоткрыть вам суть этого человека. 1. РИПДАЛ РАЗБУДИТ ИХ ВСЕХ Терье Рипдал по жизни ...
  • стиль: джаз, джаз
— Игорь, когда ты начал свою профессиональную карьеру? — С 1980 года я стал работать в филармонии г. Сумы, где, кстати, родился, именно в эти годы я ощутил свою привязанность к фанку и джазу. Хочу сказать, что моим первым учителем был магнитофон, но ...
  • стиль: блюз, блюз
Долговязый черный парень, весь одетый по последней моде 1939 года. Шляпа стильно примята посередине, просторные брюки, истоптанные ботинки, рубашка с пристяжным воротничком, жилетка и твидовый пиджак. Он развалился на старом студийном табурете со ...
  • стиль: джаз, джаз
Я все ищу такой инструмент, в который хотел бы влюбиться. Мне многие нравятся, но я все–таки отношусь к своим гитарам как холодный профессионал. Не люблю, а дружу. Энвер Измайлов родился 12 июня 1955 года в Фергане. Играть на гитаре выучился в ...
  • стиль: джаз, джаз
Очевидно, нет нужды подробно представлять нашим читателям гитариста Пэта Мэтини. Один из самых удачливых, самых востребованных и самых (ну как обойтись без модного слова!) креативных джазовых музыкантов за последнюю четверть ХХ века, он вступил в ...
  • стиль: джаз, джаз
— Сейчас я занял свое, пусть небольшое, положение и начал движение. Года через два мне самому будет интересно: узнали ли меня люди, запомнилась ли моя игра? — Ну, что ж, годика через два и поговорим... ...На этом, собственно, можно было бы и ...
  • стиль: блюз, блюз
Мы предлагаем вашему вниманию беседу двух блюзменов. Президент минского "Старклуба", один из зачинателей белорусского блюз-рокового движения Геннадий Стариков побывал в гостях у лидера московской "Лиги блюза" Николая Арутюнова. — 7 июля 1998 года. ...
  • стиль: джаз, джаз
Музыканты приходят в джаз и уходят из него по самым различным причинам, не обязательно творческого характера. Одних привлекают выразительные возможности разных стилей, другие считают несерьезным исполнительство, которое не приносит им материального ...
  • стиль: джаз, джаз
Если задаться вопросом, что общего у великого Рэя Чарльза и легендарного барабанщика Билли Кобэма, непревзойденных гитаристов Лэрри Карлтона и Майка Стерна, а также таких джазовых имен, как Анатолий Кролл и Алексей Козлов, Игорь Бутман и Сергей ...
  • стиль: блюз, блюз
На сцене его представляют принцем блюза: великолепный певец, яркий гитарист, изысканный стилист в игре на акустическом рояле и в равной степени на таком коварном инструменте как электроорган. Аранжировщик. Блестящий шоумен, вовлекающий в блюз любую ...
© 2012-2024 Jazz-квадрат
                              

Сайт работает на платформе Nestorclub.com