nestormedia.com nestorexpo.com nestormarket.com nestorclub.com
на главную новости о проекте, реклама получить rss-ленту

Александр Целуйко - Соло для электрогитары с симфоническим оркестром

стиль:

Александр Целуйко - Соло для электрогитары с симфоническим оркестром
Впервые столичная публика узнала о молодом гитаристе Александре Целуйко после его выступления на гитарном фестивале «Грифомания-2006». Тогда еще студент музыкального училища, он своей виртуозной игрой впечатлил многих ценителей гитарного искусства. Саша представил программу в стиле, который условно можно назвать «неоклассика». Дальше события развивались все более интересно: через некоторое время на столичных афишах появилась информация о премьере 13-й симфонии с электрогитарой Дмитрия Смольского, где партию соло-гитары готовился исполнить новоиспеченный выпускник Минского музыкального училища имени Глинуи (не кто иной, как герой нашего материала). Первый наш разговор состоялся как раз после Сашиного дебюта на сцене Белгосфилармонии, а продолжился после исполнения 13-й симфонии в Витебской филармонии в мае этого года.

Юрий Нестеренко: Саша, в первую очередь хочется спросить о таком событии и в твоей музыкальной карьере, и в культурной жизни страны, как исполнение 13-й симфонии Дмитрия Смольского. Каким образом молодой рок-гитарист привлек внимание мэтров академической музыки?

Александр Целуйко: Прежде всего, хотел бы напомнить, что Дмитрий Смольский не первый раз обращается к такого рода экспериментам. В его 9-й симфонии партию электрогитары исполнил сын Дмитрия Брониславовича, всемирно известный гитарист группы Rage, Виктор Смольский.

Когда я был на третьем курсе, Дмитрий Брониславович представлял свою 11-ю симфонию. Будучи под большим впечатлением от услышанного, я решил поздравить композитора и взять автограф. Дождался его возле подъезда, сказал самые теплые слова о его творчестве, в общем, то, что хотел сказать. Неожиданно для себя получил приглашение зайти домой. Вместо пятиминутной встречи состоялся полуторачасовой разговор. В тот момент дома оказался и Виктор. Так я познакомился с семьей Смольских.

После этого я пригласил Дмитрия Брониславовича на госэкзамен (1 июня 2007), где играл композицию его сына Виктора в собственной аранжировке (для 13 инструментов: флейта, альт-саксофон, струнный квартет, бас-гитара, ударные, перкуссия, синтезатор, рояль, две гитары).

Когда выяснилось, что в премьере 13-й симфонии Виктор, как гитарист, участвовать не сможет (это стало известно где-то в середине июня, как раз после моего госэкзамена), Дмитрий Брониславович пригласил меня. Несмотря на предыдущее знакомство, это приглашение для меня было полной неожиданностью (за что хочу выразить огромную благодарность, и не только Дмитрию Брониславовичу, но всем моим преподавателям, которые оказали непосредственное влияние на мое творческое развитие). Мне предложили подумать, но я сразу сказал, что играть буду, хоть и не знал, с чем мне предстоит столкнуться.

Какие трудности тебе пришлось преодолевать?

В первую очередь это специфика игры в симфоническом оркестре. Темп непостоянный, динамика с огромными перепадами. Необходимо внимательно слушать оркестр и следить за дирижером.

В сентябре была организована первая репетиция, скорее даже просмотр материала. Основная работа началась всего за неделю до премьеры, что меня очень волновало. Всего состоялось пять репетиций. Но я работал с музыкантами высшей квалификации. Самая большая сложность заключалась не в том, чтобы выучить свою партию, а скорее – играть ее с оркестром. После второй репетиции у меня стало получаться, я научился слушать оркестр, следить за дирижером и входить в образ.

В образ музыканта оркестра или рок-музыканта?

Подразумевалось, что исполнитель партии электрогитары должен быть именно рок-музыкант. Это касалось и внешнего вида, и манеры поведения. Дмитрий Брониславович сказал: фрак не нужен, более уместны будут кожаные штаны и распущенные длинные волосы.

Итак, 28 октября 2007 года в зале Белгосфилармонии гитарист Александр Целуйко вышел на сцену с Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь. Что запомнилось больше всего, какие впечатления остались после этого выступления?

На концерте я сыграл лучше, чем на любой из репетиций. Очень волновался перед началом, но на сцене, на удивление, был спокоен и уверен. Ощущение, что перед тобой полный зал, «заводило», придавало энергии. Публика восприняла произведение очень тепло, и вторую часть мы сыграли «на бис». Когда нужно было выходить на поклон (я находился за оркестром, на возвышении), у меня на глазах выступили слезы. Зал аплодировал стоя, со всех сторон – вспышки фотоаппаратов, возгласы «браво!», «молодец!». Непередаваемые ощущения!

Была ли у тебя возможность сыграть это произведение после премьеры?

В конце прошлого года 13-я симфония прозвучала в исполнении симфонического оркестра Академии музыки под управлением Михаила Козинца. Третье исполнение состоялось 12 мая этого года в рамках большого концерта в честь 80-летия Государственного академического симфонического оркестра Республики Беларусь. Была подготовлена симфоническая композиция по произведениям белорусских композиторов «Мы – беларусы». Здесь мы исполняли 2-ю часть 13-й симфонии. Между частями большого произведения, как известно, аплодировать не принято, но после нашего выступления зал не удержался и овацией задержал вступление следующей части.

На следующий день,13 мая, мы выступили в Витебске, в зале областной филармонии. У меня уже был наработан определенный опыт, учтены все плюсы и минусы, звучание мое от выступления к выступлению становилось все лучше. Поэтому к поездке в Витебск я был полностью готов, хотя определенное волнение от того, как воспримет местная публика наше выступление, присутствовало у всех. Оказалось, мы зря волновались. В этом городе принимали нас прекрасно, и меня очень впечатлил культурный уровень витебской публики.

Отвлечемся от академической темы, и поговорим о других сферах профессиональной деятельности гитариста Александра Целуйко. Например, о «Грифомании-2007». Что нового ты играл здесь, и насколько это отличалось от выступления на предыдущем фестивале.

На последнем фестивале я хотел показать по возможности какие-то иные стороны своего творчества. За последний период на меня очень сильно повлияло творчество группы Rage и личное знакомство с Виктором Смольским. На «Грифомании-2007» один из двух подготовленных мной номеров была композиция Unity из репертуара Rage. Это очень сложная композиция, которую я долго не решался сыграть, но в итоге все получилось отлично. Второй номер – попурри из многих известных тем гитаристов и групп (Malmsteen, Ferreri, Joe Taffolo, Rage, Dream Theater). Для публики такая программа, в какой-то степени, оказалась неожиданной. Но для меня самое главное, что «группа поддержки», которая пришла ради меня – мои друзья, родственники, знакомые, восприняли выступление очень хорошо.

Наверно, мама, Любовь Ивановна, была в их числе?

Мама – это отдельный разговор. Для нее любое мое выступление – самое лучшее.

Раньше ты играл с Кириллом Слукой, группой «Цвет Алоэ». Сотрудничаешь еще с какими-нибудь исполнителями?

Продолжаю играть с Кириллом Слукой, а также с группой «Цвет Алоэ» и певицей Eva Shimanski.

А случались какие-нибудь необычные вещи, интересные ситуации, курьезы во время твоих выступлений?

Можно рассказать самый «свежий» случай, который произошел во время выступления в Витебске. Как только прозвучали последние ноты, наш дирижер Александр Анисимов повернулся к залу и сказал примерно следующее: «Вы увидели роль солирующих инструментов, в частности электрогитары, в симфоническом оркестре, а теперь оцените роль дирижера». И ушел со сцены. Для всех музыкантов это была полная неожиданность, а дирижер из-за кулис дал нам понять, что играется 2-я часть 13-й симфонии еще раз. Здесь выручало то, что ритм держал барабанщик… Но главное, что моя аппаратура была уже выключена. И в начале композиции пришлось подключать все заново. Я думал, что не успею, однако музыканты оркестра меня подождали, я подключился и вступил вовремя. В целом, сыграли неплохо.

Вот так шутят дирижеры. А тебя остается поздравить с удачными выступлениями, даже в таких непредсказуемых ситуациях, и пожелать дальнейших успехов.

Юрий НЕСТЕРЕНКО

Jazz-Квадрат, №3/2008


музыкальный стиль
академическая музыка
страна
Беларусь
Расскажи друзьям:

Еще из раздела интервью с гитаристами
John Scofield - Джэм со Скофилдом Владимир Молотков: аранжировка – дело техники Владимир Молотков - Профессор джазовой гитары Энвер Измайлов - Гитарное "двурушничество"
© 2017 Jazz-квадрат

Сайт работает на платформе Nestorclub.com